Занятие по этике "Мой дом - моя семья"
методическая разработка (2 класс) на тему
Данная разработка способствует совершенствованию культуры нравственного поведения учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_etike_moy_dom_-_moya_semya.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по этике во 2 классе
Тема: « Мой дом – моя семья».
Цель: создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения учащихся.
Задачи:
- Способствовать формированию положительных отношений в семье и взаимоотношений в
коллективе.
2. Расширить представления о добре, любви к ближнему , о значении слова дом.
Оборудование:
У детей: нарисованные заготовки домов и поленьев, маркеры;
Оформление доски: экран; рисунки детей на тему « Моя семья».
Этапы занятия | Содержание этапа | |
1. | Организационный момент. Этический заряд. | Цель: создать эмоциональный настрой в классе. У: Улыбнёмся солнышку, Дадим друг другу руку- Поднимем настроение Себе и другу. - Давайте пустим по кругу искорку хорошего настроения. |
2 | Диалог. 1.Постановка проблемы. 2.Обобщение по выявленной проблеме. 3.Коллективное решение проблемы. 4.Принятие условий решения проблемы. | Цель: развитие и воспитание ценностно - нравственных ориентаций в жизнедеятельности школьников. У: Тема нашего сегодняшнего настроения обозначена в следующем стихотворении: Живым существам очень трудно без дома. Жильё нужно птицам , зверям, насекомым … Для шустрых и быстрых лесных муравьев В большом муравейнике пища и кров. Лиса и барсук в тёмных норах живут, А птицы уютные гнёздышки вьют. Живым существам без жилища – беда, Но людям без дома - совсем никуда! У: О чем мы будем сегодня говорить? Д: О доме. У: Скажите ,что мы называем «домом»? ( ответы детей записываются на доске : жилое помещение, квартира, то место где мы находимся…) У: Слово « дом» произошло от латинского слова «домус», что означает «жилище», «хозяйство». Поэтому чаще всего мы домом называем жилое помещение, квартиру, где ночуем , едим , отдыхаем, куда приходим из дет. сада, школы или возвращаемся из долгого путешествия. - А так ли это? Или дом это и ещё что-то , давайте поговорим с вами об этом. - Приходилось ли вам слышать выражения « я здесь себя чувствую как дома» или « чувствуйте себя , как дома»? Д: Да. У: Что они означают? ( ответы детей) У: Я правильно вас поняла, что чувствовать себя как дома - это значит хорошо , свободно, радостно. - А что нужно человеку , чтобы он чувствовал всегда себя хорошо , свободно и радостно? ( высказывания детей на доске: любовь, добрые отношения(доброжелательность),взаимопонимание и т.д.) У: Значит, только живя в любви , добре и взаимопонимании каждый человек всегда себя будет чувствовать хорошо, свободно и радостно. - И вот какие качества ладного житья в ваших семьях вы выразили в своих мини - сочинениях, по моей просьбе. Послушайте выдержки из них: (на экране) Наша семья большая , в ней много детей. Мама с папой работают , а старшие братья и сестры ухаживают за маленькими членами семьи .Все помогают и заботятся друг о друге. Моя семья счастливая! Мы устраиваем праздники, веселимся , отдыхаем - делаем всё вместе. В моей семье не всегда устраивают праздники, т.к. не много денег, но у меня очень добрая мама, бабушка и дедушка и я их очень люблю. У: - Так что же такое «дом»? Только жилое помещение и крыша над головой? Д: Нет. Это ещё и семья, и близкие тебе люди. У: Давайте ещё раз выделим , какие же качества в семье важны для нас. Почему вам дома хорошо , свободно и радостно? По мере высказывания детей на экране появляются следующие качества:(слайд) Сердечность Забота Внимание Взаимопонимание Терпимость Доброжелательность У: И это лишь часть , важных качеств которые есть у нас дома. - А какие качества будут нам мешать чувствовать себя хорошо, свободно и радостно? Высказывания детей на доске :(слайд) Лень Грубость Эгоизм Ссоры У: Вы хотите и в классе « чувствовать себя как дома» -хорошо, свободно и радостно? Д: Да. У: Давайте попробуем с вами построить свой «классный» дом , в котором все будут чувствовать себя как дома. Хотите? Работа в группах. - У вас на столах лежат заготовки домов, фломастеры. С какой части дома нужно начать строительство? Д: Фундамент, основа дома. У: Вы правы! Это главное! На чём, на каком основании он будет построен, зависит его прочность! - Напишите на листочках «кирпичиках» и листочках «фундамента», какие качества нужно взять для строительства дома? Проекты вывешиваются, дети читают написанное. У: Итак, проекты нашего дома готовы. В его основании: любовь, поддержка, внимание. А тепло дома и уют сохранят: забота, ласка, доброта, терпение… - Но задумывались ли вы , над тем ,что чтобы в нашем «классном» доме всегда царила любовь, доброта, мир –это прежде всего наше участие в этом? Как вы понимаете это? Подумайте над этим под спокойную музыку. Звучит спокойная музыка. У: Сядьте, как вам удобно, можете закрыть глаза. Вернитесь мыслями в свой дом…(пауза) - Попытайтесь вспомнить, как проходит утро в вашем доме…(пауза) -А как проходит день?… - Каким предстаёт вечер? - А вот теперь, ориентируясь на то, что вы вспомнили о своём доме, давайте подумаем, какую роль вы играете сами? Что берёте на себя в доме? Как стремитесь помочь? И что вам пригодится из этого в новом доме, и как строить свои отношения в нём. -Чаще всего « дом» ассоциируется со словом « очаг». Это не костёр по среди квартиры, это атмосфера, которую мы создаём своими руками. - на доске вы видите изображение очага, но он не горит. В нём нет дров. Давайте зажжём его. Для этого вы получите символические поленья. Подумайте и напишите на них, что вы можете делать в « классном» доме, чтобы наш очаг не угасал. |
3. | Итог. Рефлексия | Цель: обобщение освоенности учеником нравственных понятий в собственной жизнедеятельности. У: Что нам нужно стараться делать , чтобы в нашем общем доме было тепло, уютно, радостно всем нам? Чтобы наш очаг не угас? Ученики читают ,что они написали , и складывают дрова в камин. У: Я надеюсь , что отныне наш очаг никогда не погаснет, и у нас будет царить мир, любовь , согласие и лад. -И если ещё кто-то не успел или не знает , что можно он может дать нашему дому, чтобы наш очаг не погас, ничего страшного, вы можете это сделать попозже. - Я хочу закончить стихами , которые подходят к нашей теме: « Дом, как известно всем давно,- Это не стены, не окно, Это не стулья со столом: Это не дом. Дом – это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным , злым, Еле живым. Дом – это там, где вас поймут, Там где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом , - Это твой дом». Я хочу, чтобы каждый из вас взяли для себя частичку от нашего костра, и отнесли его тепло с собой домой. ( раздаются вырезанные из бумаги элементы угольков костра) |
4. | Задание к следующему уроку. | У: Принести фото или нарисованный портрет своего друга. Как вы думаете , о ком будем говорить с вами на следующем уроке? |
1. | У: Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о простых, но очень важных истинах. Прослушайте песенку кота Леопольда, о чём она? Д: О добре, что хорошо, когда ты добрый. У: Вы прослушали песенку, как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить? Д: О добре, о добрых отношениях. | |
2. | Диалог. Постановка проблемы. | Цель: расширить представления детей о добре, любви к ближнему. У: Да. Ведь давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что могут люди делать, а что нет; какие у них обязанности перед другими; что такое добро , а что есть зло ? Трудные вопросы? У: На один из таких вопросов предстоит сегодня ответить и нам. Я прошу каждого подумать: что такое добро? Какой он добрый человек. Д: высказывания детей, запись на экране. У: В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что добро - это всё положительное, хорошее, полезное; добрый – это тот кто делает добро другим, отзывчивый, хороший, нравственный. Посмотрите, совпадает он с нашим мнением, которым вы назвали? Д: Да. У: А всегда ли у нас получается быть добрым, и всегда ли проявляем добрые отношения по отношению к друг - другу? Д: Не всегда. У: Почему не всегда? На доске вывешиваются 6-7 шариков, на которых написано слова «Добро». У: Посмотрите на шарики. Они очень хрупкие, поэтому могут исчезнуть. Так и добро, и добрые отношения могут исчезнуть. Из-за чего может исчезнуть добро и добрые отношения? Дети высказываются, их слова фиксируются на карточках, шарики лопаются. У: Шарик-добро лопнул – ничего не осталось. Как вы думаете, что произойдёт с человеком, когда не станет добра? Д: У: Хорошо ли будет жить человеку без добра и добрых отношений? У: А можно ли вернуть добро и добрые отношения? Как это сделать? У: В каких произведениях мы часто встречаемся с добром и злом? Д: В сказках. У: Поднимите руки, кто любит сказки? - Почему вы их любите? Д: Они интересные, волшебные, в них всегда побеждает добро. У: Как вы думаете, почему в сказках всегда побеждает добро? Высказывания детей. У: Назовите героев сказок, и их поступки, которые по вашему мнению отождествляют добро и зло. Называют героев и их поступки, запись в 2 колонки: 1.Добро, 2.Зло. У: Вспомните, каким героям в сказках больше помогают, те которые совершают добро или зло? Д: добрым героям. У: Каким героям по вашему мнению живется веселей и почему? Д: Добрым героям, потому что им все помогают, у них много друзей. У: Расскажите, пожалуйста, кто из сказочных героев вам близок и почему.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»
Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...
РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "ШКОЛА, Я, МОЯ СЕМЬЯ" ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мной представлена разработка занятия по внеурочной деятельности "Школа, я, моя семья" для учащихся 2-х классов. Занятие соответствует требованиям ФГОС. В представленный материал входят: методиче...
Открытое занятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений".
Открытое занятие по ОРКЭСФирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классов ГБОУ СОШ №1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля Тема: Род и семья – исток нравственных отношений.Цель урока: ф...
конспект занятия "Здоровые дети в здоровой семье"
Занятие направлено на развитие у ребят здорового образа жизни, знакомство с основными правилами здорового образа жизни...
Урок-занятие "Здоровые дети - в здоровой семье". Тема урока: "Посмотрим друг другу в глаза"
Занятие с детьми с нарушением аутистического спектра для взаимодействия с родителями через использование оборудования в сенсорной комнате, организация положительного опыта общения с матерью....
План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".
Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...