Конспект внеурочного мероприятия «Каков человек-такова его речь»
план-конспект урока (3, 4 класс)
- Расширить знания школьников о вредных привычках.
- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakov_chelovek_takova_i_ego_rech.zip | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- формирование навыков здорового образа жизни;
- формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, культуры поведения
Задачи:
- Расширить знания школьников о вредных привычках.
- Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
- Побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Подготовительная работа:
- Провести анкетирование среди учащихся: “Твоё отношение к сквернословию”.
- Плакаты, отражающие данную проблему: “Мат укорачивает жизнь”, “Сквернословие вредит здоровью”, “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо” и др.
- Ход классного часа.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята!
Макарова Ксения прочтёт стихотворение
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно - то жаворонком вьётся,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Будь слову своему хозяин.
/В. Солоухин/
Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь? Не просто о словах.
Сегодня мы поговорим с вами о сквернословии.
Мне и вам будут помогать наши эксперты. Ранее они получили задание по данной теме. Эксперт в группе 1 – Тарасова Маргарита, в группе 2 – Липатова Жанна, в группе 3 – Суслов Никита, Макарова Ксения.
На доске висит чистый лист. К концу занятия он должен быть заполнен вашими заданиями.
Что же такое сквернословие? Сформулируйте определение. (Каждая группа формулирует ответ на вопрос: сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Сквернословие – черное, грязное слово, Гнилые «матерные» слова).
Сквернословие происходит от слова скверна.
СЛАЙД 2
В словаре В. Даля сказано: “Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное; нечистота, грязь и гниль, мертвечина,; смрад; вонь”.
Вот куда мы впали, отдавшись во власть бранных слов.
СЛАЙД 3
Ребята, а стоит ли нам говорить об этой пагубной привычке? Существует ли такая проблема среди ваших знакомых, приятелей, родных? (Ответы с места)
Мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Говорит человек гнилые слова – грубый, невоспитанный, нездоровый человек.
Какие слова должны быть в нашей речи, что бы про вас могли сказать — это благородный, грамотный, воспитанный человек.
Образцом для подражания служит язык великих людей: Пушкина, Толстого, Чехова. Я предлагаю прикоснуться к их мудрости. У вас на столах лежат изречения великих людей. Соберите их. Составляем корзину мудрых изречений.
Работа в группах. (Собираем корзину добрых слов. На газету.)
Вдохновение великие люди получали, наблюдая за красотой природы. Вот и мы давайте получим заряд вдохновения. Расслабьтесь и полюбуйтесь красотой.
СЛАЙД 5
Сколько много добрых слов вы подобрали.
Откуда же появились гнилые слова в нашей речи?
Суслов Никита.
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидится, на берегу реки или озера—оскорбится водяной.
Тарасова Маргарита
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Закону за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.
Как жестоко наказывали в старину грязнословов. Конечно, сейчас, в современном обществе другие методы наказания людей, которые непристойно выражаются. Существует административное наказание — штраф за использование нецензурной брани. А вот мы давайте составим знаки-пиктограммы как сигнал-предупреждение о запрете плохих слов.
Работа в группах. Составить знак-пиктограмму запрещающий сквернословие. Помещаем на газету.
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
Липатова Жанна
Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Новосибирские биологи провели необычное исследование. В течение нескольких лет они наблюдали за двумя группами людей одного возраста. Одна группа – многолетние сквернословы, а вторая – те, кто обходятся без крепкого словца. Обследование показало, что во второй группе люди оказались намного здоровее и даже моложе своего возраста. У людей же из другой группы картина была прямо противоположная: они болели самыми разными заболеваниями, имели пониженный интеллект, нередко судьбы их были искалечены, они раньше старели, часто умирали преждевременно.
СЛАЙД 9
Учитель
Учёные доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их организме очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Гнилые слова калечат душу.
Человек, который ругается матом – нездоровый человек. Слыша мат, используя мат мы разрушаемся духовно.
Работа в группах. Заполните таблицу.
Что разрушает человека духовно | Что помогает духовно расти |
1. 2. | 1. 2. |
Предупредить или остановить развитие болезни можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.
СЛАЙД 10
Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие.
Есть Икона Божьей Матери “Семистрельная” На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти – бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников - сквернословов и не заступничает о них перед Богом.
Посмотрите, как калечит себя человек, используя в речи плохие слова. Хотите ли вы испортить своё здоровье, искалечить свою судьбу? Так что же необходимо, что бы этого не случилось?
Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
СЛАЙД 11
Отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.
Работа в группах. Обсудите тему разговора и напишите своё отношение к сквернословию.
Рефлексия
Давайте выразим своё отношение к сегодняшнему разговору:
если вы прониклись темой и не будете никогда употреблять в речи эти слова — жёлтая звёздочка; если вы ещё не совсем определились — зелёная; если эта тема вас не взволновала — чёрная.
Какая яркая получилась газета.
Я надеюсь, что и ваша речь будет такой же солнечной, яркой, красивой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
каков человек-такова и его речь
Слово учителя:Здравствуйте, ребята!Макарова Ксения прочтёт стихотворение Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай – не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души.Оно - то ...
Конспект внеурочного мероприятия по теме "Земля наш дом". 4 класс
Конспект внеурочного мероприятия по теме "Земля наш дом". 4 класс...
Конспект внеурочного мероприятия по теме «Умники и умницы. Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».
Тема: Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умение решать нестандартные задачи».Цели: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, вооб...
Конспект внеурочного мероприятия "Екатеринодар-град казачий"
Конспект внеурочного мероприятия "Екатеринодар-град казачий"...
конспект внеурочного мероприятия "берегите природу" в гостях у панды
«Берегите природу!»Цели: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир; показать, что человек – частица природы; учить детей выполнят...
Конспект внеурочного мероприятия "Что?Где?Когда?"
Данный конспект внеурочного мероприятия основан по мотивам интеллектуальной телепрограммы "Что?Где?Когда?". Разработка расчитана на учащихся 2-ого класса. Продумана система заданий, направле...
План-конспект внеурочного мероприятия по английскому языку
План-конспект внеурочного мероприятия по английскому языку , самоанализ и отзыв...