Применение информационных технологий как один из способов формирования метапредметных связей.
материал на тему
Деятельность учителя -дефектолога .Использование информационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Елизовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Применение информационных технологий как один из способов формирования метапредметных связей.
Учитель-дефектолог: Зайцева М.Г
Февраль 2015г.
Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной специальной (коррекционной) школе направлена на формирования коммуникативной компетенции, решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют дальнейшего наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Цель деятельности учителя-дефектолога:
Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования.
Коррекционно-педагогическая работа дефектолога строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
Учитель-дефектолог не только проводит коррекционные занятия, но и осуществляет целостное коррекционно - педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения, обучения и воспитания каждого нуждающегося школьника, которое включает динамическое наблюдение за развитием ребенка и усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультативную работу с родителями, педагогами.
Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:
-диагностическое,
-коррекционное,
-аналитическое,
-консультативно-просветительское
-организационно-методическое
Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.
Основными задачами коррекционной работы являются:
-выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
-осуществление индивидуально – ориентированной психолого-медико -педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии);
-разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
-реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью; Оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности -обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Принцип сотрудничества с педагогами коррекционных технологий.
По этому принципу в 2013-2014 году в рамках самообразования учитель-дефектолог и учитель-логопед ввели в практику такой вид педагогической технологии как интеграция. Само понятие интеграции –означает восстановление, восполнение , объединение в целое, взаимореализацию. Мы интегрируем специальные коррекционные занятия , которые позволяют учителю-дефектологу и учителю –логопеду развивать универсальные учебные действия. Мы расширяем у учащихся зону их соображения на математическом материале -учитель-дефектолог, а учитель-логопед на зону соображения словом. Мы идём с учителем, но не дам знания, а корректируем то, из-за чего у ребёнка проблемы в обучении.
Основной задачей нашей интеграции - развитие у учащихся основных компетенций. Поскольку это базовые учебные действия. (БУД по ФГОС)
Базовые учебные действия, формируемые у школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
К БУД относятся:
1. Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2.Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Развитие метапредметных связей - основная задача коррекционной работы. Интеграция учебных предметов предполагает синтез сведений из разных предметов, областей знаний и практической деятельности. Нами были созданы психолого-педагогические условия для проведения коррекционной работы.
-Учёт специфики овладения детьми сенсорными эталонами.
-Оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операция учащихся, их эмоциональной стимуляции.
-Формирование познавательного интереса через использование приёмов работы, активизирующей деятельность самих детей.
-Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической направленности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности.
- Преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенных усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, игр.
Такие занятия имеют характерные особенности:
-Форма интегрированного занятия нестандартна, увлекательна.
-Используются различные виды работы, которые поддерживают внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
-Такой вид урока снимает утомляемость, перенапряжения за счёт переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
От того, насколько полно ребёнок научится воспринимать действительность, оперировать полученными знаниями, через работы многих анализаторов : слухового, зрительного, тактильно-двигательного, осязательного, зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир. Эффективность такого воздействия обеспечивается во многом с помощью максимального включения всех анализаторов, актуализации ощущений разной модальности, использования максимальной и разнообразной наглядности.
Таким образом мы можем отметить, что содержание и компоненты интеграции выбираются в соответствии с направленностью коррекционных технологий. Уровень интеграции определяется как органически единая, целостная структура. Тема интегрированного занятия выбирается в соответствии с поставленными целями формирования целостного представления изучаемого вопроса. Самое узкое и важное место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух педагогов, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия.
Нами принято решение продолжать интеграцию. Поскольку мы педагоги коррекционных технологий осуществляем психолого-педагогическое сопровождение учащихся, то это сопровождение не может осуществляться односторонне, без участия педагогов и воспитателей. В этом году мы решили сделать долговременный проект – Школьная газета «Весёлый калейдоскоп».
Задача проекта: целенаправленное воздействие на развитие потенциала детей, на коррекцию психофизических недостатков, как средство приспособления к условиям социальной среды.
Цель проекта: формирование информационно-коммуникативной, культурной и читательской компетентности у учащихся.
Газета- это хороший инструмент для развития одной из важнейших компетенций -коммуникативной ,а также через неё расширяем и взаимодействие всех участников сопровождения ребёнка. Школьная газета – это информационная технология. Применение информационных технологий является одним из способов формирования метапредметных связей.
Работа над газетой проходит в 3 этапа:
1этап. Подготовительный. Началом создания нового номера является подбор материала - краеведческий, литературный, развивающий, конкурсный. На подготовительном этапе мы определили основные направления проекта:
-Коррекционная направленность. Направлена на развитие коммуникации посредством информационной технологии.
-Региональная направленность. Используем в проекте региональный компонент в разделе «Наша малая Родина» через сказки , стихи, творческие работы детей.
-Мотивационная направленность. Развитие мотивационной компетентности посредством различных конкурсов, творческих работ.
-Метапредметная направленность. Метапредметная направленность заключается в том, что определяется основное общее тематическое направление ( общая тема номера). А уже учитель-дефектолог на математическом материале, а учитель-дефектолог на речевом подбирают развивающие, занимательные материалы.
2 этап. Практико-технический. Формируется макет, в котором располагаются рубрики, с оригинальным оформлением.
3 этап. Работа над самим проектом(газетой). Первый макет издаётся, согласуется с директором и зам.дир. по УВР. Если есть замечания или предложения, всё корректируется и издается. Выпуски газет презентуются среди учащихся 1-6 классов. А также подводятся итоги конкурсов.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) школе ставятся такие задачи: «научить ребёнка учиться », «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).Ключевые компетентности у учащихся наших школ сформированы пока ещё на достаточно низком уровне. Поэтому современных педагог должен искать инновационные технологии для развития всех значимых компетенций у учащегося для дальнейшей его социализации. Применение информационных технологий это всего лишь один из способов развития базовых универсальных действий и формирования метапредметных связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов
Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:формирование устной речи детей с нарушениями слуха,формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом, реализация которых прои...
Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого учебного проекта лежит некая п...
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе
Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...
Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"
Тип урока – изучение нового материала.Компетенции: Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности....
Статья «Оригами, как метод формирования метапредметных связей»
Описание удивительного старейшего способа рассказать детям о многом из разных областей обучения в игровой форме....