Психолого-педагогические аспекты социального заказа в области воспитания школьников
статья на тему
Современный период общественного развития России характеризуется значительным ростом внимания государства к воспитанию молодёжи. За последние годы разработан ряд федеральных нормативных и программных документов, в которых отражена государственная политика в области воспитания школьников, чётко выражающая социальный заказ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
simonyants_s.l._statya.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Симонянц С.Л.
ГБОУ Школа №374
Г. Москва
Психолого-педагогические аспекты социального заказа
в области воспитания школьников
Современный период общественного развития России характеризуется значительным ростом внимания государства к воспитанию молодёжи. За последние годы разработан ряд федеральных нормативных и программных документов, в которых отражена государственная политика в области воспитания школьников, чётко выражающая социальный заказ. Так, по определению, данному в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.), главная цель воспитания - «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [3].
Такая формулировка цели воспитания ясно отражает актуальные проблемы современного общества, отвечает вызовам времени. Качественные знания, умение находить нестандартные решения, развитые исследовательские способности и инициативность подрастающего поколения – необходимое условие научно-технологического прогресса и процветания страны. При этом правильную основу для нравственного применения открытий обеспечат именно сформированные моральные качества. Новые стандарты образования дают ясное представление о соответствующих характеристиках выпускника, конкретизированных в требованиях к личностным результатам основной образовательной программы. При этом требования ФГОС к исследованию результатов образовательной деятельности в образовательных организациях указывают на необходимость изучения в рамках реализации воспитательных программ не только особенностей личностного развития каждого обучающегося, но и образовательной среды и характера взаимодействия с семьёй.
Залогом достижения поставленных целей является такая особенность стандартов начального, основного и полного образования, как преемственность воспитательных задач. В частности, любознательность и владение основами умения учиться (ФГОС НОО) переходят в осознание подростком важности образования и самообразования для жизни и деятельности (ФГОС ООО), далее - в формирование личностного смысла учения у старшеклассников, их творческую мотивированность и готовность к постоянному интеллектуальному развитию (ФГОС С(П)ОО).
Для понимания сущности воспитательного аспекта государственной политики в области образования стоит обратить внимание на «Примерные основные образовательные программы образовательного учреждения» для начального и основного общего образования. В данных методических документах излагаются рекомендации по разработке образовательных программ, в том числе их воспитательной составляющей. Это качественный материал, доступный для учителей с разной степенью подготовленности к проектированию. В программе детально рассмотрены аспекты организации социализации личности, в том числе средствами ролевых игр и общественно-полезной деятельности, а также работы по формированию «экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни». Вопросы содержания воспитания и пути активизации воспитательной работы в образовательных организациях подробно изложены в нормативном документе «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (2013 г.).
При всей неоспоримой целесообразности столь прагматичного подхода к воспитанию следует прислушаться и к мнению тех, кто достаточно осторожно относится к столь ярко выраженной рациональности современного взгляда на проблему. Конечно, современная жизнь становится все более и более «технологичной», творя человека «по своему образу и подобию» - на основе прагматизма и рационализма. По словам Н.Г.Медведевой, «рациональное мировосприятие поддерживается и формируется системой образования, сохраняющей приоритеты естественнонаучного познания, получения рационально-функционального знания, его прагматизации и утилитаризации. Такая тенденция спряжена с риском нарушения целостности личности, целостности души развивающегося человека. Раскол между мышлением и чувством, разумом и переживанием приводит к тяжелым психологическим и духовно-нравственным потерям». [2, С.5].
О возможности подобного пути развития системы образования писали и классики педагогики. Так, К.Д. Ушинский, предвидя опасные тенденции в воспитательных приоритетах будущего, убеждал в необходимости получения ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста живого, целостного и эмоционально окрашенного представления о мире. С этим мнением нельзя не согласиться. Развитие отечественной начальной школы в современном образовательном пространстве, на наш взгляд, может базироваться только на гармоничном единстве научно-информационного и словесно-творческого развития ребёнка, ведь только так учитываются психологические особенности детей этого возраста, без внимания к которым сложно ожидать достойных результатов педагогического воздействия.
Каждый детский возраст требует особого внимания, по-своему уязвим и чувствителен к воспитательным усилиям. По данным психологов, уже в младших классах детей травмирует недоверие к их возможностям, интеллектуальный прессинг, предвзятость в оценках и избыток контроля за однотипными уроками. А ведь именно этот возраст - период раскрытия всех природных задатков и становления способностей личности. Дошкольники и младшие школьники обладают яркой художественной одарённостью. Для них характерно изображать то, что они чувствуют, а ведь такое мировосприятие - признак истинного искусства. Основной побудитель художественно-изобразительной одаренности детей - стремление к активному познанию действительности на основе эмоциональности и интереса. В этот период важно с помощью художественной среды создать вокруг ребёнка такое развивающее пространство, которое позволит ему раскрыть творческие способности и реализовать свои внутренние потребности, а также «сделает прививку» от стереотипного, стандартного мышления.
Специфика младшего школьника состоит в том, что развитие одарённости осуществляется под воздействием значимого взрослого. Ребенок должен видеть рядом не обучающего педагога, а с удовольствием творящего старшего товарища, способного увидеть в младшем творческую личность.
Годы обучения в начальных классах – это период глубоких интегративных психических процессов, поэтому важно как можно раньше выявить способности ребёнка и начать их развивать. Именно педагог помогает ученику открыть ту область, в которой ребёнок будет наиболее успешен. При этом важно помнить, что для учащихся младшего звена характерны эмоциональная подвижность и неустойчивость психики. Благодаря успешным самостоятельным открытиям у них уменьшается страх перед неизвестным, но увеличивается страх перед трудными ситуациями в обществе – в школе, среди друзей, дома. Дети этого возраста овладевают способностью быть критичными к самим себе: сравнивают себя с другими, вырабатывая самоконтроль – важнейшее условие моральной культуры – и самооценку.
Ориентированность перспективной системы образования на воспитание человека-созидателя требует соответствующих методик. Формирование нравственных понятий и поведения особенно успешно происходит через организацию диалоговых форм работы, предполагающих активный обмен мнениями (игровые формы уроков, групповая дискуссия, анализ ситуаций и др.). И на протяжении всего процесса обучения в начальной школе педагогу следует поддерживать в школьниках уверенность в своих силах, напоминать, что они знают достаточно для решения предложенной проблемы.
Актуальный социальный заказ ориентирован на успешных, инициативных, креативных людей, что, как показали достижения ряда предыдущих десятилетий, мало согласуется с приоритетной до недавнего времени установкой воспитательной деятельности на всестороннее развитие личности. В последние годы педагогика пытается отойти от ориентации на «среднего» ребенка, поставив задачу развития индивидуальных способностей и выявления одарённости. Но, к сожалению, за одарённость часто принимают конкретные знания и навыки ученика, ставшие результатом упорных тренировок. В решении требующих самостоятельности и нешаблонного мышления новых задач такие дети нередко оказываются беспомощны.
Поставленные перед системой образования воспитательные цели на практике нередко сталкиваются с проблемой недоработки механизмов выявления индивидуальных способностей, «зон успешности» каждого ребенка и методики его психолого-педагогического сопровождения. Можно согласиться с мнением Ю.Илюхиной и Л.Даценко о необходимости системной работы по выявлению «зоны успешности» каждого ученика в условиях школы и семьи, обеспечению постоянной ресурсной и мотивационной поддержки в процессе его развития в «зоне успешности» и повышению психолого-педагогической компетентности педагогов и семьи в вопросах выявления и сопровождения детской одарённости. [1, C.37]. Ведь столь важная характеристика школьника и выпускника, как успешность, - это именно совпадение точек приложения педагогических усилий и природных способностей ребёнка. Успешной становится личность, для раскрытия способностей которой вовремя созданы необходимые условия.
Источники:
- Илюхина Ю., Даценко Л. Работаем в зоне успешности // Педагогический вестник Кубани.- №2. – 2014. – С.36-38.
- Медведева Н.Г. Формирование целостной картины мира на начальной ступени обучения в педагогической системе К.Д. Ушинского: автореф. дисс. канд. пед. наук. – Курск, 2009. С.5.
- Образовательная национальная инициатива «Наша новая школа» утв. 4.02.2010 г. Пр.271. URL: http://k-obr.spb/ru/page/298)/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В данной работе рассматривается вопрос о психолого-педагогических основах формирования УУД. Развитие УУД обеспечивает формирование новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь опре...
Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико – социальной помощи
Рекомендации родителям дошкольников...
Паспорт. Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
организация центра психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся...
План работы Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи МБОУ «СОШ №3» на 2018 - 2019 учебный год.
Осуществление комплексной поддержки семей, имеющихся детей с ОВЗ....
ПОРЯДОК РАБОТЫ. Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Центра ППМС-помощи) МБОУ «СОШ №3»
Порядок работы центра - ППМС в целях повышения повышения качества исполнения и доступности государственной услуги...