Методическая разработка «Упражнение «Яркая рыбка» по изготовлению игрушки из текстиля разной фактуры с росписью акварельными красками»
методическая разработка по технологии

Липатова Марина Юрьевна

Данная методическая разработка предназначена для проведения упражнения с детьми 7 - 8 лет, может использоваться педагогами дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного искусства на занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uprazhnenie_yarkaya_rybka_nov.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Союз»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Упражнение «Яркая рыбка» по изготовлению игрушки из текстиля разной фактуры с росписью акварельными красками»

Автор: педагог дополнительного образования

  Липатова Марина Юрьевна

Санкт-Петербург

2023 г.

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для проведения упражнения с детьми 7 - 8 лет, может использоваться педагогами дополнительного образования в направлении декоративно-прикладного искусства на занятиях.

Упражнение «Яркая рыбка» по изготовлению текстильной игрушки, было выполнено  детьми 1-го года обучения, в творческой мастерской «Сувенир». На занятии был применен метод эмоционального заражения, для этого учащимся была показана презентация, картина с изображением ярких морских рыбок  и образец росписи. Как показала практика, презентация стала основой эмоционального вдохновения детей на выполнение творческой, экспериментальной части работы. Учащимися была освоена новая техника изготовления игрушки из ткани разной фактуры с последующей росписью акварельными красками, работы получились яркие, индивидуальные. В ходе выполнения работы учащие получили интересный опыт в использовании новых материалов и техник.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка.  

1. Участники

2. Цель

3. Задачи

4. Художественные материалы и инструменты

5. Развёрнутый план занятия

4. Заключение

5. Список литературы

Пояснительная записка

Дети по своей природе любознательны и полны желания изучать, что-то новое. Поэтому главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, экспериментированием, решением проблемных ситуаций.

Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует  интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

В образовательном процессе с учащимися 7-8 лет, творческой мастерской «Сувенир» столкнулись с такой проблемой, как для изготовления каких либо игрушек необходима ткань разной фактуры и расцветок. Особенно эта проблема часто появляется, если необходимо сшить животного или рыбу которые, напоминают настоящих. Поэтому возникла потребность в разработке творческого занятия с элементами экспериментально-поисковой работы учащихся для решения данной проблемы.

Направление: декоративно-прикладное искусство;

Участники:  Липатова М.Ю., учащиеся 1 года обучения творческой мастерской «Сувенир»

Художественные материалы и инструменты: светлая ткань разной фактуры, клей ПВА, нитки, иголки, картон, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, клеёнка, чёрный маркер или капиллярная ручка для прорисовки тонких элементов.

Цель – Освоение новой техники росписи ткани через выполнение творческого задания.

Задачи:

  • освоение  учащимися приёмов свободной  росписи по ткани разной фактуры акварельными краскам;
  • освоение  учащимися приёмов работы с разными текстильными материалами и разных способов декорирования;
  • развитие творческих способностей, через знакомство учащихся с новой техникой
  • развитие наглядно-образного мышления, через анализ, сопоставление и синтез полученной информации;
  • изучение свойств различных материалов, получения опыта экспериментирования с различными материалами и поисковой деятельности в этой области.

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Название объединения

Название программы

Творческая мастерская «Сувенир»

«Сувенир»

Год обучения

1

Тема занятия

Текстильная игрушка «Яркая рыбка»

Методы обучения

Словесный: объяснение, эвристическая беседа, инструктаж.

Наглядный: показ презентации, демонстрация фотоматериалов.

Метод эмоционального заражения.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия

Компьютерная презентация «Яркий мир рыбок»,  картина с  рыбками, образец росписи схема правильной покраски, выставочная доска для рефлексии.

Оборудование и материалы

Выставочная доска, заготовки, карандаши простые,  картон, акварельные краски, кисточки, стаканчики для воды, клеёнка, дополнительные элементы для декорирования.

Ожидаемые результаты

Учащиеся изготовят игрушку из текстиля со свободной росписью.

Требования к работам

Работы должны быть  полностью прокрашены,  без белых пятен, без разводов, рисунок должен быть одинаковый с обеих сторон приветствуется креативность, реализация авторской идеи, сочетание цветовой гаммы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

1.Вступительная часть.

Дети садятся за свои места, знакомятся с раздаточным  материалом.

2.Основная  часть.

2.1. Введение

-Давайте отгадаем загадку.

Она всегда в воде живёт,

И целый день она плывёт,

На спинке носит плавники,

Они красивы и легки.

 -У кого дома есть, аквариум, как можно описать ваших рыбок?

- Они красивые, блестящие, яркие…

Далее следует показ презентации. И обсуждение некоторых слайдов по ходу показа презентации. Как выглядят рыбки? (они покрыты чешуёй, у них тонкие подвижные плавники и хвост …)  Как могут изобразить рыб художники? (забавно, реалистично…) Из каких материалов, и в  каких техниках были выполнены работы?

- Ребята, о чем была эта презентация?

- О красивых, ярких рыбках, о том, что их можно создавать из разных материалов, в разных техниках,  каждый автор создаёт их по-своему…  Фиксация ответов на доске.

 -Мы с вами посмотрели фотографии красивых рыбок,  и какие они неповторимы в исполнении разных авторов, мы так же узнали, что можно раскрасить ткань  при изготовлении игрушки и сделать свою рыбку яркой, индивидуальной.

- А какими красками вы бы стали раскрашивать? (гуашь, акварель, акрил…)

-Какие игрушки вы бы хотели раскрасить сами?  (цветы, бабочки…)

 На ваших столах лежат заготовки, которые мы делали на прошлом занятии. Но они абсолютно бесцветные.

Обратите внимание на разную фактуру ткани. Туловище рыбы выполнено из плотной ребристой ткани, похожей на чешую рыбы. А плавники из более гладкой и тонкой ткани. Поэтому при окраске туловища  используем больше воды, а при окраске плавников используем  слегка влажную кисточку. Вывесить схему на доску.

 Наша задача с помощью красок «оживить» рыбок, сделать им красивые расцветки, но так, что бы они были похожими, на рыбок которые обитают в природе или в аквариумах.

Вывешивается  картинка с рыбами и образец изделия.

- На слайдах презентации мы видели, как авторы оформили свои работы.  Важен ли выбор цветового решения?  Каких мы будем делать рыбок фантастических или похожих на настоящих?

-Да, важно… Цветовое решение создаёт настроение. Рыбки должны быть похожи на настоящих.

- Верно. Необходимо что бы цвета сочетались, особенно важно, что бы цвета тела рыбки сочетались с цветом хвоста и плавников.

Мы с вами о многом поговорили. А теперь повторим, как безопасно и правильно пользоваться рабочими инструментами.

Соблюдай порядок на рабочем месте, Не разливаем и не разбрызгиваем воду,  в случае необходимости вытираем воду или краску салфеткой. Если не пользуемся кисточкой, кладем её аккуратно вдоль стола. Перед тем как,  использовать новый цвет краски, смываем предыдущий цвет и убираем излишки воды с кисточки. А теперь пора браться за дело.

План работы следующий:

  1. У каждого из вас есть лист картона, он может быть палитрой для смешивания красок, можно изобразить эскиз вашей рыбки. В процессе работы можно делать изменения или придерживаться варианта изображенного на эскизе.
  2. На заготовке, аккуратно прорисовываем красками  узор рыбки, начиная с головы и двигаясь к хвосту. Прорисовываем узор красками, на самой работе цвета красок не смешиваем, прокрашиваем всю основу с одной стороны.
  3. Раскрашиваем плавник, затем хвост. Следим, что бы воды не было много.
  4. Переворачиваем заготовку и делаем рисунок на второй стороне, такой же как на первой. Прокрашиваем швы, так что бы, не оставались  не прокрашенные места.
  5.  И кладем игрушку на клеёнку до полного высыхания.  

3.Практическая часть

   - Сейчас каждый сможет изготовить яркую текстильную игрушку, запомнить и по возможности повторить это дома.

Для работы вам потребуются инструменты и материалы, которые приготовлены у вас на столах. Будьте внимательны и аккуратны! Не забывайте, что с красками нужно обращаться аккуратно, не пачкать себя и других, не размахивать кисточкой, если не пользуетесь, положите её на стол. Можно приступать к работе.

4. Итогово - обобщающая часть

         Все берут в свои работы  и раскладывают  на выставочной доске.

-Ребята, я бы хотела, чтобы вы по возможности рассказали о своем отношение к сегодняшнему занятию. Показалось ли вам занятие интересным? Какие трудности возникли во время выполнения работы? Хотели бы в дальнейшем экспериментировать с другими материалами и применять новые материалы в работе? Какие рыбки детей вам понравились больше, почему? Фокусировка детей на выводах, что получилось правильно, а что можно будет изменить в следующий раз.

После ответов на вопросы делается общее фото с изготовленными работами.

2 мин.

8 мин

5 мин.

25 мин

3 мин.

Заключение

Данная методическая разработка описывает методы и приёмы, которые могут быть применены на занятиях по декоративно прикладному творчеству и помогут научить детей  подходить творчески к выполнению заданий. У детей появляется возможность экспериментировать с материалами, самостоятельно, опытным путём находить пути решения проблем, быть эмоционально восприимчивыми к творчеству разных авторов, развивать наглядно-образное мышление, через анализ, сопоставление и синтез полученной информации. В результате выполнения данной работы у детей появилась возможность не только изготовить индивидуальную игрушку, но и поучаствовать в создании коллективной работы, изготовить текстильное панно «Морское царство».

Список литературы

  1. Дюберри Донна. Роспись по ткани. 40 стильных проектов - АРТ-РОДНИК- 2009 г.
  2. http://henddecor.ru  роспись ткани акварелью
  3. http://interesnoerukodelie.ru  -  Батик. Техника свободной росписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Подвижная игрушка "Неваляшка" для учащихся 1 класса".

Поделка выполнена из картона и цветной бумаги, способ соединения деталей - скручивание проволоки по спирали. Первоклассникам нравится и сам процесс изготовления игрушки, и то, что потом  её можно...

Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Изготовление игольницы "Сердечки" из вискозных салфеток вырезанием и пришиванием для учащихся 2 класса".

Учащиеся самостоятельно рисуют шаблоны из картона (5 линий симметрично на одинаковом расстоянии), вырезают шаблоны последовательно, накладывают их на салфетки и обводят, вырезают из салфеток, накладыв...

Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках.

Гимнастика для глаз; упражнения, корректирующие осанку; дыхательные упражнения; физминутки в стихах; пальчиковая гимнастика....

Методическая разработка внеклассного занятия на тему "Изготовление собачки в технике оригами"

Цели: Познакомить учащихся с техникой оригами.Задачи: 1.Повторить свойства бумаги, названия цветов, геометрический материал.2. Развитие умения складывать лист бумаги по заданным направлениям, приучать...

Методическая разработка по организации серии занятий "Изготовления каркасной куклы "Гном".

Данная методическая разработка позволяет педагогу спланировать и организовать серию занятий по изготовлению довольно сложной каркасной куклы.Методическая разработка содержит примерное календарно-темат...

Методическая разработка «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения...