Оргмомент
Актуализация необходимых знаний
Определение темы урока учащимися
| - Прочитайте народную мудрость «Человек живет век, а его дела - два». - Как Вы понимаете эту пословицу? - Человек никогда не стал бы разумным, если бы не наблюдал, не учился, не размышлял, не познавал законы природы, Человечество бы не развивалось, если бы опыт, знания не передавал потомкам.
Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. Воздух.
Может ли человек обходиться без воздуха? -Как человек использует воздух? В том числе летательные аппараты. Какие аппараты использует человек, чтобы летать?
С давних пор, наблюдая за полетами птиц, люди мечтали подняться в небо, передвигаться по воздуху. Они даже придумали волшебные предметы, которые умели летать. Какие это предметы? (ступа, ковер-самолет…) Знаете ли Вы, кто это? (Икар) – Это мифический герой, который первый поднялся в небо. Легенда гласит, что он прикрепил крылья к телу воском и взлетел. От радости он взлетал все выше и выше. Однако, когда он приблизился к солнцу, воск расплавился, Икар упал и погиб. Этого мифического персонажа сравнивают с символом человеческого стремления к знаниям.
-Какие аппараты использует человек в современности , чтобы летать? Воздушный шар, дирижабль, аэростат, аэроплан. Люди изобретали летательные аппараты, которые становились все сложнее, надежнее и удобнее.
- Какое же изделие мы сегодня соберём. ( Изделие «Самолет»)
| • Предлагает объяснить пословицу: «Человек живет век, а его дела – два»
• Организует обсуждение того, ка человек использует воздух (идет демонстрация презентации) • Выясняет, что знают дети о самолетах, обобщает знания. | • Высказывают свое мнение , аргументируют ответ.
• Рассказывают, что знают о том, как человек использует воздух, о видах самолетов, воспроизводят знания, полученные в 3 классе. • Сообщают известные им сведения о самолетах. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: Структурирование знания Коммуникативные: Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Личностные: Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Личностные: воспитания у школьников сознательного отношения к труду, любви и уважения к людям труда, предоставляется возможность расширить знания о мире профессий Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в разных источниках Предметные: расширить знания о профессиях |
| Давайте попутешествуем во времени. - Всегда ли самолет выглядел таким, как мы привыкли видеть его? Дилия рассказывает о первых самолётах. Итак,
Кто в России построил летательный аппарат, который имел все основные детали конструкции современного самолета? Почему он не полетел? Предположения детей. Как зовут первых конструкторов самолёта , который полетел?
| • Организует просмотр фрагмента «Ракетостроение. Самолет»
| • просматривают и обсуждают фрагмент презентации.
. |
|
Организация познавательной деятельности
Работа с толковым словарем
| - А где собирают самолеты? ( На авиационных заводах)
- А в каких городах строят самолёты?
Под Москвой, В Воронеже, В Нижнем Новгороде, Новосибирске, в Иркутске, в Казани – Казанский авиационный завод имени С.П.Горбунова
Завод производит и обслуживает ракетоносец Ту-160, бомбардировщик Ту-22М3, а также различные модификации пассажирского самолёта Ту-214.
Казанский завод - филиал завода имени Туполева. В Москве . Там производят авиационное и аэродромно е оборудование.
Чьи имена носят эти заводы? сСветский авиаконструктор туполев.
Туполев - создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3, с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе, после войны реактивный бомбардировщик Ту-16 и первый отечественный реактивный гражданский самолёт - Ту-104.
Ещё каких известных авиа - конструкторов знаете? Яковлев, Илюшин и др. - Люди каких профессий работают на аиационных заводах?
(конструкторы, инженеры, рабочие специальности : токари, сборщики, испытатели)
- Люди каких профессий совершают полеты на самолетах? (Летчики) - Найдите в словарях толкование слова «летчик» ( находят и зачитывают значение этого слова) Летчик- специалист, управляющий самолетом, вертолетом. ПИЛОТ | • Озвучивает тему и учебную задачу урока • показывает образец, организует анализ модели самолета. Просит вспомнить, что такое модель. • Предлагает самостоятельно познакомиться с планом работы в учебнике на стр. 117 -118. • Организует оценку работ по 5-балльной шкале согласно критериям: точность выполнения, | • Воспринимают задание • Раскрывают значение слова «модель» , анализируют образец изделия, сравнивают его с конструкцией реального объекта. Определяют и называют основные детали самолета, материалы и инструменты для его изготовления. • Самостоятельно составляют технологическую карту, определяют детали и их количество на каждом этапе сборки. Производят поиск информации для ответа на вопросы. Пользуются «Словариком юного технолога», чтобы раскрыть понятие «Картограф», «Многоступенчатые баллистические ракеты»
| Личностные: отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь; принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним Регулятивные: совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное Познавательные: открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов презентации ,выполнения пробных поисковых упражнений Предметные: Знать: простейшие способы достижения прочности конструкций; технику изготовления предложенных образцов изделий
|
Анализ образца. Планирование работы .
Практическая работа
| Какие виды самолетов вы знаете? ответы детей Пожарные, пассажирские, МЧС, грузовые идр. Зиля рассказывает.
С помощью чего летает самолёт? Крылья, двигатель) Работа в группах.
Из каких основных элементов состоит самолет? (Дети называют известные им конструкции самолета) - для чего самолету нужны эти элементы?
Крыло | – обеспечивает устойчивость самолёта.
| Стабилизатор | -часть самолёта, служащая для передвижения самолёта по аэродрому при взлёте и посадке,для смягчения ударов при посадке | Киль | – поверхность для создания подъёмной силы.
| фюзеляж. | Корпус летательного аппарата | Шасси | часть хвостового оперенияю. | Пропеллер | Винт- часть небольших самолётов для большей скорости |
Заполняют технологическую карту.
Работа в группах.
Изделие | Самолёт | Материалы | Детали металлического конструктора | Инструменты | Отвёртка, гаечный ключ | Приёмы, способы выполнения | Соединение деталей, завинчиваие, отвинчивание | Подвижные соединения | Шасси, винт | Прядок сборки | Фюзеляж киль крыло стабилизатор винт шасси
|
Определим, какие детали конструктора нам понадобятся. Работа в группах . Детали самолёта | Детали конструктора | Корпус –фюзеляж |
| Крыло |
| Стабилизатор |
| Киль |
| Шасси |
| Винт |
|
Как можно изменить изделие?
Вместо колесных шасси могут устанавливать -поплавки, лыжи, гусеницы. (для посадки на снег, на воду, на труднопроходимую местность) -Снизу фюзеляжа сделать второе крыло, - Спереди винт убрать, сделать на крыльях.(двухвинтовый самолёт)
Дать название, ЗАК, МАК, НАЗ Для чего предназначен . Что учтем при оценивании?
|
|
| Познавательные: с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в прзентации, Коммуникативные: • учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно¬вать, • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совмест¬ном решении проблемы (задачи); уважительно относиться к позиции других, пытаться договари¬ваться Предметные: Уметь: • конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническимусловиям; • изменять конструкцию изделия по заданным условиям; • выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции Регулятивные: осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций, вносить необходимые конструктивные доработки; |
Рефлексия. Подведение итогов
Д.З. | Выставка работ. Защита работ. Самооценка.
Правильное соединение деталей ( в том числе подвижные узлы) Изменения в конструкции Защита работы Оригинальность названия Итоговая отметка |
Дополнительные творческие задания: сконструировать модель самолета-будущего. | • Спрашивает, что нового узнали, чему научились, как можно использовать полученные знания. • Организует уборку рабочих мест | • Отвечают на вопросы, рассказывают, где можно применить полученные знания и умения. • Убирают рабочее место• Презентуют свою работу. Фотографируют для папки «Мои достижения»
| Регулятивные: осуществлять итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; оценивать выполненную работу по предложенным учителем критериям
Л.: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.
|