Программа объединения дополнительного образования детей "Радуга" (Детское творчество и рукоделие, 7-10 лет)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Программа разработана мною для использования в обучении детей детскому творчеству и рукоделию на протяжении 4 учебных лет.
в программе представленыпояснительная записка, организационно-педагогические основы обучения, календарно-тематический план, содержание изучаемого курса и организационно-методическое обеспечение программы. А так же ожидаемые результаты и список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_avtosohranennyy.docx | 54.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад IV вида № 144»
Рекомендовано Методическим советом МКС(К) ОУ «Начальная школа – детский сад №144» IV вида г. Дзержинска Нижегородской области Протокол № 2 от 06.11.12. |
П р о г р а м м а
объединения дополнительного
образования детей
«Радуга»
(детское творчество и рукоделие)
( 7 – 10 лет )
Руководитель объединения
воспитатель ГПД
Шальцина Л.В.
Дзержинск
2012/2013
Содержание:
Оглавление
3. Организационно – педагогические основы обучения
3.3 формы педагогического контроля
3.5 условия реализации программы
5. Календарно-тематический план
6. Содержание изучаемого курса
7. Организационно-методическое обеспечение программы
Объединение «Радуга».
Вид программы - разработана воспитателем ГПД МКС(К)ОУ «Начальная школа - детский сад №144» IV вида Шальциной Л.В.
Направленность программы – художественная.
Функциональное назначение – развивающее, коммуникативное, коррекционное.
Масштаб реализации – муниципальный.
Возрастной диапазон – 7-10 лет.
Продолжительность реализации – 4 года.
Режим занятий – 1 раз в неделю.
Творчество и творческая деятельность определяет сегодня ценность человека.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению изделие ребенка может быть новым, необычным, но в то же время выполняться по задумке педагога и поэтому не являться творчеством. А ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, традиционно используется на практике, но ребенок пришел этому решению самостоятельно.
Активизация творческой познавательной деятельности зависит в большей степени от методов обучения, которые использует педагог во время уроков, в предметной деятельности.
Данная программа разработана так, что бы изучаемый материал вызвал у детей большой интерес, что очень ценно. Программа развивает активность, творческую инициативу, способствует познанию основ композиции и перспективы, развивает художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, чувства симметрии.
По мере освоения учащимися техники работ развиваются осязательные навыки, что необходимо в любой трудовой деятельности. К тому же, изображения нравящихся предметов будят творческую фантазию и воображение детей, доставляют им подлинно эстетическое наслаждение.
Отличительной особенностью программы является то, что обучающиеся работают и с красками ( различными ) ,и с ножницами, и с клеем и бумагой. Такую работу можно считать комплексной. Ребенок развивает творческие навыки сразу в нескольких направлениях:
-рисунке
-цветоведении
-конструировании
Такая работа не только увлекательна, но и чрезвычайно познавательна. Изготовление поделок, воплощение своей фантазии на бумаге не только дает выход творческой энергии ребенка, но и имеет практическую пользу. Лепка, вырезание, рисование, плетение и аппликация, мозаика, витраж, квиллинг и многое другое – развивает координацию и глазомер. Прикладное творчество позволяет найти для детей увлекательное занятие, не прибегая к помощи телевизора или компьютера.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий ( УУД ). Обучение учащихся УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В соответствии с УУД формируются цели и поставленные задачи:
Цель программы кружка состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных тем искусства (живописи, скульптуре, бумажной пластике, работе с природными материалами)
Поставленные задачи
- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успехов в том или ином виде искусства;
- Научить приемам исполнительского мастерства;
- Научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Занятия направлены на освоение языка декоративно – прикладного искусства (аппликации, декоративные композиции из различных материалов), бумажной пластике, и освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика). Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Программа поможет решить определенные:
- Учебные задачи – освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами ИЗО – деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
- Воспитательные задачи – формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результ- атов коллективной и индивидуальной деятельности;
- Творческие задачи – умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
- Коррекционные задачи – учащиеся совершенствуют зрительно – двигательную ориентировку в системе «рука-глаз», развивают мелкую моторику, ориентировку на микроплоскости, а так же развивают пространственное мышление.
Занятия проходят один раз в неделю, в классе. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетных выставок, конкурсов, в виде подарков для родных и близких, для подшефных групп детского сада.
Предполагается, что учащиеся получат следующие основные знания: познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для творчества, познакомятся с основами композиции, формообразования, познакомятся с основными видами работы из бумаги ( вырезание, плетение, оригами, аппликация, конструирование).
Система занятий представлена в учебно – тематических планах. Освещены вопросы методик обучений, технологии выполнения работ. Разработаны конспекты занятий.
3. Организационно – педагогические основы обучения
Статус программы – профильная.
Состав учебной группы – постоянный.
Особенности набора – свободный.
Основная форма занятий – урок.
Теоретическая часть дается в форме бесед с сопровождением демонстрационного и иллюстративного материала, наглядных пособий и подкрепляется практическим освоением темы. С целью лучшего усвоения материала и проверки знаний, в качестве психоэмоциональной разгрузки на занятиях даются игровые задания, проводятся художественно - развивающие игры, игры - соревнования, детям предлагаются загадки – шутки, искусствоведческие кроссворды, звучит музыка. На занятиях так же устраиваются «круглые столы», где работы детей « выносятся на суд зрителей». На таких заседаниях «круглого стола», в обсуждениях и диспутах реализуются коммуникативные учебные действия учащихся: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение интегрироваться в группу сверстников. Учащиеся строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
На занятиях фактически происходит сотрудничество с учителем, со сверстниками. Учащиеся сами определяют цели, функции участников, способы взаимодействия друг с другом, ставят перед собой определенные вопросы, разрешают спорные ситуации, умеют выражать свое мнение, мысли.
В программе предусмотрены индивидуальная и групповая формы работы.
Обучающиеся регулярно участвуют в различных школьных, городских и областных конкурсах, выставках
Использование методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-Словесный
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.
В работе данной программы используются и такие словесные методы обучения, как объяснение, консультация и инструкция. На разном уровне обучения используются различные методы.
-Наглядный
Наглядные методы обучения подразделяются на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ учащимся иллюстративных пособий: зарисовок, репродукций картин, альбомов, портретов художников и т.п.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией техник, художественных приемов, при помощи которых выполняется определенный вид работ. Такие демонстрации можно показывать и в виде презентаций. Например, уроки, посвященные технике «квиллинг» поэтапно демонстрируют выполнение работы в этой технике, с применением различных приемов, которые учащиеся непосредственно видят на мультимедийной доске перед собой.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Педагог вправе в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание слова и наглядности.
-Практический
Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению задания должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения заданий, а также завершают анализ его результатов.
Усвоение материала и приобретение умений и навыков происходит от простого к сложному. Обучающиеся последовательно выполняют ряд аналогичных заданий, с постепенным повышением уровня сложности. Система отношений между обучающимися и педагогом строится на основе сотрудничества.
3.3 формы педагогического контроля
- систематический учет посещаемости в журнале дополнительного образования;
- текущий учет знаний и умений (вопросно – ответная форма, диалог);
- просмотр работ, их анализ;
- открытые занятия;
- тестирование;
- просмотр работ;
- выполнение самостоятельной творческой работы по любой выбранной теме;
- участие в выставках - просмотрах, в конкурсах разного уровня;
-участие в социальных проектах разного уровня;
-участие в конференциях;
-организация проектной деятельности во внеклассной работе.
3.5 условия реализации программы
Условия размещения, освещенности помещения для занятий должны соответствовать санитарным нормам и требованиям стандарта.
Для успешной работы необходимо:
- Оборудование и материалы:
- отдельное помещение;
- столы, стулья;
- шкафы для хранения материалов;
- мольберт;
- мультимедийное оборудование;
- белая, цветная бумага;
- бумага для черчения, акварели формата А4, А3;
- ножницы;
- краски: акварель, гуашь, витражные, акриловые;
- линейка;
- простые карандаши различной мягкости;
- клей ПВА, кисти;
- картон, калька;
- инструменты для квиллинга;
- магнитофон.
2. Демонстрационный, иллюстративный материал, наглядные пособия, компакт-диски с презентациями.
УУД – это обобщенные способы действий, открывающие учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Существенное место занимают также так называемые метапредметные учебные действия. Под ними понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
В результате обучения в кружке в течение четырех полных учебных лет предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания:
Предметные:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, как материала для художественного и декоративно – прикладного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области искусства: композиции, формообразования, перспективы, размещения на плоскости;
- познакомятся с основными видами работы с бумагой (аппликация, вырезание, плетение, роспись, конструирование и др.);
Метапредметные:
- познакомятся с основными понятиями и направлениями в изобразительном искусстве.
умения:
Предметные:
- овладеют художественными приемами работы с гуашью, акварелью, фломастерами и карандашами;
- используют все живописные возможности, заложенные в технике работы с данными материалами;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: вырезание, складывание, сгибание, скручивание, склеивание и т.д.;
- научатся пользоваться инструментами, предназначенными для данного вида работы;
Метапредметные:
- научатся последовательно выполнять работу: замысел, эскиз, подбор материала, способ изготовления, готовое изделие;
- научатся слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научатся приемам исполнительского мастерства;
Учащиеся в процессе работы программы должны обладать:
- базовыми УУД:
Метапредметные:
- умением использовать в своей работе приобретенные знания и умения: при решении простейших задач, для выполнения различных задуманных действий с бумагой и на бумаге.
2. ключевыми УУД:
Метапредметные:
2.1 информационно-технологические:
-умения (на пропедевтическом уровне): искать, отбирать, анализировать, пользоваться информацией;
- способности задавать и отвечать на вопросы
Личностные:
2.2 коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать мнение других, аргументированно доказывать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться друг с другом информацией по темам курса программы.
Метапредметные:
2.3 учебно-познавательные:
- умение организовать собственную учебную деятельность: организация рабочего места, режимные моменты;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
- умения и навыки оценки и осмысливание результатов своих действий.
Результаты зависят от степени усвоения основных требований и методики ведения работы, творческого отношения к делу, трудолюбия.
5. Календарно-тематический план
6. Содержание изучаемого курса
Тема 1. Первые уроки искусства
Инструменты художника. Азбука рисования. Основные понятия изобразительного искусства.
Тема 2. Графика.
Штрихи. Художественные приемы работы с карандашами: штриховка, переход цвета в цвет в одном слое, тонировка и растушевка, открытие белого. Нетрадиционные техники рисования: по рельефной поверхности, по наждачной бумаге, рисование при помощи трафаретов, линейки и скотча.
Тема 3,4. Акварель.
Начальные этапы работы с акварелью. Художественные приемы работы с акварелью: прозрачные и полупрозрачные краски, по сухому, или равномерное окрашивание, использование карандашей, заливка, по мокрому, или по влажному, мазки, штампы, соль, набрызг, рельеф бумаги. Пейзаж. Способы изображения пейзажа.
Тема 5. Натюрморт.
Знакомство с натюрмортом. Способы изображения. Композиция. Выбор материалов, способов выполнения, умения планировать.
Тема 6. Рисунок по воску.
Техника рисунка по воску. Композиция. Свойства воска на бумаге.
Тема 7. Изображение человека.
Портрет, образ и характер человека.
Тема 8. Животные.
Изображение животных на бумаге. Композиция. Приемы работы с гуашью, использование нетрадиционных техник.
Тема 9. Пластилинография.
Виды пластилинографии. Работа с пластилином. Приемы работы с изображением. Выбор способа работы. Работа на микроплоскости.
Тема 10. Искусство витража.
Витраж. Витраж на бумаге. Композиция. Размещение на плоскости. Специальные инструменты. Техника безопасности.
Тема 11. Вырезание бумаги.
Объем. Композиция. Узоры. Симметрия. Прорезная аппликация.
Тема 12. Искусство квиллинга.
Квиллинг. Техника выполнения. Инструменты. Составление композиции. Основные приемы работы с полосками бумаги. Свойства бумаги. Объем. Размещение деталей на бумаге.
Тема 13. Рукоделие, конструирование.
Композиция. Виды конструирования. Выбор материалов, способов обработки, умения планировать.
№ | Разделы. Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы организации | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Первые уроки искусства. | Учебное занятие. | Беседа. Инструктаж. | Инструкция. Наглядное пособие. | Инструменты и материалы. | Опрос. |
2 | Графика. | Учебное занятие. | Словесный метод. Демонстрация. Наблюдение. Самостоятельная работа. | План работы. Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Контроль. Составление выставки-просмотра в классе |
3,4 | Акварель. | Учебное занятие. | Словесный метод. Демонстрация. Наблюдение. Иллюстрирование. Самостоятельная работа. | План работы. Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Контроль. Выставка. |
5 | Натюрморт. | Учебное занятие. | Словесный метод. Демонстрация. Иллюстрирование. Самостоятельная работа. | План работы. Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Контроль. Выставка. |
7. Организационно-методическое обеспечение программы
6 | Рисунок по воску. | Учебное занятие. | Беседа. Демонстрация. Самостоятельная работа. | План работы. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Выставка. |
7 | Изображение человека. | Учебное занятие. | Беседа. Индивидуальные работы. Консультации. Самостоятельная работа. | Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Контроль. Оформление коллективного панно «Портрет моей семьи» |
8 | Животные. | Учебное занятие. | Словесный метод. Демонстрация. Наблюдение. Самостоятельная работа. Коллективные работы. | План работы. Методические пособия. | Инструменты и материалы. | Выставка. |
9 | Пластилинография | Учебное занятие. | Словесный метод. Демонстрация. Самостоятельная работа. | Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Выставка. |
10 | Искусство витража. | Учебное занятие. | Словесный метод. Иллюстрирование. Индивидуальные и коллективные работы. Консультирование. | Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Обсуждение. Выставка. |
11 | Вырезание из бумаги. | Учебное занятие. | Словесный метод. Демонстрация. Наблюдение. Самостоятельная работа. | План работы. Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Контроль. |
12 | Искусство квиллинга | Учебное занятие. | Словесный метод. Инструктаж. Демонстрация. Самостоятельная работа. Консультирование. Обзор и обсуждение. | План работы. Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Контроль. Выставка. |
13 | Рукоделие, конструирование. | Учебное занятие. | Беседа. Самостоятельная работа. Консультирование. Индивидуальные и коллективные работы. Обзор и обсуждение. | Методические пособия. Готовые изделия. | Инструменты и материалы. | Выставка. |
- Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству ( 1-4 класс).- М.: Владос, 2003.
- Абрамова О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет.- С.-П.: Детство- пресс, 2010.
- Богатова И. Квиллинг.- М.: Мартин, 2011.
- Букина С., Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков.- Ростов на Дону, 2011.
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- М.: Айрис Пресс, 2011.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы.- М, 2008.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.- М., 2007.
- Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов.- М.: Астрель,2010.
- Дубровская Н.В. Витражи из цветной бумаги.- С.-П.: Детство Пресс, 2009.
10.Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. – С.-П.: Детство Пресс, 2010.
11. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – С.-П.: Детство Пресс, 2010.
12. Дубровская Н.В. Подарки для мамы. – С.-П.: Детство Пресс, 2010.
13. Зайцева А. Квиллинг: новые идеи для творчества. – Москва: Эксмо, 2010.
14. Зайцева А. Роспись по камешкам. – Москва: Эксмо, 2011.
15. Зайцева А. Как в Новый год украсить дом. – Москва: Эксмо, 2009.
16. Зайцева А. Бумажное кружево. – Москва: Эксмо, 2010.
17. Зайцева А. Роспись по стеклу. – Москва: Эксмо, 2009.
18. Ланг И. Поделки из пуговиц. – Москва: Айрис – Пресс, 2007.
19. Линд Х. Бумажная мозаика. – Москва: Айрис – Пресс, 2007.
20. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва: Росмен, 2001.
21. Малышева А. Н. Фигурки, игрушки, сувениры. – Ярославль, 2011.
22. Мурзина А.С. Подарки. – Минск: Харвест, 2010.
23. Падберг А. Живые коробочки. – Москва: Айрис – Пресс, 2007.
24. Степанова В. Детское творчество и рукоделие. – Москва: Астрель, 2011.
25. Форлин М. Открытки своими руками. – Москва: Арт – Родник, 2007.
26. Хромов Н. И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – Москва: Айрис – Пресс, 2008.
27. Шалаева Г. П. Учимся рисовать. – Москва: Эксмо, 2007.
28. Шматова О. Самоучитель по рисованию гуашью. – Москва: Эксмо, 2009.
29. Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами. – Москва: Эксмо, 2009.
30. Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. – Москва: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа объединения дополнительного образования "Тайны русского языка"
Кружок дополнительного образования...
Программа объединения дополнительного образования "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
Внеурочка, элективные курсы для начальной школы...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Театральный калейдоскоп»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобъединения дополнительного образования«Театральный калейдоскоп» 2 класс...
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Научное общество учащихся "Эврика"
Программа предназначена для учащихся начальных классов. 4,5 часа в неделю...
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Шахматы"
программа расчитана на 2 года обучения. Предусмотрено 68 часов по 1 часу в неделю. В кружке занимаются дети младшего и среднего школьного возраста....
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Спортландия"
Программа расчитана на четыре года. 2 часа в неделю....