Урок по ИЗО: "Художник в театре кукол".
презентация к уроку по технологии

Валерия Григорьевна Сырыгина

Урок ИЗО 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon hudozhnik_v_teatre_kukol.pdf1.09 МБ
Файл privet_ot_karabasa-barabasa.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие пространственного представления, развитие логического мышления, развитие творческого потенциала личности.

Уметь применять художественные умения, знания и представления в процессе художественно-творческих работ.

Личностные: формирование положительного отношения к учению, готовности и стремлению обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Метапредметные

Умения

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-самостоятельно определять пути достижения целей;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Учебные универсальные действия: П-познавательные, К-коммуникативные, Р-регулятивные, Л-личностные.

Цели ученика:

-усвоение теоретического материала для рационального применения и выполнения задания;

-научиться применению полученных знаний на практике.

Цели учителя:

Дидактические: Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театральном искусстве.  Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника в театре. Получать представление об истории развития искусства театра кукол. Узнавать о жанровом многообразии театральной куклы.
Развивающие: Формирование наблюдательности и эстетического отношения к окружающему миру. Формирование чувства цветовой гармонии. Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров.
Воспитывающие: Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине, бережное отношение к культурному наследию России. Воспитывать эстетические чувства через театральное искусство. Воспитывать уважение к творческому труду.

Опорные понятия и термины: «Марионетка», «Тростевые куклы», «Теневые куклы», «Перчаточные куклы», «Напольные куклы».

Форма обучения: самостоятельная работа.

Средства обучения: доска, презентация.

Домашнее задание: подготовить все необходимые материалы для следующего урока и принести их на урок

План оформления доски:

                       

Этап

урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Универсальные учебные действия

1 этап урока.

Организационный, мотивация к учебной деятельности
(1 мин.)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Мозговой штурм,

- наблюдение,

- беседа

- Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. И для начала я предлагаю вам проверить вашу готовность к уроку. У вас на столах должны лежать цветные материалы на ваш выбор и альбом.

- Если у вас все готово – поднимите глазки на меня.
- Молодцы, теперь мы можем приступать к работе.

- Приветствуют учителя

- Слушают учителя.

- Проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная (Ф)

- презентация

П – Целеполагание

К - Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р - Нацеливание на успешную деятельность

2-й этап урока.

Постановка цели и задачи урока.
(2 мин)

Актуализировать мыслительные операции

Методы:

- устный опрос

- Послушайте стихотворение и скажите, о чем оно?

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовы утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

- Что мы изучали на прошлых уроках?
- Какие виды театра вы знаете?
-  А знаете ли вы героя мультфильма, который владел кукольным театром? Как его звали?  

- Молодцы! Тема нашего урока: «Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол»

- Задача нашего урока – узнать о театре кукол и придумать свой собственный эскиз куклы.

- Отвечают на вопросы учителя.

-Взаимодействуют с учителем.

- О театре.

- Узнали о жанровом многообразии театрального искусства, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики.

-Театр оперы и балета, драматический театр, театр оперетты, кукольный.

- Карабас-Барабас.

Фронтальная
(Ф)

- презентация

П - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

- Осознание и построение речевого высказывания

3 этап урока.

Актуализация

(3 мин)

Определение цели и задач урока

Методы:

- Наблюдение

- Какова роль художника в театре?
- Как художник создает куклу?
В давние времена по городам и сёлам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали "петрушечники". Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали весёлые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей. Главным героем этих представлений был Петрушка.

- Взаимодейст

вуют с учителем.

- Предлагают тему урока.

- Создание  оформления   на сцене, создание костюмов для спектакля, грима.
- Выполняет эскиз куклы.

Фронтальная (Ф)

- презентация

П - Построение логической цепи рассуждений.

- Мысленное выполнение действий по алгоритму.

- Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Р - Познавательная инициатива.

4 этап урока.

Открытие нового знания или совместное исследование проблемы
(11 мин.)

Реализация темы и задач урока

Методы:

- Наблюдение,

- конструирование,

-словесный метод

-Ребята, скажите, а вы знакомы с театром кукол?
Художник – кукольник создает разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпки, пуговицы, перышки – в роскошные наряды и прически. У каждого художника свой секрет.
Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.
 Работа над куклой начинается с разработки эскиза , продумывания образа и материала, из которого будет выполнена кукла.
-Существуют несколько видов театральных кукол – давайте посмотрим на них.
ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ очень просты в исполнении, просты они и в управлении. Предназначены эти куклы для маленького зала, так как их размер не больше руки человека.
В противоположность перчаточным куклам размеры
ТРОСТЕВЫХ КУКОЛ не ограничены. Кукол держат на руках за палку, которая называется гапитом. К рукам кукол прикреплены трости, с их помощью кукла приводится в движение. Благодаря им куклы и получили название тростевых. И перчаточные, и тростевые куклы относятся к системе верховых кукол. Ведь их кукловод держит на поднятых вверх руках . А сам кукловод скрыт от зрителей ширмой .
- Ребята, а вы видели кукол, которые приводят в движение за нити, прикреплённые к различным частям тела? Как их называют?
- Верно, есть куклы, которым пол очень даже нужен. И не просто пол, а дорожки, тропинки, лесенки, потому что эти куклы обязательно с ногами, и достаточно правдоподобно эти ноги ходят, пляшут, бегают, прыгают, лазают. Такая кукла может выполнять сложные движения, трюки, которые не снились ни перчаточным, ни тростевым куклам. Это
КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ . И хотя по конструкции такие куклы много проще тростевых, они более сложны в управлении и требуют высокого мастерства от кукловода.
Есть
НАПОЛЬНЫЕ КУКЛЫ , которых актер в буквальном смысле водит по сцене. Сам актер остается на виду у зрителей, но своей маскировочной одеждой он не привлекает внимания.
ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ – это плоские рисованные куклы. Прислоняются к экрану и подсвечиваются. Главное – силуэт.
Над созданием каждой такой куклой художники работают очень долго и тщательно.
Сначала рисуют будущую куклу на бумаги: пытаются представить её в действии, определить её характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают.
Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С.В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран.

- Учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

-Взаимодействуют с учителем и с одноклассниками.

- Предлагают варианты решения поставленной задачи.

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная (И)

Групповая (Г)

- презентации

- наглядности

П -  Построение логической цепи рассуждений.

- Мысленное выполнение действий по алгоритму.

-  Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

К -  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

- Аргументация своего мнения и позиции.

-  Учет разных мнений.

5 этап урока.

Первичное закрепление новых знаний
(3 мин.)

Проговаривание нового знания, исправление заведомо допущенных ошибок на чертеже.

Методы:

- Наблюдение,

- метод группового (коллаборативного) обучения,

- диалоговое обучение

- Итак, ребята, какая же роль у художника в театре кукол?
- Какие куклы бывают?
- Часто встречающаяся кукла в давние времена?
- Какой самый известный кукольный театр в нашей стране?

- Вступают в диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.

- Мысленно анализируют подачу нового материала

- Предлагают варианты решения поставленной задачи.

Фронтально-парная.

(Ф-П)
Групповая (Г)

- презентация
- наглядности
- пед. рисунок

П - Построение логической цепи рассуждений.

- Мысленное выполнение действий по алгоритму.

-  Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

- Осознание и построение речевого высказывания

К -  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р - Познавательная инициатива.

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

6 этап урока.

Самостоятельная работа учащихся.
(16 мин.)

Организация самостоятельного  выполнения учащимися типовых заданий по применению материала с самопроверкой по образцу

Методы:

 - Наблюдение,- игровые приемы и ситуации

- Ваша задача – нарисовать эскиз куклы своего любимого персонажа из книги/мультфильма/фильма и т.д.
- Что должен знать художник о персонаже?

- Перед тем как выполнить   эскизы театральных кукол своих персонажей  - проанализируйте их.

Кто он?  Какой он? Каково его поведение, характер; и др. – Все эти характеристики скажутся на вашей работе.

Этапы работы

1. Выбор персонажа.

2. Продумывание формы куклы  ( хорошо представить себе ее типаж – характер,  фигуру, голову, костюм, движения рук и ног.)

3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.

4. Продумывание деталей, дополняющих образ.

5. Создание эскиза персонажа.

- Взаимодействуют с учителем.
- Самостоятельная работа учащихся.

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная (И)

Групповая (Г)

- наглядности
- презентация


П - Построение логической цепи рассуждений.

- Выполнение действий по алгоритму.

-  Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

К -Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью..

Р - Познавательная инициатива.

- Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

7 этап урока.

Включение нового знания в систему знаний и повторение
(1 мин.)

Организация повторения изученного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности учебного процесса.

Методы:

- Наблюдение,

- словесные методы (беседа)

Приемы:

-итоговый круг

- Ребята вы отлично справились со своей работой, вы все большие молодцы!
- Давайте повторим что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Чему мы научились на уроке?
- Что нового и интересного узнали?
- Понравилось ли вам выполнять работу?

- Учатся находить ответы на поставленные вопросы, анализировать, сравнивать.

- Вступают в диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.

- Повторяют сделанные в ходе урока выводы.

Фронтальная (Ф)

- презентация

- дневники  

П - Построение логической цепи рассуждений- Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

- Осознание и произвольное построение речевого высказывания.

К-Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р- Контроль ответа.

- Коррекция ответа.

- Оценка ответа.

8 этап урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин.)

Осознание учащимися своей работы на уроке, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Методы:

- Наблюдение,

- рефлексия.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу и я предлагаю вам показать свои работы. К доске выходит 1 ряд, затем 2 ряд и затем 3 ряд. (Анализ работ учащихся)
- Какие работы вам больше всего понравились и почему?
Дети называют понравившиеся работы и оценивают по критериям вместе с учителем.

- Вы внимательно меня слушали на уроке и у всех получились замечательные работы. Все большие молодцы. Хорошо потрудились на уроке. Спасибо вам за хорошую работу. До новых встреч!

- Слушают учителя

- Учатся находить ответы на поставленные вопросы, анализировать, сравнивать.

- Вступают в диалог с учителем и одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.

Индивидуальная (И)

- презентация

П - Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р - Контроль.

- Коррекция

- Оценка деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Художник в театре"

Интегрированный урок проводится в 4 классе. Его целями являются:-способствовать формированию эстетического отношения кдействительности и интереса к народному искусству;-формировать чувство гордости за...

Урок трудового обучения в 4 классе "Конусный театр кукол"

Кто из детей не любит театр? А если в роли актёра выступает сам ребенок?! А если куклы в этом театре сделаны своими руками, например, на основе конуса?! Да, всё-всё было именно так на уроке труда в ...

Технологическая карта урока по ИЗО "Театр кукол" 3 класс

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 3 классе по теме "Театр кукол" по программе Б.М. Неменского...

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Конспект урока по ИЗО "Театр кукол"

Тема: «Театр кукол»Цель урока: Ознакомить учащихся с различными видами театральных кукол; изобразить пальчиковых кукол.Задачи урока: •        Дать детям представлени...