Технологическая карта урока окружающего мира «Разнообразие растений» УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о разнообразии растений и их группах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 25.10.2024

Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска»

Класс: 3 «Г»

Урок: 4

Время: 16:45 – 17:25  Кабинет: 203

Студент: Шарифьянова Виктория Эльдаровна

Группа: 41

Учитель: Симинихина Светлана Алексеевна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока «Разнообразие растений»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о разнообразии растений и их группах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Сформировать у обучающихся понятие «ботаника»;

2. Познакомить обучающихся с группами растений и их признаками.

Предметные:

1. Различать растения по группам и их признака;

2. Иметь представление о понятии «ботаника».

Развивающие:

1. Развивать познавательные интересы;

2. Развивать умения сопоставлять факты и делать выводы

Личностные:

1. Осознавать личностный смысл учения;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

2. Воспитывать интерес к предмету «окружающий мир».

УМК: Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. А. А. Плешаков, Просвещение, 2012. Школа России; рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. А. А. Плешаков, Просвещение, 2014. Школа России

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы: организация учебного общения, девиз.

Внешний контроль

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Эльдаровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- посмотрите на экран и выберите слова-качества, которые помогут нам на уроке.

- Отлично, именно эти качества помогут нам узнать много нового и интересного.

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

- активная работа, трудолюбие, любознательность, внимательность.

УУКД:    соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

Учебная презентация: слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления

и осознание потребности

к построению нового способа действий

Ф,П

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: кроссворд.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Повторение пройденного материала.

- Сегодня за ваши правильные и полные ответы вы будете получать наклейки.

- Кто помнит, какая была тема предыдущего урока?

- Верно, сейчас вы будете решать кроссворд по этой теме, делать вы будете это в парах.

- Какие правила работы в паре вы знаете?

Слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.

- «Что такое почва?»

- Что такое осадки.

Повторяют правила работы в паре.

- 1. Учитывать мнение соседа;

2. Прийти к общему мнению;

3. Показать знак готовности.

УУПД:   анализировать и создавать текстовую,

информацию в соответствии с учебной задачей.

УУРД:  оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и других

обучающихся, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Учебная презентация: слайд №2

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления

и осознание потребности

к построению нового способа действий

Ф,П

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: кроссворд.

Внешний контроль и самоконтроль

- Отлично, на решение этого кроссворда у вас есть 2 минуты.

По горизонтали:

1. Верхний плодородный слой земли.

3. Питательные вещества, без которых растения не могут жить.

4. Чем больше в почве …, тем она плодороднее.

По вертикали:

2. Главное свойство почвы.

5. Она нужна для того, чтобы растения всасывали вместе с ней минеральные соли.

- Время вышло, проверьте по эталону.

- Кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки.

- Отлично, а кто допустил ошибки, не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится.

Решают кроссворд в паре.

Проверяют по эталону.

Поднимают руки.

УУКД: ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой.

Кроссворд

Учебная презентация: слайд №3

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ, демонстрация.

Приёмы:  организация учебного общения.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Отгадайте загадки:

 Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май серёжки дарит ей.

- Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.

- Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий тёплый майский день

Глаз наш радует...

 - Что общего между отгадками?

2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цель и план урока.

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

- Молодцы. Какие цели мы поставим для нашего урока? Для этого на слайде слова- помощники:

1. Узнать…

- Верно, посмотрите на экран и восстановите последовательность пунктов плана:

1. Узнаем…

2. Выполним…

3. Сделаем выводы…

- Молодцы, приступим к первому пункту.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Отгадывают загадки.

- береза.

- Василек.

- сирень.

- Они относятся к царству растений.

- «Разнообразие растений»

- 1. Узнать, на какие группы делятся растения.

-  1. Узнаем о группах растений

2. Выполним самостоятельную работу.

3. Сделаем выводы по теме.

УУПД:  формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия

в аналогичных или сходных ситуациях

УУРД:  выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

УУКД:  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

Учебная презентация: слайд №4

Учебная презентация: слайд №5-6

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный: беседа, работа с книгой.

Наглядный: показ, демонстрация.

Практический; упражнение.

Приёмы: работа с понятиями,  расставить по порядку, заполнение таблицы.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Открытие для детей новых сведений.

- Ребята, давайте откроем учебник на странице 69 и узнаем, как называется наука о растениях и как называют ученых изучающих растения.

Хорошо. Сейчас я предлагаю вам прочитать о том, на какие группы делятся растения и заполнить таблицу.  Это задание я предлагаю выполнить в группах. Вспомним правила работы в группах.

- Хорошо. Сейчас мы вместе попробуем заполнить первую группу растений и дальше вы продолжите сами. Читаем.

- О какой группе мы узнали?

- Где они обитают?

- Из каких частей состоят?

- Хорошо. Подобрать примеры вы можете пользуясь карточкой на вашем столе. На выполнение задания у вас 4 минуты.

2. Работа в рабочей тетради.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Отлично.  Сейчас я предлагаю открыть рабочую тетрадь на странице 31. И выполнить задание 1. Давайте прочитаем задание.

Выполняют задания в рабочем листе.

- Ботаника, ученые-бтаники

- слушать мнение друг друга, говорить в пол голоса, показать готовность подняв руки.

Ответы обучающихся. Групповая работа.

- Водоросли

-  В воде

- Вид тонких шелковистых нитей

- Пример: морская капуста.

Работают в рабочей тетради.

- 2, 4, 5, 1, 3.

УУПД:  различать информацию, представленную в тексте, графически,

аудиовизуально.

УУКД:  создавать высказывания-рассуждения.

УУРД:  находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины.

Учебник

Рабочий лист

Учебная презентация: слайд №7-9

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный: беседа, работа с книгой.

Наглядный: показ, демонстрация.

Практический; упражнение.

Приёмы: работа с понятиями,  расставить по порядку, заполнение таблицы.

Внешний контроль и самоконтроль

3. Работа с учебником и рабочей тетрадью.

- Хорошо. Сейчас я предлагаю выполнить задание 2 под цифрой 2. Но для этого необходимо изучить станицу 72 в учебнике.

- Отлично.

Работают с учебником и рабочей тетрадью.

УУПД:  различать информацию, представленную в тексте, графически,

аудиовизуально.

УУКД:  создавать высказывания-рассуждения.

УУРД:  находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины.

Учебная презентация: слайд №10

Учебная презентация: слайд №11

Учебная презентация: слайд №12-13

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Ф, П

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: заполнить пропуски.

Внешний контроль и самоконтроль

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Сейчас в рабочих тетрадях вы должны будете заполнить таблицу с помощью текста учебника на странице 72. Делать это задание вы будете в парах. Вспомним правила работы в паре.

- На это задание у вас есть 2 минуты.

Можете приступать.

- Слушать друг друга, говорить в пол голоса, по готовности поднять руки.

Выполняют задание в паре.

УУПД:   определять существенный признак для классификации, классифицировать

предложенные объекты.

УУКД:  проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

УУРД:  планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению

учебной задачи.

Карточка №1

Учебная презентация: слайд №20-21

- Время вышло. Проверим, что у вас получилось.

- Какой пункт плана мы выполнили?

- Наиболее богаты видами цветковые растения. Меньше всего видов хвойных растений. Группы растений в порядке увеличения - хвойные, папоротники, мхи, водоросли, цветковые. Группы растений в порядке уменьшения числа видов - цветковые, водоросли, мхи, папоротники, хвойные.

Динамическая пауза

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Ф, И

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: самостоятельная работа.

Приёмы: организация учебного общения.

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Ребята, теперь проверим, как вы были внимательны во время изучения темы. Вам предстоит выполнить самостоятельную работу.

- Ваша задача – решить тест за 2 минуты. Время пошло.

Выполняют самостоятельную работу по вариантам.

Проводят взаимооценку по эталону.

1 вариант

1. а

2. б

3. в

4. в

5. одуванчик

УУПД:  распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или

на основе предложенного учителем способа её проверки.

УУРД:  оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и других

обучающихся, спокойно, без обид принимать советы и замечания.

Карточка №2

Учебная презентация: слайд №22-23

Рабочий лист

Учебная презентация: слайд №24

- Время вышло, поменяйтесь в паре и проверьте друг друга по эталону, который есть на экране.

- Если всё верно поставьте 5;

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

3 ошибки – 2.

- Поднимите руки, у кого 5; 4; 3; 2. У кого 4 или 5 за самостоятельную работу поставьте себе плюс.

- Какой пункт плана мы выполнили?

1. а

2. в

3. а

4. а

5. можжевельник

Поднимают руки.

- Выполнили самостоятельную работу.

Включение в систему знаний

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, Г

Словесный: объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: соотнеси картинки.

Внешний контроль

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Сейчас, мы поиграем с вами в игру «четвертый лишний». На экране вы увидите

- слова/картинки и по поднятой руке скажете какое лишнее и почему.

1. (ряд изображений)

2. ель, пихта, сосна, одуванчик.

3. (ряд изображений)

4. роза, ромашка, ботаника, тюльпан.

5. морская капуста, колокольчик, клевер, василек.

- Молодцы.

Выполняют задание.

3 - все растения водоросли, а это относится к мхам.

одуванчик - цветковое, все остальные хвойные.

3.2 - все мхи, это папоротники.

ботаника - наука, оставшиеся - цветковые растения.

1 - это водоросли, все остальное цветковые растения

УУПД:  читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию.

УУРД:  выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

УУКД:   проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

Учебная презентация: слайд №25

Картинки

Учебная презентация: слайд №26

Учебная презентация: слайд №27

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

 Ф

Словесный: беседа, объяснение.

Наглядный: показ.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Вспомним тему нашего урока. Кто напомнит?

- Отлично, а какие у нас была цели?

- Покажите «класс», если мы достигли целей.

Сейчас я предлагаю вам продолжить фразы:

Я меня получилось…

Я смог…

Мне было интересно…

Я не смог…

Мне было не понятно…

- Хорошо. Посмотрите на наш план, все ли пункты мы выполнили? Если да, то покажите плюс.

- А теперь возьмите со своей парты цветок, нарисуйте ему улыбку, если вы сегодня активно работали на уроке и всё поняли. Грустную, если наоборот. Поднимите их вверх.

- Отлично, а теперь посчитайте количество наклеек.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

- «Разнообразие растений»

-  1. Узнать, на какие группы делятся растения.

Показывают «класс».

- Да.

Поднимают облака вверх.

Поднимают руки.

УУКД:  соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное

отношение к собеседнику.

УУРД:  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности.

Учебная презентация: слайд №28

Учебная презентация: слайд №29-30

Учебная презентация: слайд №31

Рефлексия-облако

Наклейки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс

Данная разработка представляет собой конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". Будет полезна учителям начальных классов. В конспекте содержатся интересные факты из жизни раст...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по Окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру: Разнообразие растений (3 класс)

Цели занятия: Познакомить учащихся с основной квалификацией растений; рассмотреть   особенности каждой группы растений. Задачи, направленные на достижение предметных результатов:...

Разработка урока по окружающему миру "Разнообразие растений" 3 класс

Представляю разработку урока по окружающему миру...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных" для 3 класса.

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных" для 3 класса....

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие растений: хвойные и цветковые».

Цель: познакомить детей с хвойными и цветковыми растениямиЗадачи:Образовательные: повторить материал о лиственных и хвойных растениях; обогатить знания учащихся сведениями о новых группах растений, об...