Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)
учебно-методический материал
Контроль прохождения программы
Контрольная работа № 1
слушателя курсов вариативного учебного модуля
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-r_no_1_k-r_no_2_test1.docx | 38.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Контроль прохождения программы
Контрольная работа № 1
слушателя курсов вариативного учебного модуля
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)
Ф.И.О. Иванова Елена Валериевна
ОУ: МБОУ СОШ №14 г. Красногорск
Дата_____17.10.2018_________Оценка_______________________________________________
Диагностические материалы для оценки качества освоения слушателями программы.
- Каковы условия эффективности деятельности классного руководителя?
- Что представляет собой вербальное и невербальное общение классного руководителя?
- В чем заключается специфика Ты и Я – сообщения?
ОТВЕТЫ:
1. Эффективность развития деятельности классного руководства связано непосредственно с профессиональной деятельностью классного руководителя – педагога, закрепленного за классом учащихся и призванного осуществлять педагогическое сопровождение развития ребенка в классном коллективе.
На мой взгляд, ключевыми условиями являются:
- новизна деятельности и условия работы, возможность экспериментировать в педагогическом процессе;
- налаженная система методической работы школы;
- потребность педагога в самосовершенствовании.
Большую эффективность по сравнению с традиционными условиями работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные: психологические тренинги, творческие лаборатории, деловые игры, конкурсы, «круглые столы» совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработки и презентации моделей уроков, защиты творческих работ, передачи педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами. Именно эти условия повышают эффективность деятельности классных руководителей, а также ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду.
На ряду с этим, перед образовательным учреждением встает задача повышения результативности деятельности классного руководителя, которая успешно может быть решена при реализации на уровне образовательного учреждения ряда мер:
– поддержка и развитие мотивации деятельности классных руководителей, их стремлений выполнять работу лучше;
– повышение компетентности классных руководителей в сфере воспитания;
– поддержка и развитие вариативности в деятельности классных руководителей.
2. В настоящее время на страницах психологической и педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально – педагогической деятельности. Специфика профессионального общения предопределяется общими законами передачи и восприятия информации. Информация передается с помощью вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств общения.
Вербальное общение – общение при помощи речи.
Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Как бы ни казалось это парадоксальным, но слова передают лишь 7% информации.
Среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:
– интонация (однообразная – монотонная, изменчивая – подвижная);
– дикция – (четкая, неразборчивая);
– темп речи (медленный, умеренный, быстрый);
– тембр певческого голоса (чистый, объемный, красивый, глухой, плоский);
– тембр речевой (благозвучный, глухой, звонкий);
– мимика (статичная, подвижная, выразительная);
– контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
– жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная);
– позы (расслабленные, скованные, свободные);
– внешний облик (эстетичный, неэстетичный).
На основе вышеперечисленной информации, сделаем вывод о том, что важным средством в педагогическом общении является (невербальное общение) - динамика голоса. Например, повышая и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия так, как монотонное изложение материала снижает восприятие ребенка.
Выразительность речи зависит от умелого использования педагогом невербальных средств общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют выделить главное. Именно на выразительные средства опираются художественные языки – актерский, музыкальный, хореографический. Всю моторику лица, рук и тела объединяют понятием «жесты». Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда.
3. Если мы хотим, чтобы общение с ребенком было результативным, необходимо, в первую очередь, признать в нем равноправного собеседника и, во-вторых, перестроить свое обращение с «Ты-сообщения» на «Я-сообщение».
Фраза, в которой заключено «Ты-сообщение», выглядит агрессивно и воспринимается, как критика, обвинение, создается впечатление, что другой всегда прав, он контролирует ситуацию и требует отчет о выполнении. В «Ты-сообщении» используются слова: ты, тебя, тебе.
Фраза, в которой заключено «Я-сообщение», несет больше информации о говорящем, его чувствах, мнении и позиции; ощущается тактичность и уважение к тому, кому она адресована. К тому же, в таком сообщении уместна четкая формулировка желательных форм поведения. В «Я-сообщении» используются слова: я, мне, у меня.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Контроль прохождения программы
Контрольная работа № 2
слушателя курсов вариативного учебного модуля
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)
Ф.И.О. Иванова Елена Валериевна
ОУ: МБОУ СОШ №14 г. Красногорск
Дата_____21.11.2018_________Оценка_______________________________________________
Диагностические материалы для оценки качества освоения слушателями программы.
- Какие Вы знаете уровни развития классного ученического коллектива?
- Сформулируйте общие правила при работе с детьми "группы риска".
- В чем заключается профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних?
ОТВЕТЫ:
1. Уровни развития класса как ученического коллектива (по Макаренко):
Первая стадия – становление коллектива. В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося класс превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
На второй стадии устанавливается влияние актива. Теперь актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляци.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий:
- между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований;
- между общими и индивидуальными перспективами;
- между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе;
- между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д.
Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Этому уровню характерно предъявление более высоких требований к себе, чем к товарищам. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Между стадиями нет четких границ – возможности для переходя к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии развития.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают выработать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
2. Выделим несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с детьми "группы риска".
Во-первых, ответственность педагога в решении этой проблемы особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Во-вторых, необходима особая осторожность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. Необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
В-третьих, следует обращать внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
3. На современном этапе развития страны в качестве важных социальных задач, стоящих перед обществом и государством являются улучшение благосостояния людей, формирование здорового образа жизни людей и воспитания гармонично развитой личности. Осуществление этих задач требует постоянно возрастающей заботы об охране физического и психического здоровья населения, решения проблем нравственного воспитания подрастающего поколения, борьбы с различными социальными отклонениями, включая суицидальное поведение.
Значительная роль в решении этих задач отводится социальной профилактике. Обращаясь к Российскому Энциклопедическому словарю «Социальная работа», можно сказать, что «… Профилактика социальная. Совокупность государственных общественных, социально-медицинских и организационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера: Социально политического, криминального или морально нравственного типа (преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция) и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении».
В соответствии со спецификой девиантного поведения, коим и является суицидальное поведение подростков, можно выделить следующие принципы социально-профилактической работы:
Во-первых, это комплексность проводимых мероприятий, то есть организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи, личности и т.д.
Во-вторых, адресность, производится учет как возрастных, половых, так социальных характеристик.
В-третьих, это массовость, групповая работа является приоритетной, и позитивность информации.
Также принципами социально-профилактической работы являются принцип минимизации негативных последствий, принцип личной заинтересованности и ответственности участников и принцип устремленности в будущее, то есть необходимость в оценке последствий поведения, актуализации позитивных ценностей и целей и планирование будущего без девиантного поведения.
Основой социальной работы с подростками в реабилитационном пространстве по профилактике суицидального поведения является оказание помощи подростку: в социализации, в развитии умений контролировать свои негативные чувства и эмоции, в обучении анализировать любую социальную ситуацию, делать правильный осознанный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение, а также формирование у подростков устойчивой негативной реакции к суицидальному поведению.
Специфика организации социальной работы с лицами подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.
Под профилактикой в социальной работе понимается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельных индивидуумов и групп риска, а также сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей и содействии им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
В концептуальном плане в мероприятиях по профилактике суицидов у подростков выделяются следующие подходы:
Во-первых, информационный – основывается на том, что одним из главных направлений работы должно стать информирование подростков о способах решения проблем, выхода из депрессий и затруднительных состояний;
Во-вторых, социально-профилактический, который в качестве основных целей рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих суицидальные масли и намерения;
В-третьих, медико-биологический – его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам подросткового возраста, страдающих различными психологическими отклонениями;
И, в-четвертых, социально-педагогический. Он заключается в восстановлении или коррекции качеств личности, особенно нравственных и волевых [8].
Поскольку суицидальное поведение подростков обуславливаются многими причинами, то и профилактические мероприятия в данной проблемной области также разнообразны и требует комплексного подхода.
В обобщенном виде, по своей сущности и стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих суицидальным мыслям и намерениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия способствующие осуществлению последующего контроля за профилактической работой и ее результатами.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Контроль прохождения программы
ТЕСТ
слушателя курсов вариативного учебного модуля
«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)
Ф.И.О. Иванова Елена Валериевна
ОУ: МБОУ СОШ №14 г. Красногорск
Дата_____12.12.2018_____ Оценка_______________________________________________
Диагностические материалы для оценки качества освоения слушателями программы.
1.Воспитание - это …
А) целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Б) это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
В) Умение рассуждать, сопоставлять мысли, данные опыта и делать из них выводы.
2. Общение - это …
А) избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Б) сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.
В) это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
3.Эмоциональное выгорание – это…
А) избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.
Б) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
В) процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы.
4.Как в социометрическом опроснике называются дети, пользующиеся максимальной популярностью среди своих одноклассников, все хотели бы с ними дружить, входить в круг общения этих учеников:
А) выбираемые;
Б) звезды;
В) лидеры.
- Дети «группы риска» - это…
А) категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних;
Б) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста;
В) расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
6. На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
А) Метод воспитания, метод убеждения.
Б)Метод побуждения, метод поощрения, метод порицания.
В) Все.
7. Тревожность-это…
А) индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают;
Б) описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
В) побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
8. Факторы риска суицидального поведения личности:
А) предшествующие попытки суицида (данного человека);семейная история суицида;
Б) эмоциональные нарушения (прежде всего депрессия); психические заболевания (алкоголизм, наркомания, шизофрения); социальное моделирование;
В) Все.
9. Как называется следующий стиль общение между родителями и ребенком: ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми
А) авторитарный;
Б) попустительский;
В) демократический.
ОТВЕТЫ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | Б | В | Б | А | В | А | В | Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.
В статье раскрывается основной смысл классного руководства, профессиональные роли классного руководителя, компетенции классных руководителей, ситуация, обеспечивающая гармонизацию интересов развивающе...
Сыровятская Татьяна Александровна ЭССЕ «Профессиональная компетентность классного руководителя – важный фактор современного образования».
В связи с изменением и повышением требований современного общества к воспитанию подрастающего поколения встают и новые задачи воспитания в современных условиях:приобщение...
Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ
Выступление на методическом объединении на тему: "Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащи...
«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»
Сообщение по теме: «Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»...
«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей»
Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей. «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родител...
Формирование социальной и профессиональной компетентности классных руководителей.
Информация будет полезна социальным педагогам, педагогам-психологам и классным руководителям....
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя...