Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная бумага"
рабочая программа по технологии (4 класс)

Рабочая программа, ктп для 4 класса 2 часа в неделю (68 ч.) Программа включает в себя 4 раздела по работе с бумагой. Оригами, квилинг, аппликация, айрис-фолдинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.о. ДОЛГОПРУДНЫЙ

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования

г.о. Долгопрудный средняя общеобразовательная школа №16

(АОУ школа №16)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей начальной школы

От     28 августа  2020г. №1 руководитель ШМО НШ

_________________

Цыбульникова Т.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР ________________

       Цыбульникова Т.В

«31»  августа 2020г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_________________

Маликова М.Г.

«31» августа 2020г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для обучающихся 4 Д класса

Форма организации: кружок

Направление: художественное

Название: «Мир -  в котором я живу»

Программа составлена: Шевченко А.А., учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Мир в котором я живу» внеурочная деятельность составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образовании АОУ школы №16.

Программа «Волшебная бумага» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе курса «Путешествие в страну оригами» Г.Э. Эм, программы Н.М. Конышевой «Художественно-конструкторская деятельность» и Т. Геронимус «Секреты мастеров». В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного,  познавательного,   коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого  учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности: научить понимать язык искусства через выполнение творческих работ в разных художественных техниках, используя доступные материалы. . Лист бумаги – самый доступный материал. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим.

Увлекательные занятия позволяют ребёнку открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.

Содержание программы характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, гофрирование.

Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Срок реализации программы : 1 год, 68 часа из расчёта 2 час в неделю.

Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

- Дать знания о возможностях бумаги, особенностях композиции;

- Познакомить со способами и технологическими процессами работы с бумагой, этапами проектирования и создания изделий;

- Способствовать развитию образного мышления, художественно-конструкторских способностей, художественного вкуса, творческой индивидуальности;

- Воспитывать аккуратность, целеустремлённость, коммуникативные качества.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий:

коммуникативная – беседы, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;

продуктивная – мастерские по изготовление продуктов детского творчества, творческие проекты;

игровая – игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры (сюжетные, сюжетно-ролевые),

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (рассказ, беседа) и практическое выполнение задания.

Основная часть урока отводится практическим занятиям, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление различных поделок из бумаги и природного материала, оформление выставок, анализ своей работы.

Данная программа основывается на следующих принципах:

- культуросообразности

- природосообразности

- коллективности

- диалогичности

- патриотической направленности

- проектности

- диалога культур

В программу включены следующие разделы:

  1. Оригами;
  2. Квиллинг;
  3. Аппликация;
  4. Айрис-фолдинг.

Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для её консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлоз.

Модульное оригами - Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д.

Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Айрис-фолдинг ( Iris Folding ) - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники. Зародилась она в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д.

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:

Учебные столы и стулья

​ Выставочные стенды

​ Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия

Схемы складывания изделий

Схемы для занятий айрис-фолдингом

Пластилин

Журналы и книги по оригами

Белая бумага

Цветная бумага тонкая

Цветная бумага плотная

Двухсторонняя цветная бумага

Цветной картон

Линейки

Треугольники

Простые карандаши

Цветные карандаши

Фломастеры

Трафареты с кругами

Формы и виды контроля:

Проведение выставок работ учащихся:

  • в классе, в школе.

Выставки:

однодневные – проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;

постоянные – проводятся в помещении, где работают дети;

тематические – по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Предусматривается организация творческих отчётов коллектива.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов

исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

пользоваться средствами выразительности языка  бумагопластики, художественного конструирования;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами бумагопластики;

осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в таких техниках как: айрис-фолдинг, оригами, аппликация.

развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

 развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным изделиям.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение и позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Предметные действия

Выпускник научится:

уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

понимать образную сущность искусства;

выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

создавать     элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

создавать средствами техники айрис-фолдинг выразительные образы природы, человека, животного.

Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать предметы по заданному свойству;

устанавливать общие признаки;

находить закономерность в расположении предметов;

определять последовательность действий.

Литература

Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.

Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.

Долженко Е.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.

Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.

Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.

Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.

Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с.

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Сроки прохождения программы

По плану

Фактически

Раздел «Оригами» (15 ч.)

1

Вводное занятие. Искусство оригами. Инструменты и материалы. Беседа по охране труда.

1

2,3

«Бабочка». (Базовая форма «Двойной треугольник».

2

4,5

«Рыбка».  (Базовая форма «Двойной треугольник».

2

6,7

Сказочные персонажи. Мордочки животных. «Лиса», «Мышка», «Заяц», «Лягушка».

2

8,9

«Сюрикен».

2

10,11

«Лодочка».

2

12,13

«Журавлик».

2

14,15

«Букет тюльпанов».

2

Раздел «Айрис-фолдинг » (17 ч.)

9.

Вводное  занятие. Искусство  Айрис-фолдинг. Инструменты и материалы. Беседа по охране труда.

1

10.

«Чайник».

2

11.

«Кошка».

2

12.

«Елочка»

2

13.

«Сердечко».

2

14.

«Ваза».

2

15.

«Бабочка».

2

16.

«Парусник».

2

17.

«Квадрат».

2

Раздел «Аппликация » (15 ч.)

18.

Вводное  занятие. Искусство  Аппликация. Инструменты и материалы. Беседа по охране труда.

1

19.

«Божья коровка». (Накладная).

2

20.

«Кактус». (Объёмная аппликация).

2

21.

«Попугай». (Обрывание)

2

22.

«Сирень». (Торцевание)

2

23.

«Гусеничка». (Модульная)

2

24.

«Золотая рыбка». (Прорезная)

2

25.

«Танцующий шут». (Транспарантное вырезание)

2

Раздел «Квиллинг » (17 ч.)

26.

Вводное  занятие. Искусство Квиллинг. Инструменты и материалы. Беседа по охране труда.

1

27.

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

28.

«Пчёлка».

2

29.

«Воздушный шар».

2

30.

«Птичка».

31

«Звезда».

2

32.

«Солнышко».

2

33.

Изготовление простых, несложных цветов.

2

34.

Выставка творческих работ учащихся

2

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"

Данная рабочая программа составлена в соответствии с новым ФГОС. Расчитана для внеклассной деятельности с  учащимися 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-3 классов, обучающихся по УМК "Школа России"...

Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ

1.           Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...

Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"

Программа внеурочной деятельности«Волшебный мир бумаги»для 3 класса...