Рабочая программа кружка "Самоделкин"
рабочая программа по технологии (4 класс)

Костив Елена Ивановна

Ручное творчество, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Оно способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус, желание экспериментировать. Ручное творчество - вид деятельности, благодаря которому развивается моторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. У детей развиваются мышление, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Тазовский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа – интернат

среднего (полного) общего образования

ПРОГРАММА

КРУЖКА «Самоделкин»

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

4 КЛАСС

                                                                                                                                                          Автор- составитель программы

Костив Е.И.,

                                                                                                                                                  учитель начальных классов

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Различные виды продуктивной рукотворной деятельности (выполнение поделок из пластилина, природного материала, ткани, ниток и т.п.) чаще всего связывают с художественно-эстетическим развитием ребенка.

Актуальность программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что ручное творчество, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, выдумку. Он способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей, их художественный вкус, желание экспериментировать. Ручное творчество - вид деятельности, благодаря которому развивается моторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. У детей развиваются мышление, память. Именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы – развить творческую активность, и художественные способности кружковцев.

Задачи программы:  

  1. Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности.
  2. Овладения общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и  использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.
  3. Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей.
  4. Воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты  своей деятельности.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности,  изучением современных видов рукоделия и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома.

     Программа занятий рассчитана на 1 год. Для реализации программы отводится 2,5часа  в неделю, в год - 83 часа.

      Занятия в группе предусмотрены для девочек и мальчиков в возрасте от 10 до 13 лет.

Основные формы проведения кружковой работы:

Для решения  обучающих, развивающих и воспитательных задач используются формы обучения:

Фронтальная форма

 -предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма

-предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Групповая форма

-в ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Все это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему на отдельном образце, который является частью изделия. Особым приемом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке.

Методы проведения занятий

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия в кружке «Самоделкин»:

1. Словесные методы обучения:

  • устное изложение;
  • беседа;

2. Наглядные методы обучения:

  • показ  иллюстраций;
  • показ, исполнение педагогом;
  • наблюдение;
  • работа по образцу

3. Практические методы обучения

  • практическая  работа

Формы  контроля:

Подведение  итогов  работы  является  необходимым  моментом  в  работе  творческого  коллектива.  Так  как  дополнительное  образование  не  имеет  четких  критериев  определения  результатов,  формой  оценки  является  совместный  просмотр  выполненных  образцов  и  изделий,  их  коллективное  обсуждение,  выявление  лучших  работ.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно  обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы.

      Деятельность кружка « Самоделкин»

Техника безопасности при работе с инструментами.

2

2

-

беседа

2

«Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

- теоретические занятия;

- изготовление изделий в технике оригами, киригами

айрис фолдинг, плетение из газетных трубочек

29

2

27

Выставка,

3

Изделия для дома (изготовление открыток в технике Кардмейкинг , изучение и изготовление изделий в технике Декупаж)

- теоретические занятия;

  • изготовление открыток в технике Кардмейкинг

- изготовление изделий в технике Декупаж)

11

1

10

Выставка,

4

Композиция из мягких игрушек

Процесс изготовления тряпичной куклы. Технология изготовления куклы.

Русская  самодельная  игрушка.

Кукла – берегиня.

19

0,5

18,5

Выставка,

5

Виды ручных работ.

Вышивание крестиком.

22

0,5

21,5

        Выставка,

Всего:

83 ч

77ч

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Инструменты и материалы – 2 часа.
  • Знакомство с кабинетом учащихся.
  • Рассказать о режиме работы творческой мастерской «Самоделкин».
  • Материалы, инструменты и принадлежности, применяемые на занятиях в творческой мастерской.
  • Приемы работы с инструментом. Рабочее место.
  • Правила техники безопасности, правила дорожного движения, поведения учащихся.
  • Общее понятие о предстоящих работах. Показ и демонстрация наглядных пособий, образцов.
  • Вопросы и ответы.
  • Уход и хранение инструментов.

       2.«Бумажные фантазии» (работа с бумагой и картоном) - 29часов.

      - теоретические занятия;

       - изготовление изделий в технике,   айрис фолдинг, плетение из газетных трубочек.

      3. Изделия для дома – 11 часов. (изготовление открыток в технике Кардмейкинг , изучение и изготовление изделий в технике Декупаж) - теоретические занятия.        

  1. Композиция из мягких игрушек – 19 часа.

Беседа о народной игрушке. Изготовление выкроек, Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для работы.

        Способы соединения деталей. Правила и приемы безопасной работы с иголкой, ниткой, тканью и ножницами. Правила раскроя с учетом швов: закрепление нити на ткани. Технологии выполнения ручных операций. Процесс изготовления тряпичной куклы. Технология изготовления куклы. Русская  самодельная  игрушка. Кукла – берегиня. Кукла  «Тильда». Кукла   «перевертыш». «Пасхальный заяц».

  1. Вышивание салфетки: “владимирская гладь”, “крестик”  - 22 часов.

Техника выполнения швов “владимирская гладь”, “крестик”. Применение. Выбор орнамента, зарисовка его в альбом. Способы копирования рисунка на ткань.  Освоение техники выполнения швов “владимирская гладь”, “крестик”. Выполнение узора вышивки. Обработка краев салфетки.

Ожидаемые результаты

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

Предметные

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона др.,

отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;

  • выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные

и  доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;

  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
  •  осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах

учебника, рабочей тетради;

  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи,

эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Календарно – учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятия

Формы занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Место проведения

Формы контроля

09

15

Беседа

1

Вводное занятие. Инструменты и материалы.

тест

«Бумажные фантазии» - 29 часов.

09

21

Практика

2

«Бумажные фантазии».

изготовление изделий в технике айрис фолдинг. Шар.

09

28

Практика

2

«Бумажные фантазии».

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Шар.

выставка

09

29

Практика

1

«Бумажные фантазии».        

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Цветок.

10

5

Практика

2

«Бумажные фантазии».        

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Цветок.

10

12

Практика

2

«Бумажные фантазии».

изготовление изделий в технике айрис фолдинг. Цветок.

выставка

10

13

Практика

1

«Бумажные фантазии».        

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Ёлка.

10

19

Практика

2

«Бумажные фантазии».        

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Ёлка.

10

26

Практика

2

«Бумажные фантазии».        

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Ёлка.

10

27

Практика

1

«Бумажные фантазии».        

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Ёлка.

выставка

11

02

Практика

2

«Бумажные фантазии».        

изготовление изделий в технике айрис фолдинг . Ёлка.

11

09

беседа

2

«Бумажные фантазии».

Теоретическое занятие.

Плетение из газетных трубочек.

11

10

Практика

1

«Бумажные фантазии».

Плетение из газетных трубочек. Цветок – лилия.

11

16

Практика

2

«Бумажные фантазии».

Плетение из газетных трубочек. Цветок – лилия.

11

23

Практика

2

«Бумажные фантазии».

Плетение из газетных трубочек. Цветок – лилия.

11

24

Практика

1

«Бумажные фантазии».

Плетение из газетных трубочек. Цветок – лилия.

11

30

Практика

2

«Бумажные фантазии».

Плетение из газетных трубочек. Цветок – лилия.

12

07

Практика

2

«Бумажные фантазии».

Плетение из газетных трубочек. Цветок – лилия.

выставка

Изделия для дома- 11 часов.

12

08

Беседа

1

Изделия для дома.

Теоретическое занятие.

Изготовление открыток в технике Кардмейкинг

12

14

Практика

2

Изготовление открыток в технике Кардмейкинг. Открытка  с стиле Коллаж.

12

21

Практика

2

Изготовление открыток в технике Кардмейкинг. Открытка в стиле  Коллаж.

12

22

Практика

1

Изготовление открыток в технике Кардмейкинг. Открытка в стиле  Коллаж.

01

11

Практика

2

Изготовление открыток в технике Кардмейкинг. Открытка  в стиле Коллаж.

01

18

Практика

2

Изготовление открыток в технике Кардмейкинг. Открытка в стиле «Коллаж».

01

19

Практика

1

Изготовление открыток в технике Кардмейкинг. Открытка в стиле «Коллаж».

выставка

                                                     Композиция из мягких игрушек – 19 часа.

01

25

беседа

0,5  1,5

Беседа о народной игрушке.

Практика

Русская  самодельная  игрушка. Кукла – берегиня.

02

01

Практика

2

Русская  самодельная  игрушка. Кукла – берегиня.

02

08

Практика

2

Русская  самодельная  игрушка. Кукла – берегиня.

выставка

02

09

Практика

1

Русская  самодельная  игрушка. Кукла  «Тильда».

02

15

Практика

2

Русская  самодельная  игрушка. Кукла  «Тильда».

02

22

Практика

2

Русская  самодельная  игрушка. Кукла  «Тильда».

выставка

02

23

Практика

1

Русская  самодельная  игрушка. Кукла   «перевертыш».

03

01

Практика

2

Русская  самодельная  игрушка. Кукла   «перевертыш».

03

15

Практика

2

Русская  самодельная  игрушка. Кукла   «перевертыш».

выставка

03

22

Практика

2

Русская  самодельная  игрушка. «Пасхальный заяц».

03

23

Практика

1

Русская  самодельная  игрушка. «Пасхальный заяц».

выставка

  1. Вышивание салфетки: “владимирская гладь”, “крестик”  - 22 часов

03

29

беседа

0,5 +1,5

Техника выполнения швов “владимирская гладь”, “крестик”.

Практика

Выбор орнамента, зарисовка его в альбом. Способы копирования рисунка на ткань.

04

05

Практика

2

Освоение техники выполнения швов “владимирская гладь”, “крестик”.

04

06

Практика

1

Освоение техники выполнения швов “владимирская гладь”, “крестик”.

04

12

Практика

2

Выполнение узора вышивки.

04

19

Практика

2

Выполнение узора вышивки.

04

20

Практика

1

Выполнение узора вышивки.

04

26

Практика

2

Выполнение узора вышивки.

05

03

Практика

2

Выполнение узора вышивки.

05

10

Практика

2

Выполнение узора вышивки.

05

11

Практика

1

Выполнение узора вышивки.

05

17

Практика

2

Выполнение узора вышивки.

05

24

Практика

2

Выполнение узора вышивки.

05

25

Практика

1

Подведение итогов.

выставка

Литература:

Попова, О.С. Русские художественные промыслы. [Текст]: книга для учителя. О.С. Попова - М.: Знание, 1984. - 144с.

 Гибсон, Рэй. Поделки. Папье - маше. Бумажные цветы. [Текст]: книга для обучающихся. Рей Гибсон. - РОСМЭН, 1998. – 64 с.

 Алебастрова, А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папье – маше.  Серия «Умелые руки». [Текст]: книга для обучающихся. А.А. Алебастрова. – М.: «Академия развития», 2010. – 192 с.

Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.

Артемьева Г. «Вяжем купальники, топики, сумочки, шляпки».- Спб,2005.

Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).

Волкова Н.В. Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...