Методическая разработка к уроку литературного чтения "К.Чуковский" 1 класс
план-конспект урока по технологии (1 класс)
Данная учебно-методическая разработка является подробным конспектом урока литературного чтения для первоклассников по теме "К.Чуковский".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока чтения | 106.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературному чтению по теме
«К.И. Чуковский. Инсценирование стихотворений «Телефон» и «Путаница». Выставка книг К. Чуковского для детей» (1 класс)
Предмет: Литературное чтение «Школа России»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, воспитывать, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор прочитанных произведений; работать над выразительностью речи учащихся, интонацией; формировать навык правильного, сознательного, беглого чтения; учить выявлять в тексте реальное и фантастичное, смешное и комическое. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
Развивающие: развивать образное мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы, связную речь учащихся, упражнять чёткое произношение звуков в слогах, расширять словарный запас учащихся.
Воспитывающие: воспитывать интерес к отечественной литературе, прививать любовь к самостоятельному чтению.
Планируемые результаты (УУД):
Коммуникативные универсальные действия:
- научатся слушать и понимать речь учителя, одноклассников, осознанно строить речевое высказывание;
- использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные:
-отвечают на вопросы учителя; осуществляя поиск существенной информации в тексте учебника и примеров из личного опыта.
Личностные:
- производят анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.
Регулятивные:
- научатся определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- соотносить изучаемый материал с собственным опытом.
Предметные задачи:
- способствовать формированию навыков правильного чтения, приобретать опыт работы с текстом.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, учебник, портрет К.И. Чуковского, наглядные пособия,
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.
Методы и формы проведения урока: путешествие; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; работа с книгой; фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
#1054;рганизационный момент. Включение в учебную деятельность.
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо все за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Мы всегда рады гостям. Давайте их поприветствуем.
- Сейчас у нас урок литературного чтения. (Включить слайд №1.) Проверьте готовность к уроку.
Сели прямо, плечи расправили,
Ноги на пол вместе поставили.
Руки на парты ровно сложили
И с язычком все подружились. (Выключить экран.)
II. Речевая разминка.
Ребята, начнем мы наш урок, как всегда, с гимнастики для язычка. Давайте потренируем его. Произнесём скороговорку.
Скороговорка:
От топота копыт пыль по полю летит.
Дети произносят скороговорку вместе с учителем, затем без него, шёпотом, только губами и снова дружно вслух.
А теперь потренируемся произносить чистоговорку:
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Чи-чи-чи – ты напрасно не кричи.
- Какой согласный звук мы произносили чаще всего? Дадим ему характеристику. Какой буквой он обозначается?
III. Постановка темы и целей урока
- Ребята, сегодня мы с вами снова отправляемся в волшебное путешествие (Слайд №2) во всеми вами любимую страну сказок. (Слайд №3). Вы уже знаете много разных сказок. И знаете, что сказки бывают народные и литературные (Слайд № 4). Чем они отличаются? Дети дают ответ. (Народные сказки сочинил народ, а у литературных сказок есть автор, писатель.) (Слайд №5). Сегодня в волшебной стране мы с вами познакомимся с еще одним детским писателем, который сочинял сказки, шуточные стихи и загадки, и будем инсценировать его произведения. А вот как зовут этого веселого сказочника, вам нужно будет догадаться. Я даю вам подсказки. Фамилия этого писателя начинается на букву «Ч». Я покажу вам героев его замечательных произведений, они помогут вам найти ответ на мой вопрос. Я уверена, что вам они хорошо знакомы. Показ слайдов №6-22. Дети узнают героев и говорят названия знакомых им произведений.
-Молодцы, ребята! Вы узнали героев весёлых сказок. Вы догадались, о каком замечательном писателе мы сегодня будем говорить? Дети называют фамилию К.И. Чуковского.
- Совершенно верно. Вы правильно ответили на мой вопрос. Придумал всех этих сказочных персонажей Корней Иванович Чуковский.
#1040;ктуализация знаний
Вот мы и подошли к теме нашего урока «К.И. Чуковский. Инсценирование стихотворения. «Телефон». «Путаница». Выставка книг К.И. Чуковского для детей (Слайд №23)
-Ребята, взгляните, пожалуйста, на портрет К.И. Чуковского (Слайд №24) и на выставку его книг. Какой ласковый и веселый у этого человека взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» - по имени, или «дедушка Чуковский» - по фамилии. Корней Иванович сначала писал статьи для газет и журналов и книги для взрослых. Но как-то раз заболел его сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчику было очень плохо: он плакал и стонал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку, которую сочинял под перестук колёс: «Жил был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик затих и стал слушать. На утро проснувшись, он попросил, чтобы папа рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки для детей. И получалось так здорово, что не только его сынок, но и все дети полюбили эти сказки. А знаменитый «Мойдодыр» начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться.
-Ребята, давайте откроем учебники на с. 96-97, посмотрим на картинки, которые нарисовал художник к сказкам К.И. Чуковского. Ребята, скажите, какие сказки перемешал озорной художник? (Дети смотрят на картинки в учебнике, указывают на ошибки.)
-Вы все большие молодцы! Вы нашли все ошибки художника. А теперь давайте почитаем то, что написано об этом замечательном писателе в нашем учебнике на с.96. (Двое детей читают по одному предложению о К.И. Чуковском.)
- А теперь давайте познакомимся с отрывоком из стихотворения К.И. Чуковского «Телефон» на с.96. Ребята, я предлагаю вам послушать , как его рассказывает сам К.И. Чуковский. (Просмотр видео-записи из мультика «Телефон». Читает автор. Затем каждый ученик читает отрывок стихотворения по строчке.)
- Ребята, кто разговаривал по телефону? (Ответ детей: -К. Чуковский и слон)
- Что просил слон? (Ответы детей)
(Разбор значения слова «пуд. 16 кг»)
- Нужен ли нам телефон? (Проблемный вопрос) Для чего он нужен? (Дети высказывают свои мнения на поставленные вопросы.)
- Сейчас я предлагаю поработать вам в парах и придумать правила поведения во время телефонного разговора. (Дети предлагают свои правила поведения во время разговора по телефону.
1. Поздороваться!
2. Не кричать!
#1053;е перебивать собеседника.
#1043;оворить не долго и по делу.
5. Не звонить очень рано или поздно.
6. Отвечать вежливо.
#1043;оворить «до свидания» в конце разговора. )
-Молодцы! Хорошие и важные правила вы составили.
- Захотелось ли вам, ребята, прочитать это стихотворение целиком? Давайте, ребята, ещё раз прочитаем это стихотворение. Только я буду читать за К.И. Чуковского, которому звонит слон, а вы будете слониками и отвечать мне.
#1055;ервичное закрепление и физкультминутка
-А теперь, ребята, давайте с вами отдохнём и поиграем. Я говорю слова, а вы слушаете. Если вы слышите название сказки К.И. Чуковского, то дружно хлопайте в ладоши, если произнесённое мною слова не является названием сказки, то вы мотаете головой. («Мойдодыр», ванна, «Телефон», диван, «Бармалей», хулиган, «Айболит», «Путаница», «Тараканище», муравей, «Муха-цокотуха»)
- Молодцы! Вы были дружными и ничего не перепутали.
Теперь давайте встанем и разомнёмся.
-Раз. Подняться, потянуться.
- Два. Согнуться, разогнуться.
- Три. В ладоши три хлопка,
-Головою три кивка.
- На четыре – руки шире,
-Пять. Руками помахать.
-Шесть на место тихо сесть
VI. Продолжение работы по теме урока
- А теперь я предлагаю вам послушать ещё одно шуточное стихотворение К. Чуковского под названием «Путаница» в исполнении самого писателя.
(Дети слушают запись)
- Какие чувства у вас вызывают эта сказка? Что напутал автор? Для чего он это сделал? Какие строки самые весёлые?
- Предлагаю почитать это стихотворение по цепочке. Молодцы! Вы хорошо читали. Посмотрите внимательно на стихотворение и скажите, сколько зверей участвует в разговоре. Давайте посмотрим, кому надоело быть самим собой? (Дети перечисляют животных: кошечкам и котятам, уточкам и утятам, курочкам, воробышку, медведю.) Теперь давайте почитаем это стихотворение по ролям, поиграем в театр, почитаем его с выражением.
VII. Закрепление изученного
Конечно же, К.И. Чуковский написал много шуточных стихотворений, не только «Путаница» и «Телефон». К нам в гости пришли герои из других его сказок. Встречаем их. Выходят дети в костюмах сказочных героев , читают отрывки из сказок К.Чуковского.
-1.Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!
-2.Таракан, Таракан, Тараканище!
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую!
-;Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»
-4.Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
-5. Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»
- Ребята, вы узнали из каких сказок К.И. Чуковского наши гости? (Дети называют сказки)
- Молодцы! Вы узнали героев сказок Корнея Ивановича и правильно назвали его сказки. А теперь наши сказочные гости предлагают нам размяться и станцевать вмести с ними под весёлую музыку, написанную для мульфильма «Тараканище».
#1060;изкультминутка
Дети повторяют танцевальные движения за сказочными героями под музыку Георгия Фиртича, стихи К.И. Чуковского «Ехали медведи…» из сказки «Тараканище». Садятся на свои места.
IХ. Подведение итогов
-Ребята, наше путешествие в страну весёлых и поучительных сказок Корнея Ивановича Чуковского заканчивается. Давайте вспомним всё, что мы сегодня с вами узнали.
-Кто такой К.И. Чуковский? Что и для кого он писал? Чтобы вспомнить, какие его сказки мы с вами читали, нужно решить грамматические примеры (Слайд 31). Что ещё мы делали с этими отрывками из сказок?
(Дети: читали вместе, по ролям, инсценировали.) С какими ещё его произведениями мы познакомились? Какие сказки вам понравились больше всего?
-Учитель: А какие сказочные герои приходили к нам сегодня в гости?
-Дети: Федора, Тараканище, Бармалей, Доктор Айболит.
- Учитель: Сегодня вы были большие молодцы. Вы дружно и выразительно читали, были внимательными, отгадывали грамматические примеры и даже танцевали.
-Учитель: Теперь, ребята, давайте оценим работу на уроке. У вас у каждого на столе лежит по 2 рисунка: весёлое солнышко и грустная тучка. Тому, кому было интересно, увлекательно в нашем путешествии по сказкам, которые сочинил весёлый детский писатель К.И. Чуковский, кто сможет о них дома рассказать маме, бабушке, друзьям, я предлагаю прикрепить своё маленькое солнышко к моему большому весёлому солнышку. А тем, кому было скучно в сказочной стране, кто не любит читать, кто не запомнил писателя, который придумал шуточные сказки, пусть прикрепит свою тучку к туче-нехочухе.
Дети прикрепляют свои картинки на доску.
-Учитель: Вы все сегодня молодцы! Вы сегодня были внимательными и узнали много нового. Наше путешествие в страну сказок будет ещё продолжаться, а сегодня оно подошло к концу. Наш урок закончен. До новых встреч!
Загадки.
- Корней Иванович Чуковский писал не только сказки и стихи для детей, но и придумывал загадки. Попробуйте их отгадать.
Растёт вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём.
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо, цыплёнок)
Я – одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха
Как паутинку я тяну. (Игла)
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня.
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Мягкое, душистое,
Чистое, чистое.
О него руки вытираем
И на место убираем. (Полотенце)
Зубов много,
А ничего не ест. (Расчёска)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"
В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....
Методическая разработка к уроку литературного чтения в 1 классе "Поговорим о предложении и тексте"
Методическая разработка поможет учителю начальных классов ярко и красочно преподнести учащимся знания о предложении и тексте.Во время работы дети с удовольствиям отгадают интересные загадаки, познаком...
Методическая разработка к уроку литературного чтения для учащихся 2 класса по программе " Школа - 2100"
Методическая разработка урока литературного чтения создана для учащихся 2 класса по новым стандартам ФГОС....
Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»
Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»Тип уро...
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».
Методическая разработка к уроку литературного чтения 1 класс по произведениям К.И. Чуковского «Путаница», «Телефон».Цель: Продолжить знакомство с произведениями раздела «Как хорошо у...
Методическая разработка: Конспект урока Литературного чтения 1 класс "Соколов-Микитов "Русский лес" и Русская народная песня "Березонька"
Предлагаю подробный конспект урока и презентацию к нему....
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....