каков человек-такова и его речь
классный час (4 класс) по теме

Петошина Ольга Станиславовна

 

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята!

Макарова Ксения прочтёт стихотворение

               Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно - то жаворонком вьётся,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

                                                     /В. Солоухин/

Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? Не просто о словах.

Сегодня мы поговорим с вами о  сквернословии.

Мне и вам будут помогать наши эксперты. Ранее они получили задание по данной теме. Эксперт в группе 1 – Тарасова Маргарита, в группе 2 – Липатова Жанна, в группе 3 – Суслов Никита, Макарова Ксения.

На доске висит чистый лист. К концу занятия он должен быть заполнен вашими заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kakov_chelovek_takova_i_ego_rech.zip1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

  1. формирование навыков здорового образа жизни;
  2. формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения

Задачи:

  1. Расширить знания школьников о вредных привычках.
  2. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
  3. Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа:

  1. Провести анкетирование среди учащихся: “Твоё отношение к сквернословию”.
  2. Плакаты, отражающие данную проблему: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо” и др.
  1. Ход классного часа.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята!

Макарова Ксения прочтёт стихотворение

               Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно - то жаворонком вьётся,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

                                                     /В. Солоухин/

Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? Не просто о словах.

Сегодня мы поговорим с вами о  сквернословии.

Мне и вам будут помогать наши эксперты. Ранее они получили задание по данной теме. Эксперт в группе 1 – Тарасова Маргарита, в группе 2 – Липатова Жанна, в группе 3 – Суслов Никита, Макарова Ксения.

На доске висит чистый лист. К концу занятия он должен быть заполнен вашими заданиями.

                    Что же такое сквернословие? Сформулируйте определение. (Каждая группа формулирует ответ на вопрос: сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Сквернословие – черное, грязное слово, Гнилые «матерные» слова).

Сквернословие происходит от слова скверна.

СЛАЙД 2

В словаре В. Даля сказано: “Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное; нечистота, грязь и гниль, мертвечина,; смрад; вонь”.

           Вот куда мы впали, отдавшись во власть бранных слов.

СЛАЙД 3

Ребята, а стоит ли нам говорить об этой пагубной привычке? Существует ли такая проблема среди ваших знакомых, приятелей, родных? (Ответы с места)

Мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Говорит человек гнилые слова – грубый, невоспитанный, нездоровый человек.

Какие слова должны быть в нашей речи, что бы про вас могли сказать — это благородный, грамотный, воспитанный человек.

Образцом для подражания служит язык великих людей: Пушкина, Толстого, Чехова. Я предлагаю прикоснуться к их мудрости. У вас на столах лежат изречения великих людей. Соберите их. Составляем корзину мудрых изречений.

Работа в группах. (Собираем корзину добрых слов. На газету.)

Вдохновение великие люди получали, наблюдая за красотой природы. Вот и мы давайте получим заряд вдохновения. Расслабьтесь и полюбуйтесь красотой.

СЛАЙД 5

Сколько много добрых слов вы подобрали.

Откуда же появились  гнилые слова в нашей речи?

Суслов Никита.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера—оскорбится водяной.

Тарасова Маргарита

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Закону за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Как жестоко наказывали в старину грязнословов. Конечно, сейчас, в современном обществе другие методы наказания людей, которые непристойно выражаются. Существует административное наказание — штраф за использование нецензурной брани. А вот мы давайте составим знаки-пиктограммы как сигнал-предупреждение о запрете плохих слов.

Работа в группах. Составить знак-пиктограмму запрещающий сквернословие. Помещаем на газету.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

Липатова Жанна

             Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не  только способствует  снижению интеллекта, провоцирует преступления, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит  к раннему старению и преждевременной смерти. Новосибирские биологи провели необычное исследование. В течение нескольких лет они наблюдали за двумя группами людей одного возраста. Одна группа – многолетние сквернословы, а вторая – те, кто обходятся без крепкого словца. Обследование показало, что во второй группе люди оказались намного здоровее и даже моложе своего возраста. У людей же из другой группы картина была прямо противоположная: они болели самыми разными заболеваниями, имели пониженный интеллект, нередко судьбы их были искалечены, они раньше старели, часто умирали преждевременно.

СЛАЙД 9

Учитель

Учёные доказали, что   заядлые  матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их организме очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Сквернословие  негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Гнилые слова калечат душу.

Человек, который ругается матом – нездоровый человек. Слыша мат, используя мат мы разрушаемся духовно.

Работа в группах. Заполните таблицу.

Что разрушает человека духовно

Что помогает духовно расти

1.

2.

1.

2.

Предупредить или остановить развитие болезни  можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.

СЛАЙД 10

   Православная церковь всегда  запрещала сквернословие, злоречие.

Есть Икона Божьей Матери “Семистрельная” На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти – бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников - сквернословов и не заступничает о них перед Богом.

Посмотрите, как калечит себя человек, используя в речи плохие слова. Хотите ли вы испортить своё здоровье, искалечить свою судьбу? Так что же необходимо, что бы этого не случилось?

   Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.  

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

СЛАЙД 11

    Отказавшись  от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Работа в группах. Обсудите тему разговора и напишите своё отношение к сквернословию.

Рефлексия

Давайте выразим своё отношение к сегодняшнему разговору:

если вы прониклись темой и не будете никогда употреблять в речи эти слова — жёлтая звёздочка; если вы ещё не совсем определились — зелёная; если эта тема вас не взволновала — чёрная.

Какая яркая получилась газета.

Я надеюсь, что и ваша речь будет такой же солнечной, яркой, красивой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

конспект урока по развитию речи "Употребление слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

Целью данного урока было: познакомить учащихся с прилагательными, научить детей различать прилагательные по родовым признакам; учить глухих учащихся строить правильно предложения; развивать словарный ...

План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс

План- конспект урока "Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имен собственных", 1 класс...

Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".

Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  был проведён в рамках школьного методического объединения....

Конспект внеурочного мероприятия «Каков человек-такова его речь»

Расширить знания школьников о вредных привычках.Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.Побуждать к нравственному самосовершенствованию....


 

Комментарии

Шакирова Светлана Александровна

Спасибо,отличный материал.