Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности
«Волшебный мир бумаги»
для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_volsh.mir_bum_3_kl.plyuhina_a.v.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе типовых программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе Б.М.Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Т.Н.Проснякова, Н.А. Цирулик «Технология – творческая мастерская», концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об Образовании».
Программа курса внеурочной деятельности «Бумажное творчество» имеетобщекультурную направленность.
Актуальность. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, сувениры, подарки, украшения для интерьера и т.д.).
Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно- исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Цель программы – формирование практических умений работы с бумагой, развитие у ребенка индивидуальных творческих способностей в процессе освоения различных техник работы с бумагой.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Образовательные:
- Формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- Осваивать навыки организации и планирования работы;
- Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- Научить создавать собственные поделки.
- Научить пользоваться инструментами и приспособлениями, используемыми в работе.
- Научить организации рабочего места и технике безопасности на нем.
Развивающие:
- Развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз – рука»
- Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.
- Развивать творческую и трудовую активность, стремление к самостоятельной деятельности.
Воспитывающие
- Воспитывать потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;
- Воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и др.);
- Формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные задания.
Содержание курса
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций.
Программа "Бумажное творчество" вводит ребенка в удивительный мир фантазий, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Данная программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, бумагопластика, аппликация, квиллинг, торцевание).
Описание места занятий в плане внеурочной деятельности
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Количество часов – 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ученик начальной школы довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.
Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами, квиллинг, торцевание, аппликация, бумагопластика – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе «Бумажное творчество», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Формы и методы проведения занятий
Данный курс построен на основе деятельного метода, который позволяет включить обучающихся в практическую деятельность.
Форма занятий: занятия проходят в групповой форме с индивидуальным подходом, традиционные, викторины, выставки.
Методы проведения занятий:
- Словесный (объяснение, беседы);
- Объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией);
- Практический;
- Метод контроля;
- Репродуктивный (воспроизводящий);
- Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения)
Формы подведения итогов: результативность деятельности отслеживается по поделкам, анализу, обсуждению работ, выполненным на занятиях, выставкам, диагностике, по представлению альбомов готовых поделок, книжек-раскладушек с фотографиями работ, участию в конкурсах детского творчества.
- Цикл «Введение».1 час.
Теория. Знакомство с историей появления бумаги (презентации). Изучение свойств бумаги. Рабочее место и его организация. Инструменты, принадлежности, материалы и оборудование, необходимые для работы. Внутренний распорядок, общие правила безопасного труда.
- Цикл « Аппликация» 3 часа.
Знакомство с основами знаний в области композиции, цветоведения. Знакомство и овладение способами разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей .Плоская аппликация, объемная аппликация, аппликация из геометрических фигур. Техника безопасности при работе.
- Цикл «Бумагопластика» 4 часа.
Выполнение простейших фигур, объёмные и полуплоскостные композиции по образцу, с внесением изменений по замыслу детей; рациональному использованию материала. Знакомство и овладение простейшими способами работы в технике бумагопластика (витая спираль, петли, гофрировка). Работа по шаблону, способы скрепления деталей. Техника безопасности при работе.
4. Цикл: «Торцевание» 8 часов.
Знакомство с основными приёмами работы в технике «торцевания», работы с гофрированной бумагой, изготовление панно в технике «торцевания». Инструменты. Техника безопасности при работе.
5. Цикл: «Квиллинг ». 10 часов.
Знакомство с . материалами, инструментами и приёмами работы в технике квиллинг. Овладение основными приёмами работы в технике «бумагокручения», составление пространственных и сюжетных композиций. Композиция в технике квиллинг; сборка, оформление изделия декоративными деталями.
6. Цикл: «Модульное оригами». 8 часов.
Знакомство с историей развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Техника безопасности при работе. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник». Выполнение плоских и объемных фигур.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия | Регулятивные универсальные учебные действия | Познавательные универсальные учебные действия | Коммуникативные универсальные учебные действия |
У обучающегося будут сформированы: - широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения; - адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни; - выраженной познавательной мотивации; - устойчивого интереса к новым способам познания; - адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности. | Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - учитывать выделенные в пособиях этапы работы; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку учителя; - различать способ и результат действия; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. | Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно- творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; - использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; - высказываться в устной и письменной форме; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); - подводить под понятие; - устанавливать аналогии; - делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. | Обучающийся научится: - понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Календарно – тематическое планирование
№п\п | Наименование разделов\тем | Количество часов |
«Введение» 1 час | ||
1 | Инструктаж по технике безопасности «Каждому опасному предмету своё место» | 1 |
« Аппликация» 3 часа | ||
2 | Аппликация «Львенок». | 1 |
3 | Объемная аппликация « Солнышко». | 1 |
4 | Аппликация из мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту | 1 |
«Бумагопластика» 4 часа | ||
5 | Бумагопластика простых фигур (витая спираль). «Дерево | 1 |
6 | Бумагопластика простых фигур (петли). Цветок «Ромашка». | 1 |
7 | Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание. | 1 |
8 | Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки. | 1 |
«Торцевание» 8 часов | ||
9 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой « торцевание» | 1 |
10 | Композиция «Колобок». | 2 |
11 | Композиция «Зимняя» | 2 |
12 | Композиция «Елочка» | 2 |
13 | Презентация лучших работ в технике торцевания | 1 |
«Квиллинг » 10 часов | ||
14 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой «квиллинг» (бумагокручение). | 1 |
15 | Композиция «Снежинки». | 2 |
16 | Композиция «Жар- птица». | 2 |
17 | Композиция « Цветочное ассорти». Коллективная работа. | 2 |
18 | Композиция « Золотая рыбка». | 2 |
19 | Презентация лучших работ в технике квиллинг. | 1 |
«Модульное оригами» 8 часов | ||
20 | Инструменты и материалы. Знакомство с техникой « модульное оригами». | 1 |
21 | Композиция «Рыбка» | 2 |
22 | Композиция «Ваза». | 2 |
23 | Композиция «Лебедь». | 2 |
24 | Презентация лучших работ в технике модульное оригами. | 1 |
Всего: 34 часа |
Список используемой литературы
- Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
- Пищикова Н.Г. работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 48с.
- Проснякова Т.Н. забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010. – 104с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Интернет - ресурсы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской Федерации Медведева Сергея Юрьевича»
Программа
внеурочной деятельности
«Волшебный мир бумаги»
для 3 класса
Срок реализации – 1 год
Составитель: учитель начальных классов,
Плюхина Анна Васильевна,
первая квалификационная категория
Бийск 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"
Данная рабочая программа составлена в соответствии с новым ФГОС. Расчитана для внеклассной деятельности с учащимися 1 класса....
Рабочая программа кружка "Волшебный мир бумаги" (2год обучения)
Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество» и дополнительной образовательной программы кружка «Волшебный мир бумаги». Пр...
Рисуем бумагой на бумаге в технике Айрис - фолдинг
Методическая разработка занятия по технологии для учащихся начальной школы. Позволяет учителю разнообразить форму учебной работы и познакомить детей с новой техникой работы с бумагой Айрис - фолдинг, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Работа с цветной бумагой»
Данная программа разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.Содержание программы представлен...
Работа с бумагой. Прямое плетение из полос бумаги.
Данный урок осуществлен на 4-м этапе проекта «Украшение класса к празднику». Урок способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать воп...
Киригами — вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги.
Художественное ажурное вырезание в наше время почти забыто. Но в последние годы начало постепенно возрождаться. Сейчас в основном вырезанные мотивы используются для украшения своего жилища к Новому го...
Работа с бумагой. Конструирование. Изделие: проект «Деревенский двор». Строительство. Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделие: композиция «Изба» или «Крепость».
Технология 2 класс. Уроки разработаны по УМК " Школа России" ,ФГОС....