Урок природоведения на тему: "Планета заболела"3 класс ( 1-3 ) Тема : Планета заболела. Цели : 1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты;раскрыть некоторые экологические проблемы; 2)формирование представления о Земле как общечеловеческом доме; 3)показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; 4)способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формирование экологической культуры; Тип урока : изучение нового материала. Оборудование : глобус, информационные листы, магнитофон, видеомагнитофон, кроссворд, таблица «Солнце и планеты », рисунок планеты, таблица « Признаки грозной беды », таблички : названия групп, 22 апреля – День земли, книга А.С. Экзюпери «Маленький принц », Красная книга. ХОД УРОКА. I.Оргмомент. II.Вступительное слово учителя. Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на ее фоне - стихи учителя . Ах, как часто , глядя в поднебесье , Мы мечтаем покорить пространство. И, как Маленькие принцы, в одночасье На других планетах оказаться. Удивляться их могуществу, величью, Раскрывать секрет небесной выси. И, конечно же , ловить себя на мысли: Им с Землею нашей не сравниться . -Для нас , землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная Земля. неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу из фантастической сказки А.С. Экзюпери « Маленький принц ». И , все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши « соседи »?Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших « соседей ». III.Актуализация знаний . 1.Самая большая планета . ( Юпитер ) 2.Самая маленькая планета . ( Плутон ) 3.У этой планеты 17 спутников. ( Сатурн ) 4.Огромное раскаленное космическое тело . ( Солнце ) 5.Самая близкая к солнцу планета . ( Меркурий ) 6.Бирюзово –синий газовый шар . ( Нептун ) 7.Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку. ( Уран ) 8.Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. ( Звезды ). 9.Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ) 10.Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс ) 11.Спутник планеты Земля .( Луна ) 12.Наука о космических телах. ( Астрономия ) ( Разгадав кроссворд, высвечивается ключевое слово - планета Земля ) . -Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля. IV.Мотивация . ( Учитель читает стихи, держа в руках глобус ). Самая прекрасная , родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете, Мы твои заботливые дети . Но порой, под нашими руками Красота твоя бесследно исчезает. Задыхаются от грязи океаны, Звери, птицы, травы погибают. Где бы мы не жили на планете, За твою судьбу мы все в ответе. Мы твои помощники, друзья , Мы, Земля, с тобой одна семья. Звучит голос Земли : -Мне радостно слышать вас и обидно . -Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный . Что случилось? Голос Земли : Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я была прекрасна в то время. Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами.Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя.У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты ) -Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ? V.Сообщение темы и целей урока . -С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность. Тема нашего урока так и звучит « Планета заболела ». -Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ? VI.Новый материал. 1)Признаки грозной беды. -Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы. А что угрожает нашей планете Земля ? Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает? -Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ? Задания для групп. 1.Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты » - растениям. 2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных. 3.Географы расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху. ( Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды ») Признаки грозной беды. 1.Вырубка лесов. 2.Гибель животных. 3.Загрязнение воды. 4.Загрязнение воздуха. 5.Накопление мусора. 6.Отравление почвы. ( показ видеосюжета ) -Кто виноват во всех причинах болезни планеты ? ( Человек ) -Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить. Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. » -Что имел в виду автор этих строк ?( ответы детей ) -Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты? -Я думаю, что нам следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.» -Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете. Интересно , а как вы приводите себя в порядок ? -Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими. Физминутка . ( под музыку ) -Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету ? 2)Охрана природы. -Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ? -А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ? ( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга ) Показ видеосюжета. -Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы спасти природу всей планеты ? 3)Международное сотрудничество . а) Люди создали границы, оградились друг от друга, но они забыли, что : У всех людей одна планета И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц. И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим, не скупясь. ( И. Ландо ) -В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней. -Что такое конвенция ? б) Работа с информационными листами по группам. -Выберите те международные соглашения, которые соответствуют вашей специальности : 1.Соглашение о сохранении белых медведей. 2.Конвенция о загрязнении воздуха на большие расстояния. 3.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения. 4.Конвенция об охране дикой флоры и фауны. 5.Международная конвенция об охране птиц. 6.Конвенция по борьбе с опустыниванием. ( отчет групп ) в) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы ( МСОП ). Именно эта организация издает « Международную Красную книгу ».Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь ( панда ). г) Показ видеосюжета. д) Создание своей организации. -Я предлагаю в вашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам.-Придумайте название, эмблему , девиз. ( Учитель может предложить свой вариант : Название : «Маленькие принцы Земли »Эмблема с изображением Маленького принца.Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету ».) Ученик читает стихотворение : Здравствуй, планета ! Здравствуй, Земля ! Отныне мы дети твои и друзья. Отныне мы вместе большая семья. Мы Маленькие принцы Планеты Земля ! ( Плакат с изображением улыбающейся планеты ) ИТОГ : -Ребята, почему наша планета улыбается ? -Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад. Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все навек объединимся. Давайте наши души сохраним ! Тогда мы на Земле и сами сохранимся . Урок природоведения на тему: "Планета заболела" |