Конспект урока" Матрешка- барышня крестьянка"
план-конспект урока по технологии
Тема урока " Матрешка- барышня крестьянка» 9-й класс (адаптированная программа 6.3, 6.4)
Цели и задачи:
Расширить знания о деревянной игрушке – матрешке.
Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока " Матрешка- барышня крестьянка» 9-й класс (адаптированная программа 6.3, 6.4)
Цели и задачи:
Расширить знания о деревянной игрушке – матрешке.
Формировать умения создавать узоры, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Оборудование. Для учителя: поднос, ручник (полотенце), игрушки матрёшки, образцы рисунков матрёшек и росписей, диск с фильмом, диск с русскими народными песнями, шаблон матрёшки, гуашь, кисти, палитра, простой карандаш.
Для детей: шаблоны матрёшек, тряпочка, клей пва, клеёнка.
План урока.
Организационная часть.
Вводная часть о различных матрёшках России.
Объяснение учебной задачи.
Самостоятельная работа.
Выставка лучших работ.
Итог.
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.
- Дорогие ребята! Послушайте русскую народную мелодию.
Звучит русская народная мелодия «Ярмарочная».
Эта мелодия ярмарочных гуляний. А что же такое ярмарка?
Ярмарка- Устраиваемый регулярно, в определенное время года и в определенном месте торг, на котором бывают также различные увеселения. Привозили на ярмарку изделия собственных рук, в том числе много игрушек для детей. Показать картинку ярмарки
Мы вновь встречаемся с вами в нашем музее и продолжаем работу по изучению традиций, культуры и быта русского народа. Давайте вспомним, что вы узнали на последнем занятии о старинных русских игрушках.
Ведь игрушки были у детей с незапамятных времён. Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши.
Какие игрушки мы вам показывали, название и материалы, из которых их изготавливали.
Ответы ребят
Главное, что объединяет все русские народные детские игрушки, – простота и доступные для изготовления материалы. Эти игрушки делались из подручных материалов и в свободное от тяжелой работы время.
2. Вводная часть о различных матрёшках России.
Учитель: Обратите внимание на стол, здесь кое-что спрятано (на столе предметы старины, они накрыты русским платком). Что же может находиться под таким платком?
Конечно, старинные русские вещи. Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые во всем мире. А особенность их в том, что, и корзина, и платок, и игрушки, которые находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров.
О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка) Картинка из презентации
Правильно, там лежат матрешки.
Какая красивая матрешка. А тут еще одна.
– Что называют матрешкой?
– Из чего ее изготавливают? (Ответы детей.)
Матрешкой называют точеную разъемную игрушку. Изготовляют ее из древесины.
Об истории ее возникновения вы узнаете из видео.
Видео
Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по. сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые. символизируют детей разного возраста. - А какой праздник скоро отмечают в России? (день Матери, 25 ноября
Посмотрите, Ребята, какие они разные. Здесь и Сергиев-посадская, и Полхов- Майдановская , и Семеновская матрешки .А еще есть необычная матрешка- авторская. Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем.
Самая большая матрешка символизирует кого7
А как звали мать?
“Настоящая Матрёна!” Картинка матрешка с петухом
Это была девушка – крестьянка, в руках она держала петуха и одета она была в русский сарафан и платочек. Наряд матрешки отражал наряд людей того времени.
В разное время художники дополняли композиции костюма разными деталями: то завиток добавят, то ветку малины, а то и вовсе букет алых роз.
А теперь посмотрим, какими видами цветов украшен наряд матрешки.
Все, чтобы костюм понравился покупателю. Розы в широком смысле символизировали роскошь, красоту, чувства, а потому платок с таким рисунком был всегда очень популярным подарком.
Физминутка
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость.
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Переходим к практической части нашего урока.
В практической части мы будем работать клеем. Повторим технику безопасности при работе с клеем.
3. Объяснение практической части урока «Красавица-матрешка».
Показать образец матрешки.
Последовательность выполнения работы:
1.Положи шаблон матрёшки перед собой.
2.Выбери и приклей лицо матрешки.
3.Приклей платок.
4. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.
5. Приклей цветы на фартук матрешки.
Раздаем силуэт матрешки из цветного картона.
Раздать распечатку последовательности работ.
Самостоятельное выполнение работы обучающимися.
4.После выполнения работы предлагается поделиться своим мнением о своей работе, оценить работу других учеников и их творческих работ.
5. Выставка работ.
Очень яркие, веселые матрешки получились у нас! Давайте разместим их на выставке.
У нас получилась целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень разные и красивые, яркие и нарядные!
6.Закрепление пройденного материала.
Самая большая матрешка символизирует кого7
А как звали мать?
Перечислите предметы одежды матрешки. Во что она одета?
Какие узоры могут быть изображены на платке и фартуке матрешки?
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Русскую деревянную куклу называли матрёшкой по имени Матрёна, Матрёнушка, Матрёша – очень распространённому в народной среде. В основе этого имени латинское слово “матер” – мать. И сегодня матрёшка остаётся символом материнства.
– По видам росписи матрешки делятся на загорских или сергиев-посадских, семеновских или хохломских, полховско-майданских.
3-й ученик: Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В узоре встречаются крупные и мелкие цветы, ягоды вишни и малины. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Загорские матрешки моложавые, волосы русые, лицо улыбчивое. Узоры выполняются приёмом “тычка”.
Я из Сергиева Посада.
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан,
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
4-й ученик: Семёновская матрёшка. Она отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук. Мастера сочетают яркие до резкости цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Край платка этой матрешки украшен орнаментом из небольших бутонов. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий. Семеновская. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее облика состоит в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального лакированного дерева. Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей.
Я из тихого зелёного
Городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
Розовых, бардовых
В подарок принесла.
5-й ученик: Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль декоративной росписи: у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Главный элемент – цветок шиповника – символ любви, материнства. Волосы уложены в замысловатые колечки. Это самые яркие матрешки, с капризными, чуть строгими лицами.
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
И сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красным.
Учитель: Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой. Есть и авторские матрешки.
Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. Благодаря популярности матрешки, ее изготовляют не только в Семенове, Полховском Майдане, но и у нас в Твери.
6-й ученик: Характер Тверской матрёшки – озорной, задорный, и вся она нарядная. Первые Тверские пятиместные матрёшки были “одеты” художниками в шубки и платки, потом появились матрёшки в платочках и сарафанах – фартуках с цветочной росписью. Отличается Тверская матрёшка от всех остальных тем, что все основные контуры игрушки выполняются выжигательным аппаратом.
(Фильм о матрешках.)
Каких ещё матрёшек можно встретить вы узнаете, посмотрев фильм
– Понравился фильм? Какие матрёшки вам запомнились?
Физкультминутка.
А сейчас мы с вами выполним несколько упражнений для глаз.
– посмотрите вверх, не поднимая головы (только глазами);
– вниз;
– вправо;
– влево;
– на кончик носа – и быстро зажмуриться;
– широко открыть глаза и закрыть их, прижав к глазам ладони.
Повторить!
– посмотрите туда (верхний левый угол комнаты);
– на игрушки (на мой палец);
– затем туда (верхний правый угол комнаты).
Закройте глаза и погладьте лицо, как будто умываетесь.
Или видео физкультминутки
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость.
Ведь начнутся сейчас чудеса!
! Переходим к практической части нашего урока.
3. Объяснение практической части урока «Красавица-матрешка».
Показать образец матрешки.
Последовательность выполнения работы:
1.Положи шаблон матрёшки перед собой.
2.Выбери и приклей лицо матрешки.
3.Приклей платок.
4. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.
5. Приклей цветы на фартук матрешки.
Раздаем силуэт матрешки из цветного картона.
Раздать распечатку последовательности работ. (Даша, Никита, Руслан)
После выполнения работы предлагается поделиться своим мнением о своей работе, оценить работу других учеников и их творческих работ. Мастер-класс «Красавица-матрешка»
У нас получилась целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень разные и красивые, яркие и нарядные!
Сейчас еще раз повторим, про особенности росписи матрешек и попробуем определить принадлежность матрешки.
Учитель: Матрешка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Это любимая игрушка детей. Приятно любоваться ими, но еще приятнее создавать их самому. При этом открываются безграничные возможности для творчества и фантазии. Матрешка всегда выручит, если нет подходящего подарка и некогда его искать, это хорошее украшение в вашем доме и, наконец, сам процесс росписи доставляет массу удовольствия мастеру. А сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Звучат русские народные мелодии в записи, дети начинают расписывать матрешек. По окончании работы дети аккуратно наклеивают своих матрешек на длинный лист обоев, оформленный в виде зеленого лужка.
Учитель: Очень яркие, веселые матрешки получились у нас!
5. Выставка работ.
6.Закрепление пройденного материала.
Отгадайте, ребята. Про какую матрешку это четверостишие
1.Я из Сергиева Посада.
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан,
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой. Показать изображение и матрешку!
Молодцы!
А следующее?
2. Я из тихого зелёного
Городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
Розовых, бардовых
В подарок принесла. Показать изображение и матрешку!
И последнее четверостишие о какой матрешке?
3. А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
И сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красным. Показать изображение и матрешку!
7. Итог урока.
– Что вам сегодня больше всего запомнилось?
– Какую матрешку ты задумал?
– Кому ее можно подарить? (Другу, подруге, гостям)
Ученик:
Ох вы, гости дорогие,
У нас матрешки расписные,
Мы украшали их, старались,
Подарить вам собирались,
Но подарим немного других матрёшек.
(Дети дарят гостям подарки и поют частушки.)
Мы матрешки, мы подружки
Утром рано мы встаем.
Очень любим мы частушки,
Мы от них не устаем.
Если любите вы шутку,
То зажмурьтесь на минутку,
Сосчитайте до пяти,
Нас попробуйте найти.
Любовалися мы чудом,
Громко восхищалися.
У матрешки красотой
Сраженные осталися
Наша русская матрешка
Не стареет сотни лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет
Велика Россия наша
И затейлив в ней народ.
Создал русскую матрешку
На весь мир молва идет.
Мы частушек много знаем,
Исполнять их обещаем.
Только время подошло,
Может, свидимся еще.
Спасибо всем.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Барышня-крестьянка. Литературный сценарий по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.
Сценарий сокращен. Оптимальный возраст для постановки - 8-11 класс....
Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Разработка викторины по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"...
Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
Разработка викторины по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"...
Русская барышня. Корчагина Евгения 3 класс
Работа выполнена ученицей 3 класса...
Методическая разработка урока-практикума по технологии 4 класс по теме "Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня" ОС "Школа 2100"
Данная методическая разработка по технологии для обучающихся 4 класса по теме "Изготавливаем и одеваем куклу. Барышня" соответствует требованиям ФГОС НОО.Это урок-практикум. В технологической ка...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...