Методы обучения
методическая разработка по технологии
Основные методы обучения, применяемые на уроках столярнрго дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_kontrolya_i_samokontrolya.docx | 171.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Методы контроля и самоконтроля - это способы, при помощи которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя (Ю. К. Бабанский,
К. П. Королев, П.И. Щукина и др.).
В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить достаточно полное и оперативное получение обратной информации о процессе обучения в целом и отдельных его этапах как необходимого условия своевременного корректирования учебной деятельности школьников; помощь учащимся в формировании общих познавательных и практических умений, самооценки и самоконтроля своей деятельности; формирование оценочного отношения к изучаемым знаниям путем раскрытия их ценностей.
В педагогической теории и практике выделяется шесть групп методов контроля учебно-познавательной деятельности школьников: методы устного, письменного, графического, практического, машинного и тестового контроля.
1. Методы устного контроля: рассказ учащегося, чтение им книг, чертежа, карты, технической или технологической документации, сообщения о проделанных опытах, наблюдениях на географической площадке.
Устная проверка знаний и умений проводится по-разному, в зависимости от цели и характера изучаемого материала. Она может проводиться по материалу предшествующего урока, по отдельным темам и разделам курса. Основой устной проверки знаний и умений являются контрольные вопросы и проверочные задания. При формулировке вопросов и заданий во время устного опроса учителю следует предусмотреть возможность получения в ответах учащихся исчерпывающей информации о качестве и уровне усвоенных знаний и умений, об овладении логическими приемами мышления (анализа и синтеза, доказательства, индукции и дедукции и др.).
Для проведения устного контроля учителю необходимо иметь в виду следующие методические требования:
– ясность и четкость постановки вопросов;
– соблюдение последовательности и системы в их постановке;
– стимулирование самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении.
В зависимости от поставленной цели и содержания материала устный контроль может осуществляться в форме индивидуального или фронтального опроса.
Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса, относящегося к изучаемой теме.
При фронтальном опросе учитель подбирает систему логически связанных вопросов и ставит их перед всем классом. В этом случае на вопросы учителя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе участвует значительное число учащихся и даже весь класс.
В методике обучения сложилась система проверочных заданий с учетом уровней познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Первый уровень предполагает задания на воспроизведение знаний и умений, которые требуют ответа на вопросы: где, когда, сколько. Они необходимы при усвоении отдельных приемов учебной работы в процессе овладения фактами, понятиями.
Задания второго уровня выполняются по образцу, в знакомой ситуации с использованием плана, алгоритма действий, с использованием схем, таблиц.
Задания третьего уровня ‒ творческие, направленные на раскрытие взаимосвязей, закономерностей, посвящены разрешению проблемных ситуаций. Здесь ставятся требования объяснить, доказать, сделать выбор, ответить на вопросы почему.
На практике фронтальный опрос часто сочетается с индивидуальным. Эффективность индивидуального и фронтального опроса обеспечивается умением учителя вести с учащимися проверочную беседу.
2. Методы графического контроля связаны с выполнением учащимися рисунков, диаграмм, картограмм, чертежей, схем, эскизов, таблиц. С помощью этих методов выявляется уровень сформированности важных графических умений и навыков, познавательных умений синтезирования и обобщения учебного материала, применения его на практике; выявляется понимание связей и зависимостей между явлениями, процессами.
3. Методы практического контроля направлены на выявление умений учащихся применять теоретические знания в практической деятельности. К проверочным заданиям практического характера относятся задания, требующие проведения опытов, трудовых операций, разнообразных наблюдений и т. п. С помощью этих методов проверяется не просто умение что-то делать, но умение связать теорию с практикой.
Каждая практическая, контрольная работа предполагает предварительную проверку теоретических знаний и инструктирование учащихся о ее выполнении.
4. Методы машинного контроля. В практику обучения постепенно входят методы машинного контроля качества усвоения знаний, что связано с применением компьютеров. Они автоматизируют определенные этапы учебного процесса на основе взаимодействия с каждым учащимся в отдельности. Компьютеры сами проверяют правильность ответа учащихся. Они соблюдают высокую степень объективности контроля, позволяют накапливать объективную статическую информацию о каждом шаге учебного процесса, но не могут учесть психологические особенности ученика, не позволяют проверить логичность и грамотность речи, оказать своевременную помощь ученику при затруднениях.
5. Педагогические тесты. Традиционные методы контроля выделились в особую группу в связи с применением тестов в отечественной школе. Их принято называть новыми методами контроля, но это деление условное. Английское слово «test» переводится как «проба», испытание.
Основными функциями педагогических тестов являются следующие: диагностическая, обучающая, организующая, воспитывающая.
Отличие педагогических тестов от других форм оценивания состоит в их формализованности и более высокой степени объективности проводимого с их помощью оценивания. Объективность обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов; подтверждения качества теста: определение надежности, валидности, дискриминативности и использованием математического статистического инструментария для оценки полученных результатов. Качественно сделанные тесты, в отличие от набора контрольных заданий, позволяют решить проблему - объективизации педагогических измерений.
По структуре различают тесты со свободным ответом (вопросы открытого типа) и с выбором ответа (вопросы закрытого типа). Применение тестов не позволяет получить развернутые ответы и определить умение школьников связно и последовательно излагать свои мысли, делать выводы и обобщения. Поэтому целесообразно сочетать тестовую проверку с устной. С этой целью после тестового задания включается вопрос, который требует от учащихся подготовки устного ответа, помогающей осмыслить фактический материал.
Роль тестовой проверки значительно повысилась в связи с введением ЕГЭ.
Методы контроля весьма специфичны и разнообразны. Но во всех случаях они должны содействовать самостоятельному и творческому мышлению, всемерно развивать у учащихся навыки самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
МБОУ Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ
Методическая разработка открытого урока столярного дела по теме: « Пиломатериалы. »
Провел и подготовил учитель ТО Долбня С.Н.
Тип урока:
Урок приобретения новых знаний.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические.
Наглядные пособия:
инструкция по правилам поведения и плакат по технике безопасности при работе в школьных мастерских, комплект образцов пород деревьев, выставка работ учащихся 7 классов, видеоролик (You Tube/com. Видео: «Работа пилорамы»).
Инструменты и оборудование:
Компьютер, мультимедийная доска, столярный верстак с заготовкой пиломатериал, станок, верстаки, заготовки (брус 50×50 мм), рубанок; карандаши, линейки.
Цели урока:
Образовательная:
- Изучить с учащимися породы древесины, ее структуру и области ее применения.
Изучить с учащимися профили различных пиломатериалов , способ изготовления и область применения.
Развивающая:
– развивать логическое мышление, координацию движения рук, исполнительские умения.
Воспитательная:
– воспитывать трудолюбие, усердие, аккуратность, усидчивость, внимательность;
Профориентационная:
– Познакомить с профессией токаря.
Коррекционно-развивающая задача: корригировать пространственное воображение, мышление, внимание, память, речемоторную деятельность, развивать мелкую моторику рук, добиваться рефлексии выполняемых действий и знаний.
Дидактическое обеспечение: презентация на тему: "Пиломатериалы"
• 1. Организационный момент
1.
– приветствие
– проверка отсутствующих
– проверка готовности учащихся к уроку
Сообщение учащимся о необходимости быть на уроке в рабочих халатах или фартуках с нарукавниками. Проверка наличия рабочей одежды у присутствующих учеников. Назначение дежурных по мастерской.( 1-2 мин)
2.
Сообщение учащимся темы и цели урока. Запись даты и темы урока в рабочих тетрадях учащихся. (3 мин)
3.Вводный инструктаж по безопасному поведению в столярной мастерской. Презентация. (Обьяснить своими словами значение поговорок на тему техники безопасности) ( 5 мин)
2. Повторение пройденного материала.
К хвойным породам принадлежат
1.береза
2. дуб
3.сосна
4. ель
К лиственным породам принадлежат
1. клен
2. осина
3. ель
4. сосна
3.Изложение нового материала
(10мин)
Древесина – это природный конструкционный материал.
Древесная порода-это вид многолетнего древесного растения( лиственные и хвойные леса).
Текстура-рисунок на продольном срезе древесины.
Породы различают по цвету, текстуре, запаху и твердости
Лесопильные рама - это машина для продольной распиловки бревен ленточными пилами.
Рассмотри образцы различных пород древесины.
2. Обозначь каждый образец мелом.
3. Сравни текстуру каждого образца древесины с текстурой
разных пород древесины, изображенных на рисунке 24 учебника.
4. Объясни, в чем сходство и отличие образцов (размещение
ширина годовых колец, цвет древесины, запах, другие признаки).
5. По вышеупомянутым свойствам и рисунку соответствующей
текстуры, изображенному в учебнике, определи породу древесины.
6. Заполни таблицу по следующему образцу:
№ образца. Группа древесины. Порода древесины
Закрепление материала
Тестовые задания
К пиломатериалам принадлежат
1.хлыст
2.доска
3.брус
4. все вышеупомянутые
Как называется естественный рисунок?
1. структура
2. текстура
3. фурнитура
4. сердцевина
Древесина действительно прекрасный конструкционный материал без которого нам не обойтись в повседневной жизни и мебель и кухонная посуда, применяется в декоративно прикладном творчестве, вагоностроении, кораблестроении и т д.
2.Единственным недостатком является то, что она боятся влаги, под ее воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают, а пиломатериал коробится.
3.Но все эти недостатки с лихвой перекрываются, когда сидишь за красивым столом из красного дерева, в экологически чистом доме построенном своими руками и ешь щи деревянной ложкой.
Подведение итогов урока.
Оценка самостоятельной работы учащихся, анализ характерных ошибок. Выставление оценок в электронный журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов)
Цель семинара:Обобщить и систематизировать опыт использования метода проектов.Задачи семинара:1) Сформулировать основные понятия, необходимые для использования проектного метода обучения;2) Продемон...
"Кейс-метод - активный метод обучения"
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в школы России происходит внедрение новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...
Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.
презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....
«Использование метода демонстраций на групповых занятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»
Мастер класс...
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
Активные методы обучения иностранному языку. Игровой метод.
Дипломная работа...