Методическая разработка «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»
методическая разработка по логопедии

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eor_logo1.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения , способствующие формированию навыков чтения . Советы учителя-логопеда родителям младших школьников. Бовкун Елизавета Дмитриевна учитель – логопед ГБОУ школы № 370 г . Санкт-Петербурга 2022

Слайд 2

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций. Дислексия - специфические затруднения в овладении навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями . Особенно распростра­ненными являются нарушения письма и чтения.

Слайд 3

Н арушения чтения оказывают отрицательное влияние на: весь процесс обучения; психическое развитие ребёнка; речевое развитие ребёнка.

Слайд 4

ИГРЫ и УПРАЖНЕНИЯ для профилактики дислексии

Слайд 5

ИГРЫ С БУКВАМИ Например, буквы можно выложить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Слайд 6

Можно использовать прием « Дермолексия », когда логопед на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознает ее с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария . Предложить закрасить части картинки с изучаемыми буквами.

Слайд 7

Хорошо зарекомендовал себя следующий прием. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нем ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице». На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

Слайд 8

Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это - «Перечеркнутые бук-вы», «Разный шрифт», «Перевернутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв».

Слайд 9

Можно привлечь самого ребенка к «творческому созданию» букв - предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ - Ц и т. д .) «Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

Слайд 10

На развитие памяти и внимания - «Какой буквы не стало». Варианты - поменять буквы местами - ребенок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет ее. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь еще тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определенной последовательности). П А В О Р О З В Е ЛС И П Е Д А О У И Э

Слайд 11

Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает ее (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции - «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д . «На что похожа эта буква»

Слайд 12

Если хотите помочь ребёнку, не забывайте, что: 1 . Ничего не делается по мановению волшебной палочки, нужно время, терпение и система; 2. Родители , учителя и специалисты должны работать в тесной связке – только тогда можно достигнуть желаемого успеха; 3. П омните , ребёнок не виноват в своих проблемах! Он пока просто не может читать лучше... Ему надо помочь!

Слайд 13

Спасибо вам за Ваше внимание и Ваши усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал на тему «Формирование навыков чтения в начальной школе».

Данный материал поможет учителю сформировать навыки правильного и беглого чтения....

Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"

Почему при современной постановке обучения чтению  в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают?Почему снижается интерес к чтению?Это    актуальная проблема!...

Рекомендации для родителей на тему: «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения пис...

Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Представлена система упражнений направленных на формирование осознанного и       выразительного видов чтения....

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся  с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»....

"Упражнения, способствующие формированию навыков чтения"

Чтобы процесс чтения был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтени...