Занятие "Планета заболела"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Задачи:
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- формировать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать экологическую культуру;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- развивать логическое мышление;
формировать культуру общения работы в группах постоянного состава
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планета заболела | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие « Планета заболела»
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Задачи:
- создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
- создать атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
- формировать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать экологическую культуру;
- формировать мотивацию природоохранной деятельности;
- развивать логическое мышление;
- формировать культуру общения работы в группах постоянного состава.
- Орг. момент. Дорогие ребята, у нас сегодня состоится не совсем обычное занятие. Это будет игра. Мы с вами будем учиться играя.
- Постановка целей
- Где вы живёте?
- В какой стране?
- На какой планете? ( Мы живём на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня на уроке мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь…
Дом, в котором мы живём! |
Но нашему общему дому грозит беда. А какая беда и как от неё уберечься, мы сегодня узнаем.
У нас над головой общая крыша – голубое небо, у нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас одна на всех лампа и печка - ласковое солнце, общий водопровод – дождевые тучи, и вентилятор тоже у нас общий – ветер. Нам только кажется, что земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на неё из космоса, то она не такая уж и большая. Всего за 1,5 часа можно облететь её на космическом корабле. Так, что нам действительно надо хорошо знать, любить и беречь дом, в котором мы живём!
В недра гор, земли и рек
Пробирался человек.
Он старался всё достать,
Чтоб скорей богатым стать .
Через сотни лет, позднее,
Он поймёт, что стал беднее:
Меди нет, железа, стали
Реки мелкими все стали,
Птицы стали задыхаться
И домой не возвращаться,
Меньше нефти, нет бензина
А всего одна причина…….
Как спасти всё, люди это,
Чтоб жила ещё планета?
3. Условия игры.
Посмотрите на карту Земли, но сразу она стала такой, какой вы её сейчас видите. На карте было много белых пятен. Наша задача – увидеть эти пятна и закрыть их, отвечая на вопросы.
В игре принимают участие по 5 человек. 4 человека нам нужны в жюри. У нас также есть гости: учёные- исследователи. Они будут комментировать каждый тур игры. Для всех сегодня будет много вопросов, загадок. Игра состоит из 4 туров.
- « Реки, речки и моря на Земле текут не зря !»
- « Какое небо голубое!»
- « Про зелёные леса т лесные чудеса»
- « Судьба природы – наша судьба»
4. Проведение игры
1 тур
Представьте, что вы раскрутили глобус так быстро, что все цвета слились в один цвет. Какого цвета будет больше? Почему? ( синий цвет, 2/3 земной поверхности занимает вода). Именно воде будет посвящён первый тур, который называется «Реки, речки и моря на Земле текут не зря !».
- Сколько на Земле океанов? (4)
- А сколько на Земле морей: 34,54,74? ( 54)
- В каждом море обитают жители. Кто больше назовёт морских обитателей!
- Как называется начало реки? ( Исток)
- Перечислите цветные моря? ( Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое)
- Как называется костюм водолаза? ( скафандр)
- В роднике вода всегда, а откуда в нём она? ( Подземные воды)
- Какое озеро самое глубокое? ( Байкал)
- Устройство, с помощью которого человек дышит под водой? ( акваланг)
- Какое море носит имя камня, применяемого в строительстве? ( Мрамор)
- Какое море раньше называлось Варяжским? ( Балтийское)
- На каком материке нет ни одной реки? ( Антарктида)
- Какое озеро состоит только из соли? ( Озеро Баскунчак)
- Какое море самое солёное и самое тёплое? ( Красное)
- Как называются волны, вызываемые подводным землетрясением? ( Цунами)
- Где быстрее испаряется вода: в лесу, в поле, в пустыне? (в пустыне)
А сейчас вопросы всей команде.
- Какая река самая длинная? ( Нил)
Коло…, тро.., насо..
с- Нил, з – Амазонка
- Какой океан самый глубокий? ( Тихий)
М…рской, б..льшой, в..круг.
а- Индийский, о – Тихий
- Найди лишнее: болото, река, лес, пред, озеро ( лес)
- Исток, приток, устье, овраг, берег. ( овраг)
- Назови одним словом :Людская, молочная, бурная - …… ( река)
- Метеорный, водный, грязевой -….. ( поток)
- Живая, солёная, пресная - ……. ( вода)
- А сейчас слово предоставляется экологам
По данным лаборатории охраны природы качество воды в районе города не отвечает нормам. Концентрация загрязняющих веществ превышает допустимые стандарты. В прошлом году в реку Кама спустили около 3000 тонн отходов. Сброс стоков ведет такие предприятия как : ОАО « Кама», с\х « Пермский», завод ЖБИ, строительный трест №3. Сбрасывают нефтепродукты, жиры, масла, железо. Много мероприятий было проведено в городе, которые направлены на улучшение качества воды. : ОАО « Кама» - реконструкция очистных сооружений, с\х « Пермский» - ремонт водозаборных скважин, « ТЭЦ-5» - установка нефтеловушек.
Ведь я нужна всему живому на Земле:
Зверям, деревьям и траве.
И человеку нужно понимать:
Нельзя природу захламлять!
А сейчас мы переходим ко 2 туру« Какое небо голубое!». Отыщите на плакате слова, имеющие отношение к голубому пространству.
Прил. 1
- Кто гоняет ветер по по белу свету? ( солнце)
- Умеет ли ветер работать? ( ветряные мельницы, воздушный шар)
- Что страшнее гром или молния? ( молния)
- Почему происходит смена времен года? ( Земля вращается вокруг Солнца)
- Какая планета является самой большой?
- Сколько планет на небе? ( 9)
- Солнце звезда или планета? ( звезда)
- В воздух предприятие выбрасывает 200 тонн сажи после установки очистных сооружений выбросы уменьшились в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в воздух сейчас? ( 10т)
- Клён выделяет в год 2кг 100 г кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько кислорода в год выделяет вяз? ( 14 кг 700 г)
- Почему в лесу легко дышится? ( много кислорода)
- Чтобы ответить на вопрос, вам нужно решить математическую цепочку: Почему необходимо стирать пыль с листьев комнатных растений?
1 : 4 +35 +10 : 7
7-чтобы они могли дышать
9-чтобы они могли цвести
- Какие растения лучше всего очищают воздух от загрязнения?
+17
:8
25-тополь, подсолнечник
27-Каштан, дуб
-14 :2
- А сейчас слово предоставляется экологам.
За прошедший год в г. Краснокамске выбросы в атмосферу составили 2825 тонн, что составило на 423 т меньше, чем в прошлом году. 2Гидрометеоцентр 2 в рамках операции « Чистый воздух» в течение 2 недель делал анализ загрязнения воздушной среды нашего города. Результаты следующие: повышенная запылённость, превышение нормы в 1,5 раза. Проведены следующие мероприятия: разработка и внедрение доулавливания( ловушки) углекислого газа на ОАО « ЦБК- Кама», изменение качества сжигаемого топлива на « ТЭЦ-5»
Моя планета - человечий дом,
Ну, как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава- океан.
Где вся природа поймана в капкан.
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу».
Вот она лежит, маленькая, какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой вея.
Все еще живет, все еще людям верит!
А сейчас мы переходим к 3 туру «Про зелёные леса и лесные чудеса»
Есть у ребят зелёный друг,
Весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. ( лес)
- Пусть каждое слово станет птицей:
Глу чай
Гирь ока
Сор сне
КА харь
- Что мы сажаем, сажая леса? Как на этот вопрос ответит врач, музыкант, кораблестроитель, работник бум. Комбината?
- Все знают, что бывает « гусиный лук» и « заячья капустка». А что еще можно встретить на зверином огороде? ( волчье лыко, вороний глаз, медвежьи ушки, кошачьи лапки)
- Самые трудолюбивые насекомые – муравьи. За 1 минуту муравьи приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых они принесут за 1 час? ( 1200)
- Какой хищный зверь падок до малины? ( медведь)
- У кого самый чуткий нос? ( У бабочки)
- Какого цвета цветки у мать-и-мачехи? ( жёлтого)
- Дерево- символ нашей родины? ( Берёза)
- У кого щёки вместо мешка? ( бобр)
- Какие буквы странные,
Совсем как иностранные.
Названья дерева укрылось в закорючках.
Бери скорее карандаш иль ручку.
Сперва подумай хорошенько,
Соедини штрихи, и оживут слова.
Прил. 2 подчеркни названия деревьев, которые произрастают в лесной полосе.
- Найди ошибки: ( вопрос 1 команде)
Медведь – хищник, но хищник особый. Охотится он редко, но зато любит полакомиться ягодами, грибами. А если уж найдёт гнездо диких пчёл, то убежит без оглядки и мёд не нужен. Плавать медведь не умеет, но зато хорошо лазает по деревьям, цепляясь при этом лапами и помогая хвостом.
( вопрос 2 команде)
У кумушки- лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком,
шубка тёпленькая. Выращивает лиса своих деток в тёплом мягком
гнездышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма.
Хорошо кума наряжена: шерсть у неё пушистая, золотистая.
- Воронежский заповедник – один из старейших заповедников в России. Он был создан в 1922 году для охраны речного бобра. Сколько лет заповеднику сейчас? ( 88)
- А сейчас слово предоставляется экологам.
Я хочу рассказать вам о ранах маленьких. За последние 20лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование. Народная мудрость гласит: « Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча - пустыню». Поэтому, находясь в лесу, бережно относитесь ко всему живому. Не ломайте веток, не рвите большими охапками цветы. Каждая сорванная ветка, каждый цветок - это маленькая рана, нанесённая природе. А если одну такую рану нанесёшь ты, а другую товарищ, что же станет с природой? А ведь природе трудно залечивать даже самые маленькие раны.
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни, истину простую:
Вас много, а она – одна!
В давние времена вокруг Краснокамска были большие богатые леса. Настоящая тайга! Она дарила свежий воздух, грибные и ягодные богатства, тишину. Сегодня леса поредели, из-за порубок их теснят застройки. Гектар леса отфильтровывает из воздуха 50-70 тонн пыли, поглощает ежедневно 220 - 280 кг углекислого газа и выделяя 180 - 220 кг кислорода. Решением краснокамской Думы от 28.11.99 года сосновый бор, находящийся на берегу реки Кама, в 2х км то города, объявлен охранной зоной.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора,
Оно, высокое и вековое,
Даёт нам тень, когда стоит жара.
Она чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода.
Кто на земле живёт без дома.
А сейчас мы переходим к 4 туру « Судьба природы – наша судьба»
А теперь мы узнаем, как вы знаете и соблюдаете правила поведения в природе. Вам предлагаются ситуации:
- В воскресный вечер после выходного дня на берегу реки семья собирается домой. Решают , как поступить с мусором: ребёнок предлагает оставить всё, как есть. Мать предлагает все собрать в кучу и под куст, отец поступает по-другому: он роет ямку и весь мусор складывает туда. Кто из них прав? ( Никто: банки пролежат в земле 90 лет, пакет – 200 лет)
- Вы пришли в берёзовую рощу с целью заготовки веников. Хорошо это или плохо? ( Заготавливать веники можно с 6 июля по 12 июля)
- Рома и Кирилл нашли в траве маленького птенчика, выпавшего из гнезда:
- Давай возьмём его домой, - сказал Кирилл.
- Нет, - ответил Рома. Нужно залезть на дерево и положить его обратно в гнездо.
Кто из детей прав? ( Никто)
- Гуляя по лесу с родителями Аня и Гена увидели муравейник.
- Давай посмотрим, что внутри,- сказала Аня.
- Давай, - с интересом ответил Гена.
Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним и сказала:
- Если бы муравьи могли говорить, они сказали бы вам……
Что могли сказать муравьи детям?
- Ребята на прогулке в поле увидели дождевых червей и решили их раздавить. Что бы вы сказали детям?
- Однажды я увидела, как маленький мальчик бил палкой жабу. Я у него спросила: « Зачем он это делает?» Он мне ответил: «Мама говорила, что от них бывают бородавки» Так ли это?
( Бородавки бывают у тех, кто не моет руки. Жабу действительно нельзя брать в руки. На руках может появиться раздражение. Жабы очень полезны, так как они поедают вредных насекомых. )
А сейчас на нас людей жалуются животные и растения, вам необходимо узнать кто написал жалобу?
- Я, самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день уничтожаю до 300000 вредных насекомых. Но дети часто разрушают моё жилище палками. А ,ведь мне очень больно. Пожалейте меня, я ведь приношу пользу. (Муравей)
- Я большая птица, не люблю жить рядом с человеком, как остальные мои сородичи. Селюсь в лесу, у меня чёрные перья с серебряным отливом, брюшко белое, а клюв красный. По легенде я приношу в дом детей. Нас осталось очень мало, потому что люди нас убивали из-за ценного хохолка на голове (Чёрный аист)
- Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего, всё равно сломают.
(Черёмуха, сирень)
- Я цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время. Раскрываюсь точно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера.
Люди безжалостно меня рвут за красоту, когда катаются на
лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в
Красную книгу. (Белая кувшинка)
Соедини линиями причину и следствие:
- А сейчас слово предоставляется экологам.
Я хочу рассказать вам о ранах больших. С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу приходится уничтожать леса. Вырубают деревья. Иногда слышишь: человек- царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек? А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро людям дает природа, а взамен она просит только бережного, доброго отношения. Многие животные и растения стали редкими. Этим растениям угрожает опасность, они могут навсегда исчезнуть с лица земли. Чтобы не нарушать равновесие, надо каждому, живущему на Земле беречь и охранять природу.
Чтоб не умер Арал,
Был бы чистым Байкал,
И зелёным остался бы лес.
Берегите природу!
И подарит она вам
Огромное поле чудес!
Не пора ли остановиться!
За голову всем схватиться!
Призвать на помощь людские знания,
своё самосознание?
Давайте поспешим,
Землю свою от бед сохраним!
Степи, не умирайте!
Нивы, поля, зеленейте!
Цветы, зацветайте пышно!
Пусть реки струятся
Потоками быстрыми,
Прозрачными, чистыми,
На солнце искристыми
Пусть в море живут большие киты,
Они нам ведь тоже очень нужны!
Дельфины резвятся и чайки кружатся
И волны на берег мирно ложатся!
Как видите, друзья,
В большой опасности Земля!
На всей нашей огромной планете стали появляться маленькие волшебники-дети. Их главная задача защитить Землю от загрязнения. Они уже многое знают и умеют, но они дети. Им нужно ещё многому научиться. Наша задача помочь маленьким волшебникам. Как? Нужно сохранять в чистоте то место, где мы с вами живём.
- Практическая работа .
Давайте выполним проект « Сохраните землю»
Использованная литература:
Журналы «Начальная школа»
Газета «Первое сентября»
Плешаков « Тетрадь с заданиями по природоведению»
Приложение 1.
А | О | Д | Б | К | У | О | Л | П | Л | А | Н | Е | Т | А | А | Ц | М | Г | В |
Ж | А | Р | О | У | К | Р | В | М | И | Ц | П | Ц | Л | С | О | Л | Н | Ц | Е |
Ц | А | П | Р | О | Л | Б | К | А | Т | М | О | С | Ф | Е | Р | А | У | Ш | Н |
М | Е | Р | К | У | Р | И | Й | Ы | П | З | В | Е | З | Д | А | Р | М | Т | Е |
Е | В | А | Р | Е | М | Т | Ц | К | Е | Н | Г | Ш | М | Ы | В | В | С | Ч | Р |
С | Ц | Р | П | Л | М | А | К | М | Е | Т | Е | О | Р | И | Т | У | К | Е | А |
Я | Ц | С | А | Р | О | Д | Ж | Д | Х | Ы | П | О | Л | Д | Ж | Р | А | Р | О |
Ц | Г | А | Л | А | К | Т | И | К | А | Ц | В | А | М | И | Р | Г | В | А | Р |
Й | Ф | Т | А | В | П | Р | И | Т | Ю | Ж | А | Р | О | У | К | У | Е | Р | Н |
Й | Ц | У | В | П | Р | К | М | П | Р | Г | О | Л | В | П | Е | Г | Ш | Щ | О |
Ц | Е | Р | У | В | М | И | Р | О | Р | Ц | Ы | А | М | П | Р | Н | С | К | Н |
Й | К | Н | И | Т | О | Ы | У | Р | И | К | Л | Д | Т | Ц | Р | Я | П | Р | Д |
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планета заболела
Урок по экологическому воспитанию...
Земля заболела!
Мусор – угроза здоровью планеты. Цель урока:сформировать у учащихся представления об источниках и способах утилизации бытового мусора;убедить учащихся в необходимости соблюдения чистоты в д...
планета заболела
внеклассное мероприятие для начальной школы...
Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"
Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...
Планета заболела
Ах, как часто , глядя в поднебесье ,Мы мечтаем покорить пространство.-В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно и...
Интегрированный урок окружающего мира и математики "Планета заболела"
На уроке формируются представления о Земле как общечеловеческом доме; показывается важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; закрепляется табличное умноже...
Пресс-конференция на тему "Планета заболела" (ролевая игра по экологии в 4 классе).
Эту игру можно применять в форме внеклассного мероприятия, а также на уроке окружающего мира. Дети принимают роли корреспондентов различных организаций и журналов, участников конференции и зрителей...