"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"
методическая разработка

Королёва Ксения Олеговна

Презентация для заседания МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchitelem.pptx59.81 КБ
Файл plan-konspekt_zasedaniya.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"

Слайд 2

ПЛАН ЗАСЕДАНИЯ ШМО «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке» Анализ работы МО за первое полугодие 2019/2020 учебного года Разное

Слайд 3

Психологический настрой «Всё в твоих руках» “ Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Тема заседания “Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке”.

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ Комфорт? Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н.М. Шанский ). Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Слайд 5

Что такое психологический комфорт? Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Слайд 6

Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит… Борис Слуцкий

Слайд 7

Рефлексия «Всё в твоих руках» Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний – мне было трудно (мне не понравилось). Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно…



Предварительный просмотр:

Заседание методического объединения учителей начальных классов с использованием активных методов работы с педагогами по теме: "Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"


Задачи:

  • рассмотреть эмоционально-личностные особенности младших школьников;
  • разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;
  • создать условия для формирования у учителя способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.

План

1. Психологический настрой (“Все в твоих руках”)

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

3. Теоретический ввод:

  • освещение проблемы создания психологического комфорта младших школьников в нормативно-правовых документах  (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Конвенция ООН о правах ребенка: закон РФ “Об образовании”);
  • определение психологического комфорта;
  • принцип психологического комфорта.

4. Работа в группах:

  • деление на группы (метод “Классические тройки”);
  • разработка системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников (метод “Мозговой штурм”);
  • изучение эмоционально-личностных особенностей младших школьников и представление конкретных рекомендаций (метод “Проработка темы в группе”).

5. Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке (из опыта работы учителей).

6. Рефлексия (“Все в твоих руках”).

Ход заседания

1. Психологический настрой “Все в твоих руках”.

(Притча)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Тема заседания “Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке”.

2. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

 

К

- красота…

О

- органичность…

М

- мама…

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло…

 

3. Теоретический ввод

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что такое комфорт?

Комфорт – заимствовано из английского языка, где comfort “поддержка, укрепление” (Этимологический словарь Н.М. Шанский).

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов).

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

4. Деление на группы (метод “Классические тройки”)

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих, чтобы получилась “классическая тройка”.

  • солнце – воздух – вода
  • мир – труд – май
  • красный – желтый – зеленый
  • ум – честь – совесть

5. Эксперимент – отступление

Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 15 известных педагогов. Затем эта работа делается в группе.

Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы.

6. Изучение в группах эмоционально-личностных особенностей детей, которые необходимо учитывать для создания атмосферы психологического комфорта (метод “Проработка темы в группе”).

На доске укреплены карточки – задания для групп:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/102968/img1.jpg

Каждая группа снимает карточку, переворачивает и читает задание.

Задание группам:

 развернуть таблицу

1.

Неуверенность в себе

 

 

2.

Повышенная утомляемость

 

 

3.

Замедленность темпа деятельности

 

 

4.

Повышенная потребность во внимании

 

 

8. Рефлексия (“Все в твоих руках”)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта младших школьников

Как можно сделать внеклассную жизнь воспитанников комфортной...

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке.

В развивающей системе обучения Л.В. Занкова, в образовательной системе “Школа 2100” принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообраз...

"Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке"

В статье рассматриваются эмоционально-личностные особенности младших школьников;разрабатывается система мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке....

Выступление на педсовете "Психологический комфорт младших школьников на уроке"

В настоящее время учёные в области педагогики психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования. Об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к...

Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроках

Разбудить мысль каждого ученика – основная задача начальной школы. Я считаю, что ребенок — это носитель своего предназначения и своей неограниченной огромной энергии. Он — явление нашей жизни. И поэто...

«Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»

Презентация на тему : «Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке»...