Конспект урока Иван III. Путешествие в древнюю Москву, УМК "Школа России"
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Березина Анна Александровна

Конспекты урока для 4 класса ,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:  5.03.18

Школа: №74

Класс: 4 –в

Кабинет: № 213

Учитель школы: Каргина Т.В._______

Методист ЧПК№1: Сачкова Т.А._____

Студентка 45 группы: Березина Анна

Конспект урока по истории.

Тема: «Иван III. Путешествие в древнюю Москву»

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от монголо-татарского ига; закрепления и углубления знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках.

Планируемые результаты:

  • Предметные: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу; актуализировать имеющиеся у учащихся знания  в связи с изучаемым материалом и помочь самим определить направление в изучении темы.
  • Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; определять правила работы в парах;

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:  учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть №2 УМК «Школа России»; учебная презентация, раздаточный материал (тесты на проверку домашнего задания)

Понятия:

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно

Мет

раж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

Организация деятельности учащихся

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствовать, слушать учителя

Включаться в учебную деятельность.

 самоопределение (Л);

смыслообразование (Л);

II. Проверка домашнего задания

Тест по датам

1 мин.

Беседа по вопросам

-Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским?

-В каком великом сражении участвовал Дмитрий Донской?

-Ребята, вам предстоит вспомнить события, факты, которые связаны с Куликовской битвой. Вы рассматривали их на прошлом уроке, и выполнить тестовую работу.

Отвечать на вопросы учителя

Формулировать собственное мнение (К);

3 мин.

988 крещение Руси

4 апреля 1147 Основание Москвы

1237 Нашествие Батыя

15 июля 1240 Невская битва

5 апреля 1242 Ледовое побоище

1325-1340 Правление Ивана Калиты

1380 Куликовской битвы

Передаем с последней парты на первую

Выполнять тест

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П)

III.Актуализация знаний и мотивация

Практический метод

- упражнение

Исследовательский

Словесный метод

- беседа

3 мин.

Организация определения темы урока, цели.

– Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить на уроке.(кроссворд на слайде)

Организация решения кроссворда

                             

1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде. (Дмитрий.)

2. Кем приходился Дмитрий Донской, Ивану Калите? (Внук.)

3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай.)

4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон.)

Ключевое слово: Иван III

Поддерживать диалог.

Отвечать на вопросы.

Решать кроссворд

Выполнение действий по алгоритму (П); контроль и Самоконтроль учебных действий(Р);

IV.Постановка учебной задачи

1 мин.

-Сформулируйте тему урока (Иван III)

-Сформулируйте цель урока (ознакомится с личностью князя Ивана III)

Формулировать тему и цель урока

целеполагание (Р); постановка и

V.Открытие нового знания

Словесный метод

- беседа

- рассказ

-демонстрация

Словесный

Беседа

Работа с учебником

Рассказ учителя об Иване III.(На Слайде)

Прошло 100 лет. На престол взошел Иван 3, правнук Дмитрия Донского, прозванный Великим. Почему его так назвали и какой вклад он внес в развитие Руси за годы своего правления, вам предстоит доказать, опираясь на полученную информацию.

Организация работы с портретом Ивана III

Князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Русь перешла к Ивану III, когда ему было всего 23 года. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

 Наталья Кончаловская написала такие строки:

Мы с орды не брали дани, мы орде платили дань

И скотиной, и товаром, и пушниной, и казной.

Пусты русские амбары были каждою весной.

Князь Иван Васильевич третий изменил порядки эти

И сказал послам в ответ: «Мы платили двести лет,

Ну и хватит с нас, довольно! Нам самим нужна казна.

Беседа по вопросам

-Какой мы можем предположить решительный шаг Ивана III? (освободиться от гнета золотой орды) – Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.

Организация работы с учебником и беседа по вопросам

Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости.

Тогда Ордынский хан- Ахмат, правивший в тот период, собрал огромное войско и двинулся в русские пределы. Навстречу неприятелю выступила русская рать во главе с Иваном III.

– А где и в каком году это произошло прочитайте в учебнике самостоятельно на (с. 75)

  • На какой реке встретились противники? (на р. Угре, найдите это место на карте на стр. 73)
  • Почему хан – Ахмат отступил?

Слушать учителя

Читать стихотворение

Отвечать на вопросы

Читать учебник, отвечать на вопросы

 Строить речевое высказывание в устной форме (П);

Уметь участвовать в диалоге. (Р);

Понимать информацию, представленную в печатном виде. (П)

Уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К);

Контроль и самоконтроль учебных действий(Р);

извлечение необходимой

информации из текстов (П);

Словесный метод

- рассказ

Работа в группе

10 мин.

Беседа по вопросам

– Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.

Демонстрирует картины с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля.

– Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

– Кто знает, сколько башен у Московского Кремля в настоящее время?

– Для чего они возводились?

– Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль.

Организация работы с текстом в группах.

Учащиеся в раздаточном материале вставляют пропущенные слова.

Отвечать на вопросы учителя

Вставлять пропущенные слова

Контроль и самоконтроль учебных действий(Р);

извлечение необходимой

информации из текстов(П); 

Строить речевое высказывание в устной форме (П);

Уметь участвовать в диалоге. (Р);

Уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслиК)

Динамическая пауза

1 мин.

-Ребята, давайте с вами немного отдохнём!

(проведение физминутки)

Выполнять движения

VI.Первичное закрепление во внешней речи

3 мин.

-Откройте вашу тетрадь на стр. 26 №3 прочитайте задание

-Кто ответил? (неправильное утверждение№3)

№4 Вам нужно из перечисленных имён найти лишнее подчеркните карандашом (Хан Батый)

-Как можно назвать людей оставшихся в списке? (князья Древней Руси)

№5 выберите Кремль при Д.Донском и Иваном III

-Молодцы ребята!

Работа с рабочей тетрадью.

Выполнять задание №3,5

контроль и самоконтроль учебных действий(Р);

извлечение необходимой

информации из текстов (П);

VII.Включение в систему знаний 

Инструктаж домашнего задания

1 мин.

– Чем занимались мы сегодня на уроке?

– Что Иван Третий сделал для Руси?

– Какие изменения при нём произошли в Москве

Домашнее задание. Запись в дневник

Учебник, с. 75–79. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания в РТ №1, 2 с. 26

Отвечать на вопросы Записывать домашнее задание

применять базовые знания для решения конкретной проблемы (П);, Принимать и сохранять учебную задачу (Р);

VIII.Рефлексия деятельности Словесный метод

- беседа

1 мин.

- Какую цель ставили на уроке?

- Достигли мы эту цель?

– Что нового и интересного узнали на уроке?

– Значима для вас полученная информация?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Подводить итоги

Оценивать себя и свою работу на уроке

рефлексия способов и условий

действий (П); самооценка (Л); адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной

деятельности (Л);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...

Конспект урока по теме "Путешествие с археологами"(УМК "Школа Росси", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представлений о городе Москва, о достопримечательностях Москвы. Задача урока (в рамках выпускной квалификационной ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

Конспект урока окружающего мира Тема: «Путешествие по Москве»Цели деятельности учителя: формирование представления о городе Москва; о его достопримечательностях.Планируемые ...

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по планете». (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление масштабность нашей планеты, а себя – её жителями; умение находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки, прививат...