классный час "Государственная символика в нашей жизни"
классный час (3 класс) по теме

Буянова Жанна Владимировна

классный час "Государственная символика в нашей жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГУ   «Октябрьская основная средняя школа»

Подготовила: Буянова Ж.В.,                                                                                      учитель начальных классов

ЛУГОВОЕ, 2013

Тема: Государственная символика в нашей жизни

Дата проведения: апрель, 2013 г.

Учитель: Буянова Жанна Владимировна

Класс: 3

Цели: Расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе; воспитывать любовь к родному краю, Родине;
Познакомить с государственной символикой Казахстана: флагом, гербом, гимном; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:
1. Изображения герба, флага Казахстана;
2. Звукозапись гимна Казахстана;
З. Физическая карта Казахстана;
4. Картины нашей Родины (степи, пустыни, лес, село, памятники и т. д.)

                                                     Ход мероприятия
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
— Посмотрите, какие иллюстрации я приготовила сегодня для вас.
Учитель демонстрирует картины с изображением  природы. 
— Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»?
— А почему именно мы можем сказать о ней — родная природа?
Как вы думаете, как назвал свое стихотворение поэт Жамбыл Жабаев?
Посмотри, мой жолдас, посмотри,
В чистом пламени ясной зари,
Перед хозяевами сполна
Все богатства раскрыла страна!
Каратау даёт свинец,
Кокшетау гонит овец.
Тянет с золотом руки Алтай,
Медь обильно даёт Карсакпай.
Белый хлопок дарит Шымкент.
Предлагает руно Жаркент.
Золотые, как в сказке, хлеба
для народа растит Актюба...
дни и ночи грузит поезда
Чёрным золотом Караганда.
В Эмбе вышки гордо стоят,
 
И кипит нефтяной водопад.
В Кармакчинской степи зреет рис,
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты
Спеют яблоки Алматы.
— Это стихотворение названо автором «Казахстан». Послушайте его продолжение:                                                                                                                         Всё, что щедро цветёт и поёт,
Это наше — твоё и моё.
                                                                                               – Почему автор заканчивает стихотворение такими строчками?
На доске записана пословица:
Одна у человека мать, одна у него и Родина
— Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?
— Да, Родина у каждого человека, как и мать — одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы учащихся.)
— В старину говорили: «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». Как вы эти слова понимаете? Попробуйте обосновать свое мнение.
— Прочитайте пословицы о Родине и объясните, как вы их понимаете (пословицы выписаны на доске):
Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
Везде хорошо, но милее Родины нет.
На чужой стороне и весна не красна.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
III. Основной материал государственная символика Казахстана
— Как называется наша Родина?
Каждому человеку нашей страны дорога наша республика, ее славная история, ее  символы.
— Какие символы страны вам известны?
(Ответы детей.)
— Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:
- прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. (Флаг)
- эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. (Герб)
- торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)
— Как вы думаете, есть ли у Казахстана перечисленные символы?
— Как же и почему именно они стали  символами? Сейчас мы об этом узнаем.
Учитель показывает изображение
Государственного герба.
— Кто знает, как называется этот символ Республики?
— Что изображено на гербе?

 Учитель рассказывает:
Герб создали Жандарбек Малибеков и Шота Валиханов
Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба - надпись «Казакстан». В цветном изображении Государственный герб Республики Казахстан - двух цветов: золотого  и сине-голубого. Слово «герб» происходит от немецкого
егве - «наследство» и польского негв - «эмблема» и обозначает: наследственный отличительный знак - сочетание фигур и предметов,
которым придается символическое значение, выражающее
исторические традиции владельца.  
— Где можно встретить изображение  герба?

IV. Физкультминутка
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
— «Лучше нет родного края!»
                                           
(Г. Граудив)
V. Флаг Казахстана 
У каждой страны обязательно есть не только герб, но и
флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.                                                                                         Учитель демонстрирует флаг республики.
Автор Государственного флага – художник, заслуженный деятель искусств Шакен Ниязбеков.
Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета изображением в его центре солнца с 32-мя лучами, под которым парящий степной орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамент - цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2.
Что означают эти символы?
Голубой цвет символизирует небо. Наши далекие предки тюрки поклонялись небу, они называли его Тенгри. Считалось, что Небо породило все живое на Земле и с тех пор наблюдает за нами день и ночь. Ничто не скроется от его всевидящих глаз. Небо - символ мира и благополучия. А еще голубым цветом люди обозначают честность, чистоту и верность. Поэтому голубой фон нашего Государственного флага символизирует чистоту и высоту помыслов нашего народа, пожелания мирного неба и благоденствия.
Золотое солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет счастье и богатство. Ведь солнце дарит нам тепло, рассеивает тьму, дает жизнь всему живому.
Орел - царь птиц. Он парит под самым солнцем, ощущает его горячие ладони, чувствует высоту неба. Он сильный, зоркий и всемогущий. Гордая, вольнолюбивая птица всегда была символом независимости, чести и могучей власти. В облике степного орла на нашем знамени воплощены образ свободолюбивого народа - его сила, зоркость, стремление всегда быть на высоте.  
Орнамент ученые считают магическим кодом, где наши предки зашифровали свое знание о природе и устройстве мира. Мы забыли этот удивительный языки теперь учимся заново понимать его, а он говорит, о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы, о дне и ночи, которые ,  сменяют друг друга. Узоры орнамента дарят нам ощущение жизни, помогают стать лучше и чище, учат бесхитростности и щедрости.  
VI. Гимн Республики 
У каждого государства обязательно есть и свой
гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн
— торжественная песня, прославляющая свою страну.
Это самая главная песня государства, которую исполняют только в особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг
их Родины и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы, все прикладывают правую руку к сердцу.
Сейчас мы прослушаем мелодию гимна, ознакомимся с его текстом.
(Дети вслух читают текст гимна.)
— Почему
мысль об отечестве связана с мудростью предков?
— Найдите слова, которые звучат, как клятва.
Учитель демонстрирует картины с изображением степей, пустынь, лесов, полей, гор, различных городов нашей родины.                                                                                                  Можно предложить учащимся прослушать (обязательно стоя) в записи гимн Республики.
— Какое чувство испытали, прослушивая гимн?
VII. Итог мероприятия
- О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
- Какие символы нашего государства вы видели на торжественном празднике, посвященном началу учебного года?
Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей Родины, гордиться ими, гордиться своей Родиной, быть ее патриотом. Сила каждого государства — в патриотическом духе его народа.
Патриотизм — эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей.
Какие чувства вы испытывали, когда звучал гимн нашей Родины?
В чем на ваш взгляд, может проявляться служение Родине?
(Служба в рядах вооруженных сил, готовность каждого человека в трудную минуту встать на защиту Родины, добросовестный труд на благо Родины, бережное отношение к природе, природным богатствам...)
— В чем может проявляться служение Родине вас как маленьких граждан? (Хорошо учиться, бережно относиться к школьному имуществу, расти добрыми, отзывчивыми, беречь и защищать окружающую природу и т. д.)
На нашей планете много разных государств. Есть большие по площади, есть и совсем крошечные, но каждый человек, являясь гражданином той или иной страны, гордится своей родиной, любит её, старается сделать все возможное, чтобы она была еще богаче и прекрасней.
И хотя вы еще маленькие дети, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Казахстан.
Пройдет немного времени, вы станете взрослыми, будете работать, преумножая величие и
 могущество нашей страны, защищая ее от возможных невзгод и неприятностей, заботясь о ней, как о матери. Возможно, кто-то из вас станет крупным руководителем или даже президентом страны. И тогда вам придется решать многие трудные проблемы, но самая главная задача всех людей на Земле — помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий, который называется — планета Земля. Все мы на ней должны жить как добрые друзья, уважая традиции, культуру, обычаи разных стран и народов, помогая в беде и делясь радостями, как живут добрые соседи.
VIII. Кроссворд «Наша страна»

По горизонтали:
1. Торжественная песня – символ государства. 2. Традиционное жилище казахов.       4. Как по-другому называется флаг. 5. Птица, изображённая на Государственном флаге. (1.гимн, 2. юрта, 4. знамя, 5. орёл)

По вертикали:                                                                                                                           1. Главный символ (эмблема) любого государства. 3. Столица нашего государства.              4. Название планеты, на которой мы живём. (1. герб, 3. Астана, 4. Земля)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Терминологический словарь 
Герб - материальный знак, являющийся свидетельством социального и индивидуального отличия.
Гимн - художественное произведение, создаваемое при помощи поэтических и музыкальных средств, которое, выделяя объект призывает к объединению вокруг него. В гимнах в основном преобладает мотив возвеличивания.
Государственный герб - материальный символ государственной независимости и суверенитета. В государственном гербе, как правило посредством рисунка или объемного (скульптурного) изображения создается система условных знаков, передающих исторические, духовные, политические основы бытия данной страны, воплощающие в себе государственную идею.  
Государственный гимн — музыкально-поэтический символ
государственной независимости и суверенитета. Как правило, состоит
мелодии и слов, иногда может быть только музыкальным произведением.
Государственный символ - социально-политический знак,
свидетельствующий о независимости и суверенитете государства, воспитывающий чувство патриотизма. Представляет собой художественное произведение, создаваемое посредством различных видов искусства -
живописи, скульптуры, музыки и поэзии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Деньги в нашей жизни"

Развернутый конспект  классного часа на тему "Деньги в нашей жизни". Имеется приложение для проведения игры в группах....

Классный час "Мама в нашей жизни"

Классный час "Мама в нашей жизни"  для учащихся начальной школы....

Классный час.Об опасностях нашей жизни

Дать знания о причинах введения правил поведения для учащихся, научить соотносить свои действия и поступки с принятыми правилами....

Классный час "Мёд в нашей жизни"

Классный час посвящён здоровому питанию - употреблению мёда...

классный час "Искусство в нашей жизни"

классный час разработан для обучающихся 2 класса к 1 сентября для школы -искусств...

классный час "Искусство в нашей жизни"

классный час к 1 сентября во 2 классе в школе-искусств...

Классный час "Свет в нашей жизни"

Разработка классного часа...