Тематическое планирование уроков творчества
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Плеханова Валентина Алексеевна

 

Педагогическая практика испытывает затруднения в организации учебного процесса, т.к. дети не умеют общаться друг с другом, с учителем. Наиболее благоприятное место среди сверстников занимают дети активные, их развитие при постоянной поддержке учителя становится ещё более благоприятным. Одновременно в классе оказываются дети, занимающие подчинённое положение. Такая «поляризация» вредно отражается на личных качествах тех и других. У активных помощников развивается завышенная самооценка.  У пассивных детей могут развиваться замкнутость и недоверие к людям. В связи с важностью названной проблемы, использовала идею уроков творчества, рекомендуемых в УМК "Начальная школа ХХI века   При разработке  исходила из общих принципов и положений теории  и методики развивающего обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich_plan.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа №1»

Ленинского района Волгоградской области

Тематическое планирование уроков творчества

           1 класс, УМК « Начальная школа ХХI века»

                                                             

                                                                          Выполнила:    Плеханова

                                                                          Валентина        Алексеевна

                                                                         учитель начальных классов                                                                    

                                                                         МОУ «Ленинская СОШ №1»

                                                                          Ленинского района

                                                                          Волгоградской области

     

                                               Пояснительная записка.

                                                                                                                 

На современном этапе развития школы одной из проблем образования является развитие  коммуникативных компетенций, рассматриваемых  в качестве ключевого  принципа человеческих взаимоотношений и единения людей.  

Педагогическая практика испытывает затруднения в организации учебного процесса, т.к. дети не умеют общаться друг с другом, с учителем. Наиболее благоприятное место среди сверстников занимают дети активные, их развитие при постоянной поддержке учителя становится ещё более благоприятным. Одновременно в классе оказываются дети, занимающие подчинённое положение. Такая «поляризация» вредно отражается на личных качествах тех и других. У активных помощников развивается завышенная самооценка.  У пассивных детей могут развиваться замкнутость и недоверие к людям. В связи с важностью названной проблемы, разработала несколько   нетрадиционных интегрированных уроков творчества.

При разработке  исходила из общих принципов и положений теории  и методики развивающего обучения.

Цель уроков:              

  • проследить общение и самовыражение учащихся;    
  • выявить проблемы общения первоклассников;      
  • снять эмоциональное напряжение;        
  • создавать благоприятную межличностную атмосферу в коллективе.                              

Цель-вектор:              

  • выразить чувства, эмоции;      
  • проявить добрые или конфликтные отношения к одноклассникам;               эмоционально разрядиться;                  
  • выразить собственные фантазии, идеи;                  
  • реализовать собственный потенциал, укрепиться в вере в свои силы;            
  • развивать индивидуальность и автономность;    
  • вовлечься в групповую деятельность;
  • научиться общению в группе;  
  • решать общую для группы проблему;            
  • признать и принять другое мнение;  
  • учиться социальной поддержке и доверию;  
  • учиться самооценке.    

 

Задачи уроков:    

1. Уметь играть по правилам.

2. Выполнять инструкции,  

3. Слушать учителя;  

4. Уметь рассказать о проделанной работе.  

5. Анализировать свои чувства, действия.  

6. Выражать мнение о работе других, о работе в группе;    

7. Отстаивать свои идеи.      

                               

Общие принципы организации творческих уроков:  

  1. Отсутствие заданного образца как эталона для копирования, что делает деятельность самоценной. Любой результат интересен и уникален.  
  2. Эмоциональные переживания по поводу художественного образа, создаваемого в  процессе совместной деятельности, возможность увидеть эти реакции, особенности их проявления.  
  3. Развитие межличностных отношений в группе (в классе), их осмысление педагогом.  
  4. Результат творчества группы не является предметом оценки,  
  5. Интеграция с предметами гуманитарного цикла.

.

                        Планирование уроков творчества:  

 

Урок первый. « КРУГИ И ЛИНИИ»            

Интеграция: обучение грамоте – изобразительное искусство  

Форма работы: индивидуальная переходящая в коллективную  

Оборудование: столы вытянуты в одну линию.  

Материалы: рулон бумаги или обоев, цветные мелки, восковые карандаши                                      

Этапы работы и инструкции

Деятельность учителя

Этап 1.

Инструкция: В любом месте этого листа бумаги нарисуйте три кружка величиной со свою ладонь.

Наблюдать за координацией «рука-глаз», индивидуальным восприятием пространства.

Этап 2.

Инструкция:  Ещё раз обведите свои кружки.

Этап 3.

Инструкция: Проведите линии от своих кружков к ближнему краю листа бумаги. Затем соедините любыми линиями свои три кружка с тремя другими, понравившимися вам.

Этап 4.

Инструкция: Раскрасьте пространство между линиями каким-либо цветом. Не закрашивайте пространство в самих кружках

Наблюдение: выявлять лидеров, проявляющих инициативу, «захват большего пространства, использование более ярких цветов)

Этап 5.

Инструкция: Найдите свои кружки и напишите в одном из них своё имя (или начальную букву), в другом нарисуйте что-либо, третий закрасьте любым цветом

Предложить посмотреть на целостную картину и дать возможность поделиться впечатлениями.

Этап 6.

Инструкция: По очереди расскажите о то, что и почему вы нарисовали в своих кружках

Наблюдать за освоением детьми социального опыта: осознание себя, своих способностей, особенностей других. Узнавать о детях что-то новое, не связанное с учебной программой, стандартом.

                         

Урок второй. «ЛЕПИМ ФИГУРКИ»                              

Интеграция: технология-обучение грамоте  

Форма работы:  индивидуальная.        

Оборудование: Дети работают на своих местах, подготовлено место для выставки работ детей на едином пространстве.        

Материалы: пластилин. Небольшие куски клеёнки. Рулон бумаги для размещения работ.  

Начало работы: Дети сидят за партами. Перед каждым пластилин.  

          Этапы работы и инструкции

                  Деятельность учителя

Этап 1.

Инструкция: Закройте, пожалуйста,  

глаза и представьте себе какое-нибудь живое существо. Это может быть человек или зверёк, или герой сказки, рассказа, в общем, что вы вспомните.  Попробуйте, не открывая глаз,  вылепить то, что вы представили.  (5-7 мин.). Завершите работу с открытыми глазами.

Не настаивать, если ребёнок отказывается закрывать глаза.

Понаблюдать за детьми в процессе творчества, за их внутренним состоянием.

Этап 2.

Инструкция: По очереди расскажите, что это за фигурка, что вы о ней знаете, что с ней происходит. Поместите фигурку на большой лист бумаги (выставку)

Наблюдать и попробовать проникнуть во внутренний мир ребёнка, увидеть его проблемы, эмоциональное состояние. Отметить, где именно размещает ребёнок свою фигурку, чьи поделки находятся рядом, чьи остались в одиночестве.

Этап 3.

Инструкция: Обменяйтесь впечатлениями по поводу общей картины

Пригласить желающих переставить фигурки в общую композицию или сделать  

Это учителю, если несколько фигурок выпадут из общей группы или останутся в стороне.

     

                                     

Урок третий  «ДОМ,  В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»      

Интеграция: окружающий мир – изобразительное искусство  

Форма работы: групповая  

Оборудование: столы объединены по количеству групп

Материалы: большие листы бумаги по одному на каждую группу, цветные мелки, восковые пастели, фломастеры, магниты  

Начало работы: Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. Каждая группа. Получает большой лист бумаги, цветные материалы для работы.  

Этапы работы и инструкции

Деятельность учителя

Этап 1.

Инструкция: Придумайте все вместе дом для своей группы. Нарисуйте его.  (15-20 мин)

Учитель наблюдает за работой групп. Отмечает « генераторов» идей, « исполнителей», «спорщиков» и готовых идти на компромисс. (Если в процессе выполнения или обсуждения какой-то ученик не вписался в группу, то дети (или учитель) могут предложить перейти в другую группу.)      

Учитель обращает внимание  на то, какое место выбирает себе ребёнок в общем доме:

Находится оно внутри или вне. Если внутри дома, то вместе, рядом с другими или уединённо и отдельно от других « жильцов»

Этап 2.

Инструкция: Выберите от каждой группы по одному человеку, который сможет рассказать о том, кто в группе придумал дом, кто и что рисовал, кто, где хотел бы жить  

Этап 3.

Рефлексия. Хорошо ли работалось в группе?

Наблюдает за выбором детей, их настроением и объяснением.      

                               

Урок четвёртый.  « МАСКИ»    

Интеграция: обучение грамоте – технология    

Форма работы: групповая

Оборудование: рабочие столы соединяются таким образом, чтобы дети могли работать вместе  

Материалы: большие листы ватмана, газеты, уголь для художественных работ, клей, резинки для стирания    

Начало работы: Дети разбиваются на равные группы по желанию или произвольно. На столе большой лист бумаги, мел, уголь, резинка, клей.  

           Этапы работы и инструкции

                Деятельность учителя  

Этап 1.

 Инструкция: На газетной бумаге нарисуйте лицо. Попросите соседа помочь вам, изображая на лице радость, удивление или печаль.  

Закрасьте всё лицо углём (или сепиёй-мелки серого цвета).  

В местах, где у вашей маски  должны быть глаза, рот и нос, сотрите уголь резинкой.  

У вас получится изображение, как на негативе фотографии.  (10-15 мин.)

Наблюдать за мимикой лица учеников, их умением отображать характерные признаки радости, печали и удивления.  

Следить за чистотой рук и опрятностью одежды (приготовить влажные салфетки).

Этап 2.

Инструкция:    

1. Отделите (оторвите руками) по краю  портреты от газетного фона.    

2. Разместите на ватмане ваши рисунки.  

3. Придумайте про них ОБЩУЮ историю.  

4. Разыграйте эту историю, как будто её персонажи вдруг ожили. Как бы они двигались, какие слова произносили?

Наблюдать за работой в группах, отмечать лидеров, исполнителей.    

Увидеть настроение детей и его отображение в маске.  

Результаты работы не оцениваются.    

В конце урока провести рефлексию:  «Хорошо ли работалось в группе? Положите фишку весёлому или грустному клоуну.    

                           

 Урок пятый. « ПОЙДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА.        

                         ПРИНЕСИ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО»

Интеграция: окружающий мир-технология    

Форма работы: коллективная  

Место проведения: парк-класс  

Оборудование: столы вытянуты в длину, стулья расставлены так, чтобы  дети могли сидеть в один ряд и наблюдать за работой  

Материалы: длинный рулон бумаги, объекты природы.  

Начало работы: Дети идут в парк и собирают любые понравившиеся предметы природы: камешки, ветки, шишки, крылатки или цветки.    

                         

Вернувшись в класс, рассаживаются на стулья. У каждого в руках объект,  принесённый с собой.    

              Этапы работы и инструкции

           Деятельность учителя

Этап 1.

Инструкция: По очереди подойдите к столу и положите то, что принесли с собой. Объясните, что это и почему вам захотелось принести именно это?  

(Все дети рассказывают свои истории)

Слушать, наблюдать

Этап 2.

Инструкция: Взгляните на то, что лежит перед вами. Попробуйте создать композицию (картину), которая бы объединила все эти предметы.  

(Дети подходят к столу и перекладывают предметы  в различные композиции.)

Отмечать и обращать внимание детей на уникальность и выразительность композиций. Указать, что одни и те же предметы вызывают различные образы и ассоциации.  

Собранные вместе предметы могут создать необычную картину.    

Рефлексия: поаплодируйте,  если вам понравилась коллективная работа.  

                  

                                         

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К УРОКАМ ТВОРЧЕСТВА

1. Проводить данные уроки необходимо в 1 классе в первом полугодии.  

2. Интегрировать с другими предметами, связывать с программным материалом.  

3. К подготовке и проведению каждого урока подходить творчески.  

4. Учитель не должен заниматься психологическим анализом результатов

    совместной  деятельности своих учеников.  

5. Психолог может присутствовать и делать свои наблюдения.  

6. Каждый урок необходимо завершать рефлексией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

Календарно-тематическое планирование уроков по программе "Школа России" для 4 класса

Календарно-тематическое планирование уроков по программе "Школа России" для 4 класса по всем предметам....

Тематическое планирование уроков математики на 1 и 2 четверть с учётом использования геометрического материала на каждом уроке (для детей с умеренной умственной отсталостью)

Тематическое планирование уроков математики на 1 и 2 четверть с учётом использования геометрического материала на каждом уроке (для детей с умеренной умственной отсталостью)...

Тематическое планирование уроков физической культуры. Раздел «Подвижные игры» 3 класс, 1 раз в неделю, 32 урока в год

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания. 1-11 класс», М., Просвещение,2005г.Программа рассчитана на 1 ...

Календарно-тематическое планирование "Речевое творчество".

Календарно-тематическое планирование "Речевое творчество" для 2 класса, 1 час в неделю, 35 часов в год....