Методическая разработка к уроку литературного чтения "К.Чуковский" 1 класс
план-конспект урока по технологии (1 класс)

Стадухина Елена Станиславовна

Данная учебно-методическая разработка является подробным конспектом урока литературного чтения для первоклассников по теме "К.Чуковский". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока чтения106.19 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературному чтению по теме

«К.И. Чуковский. Инсценирование стихотворений «Телефон» и «Путаница». Выставка книг К. Чуковского для детей» (1 класс)

Предмет: Литературное чтение «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, воспитывать, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведений; работать над выразительностью речи учащихся, интонацией; формировать навык правильного, сознательного, беглого чтения; учить выявлять в тексте реальное и фантастичное, смешное и комическое. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Развивающие: развивать образное мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы, связную речь учащихся, упражнять чёткое произношение звуков в слогах, расширять словарный запас учащихся.

Воспитывающие: воспитывать интерес к отечественной литературе, прививать любовь к самостоятельному чтению.

Планируемые результаты (УУД):

Коммуникативные универсальные действия:

- научатся слушать и понимать речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание;

- использовать речь для регуляции своих действий.

Познавательные:

-отвечают на вопросы учителя; осуществляя поиск существенной информации в тексте учебника и примеров из личного опыта.

Личностные:

- производят анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.

Регулятивные:

- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Предметные задачи:

- способствовать формированию навыков правильного чтения, приобретать опыт работы с текстом.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, учебник, портрет К.И. Чуковского, наглядные пособия,

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Методы и формы проведения урока: путешествие; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой; фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

#1054;рганизационный момент. Включение в учебную деятельность.

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо все за парту сели,

На меня все посмотрели.

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Мы всегда рады гостям. Давайте их поприветствуем.

- Сейчас у нас урок литературного чтения. (Включить слайд №1.) Проверьте готовность к уроку.

Сели прямо, плечи расправили,

Ноги на пол вместе поставили.

Руки на парты ровно сложили

И с язычком все подружились. (Выключить экран.)

II. Речевая разминка.

Ребята, начнем мы наш урок, как всегда, с гимнастики для язычка. Давайте потренируем его. Произнесём скороговорку.

Скороговорка:

От топота копыт пыль по полю летит.

Дети произносят скороговорку вместе с учителем, затем без него, шёпотом, только губами и снова дружно вслух.

А теперь потренируемся произносить чистоговорку:

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чи-чи-чи – ты напрасно не кричи.

- Какой согласный звук мы произносили чаще всего? Дадим ему характеристику. Какой буквой он обозначается?

III. Постановка темы и целей урока

- Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся в волшебное путешествие (Слайд №2) во всеми вами любимую страну сказок. (Слайд №3). Вы уже знаете много разных сказок. И знаете, что сказки бывают народные и литературные (Слайд № 4). Чем они отличаются? Дети дают ответ. (Народные сказки сочинил народ, а у литературных сказок есть автор, писатель.) (Слайд №5). Сегодня в волшебной стране мы с вами познакомимся с еще одним детским писателем, который сочинял сказки, шуточные стихи и загадки, и будем инсценировать его произведения. А вот как зовут этого веселого сказочника, вам нужно будет догадаться. Я даю вам подсказки. Фамилия этого писателя начинается на букву «Ч». Я покажу вам героев его замечательных произведений, они помогут вам найти ответ на мой вопрос. Я уверена, что вам они хорошо знакомы. Показ слайдов №6-22. Дети узнают героев и говорят названия знакомых им произведений.

-Молодцы, ребята! Вы узнали героев весёлых сказок. Вы догадались, о каком замечательном писателе мы сегодня будем говорить? Дети называют фамилию К.И. Чуковского.

- Совершенно верно. Вы правильно ответили на мой вопрос. Придумал всех этих сказочных персонажей Корней Иванович Чуковский.

#1040;ктуализация знаний

Вот мы и подошли к теме нашего урока «К.И. Чуковский. Инсценирование стихотворения. «Телефон». «Путаница». Выставка книг К.И. Чуковского для детей (Слайд №23)

-Ребята, взгляните, пожалуйста, на портрет К.И. Чуковского (Слайд №24) и на выставку его книг. Какой ласковый и веселый у этого человека взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» - по имени, или «дедушка Чуковский» - по фамилии. Корней Иванович сначала писал статьи для газет и журналов и книги для взрослых. Но как-то раз заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчику было очень плохо: он плакал и стонал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку, которую сочинял под перестук колёс: «Жил был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик затих и стал слушать. На утро проснувшись, он попросил, чтобы папа рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки для детей. И получалось так здорово, что не только его сынок, но и все дети полюбили эти сказки. А знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.

-Ребята, давайте откроем учебники на с. 96-97, посмотрим на картинки, которые нарисовал художник к сказкам К.И. Чуковского. Ребята, скажите, какие сказки перемешал озорной художник? (Дети смотрят на картинки в учебнике, указывают на ошибки.)

-Вы все большие молодцы! Вы нашли все ошибки художника. А теперь давайте почитаем то, что написано об этом замечательном писателе в нашем учебнике на с.96. (Двое детей читают по одному предложению о К.И. Чуковском.)

- А теперь давайте познакомимся с отрывоком из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» на с.96. Ребята, я предлагаю вам послушать , как его рассказывает сам К.И. Чуковский. (Просмотр видео-записи из мультика «Телефон». Читает автор. Затем каждый ученик читает отрывок стихотворения по строчке.)

- Ребята, кто разговаривал по телефону? (Ответ детей: -К. Чуковский и слон)

- Что просил слон? (Ответы детей)

(Разбор значения слова «пуд. 16 кг»)

- Нужен ли нам телефон? (Проблемный вопрос) Для чего он нужен? (Дети высказывают свои мнения на поставленные вопросы.)

- Сейчас я предлагаю поработать вам в парах и придумать правила поведения во время телефонного разговора. (Дети предлагают свои правила поведения во время разговора по телефону.

1. Поздороваться!

2. Не кричать!

#1053;е перебивать собеседника.

#1043;оворить не долго и по делу.

5. Не звонить очень рано или поздно.

6. Отвечать вежливо.

#1043;оворить «до свидания» в конце разговора. )

-Молодцы! Хорошие и важные правила вы составили.

- Захотелось ли вам, ребята, прочитать это стихотворение целиком? Давайте, ребята, ещё раз прочитаем это стихотворение. Только я буду читать за К.И. Чуковского, которому звонит слон, а вы будете слониками и отвечать мне.

#1055;ервичное закрепление и физкультминутка

-А теперь, ребята, давайте с вами отдохнём и поиграем. Я говорю слова, а вы слушаете. Если вы слышите название сказки К.И. Чуковского, то дружно хлопайте в ладоши, если произнесённое мною слова не является названием сказки, то вы мотаете головой. («Мойдодыр», ванна, «Телефон», диван, «Бармалей», хулиган, «Айболит», «Путаница», «Тараканище», муравей, «Муха-цокотуха»)

- Молодцы! Вы были дружными и ничего не перепутали.

Теперь давайте встанем и разомнёмся.

-Раз. Подняться, потянуться.

- Два. Согнуться, разогнуться.

- Три. В ладоши три хлопка,

-Головою три кивка.

- На четыре – руки шире,

-Пять. Руками помахать.

-Шесть на место тихо сесть

VI. Продолжение работы по теме урока

- А теперь я предлагаю вам послушать ещё одно шуточное стихотворение К. Чуковского под названием «Путаница» в исполнении самого писателя.

(Дети слушают запись)

- Какие чувства у вас вызывают эта сказка? Что напутал автор? Для чего он это сделал? Какие строки самые весёлые?

- Предлагаю почитать это стихотворение по цепочке. Молодцы! Вы хорошо читали. Посмотрите внимательно на стихотворение и скажите, сколько зверей участвует в разговоре. Давайте посмотрим, кому надоело быть самим собой? (Дети перечисляют животных: кошечкам и котятам, уточкам и утятам, курочкам, воробышку, медведю.) Теперь давайте почитаем это стихотворение по ролям, поиграем в театр, почитаем его с выражением.

VII. Закрепление изученного

Конечно же, К.И. Чуковский написал много шуточных стихотворений, не только «Путаница» и «Телефон». К нам в гости пришли герои из других его сказок. Встречаем их. Выходят дети в костюмах сказочных героев , читают отрывки из сказок К.Чуковского.

-1.Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю, поди, поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,

Горе!

-2.Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,

И усами шевелит:

«Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую!

-;Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»

-4.Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

-5. Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

- Ребята, вы узнали из каких сказок К.И. Чуковского наши гости? (Дети называют сказки)

- Молодцы! Вы узнали героев сказок Корнея Ивановича и правильно назвали его сказки. А теперь наши сказочные гости предлагают нам размяться и станцевать вмести с ними под весёлую музыку, написанную для мульфильма «Тараканище».

#1060;изкультминутка

Дети повторяют танцевальные движения за сказочными героями под музыку Георгия Фиртича, стихи К.И. Чуковского «Ехали медведи…» из сказки «Тараканище». Садятся на свои места.

IХ. Подведение итогов

-Ребята, наше путешествие в страну весёлых и поучительных сказок Корнея Ивановича Чуковского заканчивается. Давайте вспомним всё, что мы сегодня с вами узнали.

-Кто такой К.И. Чуковский? Что и для кого он писал? Чтобы вспомнить, какие его сказки мы с вами читали, нужно решить грамматические примеры (Слайд 31). Что ещё мы делали с этими отрывками из сказок?

(Дети: читали вместе, по ролям, инсценировали.) С какими ещё его произведениями мы познакомились? Какие сказки вам понравились больше всего?

-Учитель: А какие сказочные герои приходили к нам сегодня в гости?

-Дети: Федора, Тараканище, Бармалей, Доктор Айболит.

- Учитель: Сегодня вы были большие молодцы. Вы дружно и выразительно читали, были внимательными, отгадывали грамматические примеры и даже танцевали.

-Учитель: Теперь, ребята, давайте оценим работу на уроке. У вас у каждого на столе лежит по 2 рисунка: весёлое солнышко и грустная тучка. Тому, кому было интересно, увлекательно в нашем путешествии по сказкам, которые сочинил весёлый детский писатель К.И. Чуковский, кто сможет о них дома рассказать маме, бабушке, друзьям, я предлагаю прикрепить своё маленькое солнышко к моему большому весёлому солнышку. А тем, кому было скучно в сказочной стране, кто не любит читать, кто не запомнил писателя, который придумал шуточные сказки, пусть прикрепит свою тучку к туче-нехочухе.

Дети прикрепляют свои картинки на доску.

-Учитель: Вы все сегодня молодцы! Вы сегодня были внимательными и узнали много нового. Наше путешествие в страну сказок будет ещё продолжаться, а сегодня оно подошло к концу. Наш урок закончен. До новых встреч!

Загадки.

- Корней Иванович Чуковский писал не только сказки и стихи для детей, но и придумывал загадки. Попробуйте их отгадать.

Растёт вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём.

И он разбился, а оттуда

Живое выбежало чудо.

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо, цыплёнок)

Я – одноухая старуха.

Я прыгаю по полотну.

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну. (Игла)

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня.

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Мягкое, душистое,

Чистое, чистое.

О него руки вытираем

И на место убираем. (Полотенце)

Зубов много,

А ничего не ест. (Расчёска)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Методическая разработка к уроку литературного чтения в 1 классе "Поговорим о предложении и тексте"

Методическая разработка поможет учителю начальных классов ярко и красочно преподнести учащимся знания о предложении и тексте.Во время работы дети с удовольствиям отгадают интересные загадаки, познаком...

Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по программе " Школа - 2100"

Методическая разработка урока литературного чтения создана для учащихся 2 класса по новым стандартам ФГОС....

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».

Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям  К.И. Чуковского «Путаница»,  «Телефон».Цель:  Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....