Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа по технологии
Программа занятий, знакомящая с народным творчеством - устным, декоративно-прикладным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo_dlya_shkoly.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бугровская средняя общеобразовательная школа»
пос. Бугры Всеволожского района Ленинградской области
__________________________________________________________________
Рабочаяобразовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
(комплексная программа: словесность, рисование и художественный труд)
Автор (составитель): Блохина Наталья Анатольевна
педагог дополнительного образования
II квалификационная категория
Направленность программы:художественно – эстетическая
Возраст детей, осваивающих программу: 7 лет
Срок реализации программы:1 год
Бугры
2022
Пояснительная записка
Направленность программы: художественно – эстетическая.
Социальная направленность программы: организация полезного и продуктивного досуга учащихся начальной школы во внеурочное время.
Адаптация ребёнка 1 класса к новым социальным условиям через организацию досуга во внеурочное время.
Актуальность: В современных условиях с особой остротой встаёт проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств школьника. Произведения народного творчества, имеющие многовековую историю, могут служить хорошим материалом для воспитания духовности, чувства патриотизма. Удивительно красиво сказал о чувстве патриотизма В.А. Сухомлинский: «На мой взгляд, исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей – святынь нашей идеологии, нашего Отечества, нашей истории, нашего народа. Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей и в стремлении стать настоящим патриотом».
Данная программа составлена на ознакомлении, в основном, с народным творчеством России, её традиционными ремесленными центрами, а также предусмотрено знакомство с традиционным народным творчеством других народов.
Чувства, вызываемые произведениями народного декоративно – прикладного и устного творчества и самостоятельная деятельность ребёнка являются частью приобретения личностного опыта, самосознания. А это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, осознания сложности и богатства своего внутреннего мира.
Цель: программа направлена на интеграцию личности в национальную и мировую народную культуру, воспитание у ребёнка эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений народного творчества.
Приоритетные задачи:
- Расширение форм организации внеурочного времени.
- Знакомить с народным творчеством, его видами и традициями.
- Формирование заинтересованности народной культурой и её формами.
- Воспитание умения видеть красоту окружающего мира в обыденных вещах.
- Воспитание уважительного отношения к народной культуре России, малых народностей и культуре других народов.
- Побуждение активности обучающихся к различным видам творчества: декоративно – прикладным, литературным.
- Формирование теоретической базы в области народной культуры.
- Формирование базы практических умений и навыков в области народной культуры.
- Формирование чувства уверенности у учащихся в своих силах.
Возрастная аудитория и время реализации: Курс рассчитан на проведение занятия 1 раз в неделю в течение учебного года в отдельно взятом 1 классе во внеурочное время.
Срок реализации – 1 год
Режим занятий – 1 занятие в неделю.
Формы организации деятельности:
- групповые занятия
- экскурсии
- прогулки
- игровые занятия
Методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий),
- иллюстративный (сопровождение объяснения демонстрацией иллюст-раций, наглядного материала),
- продуктивный (творческий).
Следует помнить, что у младших школьников преобладает наглядно – образное мышление и эмоционально – чувственное восприятие действительности и данный курс, сочетающий в себе теоретическую часть, включающую рассказ, наглядную демонстрацию и практическую часть, включающую в себя несколько видов работ: рисунок, конструирование, аппликация и др., может помочь как в развитии нравственных и эстетических чувств, так и формировании навыков практической деятельности.
Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребёнка разные области рук. Поэтому, для лучшего раскрытия потенциала ребёнка программой предусмотрена смена видов деятельности: рисование, конструирование, аппликация.
Практическая часть поможет в развитии мелкой моторики рук и является комплексом дополнительных упражнений в работе с ножницами, клеем, изобразительными материалами, помогает закрепить некоторые полученные теоретические знания на практике.
Занятия проводятся в форме игры – путешествия по центрам народных промыслов с демонстрацией изделий и рассказом о том или ином промысле, о технологии изготовления, специфических и отличительных особенностях. Игровая форма, насыщенная демонстрационным материалом и дальнейшее практическое закрепление изученного материала способствует также лучшему усвоению и запоминанию главного учебного материала: цвет, геометрические фигуры и формы.
Информационные и практические занятия о народных промыслах перемежаются с занятиями – беседами о народных праздниках, знакомством с устным народным творчеством: сказки и былины, потешки, заклички.
В процессе знакомства с общепринятыми религиозными праздниками детям даются элементарные знания и представления о религиозных святынях (святые, иконы), некоторых старинных обрядах, традициях, обычаях.
В каникулярное время по желанию детей и их родителей, классного руководителя можно организовать поездку в музеи г. Санкт – Петербурга:
- Петербургский музей кукол
- сувенирные лавки Гостиного двора
- Российский этнографический музей
- Музей микроминиатюры «Русский Левша»
- Санкт – Петербургский музей игрушки
Прогнозируемые результаты
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате обучения по программе «Народное творчество» обучающиеся должны иметь и представление и знать:
- Виды народных промыслов: игрушки, росписи, музыкальные инструменты, лаковая миниатюра, художественная обработка камня, кружевоплетение, резьба по дереву, иконопись;
- Виды устного народного творчества – малые фольклорные жанры (пестушка, потешка), пословицы и поговорки, сказки.
- Виды музыкального народного творчества – народная (этническая) музыка, народные музыкальные инструменты, народные песни, частушки.
- Виды декоративно – прикладного искусства (игрушки, росписи, резьба, вышивка, кружевоплетение, народный костюм*).
- Материалы, технику исполнения.
- Основные ремесленные центры и виды декоративно – прикладного творчества Российской Федерации.
- Узнавать росписи – гжельская, городецкая, мезенская, уфтюгская, хохломская;
- Цветовую гамму, соответствующую той или иной росписи;
- Приёмы лепки и особенности форм лепных игрушек;
- Народные праздники, обряды и обычаи, их связь с религией*.
- Духовные святыни русского народа и народов, населяющих территорию Российской Федерации*.
Должны уметь:
- Воспроизводить произведения устного народного творчества.
- Самостоятельно воспроизводить элементы народных росписей.
- Самостоятельно воспроизводить простейшую технику изготовления игрушек : из глины, куколок из разных видов материала (ткань, солома, нитки).
- Самостоятельно выполнять изделия в технике оригами.
- Адекватно применять на практике полученные духовно – религиозные знания.
*Народные праздники и их связь с религией в большей степени изучаются на основе русских народных праздников, религиозные постулаты используются также в большей степени христианские. Тема традиционных праздников из других религий изучается по наличию той или иной конфессии в данной местности. Например, посёлок Бугры Всеволожского района Ленинградской области: финно – угорские народности (сеты, вепсы, ижорцы, водь, финны), русские, украинцы;татары, узбеки, таджики, религия – мусульманство.
Принципы построения программы:
- Единство обучения и воспитания.
- Связь эмоционального и рационального в обучении и воспитании.
- Систематическое развитие умения воспринимать и самостоятельно воспроизводить или создавать в соответствии с возрастными особенностями развития и практическим опытом.
- Повторение и расширение объёма теоретических знаний и практических умений.
Список необходимого для занятий во внеурочное время
по программе «Народное творчество России»
- Пластилин
- Доска для лепки
- Бумага для рисования
- Гуашь
- Кисти художественные № 1, 3, 5
- Цветные карандаши/фломастеры
- Простой карандаш
- Цветная бумага
- Картон цветной
- Картон белый
- Ножницы
- Клей ПВА
- Кисть клеевая
- Цветные нитки (пряжа: шерсть/акрил, средней толщины)
- Бумага для оригами
- Деревянные разделочные доски по количеству обучающихся (по 1 на каждого).
- Бумажные тарелочки по количеству обучающихся (по 2 на каждого)
- Листы ватмана
Формы подведения итогов
№ п/п | Форма | Периодичность |
1 | Выставка детских работ | По итогам изучения темы |
2 | Участие в конкурсах разного уровня | В течение учебного года при наличии положений и предложений |
3 | Участие в концертных программах | В течение учебного года при наличии в ОУ мероприятий, совпадающих по тематике |
4 | Открытые занятия | Обязательно: в середине и конце учебного года (январь, май), а также - по желанию родителей |
5 | Итоговое занятие (викторина/литературно-музыкальный утренник) | В конце каждого учебного года |
Список дополнительной литературы
Для педагога:
- Воспитание в современном образовательном учреждении, Теория и практика: пособие для специалистов по воспитанию под научной редакцией С.А. ЛисицинаЮ С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2005
- Аттестация педагогов дополнительного образования: метод.реком./Л.Б. Малыхина, Н.Ю. Конасова, Н.И. Бочманова. – СПб.: ЛОИРО, 2010
- Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта/авт.сост. М.В. Кайгородцева. – Волгоград: Учитель, 2009
- Творчество и воспитание /Аванесян И.Д. – СПб.: КАРО, 2004
- Дополнительное образование: норматив.док. и материалы/Л.Н. Буёлова, Г.П. Буданова. – Москва: Просвещение, 2008
Для детей, родителей и педагога:
- «Мастерилка» «Снесла курочка яичко», Москва, издательский дом «Карапуз», 1999
- «Мастерилка» «Сэкондхэнд», Москва, издательский дом «Карапуз», 1999
- «Мастерилка» «Шишка, жёлудь и ракушка…», Москва, издательский дом «Карапуз», 1999
- «Бумажная мозаика»/Ханна Линд, Москва, Айрис – пресс, 2007
- Демонстрационный материал «Жостовская роспись», Москва, Айрис – пресс, 2007
- Демонстрационный материал «Роспись Полхов - Майдана», Москва, Айрис – пресс, 2007
- Демонстрационный материал «Городецкая роспись», Москва, Айрис – пресс, 2007
- Раскраски «Хохлома», Екатеринбург, «Страна фантазий», 2005
- Раскраски «Жостовская роспись», Екатеринбург, «Страна фантазий», 2005
- «Чудо – кони, чудо – птицы»/ Г. Блинов, Москва, «Детская литература», 1977
- «Дом высокий, семь окошек»/Ю.А. Любимцева, Москва, «Малыш», 1980
- «Играй, гармошка», Москва, «Малыш», 1983
- «Русский сувенир»/В.М. Якобсон, Москва, «Малыш», 1978
- «Филимоновская игрушка», Москва, издательский дом «Карапуз», 2002»
- Альбом аппликаций «Народные промыслы. Городец», Москва, ООО «Хатбер – пресс», 2006
- Альбом аппликаций «Народные промыслы. Мезенская роспись», Москва, ООО «Хатбер – пресс», 2006
- Народное искусство России, Москва, «Авиареклама «Аэрофлот», 1986
- «Секреты оригами для дошкольников»/Ю.И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова, Ярославль, «Академия развития», 2004
- «Делаем 50 поделок из бумаги», Минск, «Попурри», 2003
- Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества/Ольга Вешкина. –Москва: Эксмо, 2008
- Декоративно – прикладное искусство/Жемчугова П.П.. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006
Календарно – тематический план
Дата проведения | № урока п/п | Тема | Практическая деятельность |
Старинные игрушки | |||
1 четверть 8 часов | 1 | Вступительная беседа. Рассказ о народных промыслах России в целом. Техника безопасности. | Рисунок «Моя любимая игрушка» |
2 | Виды народных игрушек. Глиняные игрушки. Особенности Дымковской глиняной игрушки. Ремесленный центр – Дымково. | Лепка. По мотивам Дымковской игрушки. (пластилин) | |
3 | Виды народных игрушек. Глиняные игрушки. Особенности Филимонов-ской глиняной игрушки.Ремеслен-ный центр – Филимоново. | Лепка. По мотивам Филимонов-ской игрушки. (пластилин) | |
4 | Народные росписи. Особенности росписей Дымковской игрушки: традиционная цветовая гамма и элементы росписи. | Роспись Дымковской игрушки (вылепленной ранее/трафарета на бумаге) | |
5 | Народные росписи. Особенности росписей Филимоновской игрушки: традиционная цветовая гамма и элементы росписи. | Роспись Филимоновской игрушки (вылепленной ранее/трафарета на бумаге, гуашь). Оформление выставки «Старин-ные гуляния»/ «Ярмарка» с использованием игрушек/трафа-ретов, выполненных детьми. | |
6 | Беседа о народных праздниках осени. Осенние приметы, обычаи. | Аппликация из осенних листьев./ Конструирование розы из клено-вого листа (природный материал – кленовые листья/засушенные листья). | |
7 | Старинные игрушки. История, материалы для изготовления. Куклы – обереги. | Конструирование куколки из ниток (нитки пряжа (шерсть/ акрил) средней толщины). | |
8 | Старинные игрушки. История, мате-риалы для изготовления. Богород-ская резная игрушка. Ремесленный центр. | Конструирование куколки из ниток (нитки пряжа (шерсть/ акрил) средней толщины). | |
2 четверть 8 часов | 9 | Старинные игрушки. Семёновская матрёшка. История промысла. Ре-месленный центр. Особенности рос-писи. Игрушки – побратимы в других народных культурах. | Рисунок. Роспись трафарета матрёшки элементами традицион-ной росписи (гуашь). Оформление выставки рисунков по теме. |
10 | Занятие – викторина на закрепление полученных знаний о традиционных русских народных игрушках, их росписи. | ||
Оригами | |||
11 | Беседа об искусстве оригами. История. Базовая форма. Простое оригами. Головки животных. | Конструирование из бумаги.. Простейшие игрушки в технике оригами. Голова собачки/кошки (бумага для оригами) | |
12 | Оригами. Виды и техники оригами. Самолёты и кораблики. | Конструирование из бумаги. Сложные фигуры в технике оригами. Самолёт/кораблик (бумага для оригами) | |
13 | Оригами. Чтение сказки «Теремок». | Конструирование из бумаги. Выполнение заготовок для объёмной аппликации к сказке «Теремок»: детали для теремка, фигурки животных – заяц, лиса, мышка, лягушка и др. (бумага для оригами). | |
14 | Оригами. | Конструирование + аппликация. Выполнение коллективной рабо-ты: объёмная аппликация к сказке «Теремок» (бумага для оригами, ватман, клей) | |
Народные росписи в быту | |||
15 | Беседа о народных росписях, их назначении. Основные ремесленные центры России. Основные виды орнаментов: растительный, живот-ный, геометрический. | Рисунок. Составление узора в полоске. «Узор для пояска» (гуашь) | |
16 | Городецкая роспись по дереву. История. Цветовая гамма, основные элементы, принципы составления узора. | Рисунок с использованием цветовой гаммы и элементов городецкой росписи. «Доски расписные» (гуашь). Оформление выставки рисунков. | |
3 четверть 10 часов | 17 | Уфтюгская роспись по дереву. История. Цветовая гамма, основные элементы, принципы составления узора. | Рисунок с использованием цветовой гаммы и элементов уфтюгской росписи. «Короб расписной» (гуашь). Оформление выставки рисунков. |
18 | Мезенская роспись по дереву. Исто-рия. Цветовая гамма, основные эле-менты, принципы составления узора. Мезенская лошадка. | Рисунок с использованием цветовой гаммы и элементов мезенской росписи. «Доска для прялки» (гуашь). Оформление выставки рисунков. | |
19 | Гжельская роспись по керамике. История. Цветовая гамма, основные элементы, принципы составления узора. | Рисунок. Составление узора в круге (на бумажной тарелочке) с использованием цветовой гаммы и элементов гжельской росписи (гуашь). Оформление выставки работ. | |
20 | Занятие – викторина на закрепление полученных знаний о традиционных народных росписей. | ||
21 | Творческая мастерская. | Рисунок. Роспись деревянной раз-делочной доски с использованием элементов народных росписей (соответствие какой – либо одной росписи/придумать свой узор из элементов разных росписей) (гуашь). | |
22 | Зимние народные праздники и обряды. Рождество. История. | Рисунок. «Рождественская от-крытка» (гуашь) | |
23 | Зимние народные праздники и обряды. Колядки. История. | Конструирование. Изготовление маски (картон, бумага, клей, пайетки и нитки для декори-рования). | |
24 | Творческая работа по изготовлению карнавальной маски. | ||
Музыкальные инструменты | |||
25 | Музыкальные инструменты. Бала-лайка. История. Ремесленные центры. | Рисунок. «Балалайка». Украше-ние трафарета балалайки с ис-пользованием ранее изученных элементов росписей. | |
26 | Музыкальные инструменты. Гар-монь. История. Ремесленные центры. | Конструирование. Изготовление гармошки в технике оригами. | |
Обработка камня | |||
4 четверть 8 часов | 27 | Изделия из камня. Знакомство с творчеством П. Бажова. Горные мастера в сказках и современности. | Рисунок. «В хоромах Хозяйки Медной горы» (гуашь) |
Народный костюм. Вышивка. | |||
28 | Народный костюм. Элементы костю-ма. Декор в народном костюме. Вышивка. Традиционные цвета, элементы. | Рисунок. «Наряды Хозяйки Мед-ной годы» (гуашь). Оформление коллективной рабо-ты «Горное царство» (ватман, клей) | |
29 | Народный костюм. Элементы костю-ма. Декор в народном костюме. Вышивка. Традиционные цвета, элементы. | Рисунок. «Наряды Хозяйки Мед-ной годы» (гуашь). Оформление коллективнойрабо-ты «Горное царство» (ватман, клей) | |
30 | Весенние народные праздники и обряды. Пасха. История праздника. Пасхальное яичко – писанка. | Рисунок. «Пасхальное яичко». Оформление выставки рисунков. | |
31 | Весенние народные праздники и обряды. Пасха. Народные игры на Пасху. | Конструирование. Выполнение работы «Пасхальная горка». | |
32 | Творческая мастерская. | Рисунок. Роспись Пасхальной горки с использованием элемен-тов ранее изученных росписей. | |
Религия и народное творчество | |||
33 | Символика в украшениях. Обереги. | Рисунок. «Дом с резными ставнями» (гуашь, карандаши/ фломастеры, | |
34 | Иконопись. Святые и ангелы-хранители. Значение имени. | Рисунок «Мой ангел – хранитель» (карандаши/фломастеры) | |
Традиционная кухня | |||
35 | Пряники. Тульские и Архангельские пряники. История. Технология изго-товления. | Лепка. Рельефная лепка на карто-не «Тульский пряник» (картон, пластилин) | |
ИТОГО | 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Презентация программы внеурочной деятельности "Природа и творчество"
Дети должны начать свой творческий путь естествен-но и непринуждённо. Развитие воображения, фанта-зии, творческой интуиции и в целом художествен...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...