В здоровом теле - здоровый дух.
методическая разработка (2 класс) на тему

Крысаченко Людмила Александровна

Воспитание здорового образа жизни, умение использовать нетрадиционные способы оздоровления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon MOU.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки» Волгоградской области

           «В здоровом теле – здоровый дух»

        (  внеклассное занятие по воспитанию у детей              

                      здорового образа жизни во 2 классе)

        Учитель Крысаченко Людмила                  

                                                                         Александровна

             2010-2011 учебный год

Тема: «В здоровом теле – здоровый дух».

Цели: познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «ле- карствами с грядки», повторить правила пользования лекарственными средс-вами. Выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.

Оборудование: коробочки с сухими лекарственными травами, статья «Аптечные огороды», мультимедийный проектор.            

                Ход занятия.

( Звучит музыкальное произведение «Этюд души).

I. Психологический настрой.

   - Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.

Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите:»Я при-ветствую тебя, Земля». Вытяните руки перед собой вперед: «Я приветствую тебя, Вода». Согните руки в локтях и подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»

II. Актуализация знаний.

( мультимедиа) Тема занятия.

- Как же звучит тема занятия?

- Как вы понимаете смысл этого выражения? ( Если человек занимается спортом, правильно питается, значит, он здоров).

- Что надо делать, чтобы быть здоровым?

- Что делать, если вы заболели? (Вызвать врача.)

- Какую помощь оказывает врач? (Выписывает рецепт, назначает лечение).

- Где надо брать лекарства? Какие формы лекарственных средств вы знаете?

- Как принимать лекарства?( По назначению врача).

- Можно ли заниматься лечением самостоятельно? (Нет.) Почему?

- У кого дома есть аптечка? Вспомните, что в ней находится? Разрешают ли вам родители пользоваться ей самостоятельно?

- Какие вы знаете правила пользования лекарствами? (Принимать только по на-значению врача.)

- Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Можете ли вы представить, что какое –то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек?

III. Знакомство с новым материалом.

( мультимедиа) Знахарские рецепты.

- Давайте перенесемся на несколько веков назад и кратко познакомимся с историей развития аптекарского искусства. Издавна на Руси верили в « сглаз и порчу», обращались к целителям и знахарям, лечились травами, святой водой, заговорами. Посмотрите на некоторые из них:

* От зубной боли – змею живую добыть, вынуть жало и той желчью мазать.

* От глухоты – если человек оглохнет, взять желчь вороны и пустить в уши.

* От корысти – кожей собачьей обернуть.

* Если истолченный изумруд положить в питье, то уймет смертельный яд и зажи-вит укусы ядовитых гадов.

- Как вы думаете, стоит ли пользоваться этими рецептами?

- Правильно. Когда вы читаете свои гороскопы, то можете увидеть, что у каждого знака Зодиака есть камень-талисман, который охраняет человека от различных не-приятностей и злых сил. Может быть эти поверья как-то связаны со старинными методами лечения.  

Ученик.

Без больницы люди жили,

Знахари больных лечили:

От озноба – зверобоем,

От зубов – льняным настоем,

От ожогов – бузиной,

А от ран – землей родной.

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабы,

Привороты знают бабы.

Побормочут разных слов –

И глядишь, больной здоров!

Жив – здоров и сам доволен.

Он, видать, и не был болен.

(мультимедиа) О бане.( Иллюстрации к тексту).

-(1) Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие сегодня придержива-ются этого способа лечения. Раньше, когда не было бань, люди парились в печах. Когда печь остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лез-ли прямо в печь, взяв с собой веник и посуду с ковшом. Ложился человек на соло-му и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах было неудобно, поэтому стали строить бани на берегах рек и прудов.

- Как вы думаете, почему? ( Вода рядом.) Какие они были? ( Из бревен).

-(2) Воду таскали из колодца, топили печку березовыми дровами, давали бане выстояться. После мылись. Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. Парь-ся, помахивай веником – тут тебе удовольствие и польза.

-(3) В углу бани делали очаг, на который клали булыжники. Когда они раскалялись, на них выплескивали воду – пар заполнял всю баню. А когда от жары, люди выбе-гали без одежды на улицу – сразу в пруд, а затем снова в баню. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. И здоровый парился и больной, ма –ленькие и взрослые.

- (4) Вас беспокоит простуда:

а) купи в аптеке травы;

б) полезен после массаж;

в) чай испокон веку считался лучшим напитком для бани.

   Хорошо его заварить со смородиной или медом.

Релаксация.

- А теперь сделаем массаж. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставу, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, ука-зательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, бе-зымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

- Когда же стали появляться первые аптеки, как люди лечились? Я предлагаю про-читать статью «Аптеки и аптечные огороды».

- Когда же появились первые аптеки? ( В Москве).

- Что такое аптечные огороды? (Лекарственные растения)

- Кто такой фармацевт? (Работник аптеки)

(мультимедиа) Лекарства с грядки.

-Ехать в Москву за лекарствами могли не все, что оставалось делать?

- Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек ис-пользовал лечебные свойства растений и передавал знания об этом своим детям и внукам. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам знакомы хорошо.

( дети по цепочке читают о лекарственных свойствах)

Капуста – если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от голов-ной боли. После уколов – приложить лист – рассасывает уплотнения.

Морковь – есть для улучшения состава крови. Тертую морковь прикладывают к ожогам.

Лук – сок лука при полоскании горла во время ангины. При кашле варят лук с сахаром и медом в течение 3 часов.

Картофель – сок свежего картофеля пьют по одной четвертой столовой ложки при головных болях. При простуде ингаляции паром над кастрюлей.

Чеснок – при гриппе 2 зубчика надо съедать. При насморке – дышать чесноком.

Свекла – сок при насморке.

- А на «закуску» хочу дать рецепт вкусного лекарства от кашля: в столовую ложку сахарного песка наливают несколько капель воды и в ложке прокаливают над открытым пламенем. Полученный коричневый сахар сосут маленькими кусочками.   – Современная медицина признает лечение травами. Покупаем уже готовыми в аптеке, кто-то собирает сам. Лечение травами- это своего рода наука, нужно знать, какое растение от каких болезней помогает, когда и какие части надо собирать, как правильно сушить или заваривать. Лекарственные растения используются в «жи-вом виде», (листья, цветки, кора, корни).

(мультимедиа) 

- При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила:

* почки и кору растений собирают весной, листья- в период цветения и только в су-хую погоду, цветы – в период цветения, и только те, которые раскрылись, корни – в конце лета и осенью, ягоды и семена – целые и неиспорченные;

* сушат лекарственные растения при сухой жаркой погоде, под навесом, обяза- тельное условие – перемешивание;

* растение считается готовым, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся. Хранить можно 1 – 1,5 года, корни – 2-2,5 года.

- Представляете, как непросто было собрать и приготовить лекарственное расте- ние? Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая. Это тоже непросто.  Поэтому на коробочках пишут способ приготовления лекарства.

- Я принесла некоторые из лекарственных растений. Давайте рассмотрим.

( Кора дуба, зверобой, липовый цвет, мать-и-мачеха, шалфей, ромашка.)

- Прочитайте способ приготовления, найдите сроки годности этих сборов.

- Дети, а кто любит чай с травами?

IV. Рефлексия.

- Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптечного искусства. Что вам больше всего понравилось?

- Как вы думаете, что легче: лечиться или предупреждать заболевание? Вспомните, что для этого нужно сделать?

V. Аутогенная тренировка.

- Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

- Да, а как насчет улыбки?

- Улыбнитесь друг другу. Я Имею ввиду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая так ценится высоко. Я приглашаю гостей выполнить это простое задание.

-Сядьте удобно, подтяните подбородок, держите высоко голову, наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы!

-Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов.

- Что вы почувствовали? А когда вам улыбались?

- Запомните и сохраните эти ощущения. Ведь улыбка создает счастье в доме и слу-жит паролем для друзей. И если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. Будьте здоровы!

( Приглашение гостей к чаю из трав.)  

  Хотим видеть учеников здоровыми и веселыми. У многих детей, поступающих в школу, ослабленное здоровье, и это является причиной ухудшения успеваемости. Главной целью занятия было научить детей бережно относиться к своему здоровью, знать и выполнять правила пользования  традиционными лекарствами и «лекарствами с грядки», выработать умения и навыки снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия, ведь от здоровья, бодрости детей зависит их умственное развитие, вера в свои силы.

 

Литература.

1. Шартон Е. С. «Занимательная биология». – Архангельск, 1991 г.

2. Соковня-Семенова И.И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь». – М., 1997г.

3. «Википедия».

Крысаченко Людмила Александндровна

МОУ СОШ № 1 города Михайловки Волгоградской области

Сотовый телефон 8 937 715 75 64

Домашний телефон 8 844 63 6 30 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»...

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух»      для учащихся 1-4 классов...

Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"

УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку

УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....

Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».

Это конспект занятия    внеурочной деятельности  по  спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...

ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

Внеклассное мероприятие для начальной школы"...