«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках окружающего мира»
учебно-методический материал по окружающему миру
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_shkolnikov_na_urokah_okruzhayushchego_mira.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СШ №2 г. Сычевки
РМО учителей начальных классов
Сообщение по теме:
«Развитие
функциональной грамотности школьников
на уроках окружающего мира»
Подготовила:
Алексеева Нина Петровна
Учитель начальных классов
МБОУ СШ №2 г. Сычевки
Категория: высшая
2023г.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе, для решения повседневных задач. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Стоит отметить, что традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями.
Отсюда с неизбежностью следует, что ключевым моментом в переходе к компетентностному подходу в образовании станет решение проблемы формирования у школьников общеучебных умений. А это означает переход от простой осведомлённости, частных умений и конкретных навыков, от информации как предмета запоминания – к школе мышления, действия и развития способностей.
Сегодня, очевидно, что при оценке достижений учащихся необходимо учитывать не только предметные, но и общеучебные умения. Именно на это нас ориентируют государственные стандарты. Поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так и много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту и когнитивным особенностям детей. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.
Использовать возможности материала, изучаемого в рамках традиционной образовательной программы по предмету окружающий мир, для формирования ключевых компетентностей учащихся позволяют практико-ориентированные задания.
Практико-ориентированные задания можно разбить на следующие группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.
3.Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Блок 1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.
Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.
Воспроизводить по памяти, узнавать.
Пример 1. Соедини линиями понятия.
Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году.
Укажи число дней и месяцев.
Пример 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года.
Определять
Пример 1. Запиши показания термометров.
Пример 2. Какие времена года изображены на рисунках.
Пример 3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?
Приводить примеры
Пример 1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного
края?
Пример 2. Какие ты знаешь тела и вещества?
Пример 3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.
Описывать
Пример 1. Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.
Пример 2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью
Пример 3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника
Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур
Пример 1. Расскажи, как устроен микроскоп.
Пример 2. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?
Блок 2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
- Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
- Использовать модели
- Связывать, соотносить
- Интерпретировать информацию
- Находить решения
- Объяснять
Большое внимание при этом отводится работе с различными моделями
- целью продемонстрировать понимание естественнонаучных понятий. Формулировка подобных заданий в учебнике и рабочей тетради не способствует формированию мотивации учащегося на выполнение задания, соотнесению этих заданий с реальными объектами действительности. (Например, учащимся предлагается составить пищевую цепь, сравнить почвы степи и тундры). Практико-ориентированные задания обычно подкрепляются так называемым «стимулом», который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение, а также источниками информации (статьи из энциклопедии, Интернет и т.п). Таким образом, общая структура практико-ориентированных заданий выглядит следующим образом:
- Стимул - погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
-Задачная формулировка - точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
- Источник информации - содержит информацию (текстовая, графическая и т. д), необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
- Бланк для выполнения задания - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания
Например, традиционное задание «Расскажи, как нужно ухаживать за домашними питомцами. Используй рисунки при ответе» может выглядеть следующим образом:
- журнале «Тошка» было опубликовано письмо Саши М. Прочтите его. Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свои советы в виде памятки.
Здравствуй, «Тошка»! У меня есть хомячок Тони. Я его очень люблю. Но, мне кажется, у моего Тони проблемы. Он кусается, когда я его хочу погладить, не хочет играть со мной. Я кормлю его шоколадками и апельсинами (я их очень люблю!), но ничего не помогает. Тони весь день спит, мало двигается, не хочет бегать по колесику, почти ничего не пьет, не радуется, когда я его купаю. А ведь Тони еще маленький, ему только 1,5 года. Я волнуюсь. Может, Тони одиноко, и стоит завести еще одного хомячка или даже двух? Клетка большая, двухэтажная, места хватит всем!Саша М., 10 лет
Стимул создается посредством погружения учащихся в хорошо знакомую ситуацию. Задачная формулировка («Какие советы вы дадите мальчику по уходу за питомцем? Оформите свою работу в виде памятки») определяет и конкретизирует деятельность обучающегося. Предлагаемые источники информации (статья из детской энциклопедии «Все обо всем», статья из Толкового словаря С.И.Ожегова «Памятка») являются оригинальными, позволяют формировать у обучающихся умение работать с информацией различного типа, выделять первичную и вторичную информацию. Инструментом проверки является модельный ответ.
Модельный ответ – перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.
Пример модельного ответа
Информационная компетентность | Коммуникативная компетентность | ||||||||
Памятка для Саши | 1. Документу дан заголовок – 4 балла. | ||||||||
1. | Не | буди | хомяка днем, иначе он | 2. Рекомендации | представлены | по | |||
может укусить. | пунктам – 3 балла. | ||||||||
2. | Не | корми хомяка шоколадом и | Компетентность разрешения проблем | ||||||
цитрусовыми. | (Элемент: идентификация проблемы) | ||||||||
3. | Корми | хомяка | злаковыми, | Если не оказать помощи, то, что | |||||
фруктами, | используй | специальный | случиться? | ||||||
корм. | На сколько | сильно | ожидаема | эта | |||||
4. Не купай хомяка. | ситуация? | ||||||||
5. | Поставь для любимца купалку с | 1. Неправильный уход может (не | |||||||
песком. | может в случае, если) привести к | ||||||||
6. | Не держи несколько хомяков в | гибели животного. | |||||||
одной клетке, если не планируешь их | 2. Не знает, что; не умеет правильно, | ||||||||
разводить | не понимает разницы…. | ||||||||
7. | Выпиши или возьми в библиотеке | 3. Требуется практическая помощь в | |||||||
газету «Наши любимцы» | изменении | поведения при уходе | за | ||||||
(Заголовок | может | быть | другом. | ||||||
сформулирован иначе при сохранении | |||||||||
общего смысла. Пункты памятки | |||||||||
могут быть приведены в любой | |||||||||
последовательности) |
В основе задания – работа с первичной информацией, когда учащийся проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей, извлекает информацию на основании 3-х источников (письмо, энциклопедическая статья, словарная статья), систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (памятка).
Рефлексия, которой заканчивается работа над заданием, позволяет выявить не только затруднения учащихся, но и обратить их внимание на способ деятель-
ности.
Вот ещё пример аналогичных практико-ориентированных заданий, направлен – ных на применение знаний в опыте деятельности.
Пример. Вы собираетесь в отпуск на 1 месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами.
Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из уче- бника «Как составить записку».
Блок 3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
- заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.
Умение найти и дать анализ проблемы – важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений.
- Формулировать вопрос.
- Планировать исследование.
- Делать выводы на основе полученных данных.
- Приводить доказательства и аргументы.
- Решать нестандартные задачи.
При составлении заданий, развивающих эти умения, учитываются возрастные особенности обучающихся.
Задания в учебнике | Компетентно- ориентированные задания | |||
1. Прочтите текст. Ответьте на | Пример 1 | |||
вопросы учебника. | 1. Стимул: Вы выслушали сообщение | |||
ученика на конференции. | ||||
2. Задачная формулировка: | ||||
Подготовьтесь задать разные вопросы | ||||
по данной теме | ||||
3. Источник информации: текст | ||||
выступления (сообщение ученика) | ||||
2. Составьте пищевую цепь по | Пример 2. | |||
картинке | 1. Стимул: В Китае основным | |||
продуктом питания является рис. | ||||
Китайцы заметили, что воробьи, | ||||
Поедающие рис, наносят вред | ||||
сельскому хозяйству. За несколько | ||||
лет были истреблены все птицы. Но | ||||
урожай риса не увеличился, а | ||||
уменьшился. | ||||
2. Задачная формулировка: Почему | ||||
урожай риса не увеличился? | ||||
Пример 3. | ||||
1. Стимул: Было замечено, что | ||||
вороны одни съедобные грибы | ||||
отбрасывают клювом в сторону, а | ||||
другие едят. | ||||
2. Объясните это явление. Какую | ||||
информацию вы будете использовать? | ||||
3. Какая температура воздуха в | Пример 4 | |||
горах? | 1. Стимул: Знаете ли вы легенду об | |||
Икаре? О мальчике, который сделал | ||||
себе крылья и поднялся к солнцу. Но | ||||
солнце растопило воск, которым Икар | ||||
скрепил крылья. И Икар упал в море. | ||||
2. Задачная формулировка: Могло ли | ||||
это случиться в действительности, | ||||
Если предположить ,что Икар, | ||||
действительно, мог долететь до | ||||
солнца? | ||||
4. Как вести себя во время грозы? | Пример 5. | |||
1. Стимул: Во время грозы удар | ||||
молнии чаще всех других животных | ||||
(собаки, кошки, лошади, козы) | ||||
поражает корову. | ||||
2. Задачная формулировка: Объясните это явление. Составьте памятку «Как вести себя во время грозы» |
Механизм «встраивания» компетентно -ориентированного задания в занятие
может быть различным. Выбор механизма зависит от цели, которую преследует учитель, целей урока, целей ребенка, этапа урока.
Приведу возможные способы организации работы с изучаемым материалом:
- Трансформация материала под определенную коммуникативную задачу (постановка вопросов, написание памятки, составление отчета о проведенном эксперименте, графика наблюдения и т. п.).
- Самостоятельное изучение нового материала без предварительного объяснения учителя (определение цели планирование последовательности изучения, постановка задач, отбор инструментария и т.п).
- Учащиеся дополняют информацию, полученную из учебника или представленную учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников (соотнесение информации, проверка достоверности информации).
- Работа с материалом, содержащим противоречивые сведения, противоположные позиции и, следовательно, допускающим различное толкование.
Способы организации обратной связи
- Лист обратной связи, составленный на основе модельного ответа, где ученик помечает, что легко, что сложно, с чем может справиться без помощи учителя.
- Рефлексивный лист.
Пример рефлексивного листа.
- С какими трудностями вы встретились при выполнении работы? (указываются возможные затруднения в соответствии с аналитической шкалой)
- Как вы думаете, почему вам было легко /трудно справиться с заданием?
- Распишите порядок ваших действий при решении проблемы.
- С какой задачей вы сегодня справились ?
- За что вы бы поставили себе высокую отметку ?
- Что бы вы посоветовали себе, если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз?
- Если бы вам предложили выполнить эту работу еще раз, что бы
вы сделали по- другому?
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет
учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.
Список используемой литературы:
- Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2. – С.3-10.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"
Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...
"Развитие интеллектуальных способностей школьников на уроках окружающего мира"
Выступление на методическом объединении...
Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение жизненных задач»
Разработка урока по математике с элементами финансовой грамотности....
Урок по развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»
Урокпо развитию функциональной грамотности школьников «Решение задач»...
Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»
Мастер-класс«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»...
«Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников на всех уровнях обучения»
Разработка для педагогического совета...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА : «Организация содержания образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»
Статья отражает основные вопросы содержания образования , способствующие формированияю функциональной грамотности школьников. ...