Программа кружка "Занимательная математика"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа кружка "Занимательная математика" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kruzhok.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Серафимовичская средняя общеобразовательная школа №2
г. Серафимович
Волгоградская область
Утверждена методическим советом
Протокол №……. от …………2009г.
Директор………………..Егоров В.И.)
Занимательная математика
Программа дополнительного образования детей 8-10 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик: Зотова И.И.
учитель начальных классов
1 квалификационная категория
Серафимович
2009-2010
Пояснительная записка
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.
Программа направлена на:
- создание условий для развития ребенка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- профилактику ассоциативного поведения;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Программа отражает:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
- дифференцированное обучение;
- владение методами контроля.
Эффективным для математического развития является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Цели программы:
- Обеспечить числовую грамотность.
- Дать геометрические представления.
- Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей.
- Сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Задачи:
- Воспитывать интерес к предмету через занимательные упражнения.
- Обучить методике выполнения логический заданий.
- Формировать усидчивость, терпение.
- Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части.
- Создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 8-10 лет. Дети 8 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
- свойства арифметических действий;
- способы сравнения и измерения площадей;
- разрядный состав многозначных чисел;
- названия геометрических фигур;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Воспитанник будет уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- осуществлять самостоятельный поиск решений;
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации, где отражается деятельность воспитанников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Прак- тика | ||
1 | 1.Введение 1.1. Удивительный мир чисел | 1 | 1 | 1 |
2 3 4 | 2. В математику тропинки одолейте без запинки 2.1. Тропинка наблюдений и поиска закономерностей 2.2.Тропинка отсеивания несущественного 2.3.Пересечение и разветвление тропинок | 3 | 1 1 1 | 1 1 1 |
5-7 8-9 | 3. В путь по тропинкам математики 3.1– 3.3.Здесь загадки и шарады. За разгадку – две награды. 3.4-3.5. И фокусы покажем и секрет расскажем. | 5 | 3 2 | |
10-11 | 4. Знайте и применяйте 4.1-4.2. Наш конструктор числовой, поработай головой. | 2 | 1 | 2 |
12-16 | 5. Смекай, отгадывай 5.1.-5.6. Ситуации в жизни такие: либо сложные., либо простые. | 5 | 2 | 3 |
17-19 | 6. Натуральные числа 6.1.-6.3. Натуральное число в арифметику вошло, тайн немало принесло | 3 | 1 | 2 |
20-21 22-24 | 7. Ребусы из цифр 7.1-7.2. Это ребусы из цифр, буквы, звездочки – их шифр. 7.3.-7.5. Ребусы «Кросснамбер», а еще – «чайнамбер» | 5 | 1 | 2 4 |
25-26 | 8. Свойство чисел 8.1.-8.2. Если делится число, то решенье подошло. | 2 | 1 | 2 |
27-30 | 9. Площадь и периметр фигур 9.1.-9.5. Решение задач на нахождение площади и периметра многоугольника | 4 | 1 | 4 |
31-33 | 10. Работа с величинами 10.1. Длина 10.2. Вес 10.3. Емкость | 3 | 1 1 1 | 1 1 1 |
34 | 11. Подведение итогов кружка | 1 | 1 |
Содержание курса.
1. Введение.
Цель: познакомить с целью и задачами кружка, т/б.
Содержание:
Теория - математика-наука, задачи, решаемые математикой
Практика - инструктаж по т/б
Тема:2.1.Тропинка наблюдений и поиска закономерностей.
Цель: познакомить с искусством вычислений.
Содержание:
Теория – умножение, деление, сложение, вычитание.
Практика – решение выражений
Тема: 2.2. Тропинка отсеивания несущественного.
Цель: познакомить с различными способами решения задачи (арифметический и алгебраический)
Теория – существенное и несущественное
Практика – решение задач
Тема: 2.3. Пересечение и разветвление тропинок.
Цель: обучить выявлению свойств функции при помощи чертежа
Содержание:
Теория – геометрия, Эйлер
Практика – составление чертежей
Тема:3.1.- 3.3. Здесь загадки и шарады. За разгадку – две награды.
Цель: научить разгадывать «секреты» математических головоломок
Содержание:
Практика – раскрытие «секретов» загадочного содержания головоломок.
Тема: 3.4. – 3.5. И фокусы покажем, и секрет расскажем.
Цель: показать роль математики в фокусах
Содержание:
Практика – выполнение математических фокусов
Тема: 4.1.-4.2. Наш конструктор числовой, поработай головой
Цель: выявить значение математики в играх, головоломках
Содержание:
Теория – тождество
Практика – решение логических задач
Тема: 5.1 -5.6. Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые.
Цель: познакомить с задачами-шутками
Содержание:
Теория – уравнения, логика
Практика – решение задач-шуток
Тема: 6.1.-6.3. Натуральное число в арифметику вошло, тайн немало принесло.
Цель: познакомить с понятием и свойствами натурального числа.
Содержание:
Теория – натуральное число
Практика – отгадывание математических загадок.
Тема: 7.1. – 7.2. Эти ребусы из цифр, буквы, звездочки их шифр
Цель: научить восстанавливать цифровую запись действий в математических ребусах
Содержание:
Практика – дешифровка ребусов
Тема: 7.3- 7.5.Ребусы «кросснамбер», а еще «чайнамбер»
Цель: познакомить с ребусами «кросснамбер» и «чайнамбер
Содержание:
Теория – числа с прилагательными
Практика – решение ребусов «кросснамбер» и «чайнамбер
Тема: 8.1. – 8.2.Если делится число, то решенье подошло.
Цель: познакомить с дробями
Содержание:
Теория – понятие дробь, числитель, знаменатель
Практика – сравнение дробей
Тема: 9.1. – 9.5. Решение задач на нахождение площади и периметра многоугольника.
Цель: научить решать задачи на нахождение площади и периметра
Содержание:
Практика - решение задач на нахождение площади и периметра многоугольника.
Тема: 10.1 – 10.3. Величины
Цель: рассмотреть величины и их мерки
Содержание:
Теория – длина, вес, емкость.
Практика – сравнение, сложение и вычитание именованных чисел
Тема: Подведение итогов работы кружка
Цель: провести математический КВН
Содержание:
Практика – выполнение заданий
Информационное обеспечение программы
Литература
- Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел»
Москва «Просвещение» - 1986
- О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»
Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006
- М.Б. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике»
Москва «Веко» - 2005
- М.В. Александров, О.И. Волошина «Тесты по математике»
Москва «Дрофа» - 1998
- В.В. Волина «Занимательная математика»
С.-Петербург «Виктория Специальная литература» - 1996
6. М.А.Калугин «После уроков: кроссворды, викторины, головоломки»
Ярославль «академия развития» - 1988
Методическое обеспечение
- Перфокарты
- Карточки
- Математические таблицы
- Опорные схемы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой карандаш, линейка, угольник, тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...