Статья «Оригами, как метод формирования метапредметных связей»
занимательные факты по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Наталья Анатольевна Блохина

Описание удивительного старейшего способа рассказать детям о многом из разных областей обучения в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_kak_metapredmetnyy_sposob.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Оригами, как метод формирования метапредметных связей»

Я преподаю технологию в начальных классах уже более 7 лет. Методом проб и ошибок я, как мне кажется, открыла для себя удивительный способ рассказать детям о многом при  помощи одной старейшей техники  - техники оригами.

Что такое техника оригами? Простым языком – получение различных фигурок путем складывания обыкновенного листа бумаги.

Роль оригами по достоинству оценена многими современными педагогами и психологами. Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира.

Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда...»

Оригами может служить хорошим средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье, школе. В школе работа с оригами ценна ещё и тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать учителя;

- принимать умственную задачу и находить способ её решения;

- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;

- развитие самоконтроля и самооценки;

- осознание собственных познавательных процессов.

В процессе занятий оригами развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребёнок усваивает ещё один способ выражения себя.

Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями, улучшает способность следовать устным инструкциям, расширяет коммуникативные способности, помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. 

Важная особенность занятий оригами — практически неограниченные комбинаторные возможности, скрывающиеся в обычном листе бумаги. Любой конструктор, независимо от его вида, имеет ограниченное число деталей, которые можно соединять для создания разных форм. В теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), утверждается, что «идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой 20 создаётся бесконечное разнообразие форм». В соответствии с этим, оригами и есть такой универсальный идеальный конструктор. Из одной детали, бумажного листа, можно получить бесконечное число разнообразных фигурок. Сами приёмы складывания вполне доступны детям, сотворить из бумажного листа фигурку, это ли не искусство?! Если вникать в оригами не только как в технологию, а как в искусство, открывается широкий простор для творчества. Освоив азы оригами, человек захочет творить. Именно так и происходит со всеми, кто всерьёз начинает изучать оригами.

Изучение раздела «Работа с бумагой» охватывает наибольшее количество часов в связи с удобством и доступностью материала, ведь работа в технике оригами требует наличия минимального пакета инструментов и материалов: бумага, ножницы, клей.

Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
  • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • домашнее задание при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, дома при изучении темы «Экологическая улица», изготовление фигурок животных при изучении тем о домашних и диких животных по Окружающему миру, изготовление фигурок – героев литературных произведений;
  • средство организации урока – например, кораблик, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами;
  • культурологическая направленность – изучение истории возникновения письменности и бумаги;
  • экологическая направленность – процесс изготовления бумаги, сохранение лесов и природы в целом, переработка макулатуры;
  • исследовательская направленность – изучение свойств бумаги разных видов;
  • решение логических геометрических задач – например, «сколько треугольников (квадратов) спряталось в квадрате»;

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

При изучении техники оригами  на уроках возможно использование таких активных и интерактивнх методов обучения, как:

- Метод проектов;

- Проблемное обучение;

- Исследовательские методы;

- Разноуровневое обучение;

- Работы в группах;

- Обучение с применением ИКТ.

Соответственно, обучение технике оригами обеспечивает достижение таких образовательных целей, как: стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане; повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых; развитие навыков анализа; коммуникабельности, осознание ценности индивидуальности; развитие творчества и фантазии.

Организация занятий направлена на поддержание постоянного интереса детей. Развитие интереса к творчеству происходит поэтапно в виде лестницы, ведущей наверх: от мотивации через мануальную практику, процесс познания, практическое творчество — к профессиональной пробе. Древнегреческому философу Аристотелю принадлежит мысль: «Познание начинается с удивления». Ребёнка необходимо удивить и, тем самым, привлечь его внимание, поддержать и удержать его интерес, и, наконец, сделать заинтересованность ребёнка к творчеству устойчивой привычкой на всю жизнь.

Хочется отметить, что занятия оригами – одна из самых здоровьесберегающих технологий. К. М. Ушинский поясняет эту мысль: «Заставьте ребёнка сидеть — он очень скоро устанет, лежать — то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и переманивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту». Занятия оригами предполагают сочетание различных форм проведения  урока:

— копирование действий педагога (самая распространённая форма);

 — выполнение фигурки по памяти после показа нескольких этапов складывания фигурки;

— выполнение действий согласно командам педагога, не имея перед глазами примера действия (формирование логического мышления, перевод зрительных образов в понятия);

— изготовление фигурки по готовой схеме.

Кажется, что очень просто сложить фигурку из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движения и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

Запоминание последовательности операций изготовления модели представляет определённые трудности и для детей, и для взрослых. Как ребёнку легче запомнить длинную цепочку действий, которые необходимо проделать для изготовления той или иной фигурки? Создаем цепочки ассоциаций из логически связанных образов! Для преодоления трудностей применяется показ изготовления моделей в сопровождении сказки. Промежуточные операции складывания могут ассоциироваться с реальными действиями. Фигурки на промежуточных этапах сложения также могут ассоциироваться с реальными образами. Дети охотно ищут и находят образные сравнения, после чего последовательность действий с бумагой запоминается гораздо легче. Педагог и сам может демонстрацию изготовления фигурки сопровождать сказкой, где образы действующих лиц и их действия по ассоциации иллюстрируют совершаемые операции складывания квадратного листка бумаги. «Оригамные» сказки – еще один метапредметный метод обучения, направленный не только на конструирование – моделирование, но и способствует развитию речи, обогащению словарного запаса, литературному творчеству.

На занятиях оригами детям даётся возможность поиграть с созданными фигурками, поговорить с ними, устроить диалог между ними или разыграть сценку. Некоторые маски, сложенные из бумаги, можно, например, надеть на руку и разыграть с их помощью маленький спектакль — это «пальчиковый кукольно-бумажный театр».

Итак, оригами – универсальная техника для работы с младшими школьниками и значение техники оригами в обучении помогает достигнуть решения следующих задач:

- обучение различным приёмам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание);

- развитие способности работать руками, точных движений пальцев;

- совершенствование мелкой моторики рук;

- развитие глазомера;

- концентрация внимания;

- обучение следовать устным инструкциям;

- стимулирование развитие памяти (запоминание последовательности изготовления, приемы и способы складывания;

- знакомство с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

- обогащение словаря ребёнка специальными терминами;

- развитие пространственное воображение (чтение чертежей, представление изделия в объеме);

- развитие чертёжных навыков;

- развитие художественного вкуса и творческих способностей;

- активизация воображения и фантазия;

- создание игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей;

- совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Таким образом, роль оригами при проведении учебных занятий для детей огромна и очень полезна для всестороннего развития.

Приложение 1

Памятка для учителя. Секретики для успешной работы

  1. Занимаясь с детьми младшего школьного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка, передавая «секрет» складывания из рук в руки.
  2.  Начинать занятия необходимо с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывал: об оригами, чтобы заинтересовать детей.
  3. Работать желательно с большим квадратным листом 16x16 или 20x20.
  4. Показ каждого шага в медленном темпе с разъяснением ориентиров на листе: верхний край, нижний, центральная линия, угол, складка, сторона и т. д.
  5. При организации урока помним: чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей.
  6. С первых занятий учим читать схемы складывания моделей.
  7. Знакомимся сами и знакомим детей с историей оригами.
  8. Учим международные условные знаки, принятые в оригами.
  9. Учимся чётко пользоваться терминологией, принятой в оригами.
  10. Овладеваем основными приёмами складывания.
  11. Знать все базовые формы и уметь их складывать на память.
  12. Отрабатываем процесс объяснения складывания любой фигурки, правильно используя терминологию.
  13. Имеем запас цветной бумаги, ножниц и клея.
  14.  Работая с первоклассниками, демонстрируйте только сам процесс складывания. Только немногие в этом возрасте способны работать со схемами.
  15. Со 2-го класса можно начать рисовать схемы на доске, или предложить работать по учебнику.
  16. Придумайте особый ритуал для начала занятия. Например, можете начать занятие с приветствия, придуманного преподавателем геометрии и оригами Ириной Валерьевной Капитоновой: разведите руки в стороны и поздоровайтесь с ними:

- Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правая рука! Поработаем вместе?

- Сведите руки, как это делают японцы, и усадите ребят жестом на места. Можете придумать свой ритуал.

17. Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, который должен быть с одной стороны цветной, с другой - белый. Он должен быть хорошо виден из любой точки класса.

18. Предложите учащимся создать свой мини-проект - альбом с базовыми формами и плоскими изделиями, с которыми вы их познакомили на уроке.

19. Демонстрируйте следующий этап только после того, как все ваши ученики справятся с предыдущим шагом. Просите ребят показывать вам свои фигурки, поднимая их кверху. Помогайте отстающим.

20. Всегда готовьте к уроку два-три дополнительных изделия, которые можно найти в литературе по оригами. Вдруг вам не хватит материала, или ваши ученики попросят сложить что-нибудь еще. Вы всегда должны быть готовы подтвердить свой статус волшебника.

21. Познакомив ребят с очередной фигуркой, попросите их сложить её снова самостоятельно или только с помощью ваших словесных комментариев. Такой приём развивает зрительную и мышечную память.

22. Назначайте себе помощников из ребят, уже справившихся с изделием, которое вы показываете. Пусть они помогают соседям.

23. По окончании темы устройте конкурс юных оригамистов.

24. С ребятами 3-4 классов можно провести творческий урок, на котором предлагается из известной им базовой формы придумать какую-либо свою собственную фигурку.

25. Оценивайте не только количество фигурок, но и их качество.

Приложение 2

  1. Тест по теме «Оригами»

(Тест разработан учителями Т.Н. Вознесенской и Н.М. Лубешко)

  1. Отгадайте загадку, выберите верный ответ.

У двух матерей по пяти детей. Без них невозможен труд. Знаете, как их зовут?

а) ножницы; б) иголки и нитки; в) пяльцы и нитки; 7) руки и пальцы;

2. Что такое «Оригами», как ты объяснишь, напиши: _______________________________

____________________________________________________________________________

3. Выберите предмет, про который можно сказать, что он прямоугольный, гладкий, плотный, волокнистый:

а) пластилин; б) карандаш; в) лоскут ткани; г) гвоздь; д) лист бумаги;

4. Выберите то свойство бумаги, без которого нельзя сделать поделки в технике оригами: а) цвет; б) гладкость поверхности; в) шероховатость; г) сгибаемость.

5. Выберите 4 вида бумаги, из которых можно делать поделки в технике оригами:

а) писчая; б) крепированная; в) цветная; г) фотобумага; д) газетная; е) калька.

6. Сложить квадрат «косынкой», значит сложить...

а) пополам по горизонтали; б) по диагонали; в) пополам по вертикали.

7. Что получится, если согнуть квадрат по диагонали, а противоположные диагонали углы согнуть к полученной диагональной линии:

а) воздушный змей; б) треугольник в) катамаран

  1. Итоговый тест по теме «Оригами»

(Тест разработан учителями Т.Н. Вознесенской и Н.М. Лубешко)

1. Родина оригами.

А. Корея; Б. Китай; В. Япония.

2. Страна, в которой было изобретено изготовление бумаги?

А. Япония; Б. Китай; В. Россия.

3. «Оригами» в переводе на русский значит:

А. сложенная бумага; Б. божество.

4. На флаге Японии изображено:

А. цветок; Б. щит; В. восходящее солнце.

5. Национальный цветок Японии.

А. гербера; Б. хризантема; В. астра.

6. Японию называют страной:

А. тысячи островов; Б. страной слонов; В. страной тысячи вулканов; Г. страной цветов.

7. Фудзияма – это...

А. название сорта хризантем; Б. название вулкана; В. национальный праздник.

8. Какое из перечисленных ниже слов не является названием базовой формы.

А. двери; Б. катамаран; В. воздушный змей; Г. катер;

9. Чтобы сложить базовую форму «двери», нужно...

А. сложить лист бумаги пополам; Б. сложить правую и левую стороны листа к центральной линии.

10. Кусудама – это...

А. шар из бумаги собранный из отдельных элементов-модулей; Б. название религии в Японии; В. название одного из крупнейших вулканов в Японии.

11. При изготовлении базовой формы «катамаран» встречаются следующие базовые формы... А. книжка; Б. косынка; В. двери.

Приложение 3

Игра Математическое оригами

  1. Полученные в результате работы по оригами изделия, например, кубы, можно использовать как материал для закрепления тем.

Цель: закрепление таблицы умножения.

На гранях куба ставятся точки, от 1 до 6 - при кидании кубиков перемножить количество точек на двух кубиках. Точно также готовят кубики, на гранях которых точек в количестве от 6 до 9, иногда точки повторяются, можно вписать и ноль, вместо точек. Такой куб усложняет игру, позволяя закреплять табличные случаи не только в пределах умножения на 6. К тому же, если наибольшие числа повторились чаще, это лишний раз напомнит о трудных случаях, с большими числами, которые запоминаются хуже, чем более простые.

  1. Игра, с теми же кубиками, но на гранях вместо точек пишем числа.

Бросаем оба кубика, получаем двузначное число, которое нужно назвать, причём оба числа, которые можно получить в результате перестановки цифр. Дальше могут быть задания сравнить и назвать, какое больше? Какое меньше? На сколько больше? (Меньше).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий как один из способов формирования метапредметных связей.

Деятельность учителя -дефектолога .Использование информационных технологий....

Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

В статье описан опыт  работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи.  Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой арт...

Статья «Методы достижение метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

Сегодня метапредметный подход и метапредметные результаты обучения рассматриваются в связи с формированием универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра о...

Статья на тему: «Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»

Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение сл...

Статья "Метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах"

В данной статье рассмотрены метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах....

Межпредметные связи как средство формирования метапредметных результатов

Отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение различных наук друг в друга. При анализе происходящего сегодня мы наблюдаем пересечение областей географии, физики, химии, математики, ...