Создание психологического комфорта младших школьников
материал по теме
Как можно сделать внеклассную жизнь воспитанников комфортной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_psihologicheskogo_komforta_mladshih_shkolnikov.doc | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития общества является целью и критерием успешности образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Совместная целенаправленная, специально организованная деятельность педагогов, воспитателей и родителей школьников способствует процессу приспособления учащихся к школьному обучению, доброжелательному отношению учащихся с одноклассниками, педагогами школы.
Психологический климат в классе связан с эмоциональной деятельностью учащихся.
Большую радость у школьников обычно вызывает их самостоятельность в учебной деятельности, в частности, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, например, умение без помощи воспитателя перейти от формулировки учебной задачи к определению учебных действий , затем к приемам проверки выбранного пути решения.
Эмоции образуют атмосферу психологического, эмоционального комфорта в процессе воспитания. Наличие психологической атмосферы необходимо не только для успешного осуществления процесса обучения, но и воспитания учащихся.
С целью создания психологического комфорта младших школьников в своей работе я ориентируюсь на снижение напряжения у обучающихся, достижения согласия воспитанников с окружающими и с самим собой.
Предлагаю вашему вниманию упражнения, игры, которые вы можете применять уважаемые коллеги, на занятиях, в группах продленного дня с целью создания психологического комфорта младших школьников.
Упражнение «Красивое имя»
Цель: повысить уровень самопринятия, самооценки у учащихся.
Ребенку предлагается написать свое имя ярким фломастером, а затем украсить его так, чтобы получилось ярко и красиво.
Игра «Разожми кулак»
Цель: показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение к друг другу.
Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль воспитателя в этой игре состоит в том, чтобы на собст- венном примере показать, насколько убедительнее оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное обращение к друг другу (разжимает кулак любому ребенку, используя уговоры, ласковые слова и др.).
Упражнение «Испуганный ежик»
Развивает умение устанавливать контакт с учащимися, вызывая доверие у учащихся.
Один из детей изображает испуганного ежика (ежик маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек, выпустил иголки). Задача других детей - установить контакт с ежиком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (дети могут погладить ежика, поговорить с ним, успокоить и др.)
Игра «Если 6ы я был...»
Развивает ассоциативное восприятие.
Я предлагаю различные темы, задаю детям вопросы по кругу Если бы ты был животным, то каким? А цветком, цветом, ветром? IIo возможности уточняю некоторые характеристики выбираемо го о6раза (добрым, злым, вялым, ярким и др.).
Упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: оказание поддержки друг другy.
В центр ставится стул. На него садится ребенок: Чтобы развеселить царев- ну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах. Упражнение повышает самооценку учащихся.
Игра «Водяной»
Развивает тактильные ощущения.
Дети становятся в круг и выбирают водящего — Водяного. Водяной садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со слова- ми: Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, Мы по берету идем, хоровод большой ведем. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, Кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной! Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Если он правильно называет имя ребенка, то тот, кого узнали, становится Водяным и игра повторяется.
Упражнение «Приветствие»
Создает положительный эмоциональный фон в классе.
Детям предлагаю представить, что они разучились говорить, а могут толь- ко петь. Например: ребенок поет свое имя другие повторяют и др. Упражнение «Это мое имя» Ребенку предлагается поискать в комнате такой предмет, которому он мог бы дать свое имя. После того как дети сделали выбор, они по очереди объясняют, почему выбрали именно этот предмет, отмечают его положительные стороны и недостатки.
Игра «Наши имена и что они означают»
Цель упражнения: показать разнообразие имен, обратить внимание учащихся на отличительные особенности каждого имени.
Воспитатель просит детей по очереди назвать свои имена, после чего предлагает послушать, что означают их имена, каково их происхождение. Дети передают по кругу игрушку, называя свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.
Игра « Ветерок»
Цель игры : обратить внимание учащихся на сходство между людьми, подготовить детей к работе на занятии.
Дети стоят за кругом, в центре круга стоит ведущий. Ведущий. Ветер дует на... (называет какую-то свою особенность: внешность, одежду, характер, поступки и др.) тек, у кого голубые глаза . После слов ведущего дети, у которых тоже есть названная особенность, должны сесть на стул и занять свободное место. Тот кому не досталось места, становится ведущим.
Игра «Интервью у дракона»
Закрепляет положительные способы общения.
Воспитатель предлагает учащимся представить, что им нужно взять интервью у сказочного персонажа, например дракона. Причем дракон имеет семь голов и каждая голова находится в разном настроении. Семь ребят, изображают каждую из голов дракона. Задача детей выразить настроение головы, которую он изображает. За каждую голову дракона отвечает каждый из ребят. Остальные участники игры должны угадать какое настроение было у каждой из голов дракона.
Упражнение «Пион и колючий ежик»
Упражнение активизирует внимание детей на положительных и отрицательные качествах друг друга.
Ребенку даются два предмета или картинка: пион и игрушка «Ежик». Он должен их подарить любому другому участнику со словами: «Я дарю тебе пион за то, что...» (выделяется положительное качество, то, за что можно любить человека) и «Я дарю тебе колючего ежика за то, что...» (выделяется то, что в участнике не нравится). Тот, кто получил эти предметы, дарит их следующему. В конце упражнения дети обсуждают, кто не согласен с тем что получил ежа, что было приятнее получать ежа или пион.
Игра «Я - президент»
Игра помогает учащимся понять какая ответственность может лежать на одном человеке.
Выбирается один игрок на роль президента. Остальные выполняют роль его помощников. Задача «президента» - издать какой-либо закон, который он считает самым важным и главным. Остальные участники должны обыграть возможные последствия после вступления в силу этого закона. Например : запретить все школы. Помощники обыгрывают как повар в кафе готовит блюдо по рецепту, который он не в состоянии прочитать – или прочел с ошибками. Что в результате получиться и др. После пересмотра отрицательных последствий от издания закона, «президент» должен издать новый закон, который мог бы исправить сложившееся положение, но одновременно он не может уже запретить тот приказ, который издал раннее. Например: в ситуации о поваре, можно придумать закон, который будет обязывать повара пробовать все приготовленные блюда, «президент» может приказать питаться только растительной пищей.
Упражнение «Браво»
Повышает самооценку учащихся.
Участники сидят в кругу. В центр круга ставится стул, приглашается один из участников (по желанию). Остальные дарят ему бурные аплодисменты. Положительный психологический климат в группе оказывает существенное влияние на протекание всей деятельности воспитанников. Воспитателю надо заботиться о создании или восстановлении положительного психологического климата в группе продленного дня.
Создавая психологический комфорт в группе продленного дня, стремитесь чтобы чаще звучали одобрение, похвала и поощрение. Это ведет к тому, что ученик начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоции. Внушайте детям уверенность в их силах. Помните, что одобрение поддержка, доброжелательность _ важнейшее условие совместной творческой работы.
Помните, что людей всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение. Ученики хотят, чтобы их воспринимали как личность. В нашем общении всегда должны присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка и дети должны это ощущать.
Следите за собственной речью, помните, что она отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок учащихся. Исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на учеников, вызывают эмоциональный дискомфорт.
Вот те основные психолого-педагогические требования к созданию психологического комфорта в ГПД. Но все эти требования не принесут успеха, если не будет главного: любви к ребенку.
Литература:
1. Дилео Д., Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Эксмо-пресс, 2001 г.
2. Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»\ Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике. А.Цайри. - № 4, Изд-во «Первое сентября», 2007 г.
3. Никушкина Н., Социализация детей-сирот. Развивающие занятия для дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 2007 г.
4. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. – М.: Институт психотерапии, 2004 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Задонска
Доклад
Подготовила: Романова М.А.
воспитатель ГПД
высшей
квалифицированной категории
МОУ СОШ №1 г. Задонска
Задонск – 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.
В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообраз...
"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"
Работа на методическом объединении учителей начальных классов...
"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"
В статье рассматриваются эмоционально-личностные особенности младших школьников;разрабатывается система мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке....
Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроках
Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы. Я считаю, что ребенок — это носитель своего предназначения и своей неограниченной огромной энергии. Он — явление нашей жизни. И поэто...
Выступление на педагогическом конкурсе. Статья "Создание ситуации успеха как фактор, обеспечивающий психологический комфорт младших школьников"
В данной статье вы найдёте некоторые рекомендации по созданию комфортного психологического климата в классе....
"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"
Презентация для заседания МО учителей начальных классов...
«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»
Презентация на тему : «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»...