Уроки нравственности
классный час (2 класс) по теме

Галиева Фания Ягъфаровна

Классные часы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

-

         


Классные часы.

Тема:

                                               Учитель. Галиева Ф. Я.


Тема: «О вежливых словах и их применении»

Цель: научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Материалы:  аудиозапись песни  «Чебурашка», таблички с вежливыми словами на доске; указатель «Спасибоград»; разрезанные буквы, из которых можно составить несколько «волшебных» слов; рассказ В. Осеевой «Волшебное слово».

Ход занятия.

        Занятие начинается со звучания песни «Чебурашка». По окончании учитель задаёт вопросы:

- Ребята, продолжите слова «Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняшка …(Дети: «При встрече сразу лапу подаёт…»)

- Что мы можем сказать об этой собаке?

(Она вежливая, добрая.)

- А что значит вежливость? (Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.)

        Так вот, с сегодняшнего дня, представьте, мы с вами отправляемся в путешествие по стране Вежливости и культуры поведения. Вы побываете в разных городах, на различных станциях и узнаете много нового и интересного. Кто ещё недостаточно вежлив и культурен наверстает упущенное. Но это в будущем…

        А сейчас мы прибываем на первую остановку в город Вежливости Спасибоград.

А вы когда-нибудь бывали

                                          В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

                                          Вежливо благодарят?

- Обратите внимание на название города, на слова, которые помещены на доске, и скажите, о чём мы будем говорить? (О вежливых словах.)

        Для начало загадки:

Растёт даже ледяная глыба

От слова тёплого… (Спасибо.)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (Добрый день.)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(До свидания.)

        Теперь поиграем в игру «Пожалуйста».

Учитель показывает различные движения ( например, руки вверх, в стороны, за спину, за голову, к плечам; сесть, встать и т.д.). Дети должны выполнять эти движения только в том случае, когда учитель скажет «пожалуйста». Кто ошибается , выходит из игры. Оставшийся ребёнок становится победителем.

        В обиходе культурного человека всегда присутствуют вежливые слова. С помощью них можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение.

А что значить слово «здравствуйте»?

«Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

«Здравствуйте!» - Это же будьте здоровы,

Это же дольше живите на свете!

        - Сейчас я прочитаю стихотворение об одной девочке. Она знала вежливые слова, но одно забыла. Подскажите ей.

Маша знала слов немало,

                                            Но одно из них пропало.

                                            И оно-то, как на грех,

                                            Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом.

                                             Это слово говорят,

                                             Если вас благодарят. (Спасибо.) 

     

        Следующая игра так и называется – «Вежливые слова». Каждый по очереди называет по одному вежливому слову. Кто скажет слово последним, тот и выиграл.

        Теперь мы познакомимся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово». Я вам его прочитаю, а потом мы обсудим, как он связан с нашей темой. Чтение рассказа.

        -Как вёл себя Павлик в сквере?

        - На что он жаловался старику? 

        - Какое волшебное слово назвал Павлику старик?

        - Как его нужно было говорить?

        - Почему изменилось к Павлику отношение сестры, брата, бабушки?

        - Был ли старик волшебником?

Далее будем составлять «волшебные слова» из разрезных букв. (Каждому ребёнку или на двоих даются разрезные буквы, из которых надо быстро составить вежливое слово. Тем, кто затрудняется, - помочь.)  

        Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стараться всегда и со всеми быть полезными людям и вот так не поступать:

Тётя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

- Извините, тётя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать.

- Я бы мама, убрала,

Только я ещё мала.

        На этом наше занятие заканчивается, подведём итог.

- В каком городе были?

- О чём говорили?

- Что значит вежливость?

- Какие слова узнали?

- Какая связь между словами и поступками?

Тема: «Правила знакомства, представления и обращения».

Цель: пополнить слова учащиеся новыми формами знакомства, представления и обращения, закрепить предыдущее знания.

Материалы: таблички с вежливыми словами на доске; указатель «Знакомск»; одежда и декорация для сценок; произведение К. Чуковского «Телефон».

        Ход занятия.

1. Повторение.

        - В какое путешествие мы с вами отправились на предыдущем занятии? (По стране вежливости и культуры поведения)

        - Как называлась первая остановка? (Спасибоград.)

        - О чём на ней говорилось? Я хочу проверить, как вы помните волшебные слова… отвечайте без ошибок…

        Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём: «Видел Настю-октябрёнка я на улице сейчас.

        Настя – славная девочка, Настя ходит в первый класс!

Но …давно уже от Насти я не слышу слова…(Здрасте).

А слово-то какое – очень дорогое.

Встретил Витю я , соседа. Встреча грустная была:

        На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

Но- представьте!  – зря от Вити ждал я слова …(Извините.)

А слово-то какое -очень дорогое.

Он про внучку говорил: «Экая досада!

Я портфель ей подарил. Вижу, очень рада!

Но нельзя ж молчать, как рыба.

Ну, сказала бы …» (Спасибо.)

А слово- то какое - очень дорогое».

2. Новая тема.

- Сегодня мы прибываем в следующий город ЗНАКОМСК. Догадайтесь по названию, о чём пойдёт речь )о знакомстве). Верно, мы поговорим о правилах знакомства, представления и обращения.

Существует несколько правил знакомства:

        1. Младший всегда представляется старшему.

        2. При знакомстве смотрите друг другу в глаза и улыбайтесь.

        3. Когда представляют мужчину, он встаёт.

        4. В гостях знакомит людей друг с другом хозяйка.

        5. Представляя, следует чётко произносить имя и фамилию.

Обращение может быть:

1. Официальным(гражданин, господин, товарищ, Ф.И.О.)

2. Интимным (дорогой, милая).

3. Доверительным (уважаемые коллеги, друзья).

4. Шуточным (детское прозвище).

Обращение «Вы» подчёркивает уважение к лицу.

        Сейчас разыграем следующие сценки (ситуации знакомства):

а) вам надо познакомиться со сверстником (идут действия);

б) надо познакомиться со взрослым (действия).

«У меня зазвонил телефон…» - из какого стихотворения строки? (К. Чуковский. «Телефон»). Я прочитаю вам это произведение, а вы подумайте над вопросом – кто из зверей обращался вежливо правилам? (Мартышки, цапли и т. д. )

Обыгрывание ситуаций:

1. Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку. Как назовёте соседа?

Вежлив ли герой?

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алёша, Петя, Ваня, Толя

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

2. Вы пришли в булочную. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб. (Действия.)

3. Обратитесь к маме с просьбой купить понравившуюся игрушку.

        Пополнение словаря вежливых слов.

        Сколько просьб начинается с «будьте добры»:

«Скажите, который час?»

«Прочтите, - глаза у меня стары…»

«Придите, беда у нас!»

Сейчас мы говорим «будьте добры», а раньше говорили «будьте любезны».

Игра «Найди ошибку».(Дети обыгрывают ситуации.)

        а) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов7» Мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он кричал, забыл сказать «пожалуйста», «спасибо», нужно спросить – «Который час?»)

        б) Девочка жаловалась:

- Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой?

- А как ты его зовёшь? – спрашивает мама.

- Когда вежливые люди говорят «простите», «извините»? (Если совершили плохой поступок.) Верно, как, например, в стихотворении

Попал я дедушку мячом

       И закричал: «А я при чём?»

    Но, досчитав до тридцати,

               Сказал: «НУ, дедушка, прости!»

По окончании подведём итог нашего занятия:

- В каком городе были?

- Что нового узнали?

- Какие вежливые слова?

Тема: «Правила поведения в общественном транспорте»

Цель: научить детей вежливо вести себя в общественном транспорте; воспитывать доброту и отзывчивость.

Материалы: указатель «Транспортный», модели автобуса, троллейбуса, трамвая; одежда м декорация для сценок.

Ход занятия.

1. Повторение.

- В каких городах были? (Спасибоград, .Знакомск, Школоград, Подарокск, Гостийск.)

2. Новая тема.

- Чтобы догадаться, как называется новый город, надо отгадать загадки:

                                             Что за чудо этот дом-

                                             Окна светятся кругом,

                                             Носит обувь из резины

                                             И питается бензином.

                                                                              (Автобус.)

                                Красный вагон по рельсам бежит,

                                Всех, куда надо, он быстро домчит.

                                Заливистый звон его нравится детям.

                                Так в чём же с вами по городу ездим.

                                                                                   ( Трамвай)

- О чём эти загадки? Как сказать одним словом? (Транспорт.)

Верно, мы въезжаем в город Транспортный (табличка). Как себя вести в транспорте? Может быть, так…

В салон входит три юнната:

«Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята, А то бабушки займут».

- Нет, конечно, а вот так:

Правила поведения в транспорте:

1. Прежде чем войти, пропустите тех, кто выходит.

2. Не расталкивайте локтями других пассажиров, стараясь войти первым.

3. Если в вагон входит пожилой человек, беременная женщина, инвалид или ребёнок, уступите место.

4. Если вам уступили место, поблагодарите.

5. передавайте деньги на билет вежливо, чётко сказав, что вам надо.

6. Не занимайте сидячие места сумками, чемоданами другими предметами.

7. Не следует причёсываться, подкрашиваться, прихорашиваться.

8. Если вы встретили знакомого, не кричите ему через весь салон.

Разбор проблемных ситуаций.

1. Словесная.

        Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает пальто.

- Девочка, сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

- А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. – И она и то же слово «пожалуйста». Но с одинаковой ли интонацией и одинаковым выражением лица было произнесено это слово? (Бабушка – вежливо, спокойно, с просбой4 Лена – недовольно, с презрением.)

2. Инсценирование ситуаций с нахождением ошибок:

- автобус подошёл к остановке. Люди выходят, а Петя пытается всех растолкать и залезать первым;

- в салон входит бабушка, а Маша сидит и закрывается книгой;

- сидит девушка подкрашивается, причёсывается, прихорашивается;

- полный автобус.

- Передайте на билеты!

- дедуля едет с рынка. Все места занял с продовольственными сумками;

- салон трамвая. Витя увидел своего друга:

- Эй, Петь, привет. Иди скорей сюда, тут места есть!

Подведение итогов. Какие правила поведения в транспорте вы усвоили?

Тема: «Как вести себя в общественных местах»

Цель: воспитывать у детей культурное поведение в общественных местах4 формирование доброго отношения к окружающим.

Материалы: указатель «Общественск» ; одежда и декорации для сценок.

Ход занятия.

1. Повторение.

- О чём в культуре поведения у нас уже шла речь? (О вежливых словах, о поведении в школе, в столовой, в гостях, в транспорте и т. д. )

2. Новая тема.

        - Сегодня тема занятия – «Поведение в общественных местах» (Табличка Общественск.) какие места называются общественными? (Театры, музеи, кинотеатры, цирки и т. д.).Везде надо быть вежливыми, чтобы с вами не произошли такая история.

Вежливое слово

Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются за вежливое слово. В три часа открылась касса, собралась народу масса. Даже ёжик пожилой притащился чуть живой...

        - Подходите, Ёжик, Ёжик1 Вам билет в каком ряду?

 - Мне поближе: плохо вижу, вот спасибо, ну пойду.

Говорит овечка: Мне одно местечко!

Вот моё «благодарю» - доброе словечко1

Утка: Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят!

И достала утка «доброе утро».

А олень: добрый день! Если только вам не лень,

Уважаемый кассир, я бы очень попросил

Вот моё «пожалуйста»!

И вдруг, отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков…

Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет!

- Ах, у вас такого нет!? Не получите билет!

- Мне билет1

- Нет и нет! Не стучите, не кричите, до свидания, привет.

Ничего кассир не дал, косолапый зарыдал. И ушёл со слезами, и ушёл к мохнатой маме.

Тема: «Культура поведения в театре»

Какие правила поведения известны, для театра.

1. Прийти за 15-20 минут до начало.

2. верхнюю одежду надо оставить в гардеробе.

3. Если вы  всё –таки опоздали, то не следует проходить во время спектакля на своё место, ждите антракта.

4. По ряду проходят лицом к сидящим, извиняются за причинённое неудобство.

5. Поговорить со знакомым можно во время антракта в фойе.

6. Не окликайте никого со своего места, не машите им рукой.

7. Если вы решили воспользоваться театральным биноклем, то не надо разглядывать через него окружающую публику.

8. Не ешьте во время спектакля (не скрипите, не шелестите бумажками).

9. Не проявляйте своё неудовлетворительное отношение к игре артистов свистом, криками, топаньем; а просто выйдите.

10. После спектакля поаплодируйте артистам, не бегите, сломя голову, штурмовать гардероб.

Разыгрывание ситуаций.

- Какое поведение можно считать культурным?

1. Вы опоздали на спектакль. Что делать?

2. Вам надо пройти на 20 место в 5 ряду. Как?

3. Вы увидели знакомого, хотите поговорить.

4. Вам не нравится спектакль.

5. Спектакль кончился. Вы уходите.

«Найди ошибки»:

1. Мальчик бежит, опаздывает, в верхней одежде влетает в зал.

- Куда вы?

- Я опоздал, но очень хочу посмотреть спектакль!

2. Костя при помощи бинокля смотрит, где сидят девочки из его класса, и что они делают.

3. Даша сидит и тихонечко разворачивает конфету, с аппетитом доедая яблоко.

4. конец спектакля, Дима бросается к выходу и кричит:

- Ребята, быстрей, а то в очереди придётся стоять!

Итог занятия.

Тема: «Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей»

Цель: ввести в словарь учащихся новые этикетные формы обращения с просьбой, познакомить детей с особенностями построения вежливого приглашения.

Материалы: указатель «Гостийск; одежда и декорации для сценок; рассказ М Зощенко «Ёлка».

Ход занятия.

1. Повторение.

- Какие темы занятий мы уже брали? (вежливые слова, знакомства, приветствия, о школе, в столовой.)

2. Новая тема.

- Любите ли вы ходить в гости? (Город Гостийск (табличка).

- Почему?

- Кто вас к себе приглашает?

- С каких слов мы чаще всего начинаем приглашение? («Приходите, пожалуйста», «Я приглашаю Вас», «будьте добры»).

Когда вы приглашаете гостей, надо обязательно объяснить причину приглашения: на чашку чая, на день рождения, на свадьбу и т. д. )

Речевые ситуации:

- Как вы приглашаете на Новогодний праздник друзей? Что и как  вы скажете, чтобы они захотели прийти к вам? (Дети разыгрывают.)

        - Ваш друг – домосед, он любит в свободное время полежать на диване, посмотреть телевизор. А вы хотите пригласить его пойти на стадион. Постарайтесь убедить его принять ваше приглашение.

        Послушайте совет Г. Остера, скажите , этот совет – серьёзный или шуточный:

Если ты пришёл к кому –то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы,

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"

Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе про­граммы   Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравст­венности», и может быть реализована учителем начальной шко­лы в  с...

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...