Технологическая карта урока технологии, 3 класс, "Малахитовая шкатулка"
план-конспект занятия по технологии (3 класс)

Ковалева Анастасия Вячеславовна

технология, 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 22.04.2024

Школа: МОУ «Славинская НОШ»

Класс: 3-В

Урок: 4

Время: 10:55-11:35   Кабинет:

Студент: Ковалева А. В.

Группа: 41

Учитель: Александрова Ксения Алексеевна

Методист: Бондарь Елена Борисовна

Тема урока: Работа в технике русская мозаика

Изделие: «Малахитовая шкатулка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся умений выполнения изделия в технике русская мозаика, изготовление «Малахитовой шкатулки».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) расширить знания о малахите, о русской мозаике и приёмах работы с пластилином;

2) закрепить умения работать по алгоритму.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) работать с пластилином в процессе создания изделия в технике «русская мозаика»;  

2) выполнять изделие «Малахитовая шкатулка», работая по алгоритму.

Развивающие:

1) развитие мелкой моторики посредством выполнения изделия;

2) развивать зрительную память, произвольное внимание и мышление.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3) формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать бережливость и аккуратность;

2) воспитывать усидчивость.

УМК:  презентация, образец изделия, пластилин, доска для пластилина, стек-нож, пластиковая банка.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся
- Доброе утро, ребята! Меня зовут Анастасия Вячеславовна, и сегодня я проведу у вас урок технологии. (1 слайд)

2. Психологически настраивает обучающихся класса на урок.

- Предлагаю вам поздороваться друг с другом продолжив по очереди фразу:"Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь потому что ..." (слайд 2)

- Я тоже рада вас видеть, потому что хочу чтобы наш урок

прошёл дружно и продуктивно.

-Садитесь.

3. Проверяет готовность обучающихся к уроку

- Проверьте, всё ли из необходимого у вас лежит на партах.

1.Приветсвуют учителя.

  1. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность;

Способствовать самоопреде лению

 Учебная презентация

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

  1. Мотивирование обучающихся к учебному процессу.

- Ребята, давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

(3 слайд)

- На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поделочными камнями, которые используют для создания декоративных изделий.

- (4 слайд) Поделочные камни – это непрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твёрдости полудрагоценным камням. Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это агат, оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический изумруд, фианит. (5 слайд)

- Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

 - Что обычно хранят в шкатулках?

- Ребята, как зовут писателя, у которого есть сказка о шкатулке? Как она называется? (6 слайд)

 - Верно.

 - Какая главная тематика творчества П.П. Бажова?

-  Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка?

- Послушайте, как описывает камень малахит автор: (7 слайд) «Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.»

- Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне.

- Малахит — красивый минерал. В древние времена в нём ценилась скорее не красота, а польза. Несмотря на невысокую твердость, малахит и сегодня является одним из самых популярных ювелирных и декоративных камней. Из него делают бусы, а также мелкие украшения: шкатулки или подставки для подсвечников, часов и небольшие фигурки.

2. Отвечают на вопросы учителя

- Это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды.

- Твердые, жидкие, газообразные.

Рассматривают камни на слайде.

- О шкатулке.

- Ценные вещи, например, украшения.

- П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка».

- Урал, рабочие люди.

- Из камня.

Слушают учителя.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

  1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

- Ребята, рассмотрите изделия на слайде и скажите какой приём используется в данных работах.(8 слайд)

- Молодцы, конечно, это мозаика.

- Давайте вспомним, что же такое «мозаика»? (9 слайд)

Мозаика - рисунок или узор из скреплённых между собой разноцветных камешков, кусочков стекла, эмали и др.

- Но техника мозаики, которой мы будем сегодня пользоваться, называется немного иначе – русская мозаика.

Техника «Русская мозаика» — техника мозаики в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. (10 слайд)

 - Но мы не будем изготавливать копию шкатулки, ведь для изготовления настоящей требуются особые навыки, мастерство и настоящий камень - малахит.

 - Ребята, скажите, как можно назвать подражание чему-либо? - Итак, сегодня мы будем изготавливать имитацию малахитовой шкатулки из пластилина в технике «русская мозаика».

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (11 слайд)

- Верно. А какую цель на урок мы с вами поставим? (12 слайд)

- Посмотрите на слайд и дополните пункты плана работы (13 слайд):

1. Узнаем алгоритм выполнения изделия«Малахитовая шкатулка».

2.Создадим изделие из пластилина «Малахитовая шкатулка».

3. Оценим результаты проведённой работы.

- Молодцы!

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

- Мозаика.

Ответы детей.

- Имитация.

- Работа в технике русская мозаика.

- Выполнить изделие «Малахитовая шкатулка» в технике русская мозаика.

Восстанавливают пункты плана.

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация

«Открытие детьми нового знания»

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

  1. Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Сегодня на уроке нам предстоит выполнить «Малахитовую шкатулку» из пластилина в технике мозаика. , но ведь на самом деле шкатулкой можно назвать и любой предмет, как вы думаете а в небольшой вазе можно хранить дорогие тебе вещи? (14 слайд)

- Поэтому я решила, что мы попробуем с вами сделать необычный вариант шкатулки - «Малахитовую вазу».

- Сейчас я вам расскажу, как вы будете выполнять работу. Работаю только я, а вы внимательно слушайте и смотрите.

1. Материалы и инструменты. (15 слайд)

- При создании изделия, за основу для работы мы с вами взяли пластиковую баночку, пластилин  как материал, которым мы будем выполнять всю работу. Из инструментов при работе нам понадобится: стек-нож.

2. Разметка. (16 слайд)

- Для работы необходимо 3 цвета пластилина: белый, зелёный и чёрный. Все цвета по отдельности раскатываем на доске, приплющиваем, чтобы пластилин был достаточно тонким, но без дырок.

3. Заготовка. (17 слайд)

- Все 3 цвета мы складываем друг на друга, скручиваем в трубочку. Берём стек-нож и нарезаем тонкие кусочки.  

4. Сборка. (18 слайд)

- Берём нашу основу для вазы и на неё намазываем  эти кусочки, хорошенько придавливая. Так распределяя по всей поверхности, но не размазываем, так весь наш малахитовый узор пропадёт.

5. Оформление. (19 слайд)

- Стараемся заполнять так, чтобы не оставалось пустых пространств. Завершаем работу.

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом.

- Можно.

Слушают объяснения учителя.

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Учебная презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, Внешний контроль

  1. Организует первичное закрепление.

- А сейчас повторим план работы над изготовлением композиции. По какому алгоритму мы выполняем работу?

- Что нам понадобится сделать сначала?

- А теперь посмотрим на критерии оценивания, указанные на слайде. (20 слайд)

Критерии:

1. Аккуратность

2. Правильность

3. Законченность.

- В итоге всей вашей работы должна получиться своя необыкновенная малахитовая ваза.

- Теперь повторим правила техники безопасности для работы с пластилином. Помните ли вы их?

- Давайте прочитаем со слайда. (21-22 слайды)

Выполняют задание и объясняют свой выбор

- 1. Подготовить инструменты и материалы.

2. Разметка. 3 цвета пластилина раскатываем, накладываем друг на друга и сворачиваем.

3. Заготовка. Из полученного брусочка стек-ножом отрезаем тонкие кусочки.

4. Приклеиваем отрезанные кусочки на основу шкатулки.

5. Украшаем.

1.Нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его.

2. Лепить нужно на клеёнке или доске для пластилина, чтобы защитить стол от случайного попадания.

3. Нельзя подносить стеки близко к глазам, грызть.

4. Грязные руки надо вытирать салфеткой.

5. Не забывайте и о культуре труда, следите за состоянием своего рабочего места.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Учебная презентация

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

  1. Организует динамическую паузу. Просмотр видеофрагмента

- Сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Мы с вами немножко разомнёмся. Повторяем движения из видео.

1.Выполняют динамическую паузу.

Видеофрагмент «Динамическая физминутка»

Самостоятельная работа с самопроверкой

(20-25)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достиже ния цели, создание ситуаций успеха.

Индивидуальная Группа практических методов: изготовление изделия

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.  

- Все ли необходимые инструменты и материалы у вас есть?

- Тогда приступаем к работе! Я желаю всем удачи!

- Если вам потребуется помощь – поднимите руку и я подойду к вам.

1.Выполняют самостоятельную работу.

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Предлагает  выполнить задания на закрепление пройденного материала.

- Ребята, время на выполнение наших работ подходит к концу. Давайте пока что отложим их на край стола.

- Какова была тема нашего урока? (23 слайд)

- Какую цель мы ставили в начале урока? (24 слайд)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Все ли успели закончить свои работы?

- Все, кто завершил изделие – молодцы! Кто не завершил, закончите работы дома, но ваши старания я тоже увидела.

  1. Выполняют задание.

- Работа в технике «русская мозаика».

- Выполнить работу «Малахитовая шкатулка».

- Мы узнали о существовании техники русская мозаика, о видах и приёмах работы с пластилином

Ответы обучающихся.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Рефлексия деятельности (по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа наглядных методов: показ презентации,

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Сейчас мы с вами оценим работы друг друга по критериям, указанным на слайде. (25 слайд)

Критерии:

  1. Аккуратность 2. Правильность 3. Законченность

- Проведём оценку работ ребят! Ребята с 1-го ряда выходят к доске, а 2 и 3 оценивают по критериям, а потом наоборот.

- А теперь проговорим об основных моментах на уроке:

Раньше я думал(а), что…  

Теперь я знаю, что… (слайд 26)

- Приберите свои рабочие места.

- Всем большое спасибо за урок, мне очень понравилось с вами работать!

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень  усвоения учебного материала.

Оценивают друг друга по критериям.

Самооценка работы на уроке.

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии по теме: "Малахитовая шкатулка"

Технологическая карта для 4 класса, УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока технологии в 4 классе. Тема: "Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка"

Урок разработан в технике коучинга. Представлена технологическая карта....

Технологическая карта урока технологии "Малахитовая шкатулка" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: создание условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».Задачи урокаДидактические:  ...

Технологическая карта урока технологии "Малахитовая шкатулка" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения выполнять изделие «Малахитовая шкатулка», с помощью техники "мозайка"Задачи урока:Дидактические: 1) познакомить с новой технико...

Технологическая карта урока технологии по теме: «Работа в технике русская мозаика», изделие: «Малахитовая шкатулка» - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений выполнения изделия в технике русская мозаика, изготовление «Малахитовой шкатулки»....