В здоровом теле - здоровый дух.
методическая разработка (2 класс) на тему
Воспитание здорового образа жизни, умение использовать нетрадиционные способы оздоровления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
MOU.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Михайловки» Волгоградской области
«В здоровом теле – здоровый дух»
( внеклассное занятие по воспитанию у детей
здорового образа жизни во 2 классе)
Учитель Крысаченко Людмила
Александровна
2010-2011 учебный год
Тема: «В здоровом теле – здоровый дух».
Цели: познакомить с историей развития аптекарского искусства, с «ле- карствами с грядки», повторить правила пользования лекарственными средс-вами. Выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления рук, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
Оборудование: коробочки с сухими лекарственными травами, статья «Аптечные огороды», мультимедийный проектор.
Ход занятия.
( Звучит музыкальное произведение «Этюд души).
I. Психологический настрой.
- Давайте поприветствуем докторов Природы, которые дают нам здоровье.
Опустите руки вниз ладонями горизонтально к полу и вслух произнесите:»Я при-ветствую тебя, Земля». Вытяните руки перед собой вперед: «Я приветствую тебя, Вода». Согните руки в локтях и подняв ладони к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух». Поднимите руки вверх ладонями вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!»
II. Актуализация знаний.
( мультимедиа) Тема занятия.
- Как же звучит тема занятия?
- Как вы понимаете смысл этого выражения? ( Если человек занимается спортом, правильно питается, значит, он здоров).
- Что надо делать, чтобы быть здоровым?
- Что делать, если вы заболели? (Вызвать врача.)
- Какую помощь оказывает врач? (Выписывает рецепт, назначает лечение).
- Где надо брать лекарства? Какие формы лекарственных средств вы знаете?
- Как принимать лекарства?( По назначению врача).
- Можно ли заниматься лечением самостоятельно? (Нет.) Почему?
- У кого дома есть аптечка? Вспомните, что в ней находится? Разрешают ли вам родители пользоваться ей самостоятельно?
- Какие вы знаете правила пользования лекарствами? (Принимать только по на-значению врача.)
- Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Можете ли вы представить, что какое –то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек?
III. Знакомство с новым материалом.
( мультимедиа) Знахарские рецепты.
- Давайте перенесемся на несколько веков назад и кратко познакомимся с историей развития аптекарского искусства. Издавна на Руси верили в « сглаз и порчу», обращались к целителям и знахарям, лечились травами, святой водой, заговорами. Посмотрите на некоторые из них:
* От зубной боли – змею живую добыть, вынуть жало и той желчью мазать.
* От глухоты – если человек оглохнет, взять желчь вороны и пустить в уши.
* От корысти – кожей собачьей обернуть.
* Если истолченный изумруд положить в питье, то уймет смертельный яд и зажи-вит укусы ядовитых гадов.
- Как вы думаете, стоит ли пользоваться этими рецептами?
- Правильно. Когда вы читаете свои гороскопы, то можете увидеть, что у каждого знака Зодиака есть камень-талисман, который охраняет человека от различных не-приятностей и злых сил. Может быть эти поверья как-то связаны со старинными методами лечения.
Ученик.
Без больницы люди жили,
Знахари больных лечили:
От озноба – зверобоем,
От зубов – льняным настоем,
От ожогов – бузиной,
А от ран – землей родной.
Варят старые знахарки
Из лечебных трав припарки,
Сушат в печке ножки жабы,
Привороты знают бабы.
Побормочут разных слов –
И глядишь, больной здоров!
Жив – здоров и сам доволен.
Он, видать, и не был болен.
(мультимедиа) О бане.( Иллюстрации к тексту).
-(1) Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. Если им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие сегодня придержива-ются этого способа лечения. Раньше, когда не было бань, люди парились в печах. Когда печь остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лез-ли прямо в печь, взяв с собой веник и посуду с ковшом. Ложился человек на соло-му и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах было неудобно, поэтому стали строить бани на берегах рек и прудов.
- Как вы думаете, почему? ( Вода рядом.) Какие они были? ( Из бревен).
-(2) Воду таскали из колодца, топили печку березовыми дровами, давали бане выстояться. После мылись. Чем жарче было в бане, тем считалось здоровее. Парь-ся, помахивай веником – тут тебе удовольствие и польза.
-(3) В углу бани делали очаг, на который клали булыжники. Когда они раскалялись, на них выплескивали воду – пар заполнял всю баню. А когда от жары, люди выбе-гали без одежды на улицу – сразу в пруд, а затем снова в баню. От такой закалки ни одна болезнь не могла одолеть человека. И здоровый парился и больной, ма –ленькие и взрослые.
- (4) Вас беспокоит простуда:
а) купи в аптеке травы;
б) полезен после массаж;
в) чай испокон веку считался лучшим напитком для бани.
Хорошо его заварить со смородиной или медом.
Релаксация.
- А теперь сделаем массаж. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставу, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, ука-зательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, бе-зымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами. Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.
- Когда же стали появляться первые аптеки, как люди лечились? Я предлагаю про-читать статью «Аптеки и аптечные огороды».
- Когда же появились первые аптеки? ( В Москве).
- Что такое аптечные огороды? (Лекарственные растения)
- Кто такой фармацевт? (Работник аптеки)
(мультимедиа) Лекарства с грядки.
-Ехать в Москву за лекарствами могли не все, что оставалось делать?
- Издавна люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Человек ис-пользовал лечебные свойства растений и передавал знания об этом своим детям и внукам. Очень многие из этих «зеленых лекарей» вам знакомы хорошо.
( дети по цепочке читают о лекарственных свойствах)
Капуста – если свежий капустный лист приложить к голове – помогает от голов-ной боли. После уколов – приложить лист – рассасывает уплотнения.
Морковь – есть для улучшения состава крови. Тертую морковь прикладывают к ожогам.
Лук – сок лука при полоскании горла во время ангины. При кашле варят лук с сахаром и медом в течение 3 часов.
Картофель – сок свежего картофеля пьют по одной четвертой столовой ложки при головных болях. При простуде ингаляции паром над кастрюлей.
Чеснок – при гриппе 2 зубчика надо съедать. При насморке – дышать чесноком.
Свекла – сок при насморке.
- А на «закуску» хочу дать рецепт вкусного лекарства от кашля: в столовую ложку сахарного песка наливают несколько капель воды и в ложке прокаливают над открытым пламенем. Полученный коричневый сахар сосут маленькими кусочками. – Современная медицина признает лечение травами. Покупаем уже готовыми в аптеке, кто-то собирает сам. Лечение травами- это своего рода наука, нужно знать, какое растение от каких болезней помогает, когда и какие части надо собирать, как правильно сушить или заваривать. Лекарственные растения используются в «жи-вом виде», (листья, цветки, кора, корни).
(мультимедиа)
- При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила:
* почки и кору растений собирают весной, листья- в период цветения и только в су-хую погоду, цветы – в период цветения, и только те, которые раскрылись, корни – в конце лета и осенью, ягоды и семена – целые и неиспорченные;
* сушат лекарственные растения при сухой жаркой погоде, под навесом, обяза- тельное условие – перемешивание;
* растение считается готовым, если при трении листья рассыпаются в порошок, плоды не слипаются, а корни гнутся. Хранить можно 1 – 1,5 года, корни – 2-2,5 года.
- Представляете, как непросто было собрать и приготовить лекарственное расте- ние? Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая. Это тоже непросто. Поэтому на коробочках пишут способ приготовления лекарства.
- Я принесла некоторые из лекарственных растений. Давайте рассмотрим.
( Кора дуба, зверобой, липовый цвет, мать-и-мачеха, шалфей, ромашка.)
- Прочитайте способ приготовления, найдите сроки годности этих сборов.
- Дети, а кто любит чай с травами?
IV. Рефлексия.
- Мы совершили небольшое путешествие в историю развития аптечного искусства. Что вам больше всего понравилось?
- Как вы думаете, что легче: лечиться или предупреждать заболевание? Вспомните, что для этого нужно сделать?
V. Аутогенная тренировка.
- Сделайте спокойный вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.
- Да, а как насчет улыбки?
- Улыбнитесь друг другу. Я Имею ввиду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая так ценится высоко. Я приглашаю гостей выполнить это простое задание.
-Сядьте удобно, подтяните подбородок, держите высоко голову, наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы!
-Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов.
- Что вы почувствовали? А когда вам улыбались?
- Запомните и сохраните эти ощущения. Ведь улыбка создает счастье в доме и слу-жит паролем для друзей. И если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам. Будьте здоровы!
( Приглашение гостей к чаю из трав.)
Хотим видеть учеников здоровыми и веселыми. У многих детей, поступающих в школу, ослабленное здоровье, и это является причиной ухудшения успеваемости. Главной целью занятия было научить детей бережно относиться к своему здоровью, знать и выполнять правила пользования традиционными лекарствами и «лекарствами с грядки», выработать умения и навыки снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия, ведь от здоровья, бодрости детей зависит их умственное развитие, вера в свои силы.
Литература.
1. Шартон Е. С. «Занимательная биология». – Архангельск, 1991 г.
2. Соковня-Семенова И.И. «Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь». – М., 1997г.
3. «Википедия».
Крысаченко Людмила Александндровна
МОУ СОШ № 1 города Михайловки Волгоградской области
Сотовый телефон 8 937 715 75 64
Домашний телефон 8 844 63 6 30 38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»
Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»...
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов
Рабочая программа курса «Воспитай себя здоровым» – «В здоровом теле - здоровый дух» для учащихся 1-4 классов...
Формирование здорового образа жизни. Праздник "В здоровом теле - здоровый дух".
Праздник здоровья...
Урок ."Строение тела человека. В здоровом теле, здоровый дух.»"
УМК "Школа России",Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
"Строение тела человека.В здоровом теле, здоровый дух." презентация к уроку
УМК "Школа России", Плешаков А.А. "Окружающий мир", 2 класс в 2-х частях, 2 часть....
Час здоровья «В здоровом теле – здоровый дух».
Это конспект занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Первые шаги к здоровью». Занятие проведено в 4 классе с детьми с УО (И...
ПРАЗДНИК ЗДОРОВЬЯ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ»
Внеклассное мероприятие для начальной школы"...