Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Ситникова Наталья Валерьевна

Разработка викторины по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ответы Викторина по повести

А.С. Пушкина  «Барышня-крестьянка»

Цель. Формирование у  учащихся внимания к   каждой детали в тексте.

1 вариант.

1. Имя, отчество Берестова. (Иван Петрович)

2. Как дома называл свою дочь Муромский? (Бетси)

3. Имя кузнеца, чьей дочерью назвалась Лиза при первой встрече с Алексеем? (Василий)

4. Каким именем назвалась Лиза при ее первой встрече с Алексеем? (Акулина)

5. Возраст  Лизы (17 лет)

6. Что служило почтовой конторой для переписки Алексея и Лизы? (дупло дуба)

7. Как рано отправилась Лиза в лес, ища первой встречи с Алексеем? (в шестом часу)

  1. Кто в повести «был в самом деле молодец»? (Алексей)

8. Это подарила Лизе мисс Жаксон  в знак примирения. (пудра)

10. Кто в повести назван настоящим русским барином? (Муромский)

11. Название деревни Берестовых (Тугилово)

  1.  Цвет платья, в котором Алексей застал Лизу, внезапно явившись в дом Муромских и намереваясь дать отказ жениться? (белое)

Ответы Викторина по повести

А.С. Пушкина  «Барышня-крестьянка»

Цель. Формирование у  учащихся внимания к   каждой детали в тексте.

2 вариант.

1. Имя, отчество Муромского (Григорий Иванович)

2. Как звали служанку Лизы? (Настя)

3. Имя пастуха, изготовившего для Лизы лапти? (Трофим)

4. Кличка собаки Алексея (Сбогар)

5. Возраст мисс Жаксон (40 лет)

6. Во сколько отец с сыном Берестовы приехали в гости к Муромским? (в два часа ровно)

7. Сколько дней на раздумье дал Берестов-старший сыну, намереваясь женить его на дочери Муромского? (три)

8. Предмет с изображением мертвой головы, принадлежащий Алексею Берестову (кольцо)

9. Какой герой представился камердинером молодого барина? (Алексей)

10. Название деревни Муромских (Прилучино)

11. Что служило почтовой конторой для переписки Алексея и Лизы? (дупло дуба)

12.  В какую игру играла Настя на дне рождения поваровой жены? (горелки)

Викторина по повести

А.С. Пушкина  «Барышня-крестьянка»

Цель. Формирование у  учащихся внимания к   каждой детали в тексте.

1 вариант.

1. Имя, отчество Берестова. _______________________

________________________

2. Как дома называл свою дочь Муромский? _________

3. Имя кузнеца, чьей дочерью назвалась Лиза при первой встрече с Алексеем? ____________________

4. Каким именем назвалась Лиза при ее первой встрече с Алексеем? _____________________

5. Возраст  Лизы ______________

6. Что служило почтовой конторой для переписки Алексея и Лизы? ________________________

7. Как рано отправилась Лиза в лес, ища первой встречи с Алексеем? __________________________

  1. Кто в повести «был в самом деле молодец»? ________

________________________

8. Это подарила Лизе мисс Жаксон  в знак примирения. _________________________

10. Кто в повести назван настоящим русским барином? ________________________

11. Название деревни Берестовых __________________

12. Цвет платья, в котором Алексей застал Лизу, внезапно явившись в дом Муромских и намереваясь дать отказ жениться? __________________

Викторина по повести

А.С. Пушкина  «Барышня-крестьянка»

Цель. Формирование у  учащихся внимания к   каждой детали в тексте.

2 вариант.

1. Имя, отчество Муромского ______________________

______________________

2. Как звали служанку Лизы? _________________

3. Имя пастуха, изготовившего для Лизы лапти? _____

_______________

4. Кличка собаки Алексея _________________

5. Возраст мисс Жаксон ____________________

6. Во сколько отец с сыном Берестовы приехали в гости к Муромским? _________________________

7. Сколько дней на раздумье дал Берестов-старший сыну, намереваясь женить его на дочери Муромского? _________________

8. Предмет с изображением мертвой головы, принадлежащий Алексею Берестову ________________

9. Какой герой представился камердинером молодого барина? _________________________

10. Название деревни Муромских __________________

11. Что служило почтовой конторой для переписки Алексея и Лизы? ___________________________

12.  В какую игру играла Настя на дне рождения поваровой жены? _______________________________



Предварительный просмотр:

 «Приемы, способствующие лучшему развитию навыков беглого чтения у младших школьников с ОВЗ»

1. Развитие речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи, которое, в свою очередь, невозможно без достаточного развития тонких, координированных движений речевого аппарата. Такие упражнения особенно рекомендовано выполнять детям с нарушениями звукопроизношения.

1.   Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных. АОУЫЭ, ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭЕЫИ... АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ... 3-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ... Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С...

Ба-бя бо-бе бу-бю бэ-бе бы-би
За-зя зо-зё зу-зю зэ-зе зы-зи
Тра-тро-тру-три;        бра-бро-бру-бри

  1. Чтение чистоговорок.
    Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
    Жу-жу-жу - молока дадим ежу.
    Ло-ло-ло - на улице тепло.
    Му-му-му - молока кому?
    Ко-ко-ко — пейте, дети, молоко.
  2. Чтение и четкое проговаривание скороговорок.
  1. Утром, присев на пригорке,
    Учат сороки скороговорки.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Шел Егор через двор с топором чинить забор.
  4. Проворонила ворона вороненка.

Здесь необходимо отметить, что, если ребенок не выговаривает определенный звук или произносит его неправильно, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенные этим звуком. Если у ребенка имеются значительные нарушения звукопроизношения (например, ребенок не выговаривает несколько звуков) или другие нарушения речи, обязательны занятия с логопедом.

4.        Чтение скороговорок в темпе.

Скороговорки читаются четко в высоком темпе.

2. Работа над развитием зрительной памяти. В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения.

  1. Прием сравнения парных картинок, отличающихся по нескольким признакам: детям дается установка - посмотреть и запомнить первую картинку. Затем предъявляется вторая картинка.
    Задача учащихся - определить, что изменилось.
  1. Игра «Что пропало?».

На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети должны назвать, что пропало.

Второй вариант: картинки не убираются, но изменяется их последовательность. Задача детей - восстановить измененную последовательность предметов.

Далее вариант усложняется: вместо игрушек и картинок выкладываются карточки (или кубики) со знакомыми буквами. Работа продолжается по той же схеме.

  1. Приём «фотографирования» картинок заключается в показе детям предметных картинок. Дается несколько секунд для запоминания, после чего картинки убираются, а учащиеся должны перечислить те предметы, которые запомнили.
  2. Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв.

В ЛО Н

Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.

В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды.

Затем переходим к запоминанию слогов.

Мо-ро-ли-со; ту-не-му-ду...

Здесь на запоминание одной буквы даем 1 секунду. Итого на 8 букв - 8 секунд.

5.        Прием фотографирования слов.
Лев, мак, слон, тигр.

На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.

Также мы рекомендуем использовать упражнения, вырабатывающие внимание к слову.

  1. Чтение слов на карточке за короткое время.

Детям предлагается карточка с написанным словом и дается одна секунда на то, чтобы успеть «узнать» слово. Слова желательно брать простые (вода, вата, море, лето, корова, собака, молоко), затем короткие слова со стечением согласных (кран, утро, тигр), а далее - более сложные слова (лодка, цветок, пирамида, бабочка, чистота, девушка, портфель). Предъявляем слово и быстро убираем. Если не получилось, можно предъявить его еще раз на то же время.

2.        Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. Дело в том, что неопытные чтецы часто «теряют» окончания при чтении. Этот прием необходим для выработки внимательности к читаемым словам.

Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.

Родина, родной, родимый, родитель, родить.

Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить.

При чтении этих слов используется прием многочтения. Первый раз слова читаются плавно, хором, вместе со взрослым. Второй раз ребенок тренируется прочитывать слова вполголоса медленно и в нормальном темпе. В третий раз дети читают вслух.

При этом с ребенком необходимо выяснить значения слов.

3.        Чтение слов, записанных пирамидкой.

Например:

бури        снег

ветры        весна

ураганы        ручьи

разыграйся        побежали

заморозить        зазеленела

По такому принципу вы можете сами составить пирамиды для тренировки, каждый раз используя новую.

Ребенку необходимо читать пирамидки слов в разных темпах: медленно, в нормальном темпе, быстро. Также можно предлагать прочитать пирамидки за определенное время. Задача – правильно прочитать слова и вспомнить запомнившиеся.

В начале работы учащиеся могут допускать ошибки в чтении слов. При каждодневных тренировках к концу обучения дети читают слова практически безошибочно.

3. Развитие смысловой догадки.

Смысловая догадка - это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет процесс чтения. Для развития антиципации мы использовали следующие увлекательные и любимые детьми упражнения.

1.        Чтение слов с пропущенными буквами.
К. Ш. А С. Б. КА

К. О. О. ИЛ К. Р. ВА С. Л. В. И С. ОН Б. Г. М. Т В. Р. НА

Ребенку даются слова из определенной лексической темы. Разгадав их, дети должны сказать, как это все называется одним словом. В некоторых случаях тема задается сразу: это мебель, посуда, птицы и т.д.

2.        Чтение слов с перепутанными буквами.

В начале работы слова с перепутанными буквами разгадывались с опорой на цифры:

ФИТЛУ        ПИГАСО        ПАКТИ

35142        3652 14        32415

Далее мы усложняли задание, не давая опоры на цифры.

Здесь лексическая тема задавалась заранее.

Деревья: НЁКЛ, БУД, ЗЁРЕБА

3.        Чтение рассказов с пропущенными буквами в окончаниях.
Гроза.

Гроза надвига.... Огромная лиловая ту... медленно выплыва... из-за ле....

Сильный ветер загуд... в выши.... Дере... забушева        Крупные кап... дож... резко застуча...

по листь..., но вот солн... опять засия.... Как всё засверка... вокруг. Как пахнет земляни... игри... Чтение текстов с пропущенными словами.

Над городом повисли снеговые .... Вечером началась        Снег повалил большими .... Холодный ветер выл, как дикий.... На конце пустынной и глухой ... вдруг показалась девочка. Она была худа и бедно.... Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ... ей идти.

Зрительные диктанты.

Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый результат. При проведении детям дается установка, что нужно запомнить не только фразу дословно, но и как правильно пишутся слова. Ребенку дается предложение и при этом определенное время на запоминание. Затем предложение закрывается, и дети называют это предложение или записывают его в тетрадь. Примеры используемых зрительных диктантов: Тает снег. Небо хмурое. Трещат морозы. Наступила осень. В лесу много берез. Ярко светит солнце. Пролетело жаркое лето. Солнышко светит и греет. В итоге работы дети допускают меньше ошибок, у них появляется интерес к выполнению задания, улучшается внимание. Важнейшую роль в успешном овладении навыком чтения играет мотивация, то есть наличие интереса, желания и стремления читать. Наличие мотивации к какому-либо виду деятельности - залог успешного осуществления этой деятельности. Далее мы приводим приемы, стимулирующие интерес к чтению.

4.        Прием щадящего чтения.

Он заключается в том, что ребенок прочитывает несколько строчек, после чего ему дается отдых. Для этого мы используем иллюстрированные энциклопедии, познавательные детские книги с картинками и краткими пояснениями к ним. Полученная информация обсуждается. Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы по тексту.

6.        Ежедневный самозамер скорости чтения. Данный прием в значительной степени усиливает мотивацию ребенка к чтению и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата.
Суть заключается в том, что ребенок ведет таблицу достигнутых результатов. После разнообразных тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Засекается одна минута, по истечении которой ребенок отмечает то место, на котором остановился, подсчитывает количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу. В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребенка. Обучение должно приносить удовольствие,
 что во многом будет зависеть от вашего творчества и терпения, уважаемые взрослые. И помните, что это последовательная работа, поэтому не стоит требовать от ребенка слишком многого. Однако только регулярные занимательные занятия помогут достичь желаемого результата. Таким образом, обучая сына или дочку через игру и используя данную систему работы по развитию навыка беглого чтения, вы поможете своему малышу быстро и увлекательно научиться читать, а также привьете ему интерес к этому замечательному занятию

Упражнения на совершенствование навыков чтения:

·        упражнения, направленные на развитие чёткого произношения;

·        упражнения, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

·        упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

·        упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;

·        упражнения на антиципацию отдельных слов;

·        упражнения на преодоление регрессий;

·        упражнения на развитие угла зрения. 

Для этого предлагаются упражнения следующего вида:

а) разминка (артикуляционная гимнастика)

·        вдох носом, выдох через рот;

·        вдох, задержка дыхания, выдох;

·        вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития чёткости произношения:

·        самолёты взлетают у-у-у

·        машины едут ж-ж-ж

·        лошадки поскакали цок-цок-цок

·        ползёт змея ш-ш-ш

·        муха бьётся в стекло з-з-з

в) чтение чистоговорок шёпотом и медленно:

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умеренно:

арка – арта – арла – арса –арца –арда –арча –аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь –червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок.

С целью привлечь внимание к слову и его частям, предлагается чтение слов с одинаковым корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился ; сельское хозяйство  –хозяйственный – сельскохозяйственный.

Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЗЖЦС

КМВСР/ПЛБШГРДБЛСТ
        ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

Чтение наложенных друг на друга слов:

р

с

п

М   а   ш  и  н  а

В  е  с  е   н   н   и   й

а

б

е

К    о    р    к   а

о

ж

т

т

н

а

а

ы

 

 

й

 

Для расширения угла зрения рекомендуются упражнения с числовыми таблицами Шульте и Лезера. Этими упражнениями вырабатываются навыки использования периферического поля зрения, а также концентрируется внимание школьника, формируется опережающий логический поиск, системность восприятия.

21

5

20

2

8

13

23

9

14

12

24

10

1

19

17

16

7

18

25

6

3

15

4

11

22

 

Для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов предлагается упражнение «Угадай». Дети должны прочитать предложение, добавляя отсутствующие окончания.

Мы с папой сегод… (-ня) пош…(-ли) в ки…(-но).

Далее предлагается детям дополнить предложение недостающим словом.

Он сам во всём                                              виновен.

Дверь была                                                    закрыта.

Над рекой стелется                                       туман.

Я уже прочитал эту                                         книгу.

Фильм не очень                                               интересный.

 

Можно предложить антиципацию частей поговорок.

Сделал дело …

Тише едешь …

Дал слово …

Лучше поздно …

Семь раз отмерь …

Мал золотник …

 

Для упражнений в антиципации можно предложить связный текст, в котором пропущены слова.

Перед восходом солнца в лесу над деревьями дует … . В прохладной … отражаются звезды и тонкий месяц. Под пение … поднимается над землёй … . Над рекой расходится лёгкий … .

По И. Соколову-Микитову

Слабо читающему ученику помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по повести Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик»

Литературная викторина. Внеклассное чтение 4 класс. УМК - любой....

Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Разработка викторины по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"...

Викторина по повести Э. Успенского "Дядя Фёдор,пёс и кот"

Викторина предназначена для учащихся начальной школы. Включает вопросы по повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот", а так же правильные ответы. Может использоваться на уроке чтения, а так же во в...

викторина по повести Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья"

Викторина выполнена при помощи приема "Анимированная сорбонка". Содержит 10 слайдов с вопросами по тексту повести....

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»

Литературная викторина по повести – сказке « Крокодил Гена и его друзья»...

литературная викторина по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком" 3 класс

в работе представлены конспект и презентация литературной викторины по повести В. Медведева "Баранкин, будь человеком"...

Викторина по повести - сказке Л. Лагина "Старик Хоттабыч"

Викторина  по повести - сказке Л. Лагина "Старик Хоттабыч" (презентация). Материал можно использовать на уроках внеклассного чтения....