Познавательное занятие на тему: Сочетание объемных и плоских геометрических фигур в конструировании панно «Маяк»
план-конспект занятия по технологии (1, 2, 3 класс)

Марамыгина Елена Анатольевна

Цели и задачи занятия:

-  углубить знания детей по теме: « Конструирование и моделирование поделок на плоскости; изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования»;

- познакомить с особенностями сочетания объемных и плоских геометрических фигур в аппликации;

- отработать порядок и приемы составления композиции;

- развитие чертежно-графических знаний и умений, приемов работы с ножницами и клеем, закрепить приема разметки прямоугольника и треугольника с помощью линейки;

- закрепить навыки изготовления деталей аппликации на основе цилиндра;

- совершенствование умения выполнять технологические операции при работе с бумагой (вырезание, сгибание, складывание, наклеивание и склеивание);

- закрепить навыки экономного  расходования  материала;

 - обогащать кругозор обучающихся и прививать интерес к техническим сооружениям и водному транспорту;

- воспитывать умения сотрудничать, договариваться, распределять обязанности, подчинять свои действия общему замыслу;

- побуждать к творчеству.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mayak.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                   дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Познавательное занятие

Тема:  Сочетание объемных и плоских геометрических фигур в конструировании панно «Маяк»

                         

                                                                       

                                                                                            Марамыгина Е. А.

                                                                                         Педагог дополнительного образования

                                                                   

Надым  2007

         

Тема: Сочетание объемных и плоских геометрических фигур в конструировании панно «Маяк»

Цели и задачи занятия:

-  углубить знания детей по теме: « Конструирование и моделирование поделок на плоскости; изготовление аппликаций и мозаик с элементами художественного конструирования»;

- познакомить с особенностями сочетания объемных и плоских геометрических фигур в аппликации;

- отработать порядок и приемы составления композиции;

- развитие чертежно-графических знаний и умений, приемов работы с ножницами и клеем, закрепить приема разметки прямоугольника и треугольника с помощью линейки;

- закрепить навыки изготовления деталей аппликации на основе цилиндра;

- совершенствование умения выполнять технологические операции при работе с бумагой (вырезание, сгибание, складывание, наклеивание и склеивание);

- закрепить навыки экономного  расходования  материала;

 - обогащать кругозор обучающихся и прививать интерес к техническим сооружениям и водному транспорту;

- воспитывать умения сотрудничать, договариваться, распределять обязанности, подчинять свои действия общему замыслу;

- побуждать к творчеству.

Материалы  и  оборудование:

 глобус,  карта  Тюменской  области,  компас,  книжка-раскладушка  «Морская  фауна»,  ракушки,  бескозырка,  иллюстрации  кораблей,  образец  поделки  панно  «Маяк»,  аппликации  отдельных  частей  панно  (в  увеличенном  виде),  книга  «Энциклопедический  словарь  юного  техника».  

У  обучающихся:

картонные  коробки  из  под  конфет,  цветная  бумага,  клей,  карандаши,  линейка,  циркуль,  ножницы.

             

        Литература:

1. Парамонова Л. А. "Детское творческое конструирование. – М.: Изд. дом  «Карапуз», 1999

2. Педсовет №4 2002

3. Пословицы. Поговорки. Загадки. Сост., А. Н. Мартынова, В. В. Митрофанова. – М.: Современник, 1986

4. Энциклопедический  словарь  юного  техника.Сост. Чуянов В. А. – М.: «Педагогика», 1984  

 Ход  занятия.    

Организационный момент.

Проверка готовности к занятию, при необходимости повторение правил поведения на занятии.

          -   Ребята,  все  ли  принесли  коробки  от  конфет?  У  всех  ли  есть  циркуль,  линейка, цветная бумага, ножницы, клей.

Сообщение  темы  и  цели  занятия.

             - Ребята,  сегодня  мы  с  вами  немного  поговорим  о  море,  кораблях,  маяке,  а  затем  попробуем  всё  это  сделать  сами  в  аппликации,  но  непростой,  а  объёмной  с  плоскими  и  объёмными  деталями.

 Мотивация. Актуализация опорных знаний.

           -  Вы  знаете  что  море – это символ  света,  простора  и  свободы.  Оно  интересно  своими  обитателями – разными  морскими  животными, растениями.  

- Если  быстро  раскрутить  глобус,  покажется,  будто  он  одного  цвета – голубого,  (раскручивается  глобус).

- А  всё  потому,  что  голубой  краски  на  нём  больше,  так  как  вода  на земном  шаре  занимает  в  два  раза  больше  места,  чем  суша (обращается  внимание  на  уже  не  крутящийся  глобус). А  вы  знаете,  насколько  глубоки  моря  и  океаны?  Если  бы  на  дно  можно  было  спуститься  на  лифте,  то  пришлось  бы  ехать  5  часов,  а  с  10-го  этажа  дома  - всего 1 минута.    

- Ребята,  а  кто  из  вас  был  на  море?  На  каком?

-  А  сейчас,  с помощью  викторины  мы узнаем,  что  вы  знаете  о  море.

           ВИКТОРИНА  О  МОРЕ.

1.  Какой  океан  самый  маленький?  (Северный  Ледовитый)

2.  По  морю  идёт,  идёт,  а  до  берега  дойдёт – тут  же пропадет. (Волна).  

             3.  Сильная  буря  на  море.  (Шторм.)

4.  Какой  песок  в  Волге?  (Мокрый.)

5.  Какой  гладью  не  вышивают?  (Речной,  морской.)  

6.  Каких  камней  нет  в  море?  (Сухих.)

7.  Кем мечтала стать Пеппи, когда вырастет? (Морской разбойницей.)

8. Как называется подросток на корабле, обучающийся морскому делу? (Юнга.)

9.  Назовите  реки  нашего  города.  (Надым,  Лонг-Юган,  Надым – Обь – Обская  Губа,  море – Северный  Ледовитый  Океан.)

- Как вы думаете, ребята, какое море ближе всего к Надыму? (Обращение к карте висящей на доске).

         10. Какой океан самый маленький? (Северный  Ледовитый.)

           - Просторы  глубины  моря  до  сих  пор  мало  изучены, а  вы  знаете  кто  там  обитает?                                    

           – Ребята, вы  обратили  внимание  на  необычное  оформление  кабинета,  на  сегодняшнем  занятие  (обращение к композиции,  выставленной  на  столе).

                  ВИКТОРИНА  «РЫБЫ»

             - Хорошо, а  что  вы  знаете  о  рыбах?  Я  предлагаю  интересную  викторину.

1.  Какие  «рыбы»  существуют  только  с  20  февраля  по  20  марта?  (Зодиакальный  знак.)

2.  Какая  рыба  вооружена  лучше  всех?  (Рыба-меч.)

3.  Какая  рыба,  кроме  «золотой»,  способна  исполнить  желания?  (Щука.)

4.  Каким  орудием  ловил  рыбу  старик  из  «Сказки  о  рыбаке  и  рыбке»  А.  Пушкина?  (Невод.)

5.  Как  звали  человека-амфибию?  (Ихтиандр.)

6.  Какая  игра  заканчивается  «рыбой»?  (Домино.)

7.  Какая  рыба  носит  имя  человека?  (Карп.)

8.  Какая  рыба  в  праздничные  дни  надевает  «шубу»?  (Сельдь.)  

9.  От  чего  утки  плавают?  (От  берега.)

10. Самая  страшная  рыба.  (Акула.)

11.Бывает ли акула длиной 15 сантиметров? (Да.)  

12.  Плоская,  как  тарелка,  живёт  на  дне  моря.  (Камбала.)

13.  Высокий  столб  для  паруса  на  корабле.  (Мачта.)

             14.  Какая  рыба  была  приглашена  в  няньки  к  глупому  мышонку  в  сказки             С.  Маршака?  (Щука.)

14. Самая ценная порода рыб. (Золотая)

- Как мы уже говорили, воды на нашей планете много, а людям всегда хотелось узнать, что же скрывается там за горизонтом морской глади, и с древнейших времён, они пытались преодолевать эти водные преграды разными способами (показ иллюстраций в книге «Энциклопедический  словарь  юного  техника»).  

-  А вы как считаете, как можно перебраться на другой берег, ребята?

Викторина:

        -Кто выведет корабль из гавани? (лоцман)

-Кто проложит курс корабля? (штурман)

-Кто кормит команду? (кок)

-Кто отвечает за чистоту и порядок на корабле, следит за морской дисциплиной? (Боцман)

-Кто самый молодой на судне? (юнга)

А морской язык вы понимаете?

-Шлюпка (лодка)

-Трап (лестница)

-Конец (верёвка)

-Каюта (жилая комната)

-Кубрик (Жилая комната матроса);

-Штурвал (руль)

-Торс (канат)

-Камбуз (кухня)

-Рубка (рабочее помещение)

А что значит:

-Отдать концы?

-Взять корабль на абордаж?

-Отдать швартовы?

-Свистать всех наверх?

-Травить конец?

  1. С помощью какого прибора можно определить стороны света? (компас.) А если нет компаса, как узнать, куда плыть? (По звездам: Полярная звезда, Млечный путь.)
  2. Назовите стороны света. (Юг, север, запад, восток.)
  3. Какие вы знаете «цветные» моря? (Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое, Мраморное.)
  4. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)

      5.   Команда корабля, самолета, танка. (Экипаж)

  1. Какие бывают корабли. (Грузовые, Пассажирские, военные.)
  2. Место, удобное для стоянки судов. (Бухта)

- Не одну тысячу лет служат человечеству водные пути. Ещё древние славяне, например, знали путь из «варяг в греки» - по рекам нашей страны, затем по черному морю, - на иллюстрации в книге посмотрите, как менялся транспорт (показ иллюстраций в книге «Энциклопедический  словарь  юного  техника»).  

-  Моряки  отмечали места наиболее удобного прохода. Плавание это было очень опасным.

- Не утратили своё значение водные пути и сегодня. Только стали они, конечно, совсем другими, очень изменился водный транспорт (показ иллюстраций на другой странице). А наиболее удобные пути по прибрежным районам морей и океанов, по рекам – так называемые фарватеры – отмечаются специальными буями и бакенами – плавучими фонарями, хорошо видными в ночное время. Опасные участки побережья или, напротив, защищённые от непогоды бухты и входы в порты отмечаются маяками. Обычно у самого входа в порт, у волнолома, стоит маяк – высокая, видная издалека каменная или стальная башня с прожектором наверху. Ночью прожектор даёт световые сигналы, указывает судам Безопасный путь на стоянку, когда на море опускаются туман и световые вспышки плохо видны, дополнительно включают ещё ревун – мощную сирену.

- Как дорожный знак, правда ребята? Только для кораблей.

Прогнозирование работы. Разработка технологического плана. Формирование ориентировочной основы деятельности.

- Прежде чем приступить к конструированию панно,  давайте рассмотрим  все детали аппликации (сколько объёмных, какие плоские геометрические фигуры есть сколько их).

- Ребята, посмотрите внимательно на образец работы, по-вашему, все ли детали  сделаны на основе геометрических фигур? (рассматриваются  детали – из каких фигур состоят).

 - Как составить кораблик? Правильно. (показ 1 рис.)

 -  Как вы думаете, для какой детали  панно эти  геометрические фигуры (показ 2 рис.) Как их составить вместе чтобы получилась какая - либо фигура, какая фигура на панно состоит из показываемых геометрических фигур. Правильно -  дельфин. (показ 3 рис.)  

- Давайте вспомним советы  умелых  ручек, что рекомендуется сделать, прежде чем приступить к выполнению аппликации:

- подумай, что в работе главное, на чём ты хочешь сосредоточить внимание, а что второстепенное;

- начиная работу, сначала найди размер и расположение основного элемента;

- следи, чтобы второстепенные детали не выглядели оторванными, дополняли  и подчёркивали  выразительность главного;

- намечай рисунок лёгкими  линиями, чтобы  нетрудно  было его изменить, стереть, поправить;

- только после того  как ты нашёл удачное сочетание  всех  элементов, переходи к разработке деталей.

- При изготовлении  аппликации, что в начале  изготавливается?  (фон). Вспомните, что может  нам сказать фон (с помощью изменения цвета фона, можно изобразить день или ночь, обозначить время года или географическое положение (теплые или холодные края) дополнив затем некоторыми  деталями , можно  сделать сложный  двух, трёх или четырёх  цветный  фон.

-  Чертим основные детали только по линейки, помня об экономном расположении геометрических фигур на бумаге. Параметры маяка на доске, остальные детали изготавливаете самостоятельно. Не забывайте, что вначале  вырезаете  все  детали, только после этого приклеиваете их к фону. Обратите внимание на рациональное расположение  деталей, при составлении композиции.  

Закрепление вводного инструктажа.

Осмысление содержания и последовательности выполнения практических действий при конструировании.

           - Посмотрите на образец и определите последовательность выполнения работы. Кто нам расскажет, как это сделать? Как из прямоугольника сделать цилиндр?

Объяснение, показ последовательности выполнения технологических операций.

Инструктаж по ТБ. Опрос учащихся по правилам ТБ.

Вопросы есть? Приступайте к работе.

Практическая работа.

Самостоятельное выполнение учащимися в парах конструирования панно. Педагог делает целевые обходы с целью коррекции деятельности и исправления технологических ошибок, а так же поощрения и поддержки обучающихся.

Итог занятия.

Анализ изделия, выставка работ.

Оценка и самооценка выполненных работ. Выявление общих и индивидуальных ошибок. Поощрение, похвала работ.

          - Работа завершена. Приведите в порядок свое рабочее место. Работы выставляйте на нашу выставку.

-Какую из выставленных «картин» вы повесили бы у себя дома?

- Хочет ли кто – то что – либо изменить в своей работе?

Рефлексия.

          -  А теперь, построив маяк и корабли, приобщившись к морю, мы поиграем в одну игру, по ходу которой кто – то получит звание – юнги, матроса или капитана корабля. Тот на кого я надену бескозырку, должен будет отгадать загадку. От того насколько точно  вы отгадаете, и зависит ваше звание, но загадки не простые, а морские. (На каждого желающего по очереди надевается бескозырка и загадывается загадка при необходимости две.) Кто не отгадает ни одной, получает звание юнги.

 «Остров Загадок»

  1. Море есть, плавать нельзя.

   Дороги есть – ездить нельзя.

   Земля есть – пахать нельзя.

   Луга есть – косить нельзя. (Географическая карта)

  1. Кругом вода, а с питьем беда (Соленое море)
  2. От ветра он не прячется,

А, грудь подставив, пятится. (Парус)

4. Не пловец, а плывущему плыть помогает, не хитрец, а мигает, мигает. (Маяк)

5. Мы говорим: «Она течет»,

   Мы говорим: «играет»,

   Она бежит всегда вперёд,

   Но никуда не убегает. (Река)

6. Когда нужны, то их бросают,

   А не нужны – их поднимают.

   Не угадать? Ну, это зря.

   Ведь это… (Якоря)

7. Каких камней нет в море? (Сухих.)

            - Понравилось ли Вам наше необычное занятие?

- Что нового вы узнали, что особенно запомнилось?

            - Что было самое интересное?  

- Испытывали ли вы трудности при изготовлении панно, при работе в паре?

- Уютно ли Вам было на занятие?

- Понравилось работать в паре?

-Молодцы ребята!  Благодарю вас всех за работу на занятие. По-моему,  сегодня вы замечательно поработали, со всем хорошо справились, творчески отнеслись к работе. Вы все поправу заслуживаете звание капитанов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике на тему: "В стране геометрических фигур"

Цели:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать меж...

Закрепление знаний о плоских геометрических фигурах и их дифференциация, знакомство с объёмными геометрическими фигурами(шар)

Презентация на тему : Закрепление знаний о плоских геометрических фигурах и их дифференциация, знакомство с объёмными геометрическими фигурами(шар)Презентация ориентированна на детей дошкольного и мла...

Конспект урока математики «Плоские геометрические фигуры» (1 класс)

Цели деятельности учителя:формирование  у  учащихся  умения  распознавать геометрические фигуры и правильно использовать соответствующие термины;совершенствование умения ориентиров...

Методическая разработка занятия обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) Геометрические фигуры

Описание особенностей развития ребенка: ребенок  с ЗПРР и РАСХарактеристика обучающегося: 11 лет 2 классТема: Цвета и формыЦель:  расширить представления о цветах и геометриче...

Конспект занятия по игре и игротерапии «Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат)»

Задачи:Образовательные:1. Познакомить ребенка с геометрическими формами – кругом, квадратом.2. Учить обследовать фигуры (обводить пальцем контуры; называть их; находить сходства с предметами окр...

Технологическая карта урока по предмету "Математические представления" по теме: Объединение плоских геометрических фигур в группы с ориентировкой на 2 признака (форма + цвет) по образцу.

Представлена технологическая карта урока по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Плоские геометрические фигуры

Учащиеся повторяют геометрические фигуры...