Занятие по этике "Мой дом - моя семья"
методическая разработка (2 класс) на тему

Мирошникова Оксана Валерьевна

Данная разработка способствует совершенствованию культуры нравственного поведения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_etike_moy_dom_-_moya_semya.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по этике  во 2 классе

Тема: « Мой дом – моя семья».

 Цель: создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения учащихся.

Задачи:

  1. Способствовать формированию положительных отношений в семье и  взаимоотношений в

 коллективе.

        2. Расширить представления о добре, любви к ближнему ,  о значении слова дом.

Оборудование:

У учителя: ИКТ, муз. диск.

У детей: нарисованные  заготовки  домов и поленьев, маркеры;  

Оформление доски: экран; рисунки  детей на тему « Моя семья».

Этапы занятия

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Этический заряд.

Цель:  создать эмоциональный настрой в классе.

У: Улыбнёмся солнышку,

   Дадим друг другу руку-

    Поднимем настроение

    Себе и другу.

 - Давайте пустим  по кругу искорку хорошего настроения.

2

Диалог.

1.Постановка проблемы.

2.Обобщение по выявленной проблеме.

3.Коллективное решение проблемы.

4.Принятие условий решения проблемы.

Цель: развитие  и воспитание ценностно - нравственных ориентаций в жизнедеятельности школьников.

У: Тема нашего сегодняшнего настроения обозначена в следующем стихотворении:

Живым существам очень трудно без дома.

Жильё нужно птицам , зверям, насекомым …

Для шустрых и быстрых лесных муравьев

В большом муравейнике пища и кров.

Лиса и барсук в тёмных норах живут,

А птицы уютные гнёздышки вьют.

Живым существам без жилища – беда,

Но людям без дома  - совсем никуда!

У: О чем мы будем сегодня говорить?

Д: О доме.

У: Скажите ,что мы называем  «домом»?

( ответы детей записываются на доске : жилое помещение, квартира, то место где мы находимся…)

У: Слово « дом» произошло от латинского слова «домус», что означает «жилище», «хозяйство». Поэтому чаще всего мы домом называем жилое помещение, квартиру, где ночуем , едим , отдыхаем, куда приходим из дет. сада, школы или возвращаемся из долгого путешествия.

-  А так ли это? Или дом это  и ещё  что-то , давайте  поговорим с вами об этом.

- Приходилось ли вам слышать выражения « я здесь себя чувствую  как дома» или « чувствуйте себя , как дома»?

Д: Да.

У: Что они означают?

( ответы детей)

У: Я правильно вас поняла, что  чувствовать себя  как дома - это значит хорошо , свободно, радостно.

-  А  что нужно человеку , чтобы  он чувствовал всегда себя хорошо , свободно и радостно?

( высказывания детей на доске: любовь, добрые отношения(доброжелательность),взаимопонимание и т.д.)

У: Значит, только  живя в любви , добре и взаимопонимании каждый  человек всегда себя будет чувствовать  хорошо, свободно и радостно.

- И вот какие качества ладного  житья в ваших семьях вы

выразили в своих мини - сочинениях, по моей просьбе.

Послушайте выдержки из них: (на экране)

Наша семья большая , в ней много детей. Мама с папой работают , а старшие братья и сестры ухаживают за маленькими членами семьи .Все  помогают и  заботятся  друг о  друге.

Моя семья счастливая! Мы устраиваем праздники, веселимся ,  отдыхаем -  делаем всё вместе.

В моей семье не всегда устраивают праздники, т.к. не много денег, но у меня очень добрая мама, бабушка и дедушка и я их очень люблю.

У: - Так что же такое  «дом»? Только жилое помещение и крыша над головой?

Д: Нет. Это ещё и семья,  и близкие тебе люди.

У: Давайте ещё раз выделим , какие же качества в семье важны для нас. Почему вам дома хорошо , свободно и радостно?

По мере высказывания детей на экране появляются следующие качества:(слайд)

Сердечность

Забота

Внимание

Взаимопонимание

Терпимость

Доброжелательность

У: И  это лишь часть , важных качеств которые есть у нас дома.

- А какие качества будут нам мешать  чувствовать себя хорошо, свободно и радостно?

Высказывания детей на доске :(слайд)

Лень

Грубость

Эгоизм

Ссоры

У: Вы хотите и в классе « чувствовать себя как дома» -хорошо, свободно и радостно?

Д: Да.

У: Давайте попробуем с вами построить свой  «классный» дом , в котором все будут чувствовать себя как дома. Хотите?

Работа в группах.

- У вас на столах лежат заготовки  домов, фломастеры.

С какой части дома нужно начать строительство?

Д: Фундамент, основа  дома.

У: Вы правы! Это главное! На чём, на каком основании он будет построен, зависит его прочность!

- Напишите на листочках «кирпичиках» и листочках «фундамента»,   какие  качества  нужно взять для строительства дома?

Проекты вывешиваются, дети читают написанное.

У: Итак, проекты нашего дома готовы. В его основании: любовь, поддержка, внимание. А тепло дома и уют сохранят: забота, ласка, доброта, терпение…

- Но задумывались ли вы , над тем ,что  чтобы в нашем «классном» доме всегда царила любовь, доброта, мир –это прежде всего наше  участие в этом? Как вы понимаете это? Подумайте над этим под  спокойную музыку.

Звучит спокойная музыка.

У: Сядьте, как вам удобно, можете закрыть глаза. Вернитесь мыслями в свой дом…(пауза)

-  Попытайтесь вспомнить, как проходит утро в вашем доме…(пауза)

-А как проходит день?…

- Каким предстаёт вечер?

- А вот теперь, ориентируясь на то, что вы вспомнили о своём доме, давайте подумаем, какую роль вы играете сами? Что берёте на себя в доме? Как стремитесь помочь? И что вам пригодится из этого в новом доме, и  как строить свои отношения в нём.

-Чаще всего « дом» ассоциируется со словом « очаг». Это не костёр по среди квартиры, это атмосфера, которую  мы создаём своими руками.

- на доске вы видите изображение очага, но он не горит. В нём нет дров. Давайте зажжём его. Для этого вы получите символические поленья. Подумайте и напишите на них, что вы можете делать в « классном» доме, чтобы наш очаг не угасал.

3.

Итог.

Рефлексия

Цель: обобщение  освоенности учеником нравственных понятий в собственной жизнедеятельности.

У: Что нам нужно стараться делать , чтобы в нашем общем  доме  было тепло, уютно, радостно  всем нам? Чтобы наш очаг не угас?

Ученики читают ,что они написали , и складывают дрова в камин.

У: Я надеюсь , что отныне наш очаг никогда не погаснет, и у нас будет царить мир, любовь , согласие и лад.

-И если ещё кто-то не успел или не знает , что можно он может дать нашему дому, чтобы наш очаг не погас, ничего страшного, вы можете это сделать попозже.

- Я хочу закончить стихами , которые подходят к нашей теме:

« Дом, как известно всем давно,-

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом:

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным , злым,

Еле живым.

Дом – это там, где вас поймут,

Там где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом , -

Это твой дом».

Я хочу, чтобы каждый из вас взяли для себя частичку от нашего костра, и отнесли его тепло с собой домой.

 ( раздаются вырезанные из бумаги элементы угольков  костра)

4.

Задание к следующему уроку.

  У: Принести фото или нарисованный портрет своего друга.

Как вы думаете , о ком будем говорить с вами на следующем уроке?


1.

У: Ребята, сегодня мы продолжим наш разговор о простых, но очень  важных истинах. Прослушайте песенку  кота Леопольда, о чём она?

Д: О добре, что хорошо,  когда ты  добрый.

У: Вы прослушали песенку, как вы думаете о чём мы будем сегодня говорить?

Д: О добре, о добрых отношениях.

2.

Диалог.

Постановка проблемы.

Цель: расширить представления детей о добре, любви к ближнему.

У:  Да. Ведь  давным-давно, тысячи лет назад на земле   появились люди.  Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что могут люди делать, а что нет; какие у них обязанности перед другими; что такое добро , а что есть зло ? Трудные вопросы?

У: На один из  таких вопросов предстоит сегодня ответить и нам. Я прошу каждого подумать: что такое добро? Какой он добрый человек.

Д: высказывания детей, запись на экране.

У: В толковом словаре  Сергея Ивановича Ожегова сказано, что добро - это всё положительное, хорошее, полезное; добрый – это тот кто делает добро другим, отзывчивый, хороший, нравственный. Посмотрите, совпадает он с нашим мнением, которым вы назвали?

Д: Да.

У: А  всегда ли у нас получается быть добрым, и всегда ли проявляем  добрые отношения по отношению к друг - другу?

Д: Не всегда.

У: Почему не всегда?

 На доске вывешиваются 6-7 шариков, на которых написано слова «Добро».

У: Посмотрите на шарики. Они очень хрупкие, поэтому могут исчезнуть. Так и добро, и добрые отношения могут исчезнуть. Из-за чего может исчезнуть добро и добрые отношения?

Дети высказываются, их слова фиксируются на карточках, шарики лопаются.

У: Шарик-добро лопнул – ничего не осталось. Как вы думаете, что произойдёт  с человеком, когда не станет добра?

Д:

У: Хорошо ли будет жить человеку  без добра и добрых отношений?

У: А можно ли вернуть добро и добрые отношения?  Как  это сделать?            

У: В каких произведениях  мы часто встречаемся с добром и злом?

Д: В сказках.

У: Поднимите руки, кто любит сказки?

- Почему вы их любите?

Д:  Они интересные, волшебные, в них всегда побеждает добро.

У: Как вы думаете, почему в сказках всегда побеждает добро?

Высказывания детей.

У: Назовите героев  сказок,  и их поступки, которые по вашему мнению отождествляют добро и зло.

Называют героев и их поступки, запись в 2 колонки: 1.Добро, 2.Зло.

 У: Вспомните,  каким    героям  в сказках больше помогают, те которые совершают добро или зло?

Д: добрым героям.

У: Каким героям по вашему мнению живется веселей и почему?

Д: Добрым героям, потому что им все помогают, у них много друзей.

У: Расскажите, пожалуйста, кто из сказочных героев вам близок и почему.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...

РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "ШКОЛА, Я, МОЯ СЕМЬЯ" ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мной представлена разработка занятия по внеурочной деятельности "Школа, я, моя семья" для учащихся 2-х классов. Занятие соответствует требованиям ФГОС. В представленный материал входят:  методиче...

Открытое занятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений".

Открытое занятие по ОРКЭСФирсова Ольга Андреевнаучитель начальных классов ГБОУ СОШ №1738 имени авиаконструктора М.Л.Миля Тема:  Род и семья – исток нравственных отношений.Цель  урока: ф...

конспект занятия "Здоровые дети в здоровой семье"

Занятие направлено на развитие у ребят здорового образа жизни, знакомство с основными правилами здорового образа жизни...

Урок-занятие "Здоровые дети - в здоровой семье". Тема урока: "Посмотрим друг другу в глаза"

Занятие с детьми с нарушением аутистического спектра для взаимодействия с родителями через использование оборудования в сенсорной комнате, организация положительного опыта общения с матерью....

План-конспект занятия по ОРКСЭ по теме: "Семья".

Цель этого занятия:привить любовь к ближнему, семье, уважение к старшим, сверстникам, к родному дому, Родине;воспитание чувства патриотизма...