Объединение дополнительного образования "Земля и небо"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование. 1-й год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
города Москвы
Центр образования №1601
Календарно – тематическое
планирование
курса "Земля и Небо"
детского объединения
дополнительного образования
1-ый год обучения
педагог дополнительного образования
Пожилова О.А.
Содержание программы.
Вводное занятие – 1 час. Знакомство с разделами и темами программы.
Раздел - Планета Земля.
Тема 1. Земля - планета солнечной системы.
Смена дня, ночи и времен года на 3емле.
Теория. Земля в числе 9 планет Солнечной системы движется вокруг Солнца. Благодаря вращению Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи на планете.
Время полного оборота земли вокруг Солнца – год. Благодаря постоянству наклона земной оси к плоскости её движения, к Солнцу повёрнуто то северное полушарие Земли, то Южное. Поэтому Северное и Южное полушарие неодинаково обогревается Солнцем в течение года в разных точках орбиты при движении планеты. Тепло постепенно сменяется холодом, т.е. меняется время года. На Земле 4 времени года.
Практика.
1) Наблюдение за глобусом и теллурием.
2) Составить рассказы: “Солнечная система”, “Соседи Солнца”, “Земля – планета”, “Планеты земной группы”, “Планеты - гиганты”, “Астероиды, метеоры, метеориты”, “Четыре времени года”.
Оборудование. Глобус, теллурий.
Тема 2. Живая и неживая природа.
Как развивалась жизнь на Земле.
Теория. Природа вокруг нас. Примеры неживой природы (солнце, вода, полезные ископаемые). Примеры живой природы (люди, животные, растения). Живая природа возникла около 4-х млрд. лет назад в водной среде. 500 млн. лет назад произрастали водоросли и водились разнообразные беспозвоночные.
Со временем появились позвоночные и среди них – кистеперые рыбы, предки первых земноводных. Жизнь постепенно осваивала сушу: появились наземные растения – риниофиты, а затем хвощи, плауны, папоротники. В болотистых низинах существовали земноводные, но с наступлением засушливого периода часть их вымерла, часть уцелела, а часть превратилась в пресмыкающихся, среди которых развивались и удивительные ящеры – динозавры, впоследствии вымершие.
Землю заселили голосеменные и покрытосеменные растения, а из животных – птицы, млекопитающие, а со временем и люди.
Живая природа развивалась от простейших форм к сложным. Частью живой природы является Человек.
Практика. Составить "ленту времени" по картинкам.
1. (500 млн. лет назад): водоросли, медузы, древние моллюски, кораллы, трилобиты на морском дне.
2. (400-300 млн. лет назад): папоротниковые леса и их обитатели.
3. (250 млн. лет назад): песчаная пустыня, голосеменные растения, динозавры.
4. Покрытосеменные растения. Саблезубый тигр.
5. (2млн. лет назад) Мамонты в ледниковый период.
Оборудование. Проектор.
Тема 3. Три среды обитания.
Теория. Примеры различных сред обитания (наземно-воздушная, водная, почва). Каждый организм приспособлен к жизни в определенной среде.
Практика. Зарисовки в альбомах различных сред обитания организмов. Рассказ по различным карточкам на тему: “Кто где живет”.
Творческие работы.
1. “Обитатели наземно-воздушной среды”.
2. “Обитатели водной среды”.
3. “Кто живет в почвенной среде”.
Оборудование. Учебные таблицы.
Тема 4. Природные зоны Земли.
Теория. Основные природные зоны Земли – тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины (саванны), пустыни, влажные тропические леса. В разных уголках планеты сложились разные природные зоны. Их распространение на Земле зависит от климата, от распределения тепла и влаги.
Практика. Рассмотреть растения из гербария, животных, изображенных на картинках. Определить, в каких природных зонах они встречаются. Сделать зарисовки.
Творческие работы. “Жизнь на разных материках”.
Оборудование. Учебные таблицы.
Тема 5. Как человек открывал землю.
Теория. Древнегреческим ученым были известны Европа, Азия, Африка, (Ливия). Первые географические карты были составлены ими уже в 6-5 вв. до н.э. Великие географические открытия изменили эти карты. Открытие Америки Колумбом в 1492 г. Открытие Австралии (1606 г. – В.Янсзон ; 18 век – Д. Кук ). открытие Антарктиды (Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев – 1820г.) Северного полюса первым достиг Р Пири в 1909 г . Морской путь в Индию первым проложил португалец Васко да Гама в 15 веке.
Практика. Викторина. “Великие географические открытия ”.
Коллективная творческая работа. “Десять великих путешественников”.
Оборудование. Географическое лото.
Тема 6. Как человек изменил Землю.
Теория. Уже охота древних людей привела к вымиранию многих животных. Развитие скотоводства и земледелия, одомашнивание некоторых животных, выведение новых сортов растений изменили облик планеты. Для создания полей, огородов, разведения садов человек вырубал леса, распахивал степи, осушал болота. Домашние животные вытаптывали пастбища. Во многих местах стали разрастаться пустыни. Географические открытия привели к заселению новых территорий. Люди хищнически относились к природе. Это привело к обмелению рек и к образованию оврагов, что нарушило экологическое равновесие. Во многих районах (особенно на островах) исчезли леса, а вместе с ними – уникальные виды животных и растений. Появлялись другие их виды, например, некоторые сорняки или колорадский жук.
В последние годы развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды, почвы.
Так человек изменил Землю.
Практика. Правила поведения на природе.
Коллективная творческая работа. “Как человек изменил Землю”.
Наглядные пособия. Учебные таблицы.
Тема 7. Животные и растения, занесенные в Красную книгу.
Итоговое занятие.
Теория. Уничтожены человеком: стеллерова корова, дикая лошадь тарпан, зебра квагга,
странствующий голубь, бескрылая гагарка.
В Красную книгу внесены морские черепахи, хищные птицы, киты, латимерия, секвойя.
Практика. Творческие работы учащихся: “Животные и растения Красной книги”.
“Охраняемые растения Подмосковья”.
Наглядные пособия. Учебные таблицы.
Календарно - тематический план
№ | Дата | Раздел. Тема. | Форма занятий |
1 четверть | |||
1. | 04.09. 2010 | Вводное занятие. | Собрание учащихся объединения дополнительного образования. Собеседование. |
I. Планета Земля. | |||
2. | 11.09. 2010 | Земля – планета Солнечной системы. Смена дня и ночи, времён года. | Беседа, групповое занятие. Презентация. |
3. | 18.09. 2010 | Планеты – гиганты. Астероиды, метеоры, метеориты. | Беседа, групповое занятие. Презентация. |
4. | 25.09. 2010 | Планеты земной группы. | Творческие работы. |
5. | 02.10. 2010 | Жили - были динозавры… и не только они. | Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу. Эпоха динозавров, птиц и зверей прошлого. |
6. | 09.10. 2010 | Жили - были динозавры… и не только они. | Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу. Эпоха динозавров, птиц и зверей прошлого. |
7. | 16.10. 2010 | Тайны, легенды, мифы. Существует ли снежный человек? | Групповые занятия. Просмотр презентации. Творческие работы. |
8. | 23.10. 2010 | Камни. Полезные ископаемые. | Беседа, групповое занятие. Презентация. |
9 | 30.10. 2010 | Итоговое занятие. Полезные ископаемые России. | Групповые занятия. Творческие работы. |
2 четверть | |||
10 | 06.11. 2010 | Природа вокруг нас. Живая и неживая природа. | Групповое занятие. |
11 | 13.11. 2010 | Природа вокруг нас. Как развивалась живая природа на Земле. | Тестирование, викторина. Зарисовки. |
12 | 20.11. 2010 | Природа вокруг нас. Живая и неживая природа. Как развивалась живая природа на Земле. | Сообщения по теме. |
13 | 27.11. 2010 | Разнообразие природы. | Экскурсия в Палеонтологический музей. |
14 | 04.12. 2010 | Разнообразие природы. | Беседа, групповое занятие. Презентация. |
15 | 11.12. 2010 | Часть живой природы - Человек. | Беседа, групповое занятие. Презентация. |
16 | 18.12. 2010 | Часть живой природы - Человек. Влияние человека на природу. | Творческие работы. Мини-проекты. |
17 | 25.12. 2010 | Итоговое занятие. Три среды обитания. | Беседа. Групповое занятие. Презентация. |
3 четверть | |||
17 | 15.01. 2011 | Три среды обитания. | Беседа. Творческие работы. |
18 | 22.01. 2011 | Материки и океаны. | Океаны. Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. |
19 | 29.01. 2011 | Природные зоны Земли. | Беседа. Занятия с подгруппами. |
20 | 05.02. 2011 | Природные зоны Земли. | Беседы. Занятия с подгруппами. Творческие работы. |
21 | 12.02. 2011 | Разнообразие природы. | Просмотр презентации. |
22 | 19.02. 2011 | Как человек открывал Землю. | Групповые занятия. Просмотр дидактического материала. |
23 | 26.02. 2011 | Тайны за горизонтом. Великие географические открытия. | Групповые занятия. Просмотр презентации. Творческие работы. |
24 | 05.03. 2011 | Великие географические открытия. | Коллективная творческая работа. “Десять великих путешественников” |
25 | 12.03. 2011 | Великие географические открытия. | Защита проекта “Десять великих путешественников” |
26 | 19.03. 2011 | Удивительные животные. Тайны, легенды, мифы животного мира. | Групповые занятия. Просмотр презентации. Творческие работы. |
27 | 26.03. 2011 | ||
4 четверть | |||
28 | 02.04. 2011 | Тайны, легенды, мифы. Что такое НЛО? Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Групповые занятия. Просмотр презентации. Творческие работы. |
29 | 09.04. 2011 | Тайны, легенды, мифы. Что такое НЛО? Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Групповые занятия. Просмотр презентации. Творческие работы. |
30 | 16.04. 2011 | Как человек изменил Землю. | Групповое занятие. Просмотр презентации |
31 | 23.04. 2011 | Как человек изменил Землю. | Групповое занятие. Просмотр презентации |
32 | 30.04. 2011 | Как человек изменил Землю. Экологические проблемы. | Групповые занятия. Творческие работы. Тестирование. |
33 | 07.05. 2011 | Итоговое занятие. Разнообразие природы. | Экскурсия в музей. |
34 | 14.05. 2011 | Красная книга. | Групповое занятие. Просмотр презентации. |
35 | 21.05. 2011 | Красная книга. | Групповое занятие. Творческие работы. |
36 | 28.05. 2011 | Итоговое занятие. | Защита проектов. |
Литература для проведения занятий
- Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1986.
- Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. – М.: Наука, 1987.
- Келлер Б.М. На заре истории Земли. – М.: Знание, 1988.
- Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. – М.: Наука, 1986.
- Михайлова И.А., Бондаренко О.Б. Палеонтология. Ч.1 – М.: Изд-во МГУ, 1997.
- Монин А.С. Популярная история Земли. – М.: Наука, 1980.
- Обручева О.П. Палеонтология позвоночных. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
Литература, рекомендуемая детям
- Анастасова Л.П. и др. Растения и окружающая среда. – М.: Изд-во Валент, 1995.
- Детская энциклопедия. Том 4 “Геология”. – М.: Аванта+, 1995.
- Дугал Диксон Динозавры. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: Московский клуб, 1994.
- Маршак С. Праздник леса. – М.: Малыш, 1987.
- Рупорт Мэтьюс Что было до нашей эры. – М.: Педагогика - Пресс, 1994.
- Плешаков А.А.. Сонин Н.И. Природоведение. – М.: Дрофа, 1995.
- Снегирев Г. Про птиц. – Л.: Художник РСФСР, 1991.
- Тесакова Е.М. Палеонтологическая азбука. – М., 1999.
- Чаплыгина В. Птицы в нашем лесу. – М.: Малыш, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические о...
конспект занятия объединения дополнительного образования "Волшебный мир оригами"
Данное занятие проведено в форме реализации мини-пректа. Цель занятия - использование полученных знаний и навыков в работе с бумагой в технике оригами....
Программа объединения дополнительного образования "Тайны русского языка"
Кружок дополнительного образования...
Программа детского объединения дополнительного образования "Лидер"
Направленность данной программы социально-педагогическая.Цель программы:способствовать развитию у учащихся лидерских качеств....
Занятие объединения дополнительного образования ЮИД "Введение в образовательную программу"
представление основных направлений деятельности в рамках образовательной программы, создание образовательной среды для положительной мотивации посещения занятий по программе “ЮИД”....
Анализ занятия в объединении дополнительного образования детей
Форма бланка анализа занятия в объединении дополнительного образования детей...
Занятие в объединении дополнительного образования естественнонаучной направленности "Гимнастика для ума" - "Математический базар"
Занятие было проведено в рамках городской недели открытых занятий по программам внеурочной деятельности, дополнительного образования математической направленности в 1 классе....