Классный час в 3 классе "Микробы в нашей жизни"
классный час (3 класс) по теме
Этот классный час - один из цикла классных часов, нацеленных на формирование навыков ЗОЖ. В занимательной форме третьеклассники познакомятся с микроорганизмами, их пользой и вредом для человека, убедятся в необходимости соблюдения правил личной гигиены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 3 классе
«Человек и микробы»
Цель:
Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Дать учащимся понятие о микроорганизмах.
- Дать представление о пользе и вреде микробов для человека.
- Убедить учащихся в необходимости соблюдать правила личной гигиены и гигиены питания.
- Воспитывать потребность в ЗОЖ.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Форма проведения: игровой практикум.
Оборудование:
-микроскопы;
-проигрыватель, диск «Звуки природы»
-плакаты с высказываниями философов о здоровье;
-аптечки с дезинфицирующими и перевязочными средствами;
-раздаточные карточки;
-муляжи руки по количеству групп.
Предварительная подготовка:
-парты в помещении расставить по количеству микрогрупп (2 - 3);
-подготовить артистов на роли Микроба и Судьи.
Оформление доски:
-высказывания философов о здоровье:
- Здоровое тело - продукт здорового рассудка. (Б. Шоу)
- Здоровье - это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман)
- Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. (Г.Гейне)
- Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук. (Ж.-Ж.Руссо);
-три бумажных цветка без лепестков.
Ход занятия.
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались, чтобы в очередной раз поговорить о здоровье. Прежде, чем мы начнем разговор, сигнализируйте цветными наклейками о своем отношении к собственному здоровью. Отвечайте честно самим себе.
Зеленый цвет означает: я внимательно отношусь к своему здоровью, стараюсь его сохранить.
Оранжевый цвет означает: на свое здоровье я не обращаю внимания.
(Работа групп)
Учитель: Здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека. К такому выводу люди пришли еще в древности. Об этом свидетельствуют высказывания о здоровье многих философов и писателей. Некоторые из них записаны на доске. Особенно мне нравится высказывание Ж.-Ж. Руссо. Во все времена люди понимали, что здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека.
Учитель: Попробуйте оценить состояние своего здоровья, загибая палец на каждый ответ «да»:
-ты каждый год болеешь гриппом или ангиной;
-иногда у тебя бывает насморк;
-бывает, что болит живот;
-часто у тебя бывает плохое настроение;
-иногда ты плохо спишь ночью, часто просыпаешься;
-мало бываешь на воздухе;
-не любишь физкультуру, подвижные игры;
-часто ешь сладости, чипсы, пьешь лимонад.
Учитель: Кто из вас не загнул ни одного пальца? Таких ребят мало. Значит, тема здоровья для нас по-прежнему важна. Уровень здоровья населения, особенно детей, в последние годы катастрофически снизился. Поэтому мы все чаще говорим о необходимости вести здоровый образ жизни. Что это значит? Из каких компонентов состоит здоровый образ жизни? Напишите их на лепестках из цветной бумаги, которые лежат у вас на партах.
(Работа в группах). (Ответы: закаливание, правильное питание, прогулки, физкультура, гигиена, отказ от вредных привычек, ночной сон, режим дня)
Учитель: Прикрепите свои лепестки к цветам на доске. У каждой группы получился свой цветок ЗОЖ (совместное обсуждение).
Учитель: Тема занятия клуба – «Человек и микробы». Что такое микробы? В толковом словаре можно прочитать значение этого слова: «Микробы – (микрооргани́змы) — название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, что бы быть видимыми невооружённым глазом. К микроорганизмам относят бактерии, грибы, вирусы. Как и всякие живые организмы, они питаются, дышат и размножаются».
Учитель: Как микробы могут быть связаны с нашим здоровьем? Где они живут?
Микроб: (появляясь из-под стола): Мы живем в воде, в земле, в воздухе, во льдах, в растениях, в человеке, Мы – везде!
Учитель: А ты кто?
Микроб: Я - микроб!
(Выходит судья)
Судья: Я сегодня здесь для того, чтобы осудить микробов. Начнем заседание суда. Я обвиняю вас, микробы, в том, что вы приносите людям огромный вред! Вы проникаете в организмы людей и вызываете инфекции. Истории известны катастрофические эпидемии, унесшие жизни миллионов людей. А кто виноват? Вы, микробы!
Учитель: Микробов в природе огромное количество. В одной капле сырой воды их живет почти столько же, сколько людей на всем земном шаре! Давайте посмотрим, какие микроорганизмы живут в капле сырой воды.
(Работа групп с микроскопами)
Учитель: Мы пьем сырую воду вместе с огромным количеством разных микробов. Среди них есть такие, которые вызывают болезни. Вместе с некачественной пищей в наш организм через органы пищеварения тоже попадают микробы. Часто они вызывают кишечные болезни, отравления.
Учитель: Ребята, подумайте, как не пропустить в организм болезнетворных микробов вместе с водой и пищей! Подскажу только, что микробы погибают при нагревании от высокой температуры.
(Работа в группах, обсуждение)
(Выводы: воду кипятить, готовую пищу хранить в холодильнике, не есть испорченные и просроченные продукты).
Учитель: Значит, в отравлениях и кишечных болезнях человек виноват больше, чем микробы.
Судья: Да, убедили. Но все равно вы, микробы, очень опасны. Вы виновны в распространении таких опасных болезней, как оспа, холера, грипп, туберкулез, чума. Каждую минуту нас атакуют со всех сторон полчища микробов. Ваше оружие - инфекции, болезни, иногда смерть.
Учитель: Действительно, от инфекций во все времена погибали тысячи людей. В старину даже грипп был очень опасен. Он передается по воздуху особыми микробами, которые называются вирусами. Попадает в организм через органы дыхания.
Микроб: Между прочим, в заболевании и распространении гриппа тоже виноват сам человек.
Судья: Почему это? Ребята, вы тоже так думаете?
(Предположения детей)
Учитель: Подумайте, как можно не допустить распространения гриппа? Выполните задание на карточках. Рассмотрите рисунок. Представьте ситуацию, когда в семье кто-то заболел гриппом. Соедините стрелкой человека на рисунке с необходимыми ему предметами. 1 группа находит предметы для заболевшего, 2 – для здоровых пока членов семьи.
(Предметы: носовой платок, ватно-марлевая повязка, витамины, чеснок, лук, уксус, пистолет, шоколадка). (Обсуждение)
Учитель: Какие из этих средств обладают противомикробным действием? Их тоже боятся микробы.
Учитель: Вы знаете, что при заболевании у человека чаще всего повышается температура. Как вы думаете, почему?
Учитель: Оказывается, при возникновении инфекции наш организм специально повышает температуру тела, чтобы погибали болезнетворные микробы. Поэтому не спешите при температуре принимать жаропонижающие средства, не мешайте работе организма! Не создавайте в организме подходящую среду для проживания вредных микробов!
Судья: Оказывается, что от инфекционных болезней мы тоже можем себя защитить. А как быть с микробами, которые находятся на нашей коже? Ведь если их в капле воды миллионы, то сколько же их на коже? Я недавно порезал палец, и он воспалился, долго болел. Потому что микробы попали в рану. Любая рана может вызвать заражение крови!
Учитель: Ребята, а что бы вы посоветовали судье сделать в такой ситуации? Любое повреждение кожи – это ворота для микробов внутрь организма. Поэтому раны надо сразу обрабатывать. Пусть каждая группа возьмет из аптечки необходимые предметы для обработки повреждений кожи (работа в группах, обработка раны на макете руки).
(Детям предлагаются перекись водорода, бинт, вата, мыло, пластырь, зеленка, цитрамон, зубная щетка, активированный уголь и т.д.)
Учитель: Покажите на муляже руки, как вы будете обрабатывать рану. (Дети выполняют практическое задание).
Учитель: Помните: главная защита человека от вредных микробов – его чистая здоровая кожа. Такой барьер они не преодолеют. И главный наш помощник в борьбе с микробами – обыкновенное мыло, лучше хозяйственное. Чего еще боятся микробы? (На доску вывешиваются таблички: мыло, йод, зеленка, перекись водорода, спирт, хлорка)
Микроб: Подождите! Но ведь есть и полезные для человека микробы! Их гораздо больше, чем вредных!
Судья: Не может быть! Ребята, вы слышали что-нибудь о полезных микробах?
Учитель: А я слышала! Действительно, полезных микроорганизмов в природе гораздо больше, чем вредных. А вы знаете, ребята, что в организме каждого человека около 3 кг микробов? Они живут в кишечнике, желудке, во рту и помогают переваривать пищу. Многие их них обогащают организм витаминами. Очень плохо было бы человеку без них.
Судья: Это правда, обвиняемый?
Микроб: Правда!
Учитель: Полезные микробы называются бактериями молочнокислого брожения и помогают делать кефир, простоквашу, сыр, сметану, ряженку, йогурт, творог. Вы же любите эти продукты? Они очень полезны, т.к. содержат те же микроорганизмы, которые живут в нашем кишечнике.
Микроб: А я тоже полезный микроб! Без меня нельзя было бы испечь хлеб! Догадайтесь, как меня зовут? (дрожжи).
Микроб: Ведь дрожжи – это тоже микробы.
Судья: Да, действия болезнетворных микробов наносят огромный вред организму. Но в этом, оказывается, чаще всего виновен человек. Мы можем и должны защищаться от вредных микробов. А вот без полезных микробов нам не обойтись.
Суд постановил: 1) С вредными микробами бороться!
2) Полезных микробов любить и оберегать!
Судья: Спасибо за помощь, ребята!
(Судья и Микроб выходят из класса)
Учитель: Решение суда все обязаны выполнять. Конечно, суд этот был шуточным, а вот армия микробов, окружающих нас, вполне реальна. Вы видели микробов в микроскоп. Хотелось бы вам, чтобы они проникли в ваш организм и вызвали болезни? Как же уберечь себя от опасности? Составьте правила для ребят из других классов, которые мы потом повесим в уголок.
Первая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с поверхности кожи.
Вторая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с водой и пищей. (Нужные правила выбираются из предложенных разрезанных правил)
Третья группа – правила защиты от болезнетворных микробов, передающихся по воздуху.
(Обсуждение)
Результат работы 1 группы:
- Чаще мыть руки с мылом, не только перед едой.
- После мытья руки обязательно вытирать полотенцем.
- Следить за чистотой волос, ногтей, одежды.
- Мыться горячей водой мочалкой и мылом.
- Повреждения кожи обрабатывать.
Результат работы 2 группы:
1. Не есть испорченные продукты.
2. Готовую пищу хранить в холодильнике.
3. Овощи и фрукты обязательно мыть водой.
4. Нельзя пить сырую воду.
5.Нужно чистить зубы.
Результат работы 3 группы:
- При общении с человеком, больным гриппом, прикрывать рот и нос носовым платком или марлевой повязкой.
- Употреблять в пищу сырой лук и чеснок, они убивают микробов.
- Во время эпидемий гриппа стараться избегать многолюдных мест.
- Обязательно принимать витамины.
- Если в доме кто-то заболел гриппом, нужно иногда дезинфицировать воздух, нагревая на плите уксус.
Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, какими путями болезнетворные микробы могут попасть в наш организм. И только от вас зависит, помешать им или нет. А полезным микробам будем мешать? В каких продуктах они содержатся? Выберите таблички с нужными продуктами.
(Вывешиваются на доске таблички: творог, кефир, ряженка, сметана, простокваша, йогурт)
Учитель: Спасибо за работу. И последний вопрос: Как вы думаете, какой организм больше подвержен атакам микробов: сильный или слабый? Как укрепить свой организм? (закаляться, много гулять, правильно питаться) Т. е. вести здоровый образ жизни.
Учитель: Надеюсь, что после нашего занятия среди вас будет больше ребят, которые заботятся о своем здоровье. И в следующий раз будет больше зеленых жетонов для голосования. Если вам захотелось больше узнать о микробах, возьмите в библиотеке энциклопедию. Если хотите, нарисуйте рисунки к сегодняшнему классному часу, мы повесим их в уголок. Желаю всем хорошего настроения! Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка классного часа "Деньги в нашей жизни"
Развернутый конспект классного часа на тему "Деньги в нашей жизни". Имеется приложение для проведения игры в группах....
Классный час на тему: "Электричество в нашей жизни".
Классный час для начальной школы....
классный час "Государственная символика в нашей жизни"
классный час "Государственная символика в нашей жизни"...
Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России» в 3-а классе. Конспект занятия и презентация учителя начальных классов МКОУ СОШ№8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л.П.
Цель: познакомить учащихся 3 класса в доступной форме с Конституцией, с основными правами и обязанностями граждан и символами Российской Федерации.Задачи:Обучающая: формирование пред...
Классный час Тема: «Спорт в нашей жизни».
Цель:-формирование представления о спорте как одном из главных условий здорового образа жизни;Задачи:-содействовать сохранению здоровья каждого школьника;-вовлекать детей в систематическое занятие спо...
Классный час «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России»
Классный час " Конституция страны - закон нашей жизни. Государственные символы России". Эта разработка для аудиториии 3 - 4 классов. В ней формируетсяпредставление о том, что такое Кон...
Конспект классного часа на тему "Ценности нашей жизни" 2 класс
Цели: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей.Оборудование: презентация, раздаточный материал....