Формирование функциональной грамотности школьников на уроках труда (технологии)
методическая разработка по технологии

Наталья Игоревна Гордеева

В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_fg_na_urokah_tehnologii.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках труда (технологии)

1.Функциональная грамотность: понятие, формирование, оценка

В настоящее время перед нашим обществом и школой стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать приобретенные в школе и в течение всей жизни знания, умения и навыки для решения максимального диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности, то есть быть функционально грамотным.

Психолог и педагог А. Н. Леонтьев дал следующее определение функциональной грамотности: «Функциональная грамотность – способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач – обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались».

У понятия «функциональная грамотность» есть своя большая история, принято считать, что это понятие было введено ЮНЕСКО в 1957 году. Конец шестидесятых, начало семидесятых годов прошлого века – время активных заявлений, экспертных суждений о том, что школа дает образование невостребованное в жизни. И как раз в это время начинают складываться первые идеи компетентностного подхода в образовании. Толчком к этому послужила общемировая потребность перевести образование в практическое русло, сделать знания и навыки, получаемые школьниками в процессе учебы, ресурсом для их последующей активной социализации.

Существует несколько признанных организаций, проводящих независимую международную оценку уровня функциональной грамотности в более чем 60 странах мира:

— Международная ассоциация оценки образовательных достижений — IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements);

— Международное сравнительное исследование качества математического и естественно-научного образования — TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study);

— Международная оценка образовательных достижений учащихся — PISA (Programme for International Student Assessment).

Особый интерес в этом ряду представляет исследование PISA, в программе которой впервые реализуется компетентностный подход в оценке образовательных достижений. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, т. е. проверку подготовки молодежи к «взрослой» жизни, что отличает его от других международных исследований.

Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде составляющих:

грамотность в чтении — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества;

грамотность в математике — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;

грамотность в области естествознания — способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

С 2012 года отдельным направлением оценки была включена финансовая грамотность, которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

С 2018 года в исследовании выделено еще направление — глобальные компетенции. Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового. А с 2021 года впервые исследованию подверглось креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Таким образом, функциональная грамотность представляет собой интегральное качество личности, которое включает в себя математическую, читательскую, естественно-научную, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативные качества личности.

Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов.

В соответствии с п.35.2 ФГОС ООО, в целях обеспечения реализации программы основного общего образования в школе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий».

Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.

Целевые разделы федеральных основных общеобразовательных программ НОО, ООО и СОО включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. В соответствии с ФООП, «система оценки реализует системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся, который проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся». Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФООП стала одинаковой для всех уровней образования, но в ФОП ООО и СОО включили требование формировать у школьников еще и цифровую грамотность.

Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.

Оценка уровня сформированности функциональной грамотности является проявлением системно-деятельностного подхода  к  оценке образовательных  достижений  обучающихся.  Он обеспечивается содержанием и критериями оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

В учебном процессе используются специальные (комплексные) задания, которые отличаются от традиционных учебных задач тем, что:

  • в заданиях описывается жизненная проблемная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся;
  • используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.;
  • способ решения проблемы явно не задан, допускаются альтернативные подходы к выполнению задания;
  • значительная часть заданий требует осознанного выбора модели поведения.

На отдельных предметах формируются специфические для данного предмета знания, а также компетенции, например, на уроках естественно-научного цикла формируются умения объяснять наблюдаемые явления, проводить исследования и интерпретировать полученные результаты.

На всех предметах обучающиеся работают с информацией, представленной в различном виде, и решают специфические для данной предметной области задачи.

По результатам выполнения отдельных заданий нельзя делать вывод о сформированности функциональной грамотности. На основе выполнения предметной диагностической или контрольной работы делается вывод о качестве и уровне достижения планируемых результатов ФГОС по данному предмету на основе единой шкалы оценки. В построении данной шкалы свой вклад вносят задания на оценку сформированности знаний и понимания их применения в различных учебных и внеучебных ситуациях. Успешное выполнение заданий на применение освоенного учебного материала во внеучебном контексте позволяет определить высший уровень достижений по данному предмету.

В соответствии с Методическими рекомендациями, администрация образовательной организации принимает решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения.

2.Формирование различных направлений функциональной грамотности на уроках труда (технологии)

Функциональная грамотность имеет несколько направлений (читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая, цифровая, глобальная, креативное мышление).

Ниже рассмотрим виды функциональной грамотности, которые можно применить в рамках учебного предмета труд (технология):

Математическая грамотность сегодня рассматривается как способность школьника проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения.

Задания, направленные на развитие математической грамотности, на уроках труда (технологии) - оценка точности расчетов‚ разметок, определение границ допустимых погрешностей, работа со схемами и т. д.

Пример задания. 

Для подарка на 8 Марта ребята изготавливают декоративные разделочные доски. B мастерской есть один лист фанеры размером 600х1525 мм. Хватит ли материала для изготовления 14 досок? Начертите схему экономного распила.

Читательская грамотность - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия B жизни общества.

Для развития читательской компетентности рекомендуется использовать на уроках тексты, не адаптированные для учебной деятельности. Ведущая цель использования технологии работы с обучающими текстами - научить обучающихся анализировать информацию, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программу действий.

Пример задания. Прочитайте текст «Шерсть».

Шерсть - собранный для переработки волосяной покров животных. Это один из древнейших видов сырья для производства текстиля различного назначения, а также вязаных изделий.

Овечья или мериносовая шерсть. Наиболее широко применяется шерсть овец. Для изготовления пряжи и шерстяного трикотажа используют волос определенных пород овец- мериносов. Крупнейшие поголовья этих животных на — сегодняшний — день зарегистрированы в Австралии и Новой Зеландии. Именно отсюда по миру расходится основной объём добываемого сырья. Волос мериносовой овцы тоньше человеческого более чем в 10 раз.

Характеристики изделий. Пряжа и вещи из мериносовой шерсти обычно мягкие, они деликатно греют. За счёт особой структуры волокна - мериносовая пряжа обладает грязеотталкивающим эффектом и эффектом самоочищения. Вещи из мериноса не требуют частой стирки, порой достаточно просто проветрить изделие или обработать паром. Часто можно встретить термобелье с добавлением мериноса. Лечебными свойствами этот материал не обладает.

Верблюжья шерсть. Волос не каждого верблюда подойдёт для производства шерстяных вещей. Лучшим считается сырьё, получаемое от двугорбых верблюдов бактрианов. Большая часть их поголовья обитает в Монголии и Китае. Верблюжья шерсть особо ценится за лёгкость и тепло, особо ценится внутренний слой шерсти и пух.

Характеристики — изделий. Трикотажные — вещи — получаются — очень — легкие.

Тактильные качества отличные. Такие изделия создают сухое тепло вокруг тела, то есть человек не вспотеет и не замёрзнет. Кроме того, верблюжья шерсть считается целебной и часто применяется в комплексной терапии болезней суставов. Необработанное сырьё даже используют для изготовления специальных греющих и массажных поясов.

Кашемир или шерсть кашмирских коз. У кашемира много поэтичных названий и не зря, ведь именно эта пряжа славится необычайной мягкостью. Получают сырьё с особой породы горных KO3 - кашмирской. Обитают эти животные на просторах Монголии, Ирана, Китая, Австралии. Главная особенность этого натурального волокна B TOM, что оно без особых потерь в качестве поддается окраске.

Характеристики изделий. Разнообразная палитра цветов при сохранении отличных тактильных свойств. Тончайшая кашемировая шаль способна не только радовать глаз, но и деликатно согревать. Кашемир - лучший выбор для ценителей тактильных характеристик вещи.

Задание 1. Прочитайте текст и отметьте все верные ответы.

1) Мериносовая пряжа обладает грязеотталкивающим эффектом за счет особой структуры своего волокна.

2) Для изготовления греющих и массажных поясов используют специально обработанную верблюжью шерсть.

3) Кашемир после окраски становится более жестким.

Задание 2. Используя информацию из текста, заполните таблицу.

Вид шерсти

Главная особенность шерстяного волокна

Овечья или мериносовая шерсть

Верблюжья шерсть

Кашемир или шерсть кашмирских коз

Для развития читательской компетенции учащихся на уроках труда (технологии) учителю при реализации модуля «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» необходимо использовать не только тексты, не адаптированные для учебной деятельности: инструкции по работе с современным оборудованием, технологические карты, информацию о составе продукта или материалов.

Условием продуктивной работы с технологическими картами является знание обучающимися понятийного аппарата, умение понимать технологические термины, применяемые в тексте, поэтому учителю технологии на уроке важно уделять внимание запоминанию обучающимися терминов и их проверке. При объяснении учителем технологического процесса важно использовать туже терминологию, что и в технологической карте. Показ приемов, обозначенных в технологической карте, также сопровождается — объяснением — технологического — процесса с — использованием терминологического аппарата. Чтобы учащиеся соотносили операции технологического процесса с описанием в технологической карте, рекомендуется — использовать «полуфабрикаты», соответствующие каждой технологической операции.

При разработке практических и самостоятельных работ модулей «Компьютерная графика, — черчение», — «3D-моделирование, прототипирование и — макетирование» рекомендуется предлагать обучающимся задания, направленные на переработку графической информации в текстовую и наоборот. Примерами таких заданий являются описание технических устройств на основе их графических изображений, описание моделей одежды на основе эскиза, создание 3D-модели на основе ее текстового описания.

Пример задания. «Описание модели юбки». Дайте описание представленной модели юбки по следующему плану.

1. Вид юбки по силуэту и покрою.

2. Описание элементов, расположенных на переднем полотнище юбки.

3. Описание элементов на заднем полотнище юбки.

4. Способ обработки верхнего среза юбки.

Финансовая грамотность подразумевает знание и понимание финансовых понятий, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению — финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Необходимость формирования на уроках финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.

С целью формирования финансовой грамотности в ходе преподавания модуля «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов» рекомендуется вводить в урочную деятельность задачи, связанные с расчетом калорийности блюд, количеством материалов в условиях использования экономичных раскладок, выбором материалов из ассортимента розничной торговли и интернет-магазинов на основе сравнительного анализа цены за единицу продукции, определение границ погрешности измерений.

При работе над заключительной частью творческого проекта по технологии, учителю следует ориентировать учащихся не только на расчет материальных затрат, но и на расчет стоимости проектного продукта с учетом затрат на электричество, выплату налогов и амортизационные отношения.

При изучении модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» можно использовать такое задание.

Пример задания. При закупке материалов учащимся рекомендуется составить сравнительную характеристику их стоимости в различных магазинах, а также в сети Интернет. Составьте сравнительную — характеристику стоимости — материалов — для изготовления фартука из бязи, если потребуется 60 см ткани и нитки в тон - 1 катушка.

Наименование материала

Место покупки материалов

Магазин № 1

Магазин № 2

Магазин № 3

Бязь шириной 150 см

Нитки (1 катушка)

ИТОГО

Заполните таблицу. Ячейки «Место покупки ткани» заполните самостоятельно, например, магазин «Галактика», магазин «Белая роза», магазин «Мир тканей», OZON.RU и т. д. Выберите наиболее выгодный вариант покупки.

Естественно-научная грамотность - способность использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

Умение применять естественно-научные знания в ситуациях, близких к реальным.

Пример задания. Вы вернулись летом с дачи после выходных и обнаружили, что в квартире отсутствует электричество. От соседей Вы узнали, что свет отключили 13 часов назад. За это время холодильник успел полностью разморозиться, а продукты приобрели комнатную температуру.

На полке лежали: яйца, открытый пакет молока, колбаса «Докторская», консервы рыбные, суп на мясном бульоне, сырая курица. В ящике лежали овощи (морковь, огурцы, помидоры). Какие из этих продуктов необходимо выбросить, а какие еще можно использовать? Ответ обоснуйте.

Методическим обеспечением курса функциональной грамотности  являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ,  https://fg.resh.edu.ru/ ), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/ ), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/ ), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.

3.Формирование функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности

Так как функциональная грамотность должна формироваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в 2022 г была разработана Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни».

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

 Формирование функциональной грамотности важно проводить в рамках проектной и исследовательской деятельности и для организации внеклассной работы. Проекты, связанные с экономией электроэнергии, воды, вторичным использованием ресурсов, экологичности производства позволяют осуществлять межпредметную интеграцию, развивать универсальные учебные действия.  

Важно помнить, для формирования функциональной грамотности чрезвычайно важно создавать мотивацию, формировать ценностное и личное отношение к рассматриваемым проблемам. Функциональная грамотность выражается в деятельности; без мотивации, без осознания личной заинтересованности, причастности к решению проблем, эта деятельность невозможна. Формирование умений работы с информацией, применения знаний для решения проблем также эффективнее происходит при наличии интереса и мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функционально – грамотной личности на уроках литературного чтения

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой грамотности – чтению и письму, говорению и слушанию. Успешность изучени...

Для чего надо учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

В статье кратко  раскрывается понятие " функциональная грамотность", как базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем  бы человек не занимался в обществе....

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...

«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....

«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней....

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Мастер-класс«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материал может быть использован учителями начальных классов для работы по развитию информационно – образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся, необхо...