Сюжетная аппликация на тему «Летающая пчела»
план-конспект урока по технологии

Сюжетная аппликация на тему:

«Летающая пчела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetnaya_applikatsiya_na_temu.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Изделие: Сюжетная аппликация на тему: «Летающая пчела»

Цели: 

1.формирование умений по выполнению аппликации из бумаги. 
2. 
учить правилам работы с ножницами; 
3. 
расширить  знания детей по теме «Насекомые»; 

Задачи:

  1. Закреплять знания и умения учеников при работе с бумагой.
  2. Повторить понятие «аппликация»
  3. Закреплять и отрабатывать умение учащихся обводить по шаблону.
  4. Закреплять правила безопасной работы с ножницами и клеем на уроке технологии.
  5. Развивать кругозор учеников, закрепить знания учеников о насекомых.
  6. Развивать аккуратность и терпение в работе.
  7. Воспитывать трудолюбие и усидчивость.
  8. Поощрять творчество и нестандартные решения при выполнении работы.
  9. Развивать интерес и любовь  к окружающей среде, природе.
  10. Коррекция общей и мелкой моторики. 

Оборудование и материалы:

 1. образец работы, картон, гофрированная бумага, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, шаблоны пчелы, шаблоны цветка, шаблоны солнца.

2. Компьютер, проектор.

 3.  Презентация к уроку.

 4.  План работы (на карточках)

                                               Ход урока:

I Организационный момент. Эмоциональный настрой 

II Сообщение темы урока:

 - Сегодня на уроке мы будем работать в технике «Аппликация»

- Давайте вспомним, что такое аппликация?    

 Аппликация – это изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-нибудь кусков цветной бумаги, материи.


Великая радость – работа.
 
В полях, за станком, за столом!
 
Работай до жаркого пота,
 
Работай без лишнего счёта-
 
Всё счастье земли – за трудом!
               


– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

III Вводная беседа:

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. Его мы и будем изображать в нашей аппликации.

- А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку.  

Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая …           (пчела)

- Правильно, это пчела.  

- Ребята, а как называется мультипликационный фильм, в котором героиня – пчела?

Правильно, «Пчела Майя»        

- А кто такая пчела? (жалящее насекомое)

Рассказ учителя о пчёлах:

  • Пчёлы, наверное, самые полезные для нас насекомые из всех насекомых земного шара. Все продукты жизнедеятельности пчел (а их немало: мёд, прополис, пчелиный воск, перга, маточное и трутневое молочко, обножка и пчелиный яд) человек использует с большой пользой для себя.
  • Пчела - символ трудолюбия и коллективизма, польза в сельском хозяйстве от пчёл огромна, поскольку они являются одними из самых активных опылителей цветковых растений.
  • А где живут пчёлы?
  • Отгадайте загадку:                 
  •    Есть на свете сладкий дом,
  •    Садом пахнет в доме том.
  •    А жильцы, жужжа от радости,
  •    В домик свой приносят сладости, Угощая нас потом.
  •    Угадайте - что за дом?  

                                              (Улей)  

Улей — жилище пчел, в нем пчелы строят гнездо из восковых готов. В ячейках сотов пчелы размножаются (воспитывают расплод), складывают запасы корма.     

– Если заглянуть в улей, то можно увидеть, на первый взгляд, беспорядочно снующих пчёл. Но это не так. Всё в их жизни подчинено определённым законам, всё находится в строгом порядке.

–Дорога пчелы начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев.

В какие цвета раскрашено её тело?
 Благодаря этой расцветке они меньше перегреваются на солнце, да и других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны.

– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.

Пчела очень хорошо ориентируется во времени. Для этого ей не нужны ни часы, ни солнце. Ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда просыпается шиповник. А заканчивает рабочий день пчелы, когда шиповник засыпает.   
Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника. Пчелиные соты строятся из воска и имеют определенные размеры – диаметр 5 см 4 мм.   

– Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось.

– Памятник пчеле находится в Японии в городе Гифу. А необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений.

- Есть памятник пчеле и в Москве, Польше. В Москве был установлен в рамках 4-го городского экологического фестиваля. Также памятник пчеле называют гимн труду, за безмерную работоспособность пчелы.    

Интересные факты о пчелах

Для получения ложки меда 200 пчел должны во время собирать нектар в течение дня.

По народным представлениям, Пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят.

Пчелиный мёд – одно из самых первых лекарств, используемых человеком.

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.

Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.

IV Практическая работа

– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте теперь и мы потрудимся на уроке.

- Сегодня мы будем выполнять сюжетную аппликацию.    

- Вот такое изделие (работу) мы будем сегодня выполнять.

Показ образца учителем.

1.  Анализ образца и планирование работы

1)  Анализ образца

- Посмотрите внимательно на изделие и скажите, простое оно или сложное? (простое)

- Плоское или объёмное? (полуобъемное)

- Из каких деталей состоит изделие? (из двух – основы и аппликации)

- Из каких деталей состоит аппликация?

- Давайте решим, что нам будет необходимо для работы?

- Какие материалы и инструменты понадобятся для работы? (картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тряпочка)  

2)  Планирование работы

- По какому плану будем работать? 

План.

  1. Разметка (по шаблону)
  2. Раскрой
  3. Сборка
  4. Оформление работы

3) Повторение правил работы с ножницами и клеем             

- Перед началом работы, давайте вспомним правила работы с ножницами и правила работы с клеем.

Правила безопасной работы с ножницами:    

  1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд!

  2. Не держи ножницы концами вверх!

  3.Не оставляй ножницы на столе в раскрытом виде!                                                                         

Вспомним правила безопасной работы с клеем

  1. Клей – опасное химическое вещество. При работе с ним необходимо соблюдать осторожность.
  2. Работая с клеем, пользуйтесь кисточкой.
  3. При попадании клея на кожу или в глаза промойте их водой. При необходимости обратитесь к врачу.
  4. По окончании тщательно вымойте руки с мылом.

  V Физкультминутка            

  Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Пчёлка  кружит и вьется. (Покружиться)

 

VI Практическая работа (продолжение)

Задание: изготовить открытку в технике - аппликация

Целевые обходы учителя:

  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  4. Контроль объема и качества выполнения работы.

Последовательность изготовления работы:

План вывешивается на доску последовательно.

1. Разметка (по шаблону)

а) – Возьмите шаблон цветка. Обведите на белой бумаге, серединку на бумаге жёлтого цвета.

б) – Возьмите шаблоны пчелы (голова, туловище, полоски).

- Обведите на черной бумаге голову, туловище. На оранжевой бумаге – полоски.

в) – Возьмите шаблон крыла, обведите на гофрированной бумаге жёлтого цвета.

г) – Возьмите шаблоны для солнца, обведите на жёлтой бумаге.

д) Облако нарисуйте на голубой бумаге.

2Раскрой

- Возьмите ножницы и вырежите детали аппликации.

- Помните правила ТБ! при работе с ножницами.

3. Сборка  

Этапы сборки

- Распределите детали аппликации на листе картона (основе). Приклейте детали к основе.

4. Оформление работы          

- Доклейте детали аппликации и дополните её деталями (облака, солнце)

                                                                                                   

VI Итог урока

- Сегодня вы тоже были пчелами, много и упорно работали. Пчеле за ее трудолюбие поставили памятники, но, а вы получаете оценки.  

1. Выставление оценок.

2. Выставка работ учащихся          

– Наш  урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других, ничего не прося в замен.

- И если  вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее, боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Пчела не так красива внешне, но как прекрасна пользой, которую приносит нам. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученицы 2А класса Анисимовой Юлии. "Необычные насекомые. Пчела медоносная."

Исследовательская работа. "Необычные насекомые. Пчела медоносная." Данная работа выполнена ученицей 2 класса . Здесь показаны интересные факты из жизни пчёл ,материал подобран из сети интернет и лично...

Урок чтения в 1 классе Г.Сапгир-Про медведя и М. Бородицкая-Разговор с пчелой

Генрих Сапгир «Про медведя».Марина Бородицкая «Разговор с пчелой».Научиться читать выразительно стихотворения....

Открытое занятие "Пчелы - общественные насекомые. Работа с пластмассой"

Занятие-проект (краткосрочный). Тип проекта – информационно-творческий. Участие в проектировании развивает у детей умения самостоятельно добывать знания (готовили материал о пчелах). Использовани...

Г.Сапгир. «Про медведя» М.Бородицкая. «Разговор с пчелой» И.Гамазкова. «Кто как кричит?»

.Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы...Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении ра...

Исследовательская работа "Пчела - великое чудо природы"

Исследовательскую работу "Пчела - великое чудо природы" провела в 3 классе с учениками. Результатом была презентация ученицы и буклет....

Конспект урока по технологии во 2 классе. Тема: Летающая пчёлка.

Конспект урока по технологии во 2 классе. Тема: Летающая пчёлка....