Сценарий защиты проекта "Наша Древняя Москва"
творческая работа учащегося (4 класс) по теме

Защита проекта проходила в виде презентации книги "Наша Древняя Москва", которую ученики 4 "А" класса создавали вместе. Каждый ученик выбирал понравившуюся ему тему. Некоторые ученики писали доклады, а кому-то больше нравилось создавать собственные проекты по общей теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_drevnyaya_moskva.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Защита проекта «НАША ДРЕВНЯЯ МОСКВА»

Сценарий презентации книги

На сцене макет Кремля, книги на столе. На сцену выходят  ведущие программы.

     Олег: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня вы присутствуете на презентации новой книги «Наша древняя Москва». Группа авторов  издательского дома  «Молодые таланты 4“А”» предлагают вашему вниманию творческий, исследовательский проект.

    Валерия: Вы помните этих авторов по прошлогодней телепередаче «Путешествуй вместе с нами», где они рассказывали о своих путешествиях по городам Золотого кольца России. Ребята  так увлеклись своими исследованиями, что решили путешествовать дальше. Ребята отправились в дальнее путешествие во времена рождения, строительства и развития нашего любимого города Москвы. Авторы сами представят свои труды.

     Олег: Итак, глава первая «Москва не сразу строилась». Здесь представлены работы  четырёх авторов: Мартынова Кирилла, Семёнова Ильи, Игнатова Михаила и Зимина Никиты.

 (Авторы выходят на сцену)

     Валерия: Слово предоставляется авторам!

Мартынов Кирилл: В 1147 году суздальский князь Юрий Долгорукий основал город Москву.

А дело было так! Князь возвращался после удачного похода на Новгород и остановился на отдых на берегу реки под названием Москва. Зашел Юрий Долгорукий на Боровицкий холм. Вокруг были сёла, деревни и леса, а с двух сторон холм был защищен Москвой-рекой и Неглинной. Посмотрел на это прекрасное место князь и решил, что лучшего места для основания города  и не найти!

Семёнов Илья: Удачное расположение города спасало его от недругов, но, к сожалению, не всегда. Город не раз сжигали и разрушали, грабили и разоряли. Но русские люди всегда были сильны духом и отстраивали город снова и снова. К Москве тянулись жители других княжеств. Со временем город укреплял свою военную мощь, объединял силы русского народа для борьбы против врагов.

Игнатов Михаил: В 1156 году Юрий Долгорукий построил крепость из дерева и земли, но через 20 лет рязанский князь Глеб сжег город. Новая крепость была понадежней — стены-срубы, на их верхней площадке могли разместиться воины и лишь через 100 лет войскам Хана Батыя удалось сжечь крепость. В 1340 году при Иване Калите был построен дубовый кремль, который прослужил 26 лет. На его месте выстроили белокаменную крепость. Она выдержала осаду литовцев и защищала город почти 100-летие! В 1485 начались самые большие строительные работы по возведению новых стен и башен московского кремля из красного кирпича. Были приглашены итальянские архитекторы. Новый кремль был современным, хорошо оснащенным.

Всего в московском кремле 20 башен. Со стороны Красной площади был вырыт ров. Москва-река, Неглинная, ров — город со всех сторон был окружен водой. К началу XVI века в Москве были созданы мощные оборонительные укрепления.

Зимин Никита: Москва постепенно становилась центром Руси. А началось все с того, как город стал княжеством. Во время татаро-монгольского ига княжества Руси были разобщены, и поэтому врагам так долго удавалось держать Русь в страхе. Князья со временем стали понимать, что необходимо объединяться. Они решили, что город Москва может стать центром нового объединения. Так появилось Московское княжество. Благодаря первому правителю князю Даниилу Московскому, сына Александра Невского,  княжество постепенно разрасталось. Во время правления следующего князя Ивана Калиты Москва стала одним из самых больших русских городов. Следующий правитель князь Иван III провозгласил себя «государем всея Руси», и Москва стала столицей русского государства.

Олег: Спасибо, дорогие друзья, за ваши  рассказы! Напоминаем, что более подробно изучить этот материал уважаемые гости смогут в нашей книге! Уважаемые авторы, занимайте ваши места.

Валерия: А следующая глава нашей книги посвящена нашим доблестным воинам. Только благодаря отваге русских людей Москва возвышалась, строилась и разрасталась!

Олег: Авторами этой главы являются Яковлев Егор и Зимин Никита. Приглашаем ребят познакомить нас со своими работами.

(Авторы выходят на сцену)

Яковлев Егор: Одним из самых главных условий победы в войнах — было вооружение войска. Во времена древней Москвы воинов защищала кольчуга — кольчатая броня, которую делали из небольших железных колец. Она не давала копьям,  мечам и стрелам добраться до тела воина. А шлемы защищали голову и шею русских защитников.

Стальными мечами воины поражали врагов, а в южных районах Древней Руси чаще пользовались саблями. Копья и рогатины имели не меньшее значение. И князья, и княжеская дружина, и ополченцы нередко  пользовались в битве и топором.

Благодаря такому вооружению московские воины нередко одерживали победу над вражескими отрядами.

Зимин Никита:  Именно так защищались русские люди во время набега хана Тохтамыша на Москву. Во времена правления князя Дмитрия Донского татарский князь потребовал возобновления выплаты дани. Но князья соседних княжеств испытывали огромную зависть к князю Дмитрию из-за усиления Московского княжества, поэтому, когда хан Тохтамыш напал на Москву, они ему помогали. Князь Дмитрий уехал на север собирать войско. Он надеялся, что белокаменный кремль выдержит любую осаду. Во время отсутствия князя москвичи сами защищали свой город. В этой битве по врагу били первые московские пушки. Путем обмана татаро-монголам удалось захватить город. Но когда ордынцы узнали, что приближается войско князя Дмитрия, они спешно отступили. Только через 100 лет, во время правления правнука князя Дмитрия, Ивана III  Русь стала свободной.

Олег: Молодцы, ребята. Хорошо постарались. Можете пройти.

 В третьей главе нашей книги вы узнаете, как учились дети во времена древней Москвы. Например, нередко учителя использовали «березовую кашу».

Валерия: А что это такое?

Олег: Об этом нам расскажет Гришанова Анастасия и Герасимов Иван.

(Выходят на сцену Настя и Иван)

Гришанова Анастасия:  Сейчас нам кажется странным, если человек не умеет читать и писать. Еще с малых лет детей готовят к изучению разных наук. А в те далекие времена, учились не все.

Отбирали детей из лучших семей, чтобы обучать их переписи книг и государственной и церковной службе. Школы часто были при монастырях.

Когда отправляли ребенка на учебу, совершали особый ритуал. Приходил священник, чтобы благословить будущего ученика. Мать обязательно плакала, умоляя не морить ее дитятко за грамотой. Ученика передавали в руки  учителя, который три раза легонько бил ученика по спине плеткой.

 Перед тем как отправить ребенка на учебу, мать вешала ему на шею особый медальон-оберег.

Ученики писали в берестяных тетрадках. Для них была особая палочка-писало, ее делали из меди или бронзы, а позже – гусиные перья.  Для учения письму использовали навощенные дощечки, потому что их легко было очистить. Дощечки скрепляли шнурком и красиво украшали.

Первым предметом во всех училищах была грамота.

Герасимов Иван: Также учили в школе пению, счёту и дикции. За время учебы надо было одолеть три книги: Азбуку, Чесослов и Псалтырь. Молитвы и наставления ученики заучивали наизусть.

В воспитательных целях некоторых учеников «угощали березовой кашей», то есть розгами, или ставили на сухой горох в угол. После такого «угощения» ученики вставали и благодарили учителя за науку.

Дети не только учились, но и отдыхали. У ребят были глиняные и деревянные игрушки. Из тряпок и соломы делали куклы и шили к ним наряды. У детей в старину были коньки и лыжи, правда, они мало похожи на современные. Лыжи были короткие, а коньки делали из костей коров, которые привязывали к валенкам.

Дети должны были слушаться родителей. При старших полагалось молчать и слушать. К старикам дети проявляли заботу и терпение.

Олег: Да, нам бы в те времена пришлось несладко!

Валерия: Не хотела бы я отведать таких «угощений»! Спасибо ребята, проходите.

 А где можно было приобрести книги в древней Москве нам расскажет автор следующей главы «Москва торговая»  Хлопенков Артем.

(Выходит на сцену Артём)

Хлопенков Артем: Как где? В магазинах, конечно! Читающая Москва захаживала в магазины книг, которые основали два обрусевших француза. Немецкие книжные магазины также пользовались популярностью. На Никольской и Страстном бульваре торговали книгами русские торговцы.

В Москве можно было купить, что угодно.

Особо славился сундушный ряд, где, на удивление, торговали не сундуками, а квасом и пирожками.

Москвичи с удовольствием прогуливались вдоль Кузнецкого моста и охотно разглядывали окна магазинов. Там были настоящие выставки товаров. Дам интересовали материи и готовые наряды, детям нравилось разглядывать картинки, а мужчин привлекали изделия из золота, бронзы и хрусталя.

С развитием города, развивалось и торговое дело. Сейчас вместо торговых рядов мы с вами видим большие торговые центры.

Олег: А ведь не у всех была возможность купить готовый наряд!

Спасибо, Артём! Проходи.

Девушки-рукодельницы сами шили себе одежду и мастерили головные уборы. О моде древней Москвы расскажут Абраменко Анастасия, Одеркова Валерия, Попова Лана, Чекулаева Елизавета.  Дамы, прошу!

*выход мальчика и девочек*(показ  мод) Дети выходят в русских сарафанах , лаптях, в древней русской одежде.

Абраменко Анастасия: В давние времена, как и сегодня, одежда определяла принадлежность к определенному социальному пласту. Царские и боярские наряды отличались от крестьянских.

Крестьянские наряды были ярче и мягче. Перед вами женский костюм, который включает в себя: головной убор, рубаху и сарафан.

Открытый головной убор разрешалось носить незамужним девушками, а женщины должны были прятать свои волосы.

На рубахе вы видите особую вышивку — рисунки-обереги. Считалось, что такие узоры защитят обладательницу от злой силы.

Традиционное сочетание цветов красный и черный.

А вот мужской костюм. Он состоит из рубахи, подпоясанной поясом, а на ногах — порты, онучи и лапти.

Наряды шили из простых тканей, и отличались они простым кроем, но обилием украшений, надетым поверх нее.

Одеркова Валерия: Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах 14 века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип  женского сарафана – шушпан со сплошным полотнищем.

Верхней одеждой был кафтан, тёплый или холодный – в зависимости от времени года. До Петра I  кафтаны носили и богатые,  и бедные.

Попова Лана: Самая древняя обувь на Руси – лапти. Их носили и мужчины и женщины. Материал для лаптей всегда был под рукой: плели их из лыка липы, вяза, ракиты. Лапти были самой дешёвой доступной обувью.

Чекулаева Елизавета: В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и одежду для обрядов. Самую богатую, годовую, надевали три-четыре раза в год, в самые торжественные дни. Её очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству. Обрядовые рубахи одевали во время сбора урожая, во время подготовки к свадебному обряду.

Одеркова Валерия: Ещё больше интересного вы сможете узнать, прочитав книгу,  которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

     Олег: Спасибо, друзья. Проходите.

А мы переходим к следующей главе: «На столе у москвича». О том, что ели в древней Москве нам расскажут Индрикова Анна, Тушева Ирина и Афонькина Алина.

Выходят девочки в костюмах, с подносами в руках. На подносах – блины, мёд, баранки, пироги.

Индрикова Анна: У москвича были две главные трапезы: обед и ужин. Перед ними обязательно произносилась молитва, благодарили Господа за «хлеб наш насущный».  И не случайно, ведь хлеб символизировал всю еду, достаток. Он всегда был на столе и у бедняка, и у богача.

Тушева Ирина: Главной пищей москвичей были каши. Рожь, пшеница, ячмень, овес и гречиха шли на изготовление круп. Также москвичи любили супы. Их готовили с овощами, которые выращивал практически каждый крестьянин. Мясных блюд тоже было немало: кроме домашних птиц, ели всякого рода дичь, которой было полно в лесах. Реки изобиловали рыбой.

Из напитков популярными были овсяный кисель, квас, сбитень.

Афонькина Алина: А в праздники москвичи любили полакомиться калачами из пшеничной муки с разными начинками: ягоды, грибы, лук и чеснок. Кто держал коров и кур имел творог, молоко, яйца и мясо. Творог называли сыром.  

Самой популярной сладостью был мед.

Индрикова Анна: Да, сахара в те времена было немного да и стоил он очень дорого. Поэтому москвичи так любили мед. Все сладкие блюда и напитки изготовляли на меду, который называли сотом. Стекавшую с медовых сот самотеком «медовую слезу» называли патокой. Её-то и использовали вместе с медом для приготовления сладких блюд.

Тушева Ирина: Мед, как квас, пиво и вино хранили в бочках в погребах. Также в бочках хранили зерно, мясо, рыбу и соленья. Такие бочки должны были стоять вертикально и открываться сверху. От того, что хранилось в бочке зависел ее размер и особая конструкция.

В таких бочках еда могла храниться довольно долго.

Валерия: Спасибо, девочки. Проходите.

Олег: Жаль, что наша «вкусная» глава закончилась, но впереди нас ждёт еще один очень интересный рассказ!

Валерия: Да, сейчас у нас глава музыкальная! И представит нам ее Акопян Степан!

Акопян Степан: История русской музыки уходит в далекое прошлое, когда восточные славяне были язычниками и поклонялись огню, земле и солнцу. Обрядовый фольклор был связан с земледельческим календарем: праздник Коляды, масленица, Русалья неделя, когда поминали усопших и праздник Ивана Купалы.  Во время праздников славяне играли на свирелях, рожках, бубнах и трещотках.

*играет музыка*народные инструменты/

Основным жанром древних рассказов были былины. Их рассказывали

нараспев и играли на гуслях. Помните блину про  Садко?

      *играет музыка*/гусли/

С принятием христианства на Русь пришло и церковное пение. Оно было одноголосым. Очень ценилось искусство колокольного звона — это было отличительной чертой Москвы.

Народная песня была важной частью музыкального искусства Руси. С большой любовью ее пели и богатые, и бедные. Некоторые народные песни дошли и до нас. Под музыку не только работали, но и отдыхали.

*играет народная песня*

Танцуют все русский народный танец.

Валерия:  Вот и перевернули мы последнюю страницу нашей книги. Конечно, в ней собрано больше интересного, чем мы сегодня услышали. Поэтому, если вы хотите узнать побольше о древней Москве, то наша книга вам необходима!

Олег: Наши авторы очень старались и много трудились, чтобы вышла такая познавательная книга! Давайте поблагодарим ребят аплодисментами!

Все уходят со сцены: Лиза с книгой, девочки с подносами, все остальные.

Девочки угощают зрителей  вкусностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Сценарий защиты проекта "Путешествие по Золотому кольцу России"

Сценарий защиты проекта "Путешествие по Золотому кольцу России"...

Фотоматериалы к защите проекта "Наша Древняя Москва"

На фотографиях сопровождение к защите проекта. К сожалению не все фотографии показаны из-за необходимости сжатия материала....

Контрольное списывание 4 класс Что ели в древней Москве

Контрольное списывание 4 класс Что ели в древней Москве...

Технологическая карта интегрированного урока технологии «Ремёсла Древней Москвы»

Создание макета бревенчатого дома.Дать представление о ремеслах и мастерах древней Москвы; дать начальные представления о свойствах и использовании дерева; проводить исследование бумаги по использован...