Технологическая карта урока труда, «Семена разных растений. Аппликация «Орнамент из семян», 1 класс
план-конспект урока по технологии (1 класс)

Кудашева Софья Дмитриевна

Технологическая карта урока труда, «Семена разных растений. Аппликация «Орнамент из семян», 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТРУДА

Дата: 04.10.2024

Школа: МАОУ «МЛ № 148 г. Челябинска» (филиал)

Класс: 1 «Б»

Урок: 3

Время: 9:30-10:00   Кабинет: 204

Студент: Кудашева Софья Дмитриевна

Группа: 41

Учитель: Копанева Яна Михайловна

Методист: Бондарь Елена Борисовна

Тема урока «Семена разных растений. Аппликация «Орнамент из семян»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об особенностях и свойствах семян;

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с правилами выполнения аппликации из семян;

2. Учить изготавливать работу в технике аппликация.

Предметные:

1. Понимать смысл понятия «аппликация»;

2. Придавать форму деталям резанием, собирать изделия с помощью пластилина, аккуратно выполнять отделку аппликации.

Развивающие:

1. Развивать умение организовывать рабочее место, экономно расходовать материал;

2. Развивать речь, мышление, мелкую моторику рук.

Личностные:

1. Проявление стремления к творческой самореализации, мотивации к творческому труду;

2. Проявление устойчивых волевых качеств и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами.

Воспитательные:

1. Воспитывать творческого начала личности, интерес к предмету;

2. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к труду.

УМК: раздаточный материал, учебная презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф
С: беседа

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Дмитриевна. Сегодня я проведу у вас урок труда.

- Сядьте те, кто родился зимой, а кто летом? Кто родился весной? А теперь сядут те, кто родился осенью.

- Осень – прекрасная пора листопадов. Желтеют листья, собирают оставшийся урожай на земле и подготавливают почву к зиме.

Но осень, противоположна весне. Что же делают люди весной, чтобы получить хороший урожай летом?

- Верно.

1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

- Подготавливают почву, покупают семена и садят их, удобряют.

Р:

действовать по плану, предложенному учителем

Слайд 1-3

Актуализация знаний и мотивация

(2 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

С: беседа, опрос

Н: демонстрация

1. Актуализирует знания по пройденным темам.

- Чтобы понять, чем сегодня мы будем заниматься, вам, надо отгадать 3 загадки.

1. Их в землю теплую сажай, Корми их понемножку — И соберешь ты урожай: Морковь, редис, картошку… (семена).

2. Всех листов плотнее он, Белый и цветной… (картон).

3. Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов. Я сегодня властелин — У меня есть... 

- Ребята, что же это?

- Отлично. Исходя из загадки, как думаете, что мы будем делать?

- Всё верно. Посмотрите на изделие.

- А знаете ли вы, как называется техника, которая сделать такое изделие?

- Сегодня на уроке мы будем работать с этой техникой.

1. Отвечают на вопросы учителя.

- Семена, пластилин и картон.

- Аппликацию из семян, картона и пластилина.

- Да, аппликация.

П:ориентироваться в терминах, используемых в технологии.

К:участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.

Р: принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу.

Слайд 4

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф, П

С: беседа

Н: показ

П: задание

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, вы должны ответить на вопросы.

- Представьте себе дерево, что есть у дерева?

- Верно, чтобы у вас выросло дерево, но что для этого нужно сделать? Хорошо, сажаем саженец, (саженец — это молодое дерево.) а из чего он вырос?

- Верно. Подумайте исходя из загадок и вопросов, какая тема нашего урока?

- Молодцы, тема урока: «Семена разных растений. Аппликация «Орнамент из семян»

- Какую цель мы поставим на этот урок? Давайте поставим цели, по опорному слову:

Выполнить…

- Наша цель: выполнить аппликацию орнамент.

- Давайте составим план нашего урока. Но, к сожалению, пункты моего плана перепутались местами. Поможете мне их расположить в правильном порядке?

- Итак, наш план урока:

1. Подвести итоги урока.

2. Узнать, что такое аппликация.

3. Выполнить своими руками аппликацию с орнаментом.

- Всё верно!

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- У дерева есть: ствол, веточки, листья, семена, плоды, почки.

- Посадить его.

- Саженец вырос из

семян

- «Семена разных растений. Аппликация «Орнамент из семян»

- Выполнить аппликацию с орнаментом из семян.

1. Узнать, что такое аппликация.

2. Выполнить своими руками аппликацию с орнаментом.

3. Подвести итоги урока.

П: воспринимать и использовать предложенную инструкцию;

воспринимать информацию, использовать её в работе.

К: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого.

Р: действовать по плану, предложенному учителем.

Слайд 5-10

Раздаточный материал

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

С: беседа, опрос, рассказ

Н: демонстрация, показ

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Вспомните, что такое аппликация?

- Верно аппликация — это одна из техник декоративно-прикладного искусства. Слово произошло от латинского, что значит прикладывание». Сначала из бумаги, ткани, кожи, сухих листьев, семян, пластилина или войлока вырезаются, обрываются детальки и приклеивают их на основу. Обычно основа - бумага, картон, дерево или ткань. Аппликации бывают объемные и плоские, одноцветные и многоцветные.

- Ребята, на слайде вы видите буквы, они перепутаны местами. И если их поместите на свои места, то вы узнаете, что мы сегодня будем изготавливать.

- Верно. Как вы думаете, что такое орнамент?

- Хорошие предположения, орнамент - узор, основанный на повторении и чередовании элементов; предназначается для украшения различных предметов.

-Существуют разные виды орнамента.

- Виды орнамента:

  • Геометрический;
  • Растительный;
  • Символический;
  • Каллиграфический;
  • Комбинированный.

-Как вы думаете, какой вид орнамента мы сегодня будем использовать и почему?

- Ребята, а какой бывает орнамент?

- Орнамент бывает симметричный и ассиметричный. Что это значит?

- Посмотрите на доску. Как получаются такие аппликации?

- Ребята, из каких материалов состоит аппликация? Что нам понадобится.

- Посмотрите внимательно как вы будете выполнять аппликацию.

- Из какого материала основа?

- Какого цвета мы будем использовать картон? Почему?

- Как заготовить основу?

- Из какого материала сделан орнамент?

- Какие семена мы можем использовать для нашего изделия.
- Как мы можем закрепить детали на нашем картоне?

-Мы будем действовать по следующему плану:

1. Выбрать цвет картона, нашу основу.

2. Обвести шаблон круга на картоне.

3. Вырезать основу.

4. Нанести пластилин на основу не толстым слоем.

5. На пластилин вдавить семена.

- И вот, мы выбрали цвет картона. Теперь складываю лист картона пополам и разрезаю на 2 части. Возьмем 1 половину листа и положим перед собой.

- На столе лежит шаблон круга. Что необходимо сделать, давайте повторим вместе:

1) Взять шаблон;

2) Приложить шаблон;

3) Придерживая шаблон, обвести его простым карандашом,

сверху слева на право, снизу с лева на право.

- После того, как обведёте все шаблоны, вырезать их с помощью ножниц.

- Посмотрите внимательно, на 4 этапе я наношу пластилин только на ту часть основы, которую планирую заполнить семенами.

- Ребята, давайте вспомним правила работы с пластилином. Какие вы знаете?

- Ребята, ваши работы могут отличаться друг от друга, и это прекрасно! Ведь каждый из нас проявляет своё творчество по-разному.

1.Выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Аппликация – техника декоративно-прикладного искусства, с помощью которой изделие выполняется из кусочков бумаги.

- Узнали, что такое аппликация.

- ОРНАМЕНТ.

Высказывают предположения.

- Растительный, потому что мы будем использовать семена различных растений.

Высказывают предположения.

- С помощью пластилина, на картонную основу наклеиваются семена, создавая узор.

- Нам понадобится картон, пластилин, семена.

- Картон.

- Любого, ведь орнамент можно сделать на любом цвете.  Потому что можно взять пластилин любого цвета под цвет картона.

- Лист картона согнуть пополам, разрезать по линии сгиба. И по шаблону вырезать круг или оставить прямоугольник.

- Из семян.

- Семена подсолнуха, тыквы, гороха, фасоли и т.д.

- С помощью пластилина.  Приклеить на картон.

- Застилать стол клеёнкой или работать на подкладной доске.

- Не брать пластилин в рот.

- Следить, чтобы куски пластилина не падали на пол.

- Стараться не испачкать одежду.

- Разминать и согревать руками пластилин, придавая ему мягкость и пластичность.

- После работы убирать рабочее место, протирать руки влажной тряпкой или мыть их с мылом.

П: воспринимать и использовать предложенную инструкцию;

воспринимать информацию, использовать её в работе; ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного).

К: участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем).

Слайд 11-15

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, И

С: беседа, объяснение

Н: показ, демонстрация

П: задание

1. Организует первичное закрепление.

- Прежде тем, как приступить к работе, давайте ещё раз повторим этапы:

1. Какого цвета мы выбираем картон?

2. Как мы будем располагать орнамент?

3. С помощью чего будем собирать аппликацию?

-Итак, вам предстоит выполнить аппликацию с орнаментом.

- Затем мы с вами оценим работы по критериям: аккуратность, законченность, оригинальность.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

- Любого.

- Симметрично, детали должны повторяться.

- С помощью пластилина.

П:

воспринимать и использовать предложенную инструкцию;

воспринимать информацию, использовать её в работе; ориентироваться в терминах.

Раздаточный материал

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Разомнемся. Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз), прыгать и скакать — (10, прыжков).

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения из видеофрагмента

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Ф, И

С:объяснение

Н: демонстрация

П: задание

Внешний контроль

1.Организует самостоятельную работу.  

-Проверьте все ли материалы у вас лежат на парте и готовы ли вы к работе. Приступайте к работе.

- Я уверена у вас все получится, желаю вам вдохновения и аккуратности на уроке.

1.Выполняют самостоятельную работу.

П:

воспринимать информацию, использовать её в работе.

К: участвовать в коллективном обсуждении.

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(5-6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

С: беседа, вопросы

1. Организует работу класса на повторение теоретического материала.

2. Обобщает материал урока.

-Ребята, заканчивайте, время вышло. Уберите все из рук.

- Давайте вспомним тему урока.

- Какую цель мы ставили перед собой вначале урока?

- Кто скажет, достигли мы ли её?

  1. Отвечают на вопросы для закрепления материала.

- Отвечают на вопросы.

К:участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы.

Слайд 19-20

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения

Ф

С: беседа, опрос

П: оценивание

1.Организует анализ работы по критериям.

- Кто закончил работу, выходите по рядам.

-Ребята, какие вы знаете критерии оценивания?

- Отлично, давайте оценим ваших одноклассников по критериям.

- Спасибо за активную работу. Всего хорошего.

        

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Аккуратность, законченность, оригинальность.

П: ориентироваться в терминах.

К: участвовать в коллективном обсуждении, высказывать собственное мнение.

Слайд 21-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана растений" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Охрана растений»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни ж...

Технологическая карта урока по технологии: "«Айрис – фолдинг аппликация из полос»" (1 класс)

Тема урока: «Айрис – фолдинг аппликация из полос»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Освоение техники айрис-фолдинг аппликация из полос.Планируемые резул...

Технологическая карта урока технологии «Семена разных растений. Аппликация «Орнамент из семян»» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об особенностях и свойствах семян.Задачи урока: Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами выполнения аппликации из семян.2. Уч...

Технологическая карта урока технологии «Семена разных растений. Аппликация «Орнамент из семян»» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об особенностях и свойствах семян.Задачи урока: Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами выполнения аппликации из семян.2. Уч...

Технологическая карта урока окружающего мира «Разнообразие растений» УМК "Школа России" 3 класс

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о разнообразии растений и их группах....

Технологическая карта урока труда на тему: «Объемная аппликация из цветной бумаги » Изделие: «Весенние цветы - подснежники» 4 класс УМК "Школа России".

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изготовлении аппликации из картона и цветной бумаги с использованием ваты.Задачи урока План...