Открытое занятие "Пчелы - общественные насекомые. Работа с пластмассой"
план-конспект урока по окружающему миру (2,3,4 класс) по теме
Занятие-проект (краткосрочный). Тип проекта – информационно-творческий. Участие в проектировании развивает у детей умения самостоятельно добывать знания (готовили материал о пчелах). Использование подобных приемов способствует осознанному восприятию изучаемого материала, развивает коммуникативные умения и навыки, социальную смелость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pchely-obshchestvennye_nasekomye.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Общественные насекомые – пчелы.
Работа с пластмассой.
Цель: Развитие экологической культуры младших школьников средствами проектной деятельности.
Задачи:
- cформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы в связи с ее общественным образом жизни; рассказать о ее роли в природе и жизни человека; закрепить навыки и умения работы с пластмассой;
- формировать умение работать самостоятельно, работать с терминами, схемами; развивать коммуникативные качества личности, умение работать в группах; развивать познавательную активность через решение проблемных ситуаций;
- воспитывать любовь к живой природе, эстетический вкус.
Ход занятия
- Куда бы мы ни пошли – в сад, на луг, на водоем или в лес – всюду нас окружают насекомые. (Слайд 1). Это древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 млн. лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
Насекомые – это прекрасный и удивительный мир. И люди очень мало знают о них.
- У вас на столах лежат модели разных насекомых. Рассмотрите их внимательно. Назовите три признака, по которым можно узнать насекомых. (6 ног, три части тела: голова, грудь и брюшко, насечки).
- А почему их назвали НАСЕКОМЫЕ? (Потому что на теле насекомых есть насечки, от слова «насекать» их назвали – насекомые).
Знакомясь с насекомыми, особый интерес у вас вызвали пчелы, и прозвучал вопрос: « Почему так говорят, что пчелы как люди?» (Слайд 2). Этот вопрос у нас остался без ответа.
- Поэтому героями нашего занятия будут пчелы. ( Слайд 3).
- Медоносная пчела одомашнена человеком. Многие века люди пользуются продуктами пчеловодства. Но в наше время есть еще неразгаданные тайны из жизни пчел. Сегодня на занятии мы также будем трудиться как пчелки и откроем некоторые тайны их жизни.
- Когда вы собирали информацию о пчелах, то выяснили, что в пчелиной семье все обязанности четко распределены. Вы поделились на группы, каждая группа готовила материал о разных обитателях пчелиной колонии.
Давайте послушаем.
Царица. (Слайд 4).
Вся пчелиная колония, живущая в одном улье, имеет одну-единственную мать. В течение всего лета она откладывает ежедневно до 20 тыс. яиц.(Слайд 5). Каждое яйцо помещают в одну из специально приготовленных для этой цели восковых ячеек. Через 3 дня из яйца появляется маленькая личинка. У нее нет ни ног, ни крыльев. Первые 3 дня работницы кормят их пчелиным молочком, а затем медом и пыльцой. Личинка растет очень быстро и на восьмой день заполняет собой всю ячейку, которую тогда закрывают. Затем личинка сворачивается в кокон и превращается в куколку. Через 12 дней на свет появляется рабочая пчела. В общей сложности ее развитие продолжается 21 день.
Некоторые из своих яиц царица откладывает в особо крупные ячейки. (Слайд 6). В них растят будущих цариц, развитие которых продолжается всего 16 дней. Личинки, из которых выйдут царицы, питаются только пчелиным молочком и становятся гораздо крупнее работниц. (Слайд 7). Молодая царица, первой вышедшая из куколки, немедленно убивает своих соперниц, поскольку повелительница может быть только одна. Прежняя царица улетает из улья с половиной роя.
Трутни. (Слайд 8).
Самцы пчел, трутни, развиваются в течение 24 дней. Их в каждом улье несколько сотен. Они не трудятся, и даже кормят их рабочие пчелы. Основная их задача продолжение рода. Но осенью работницы их прогоняют из улья, так как, чтобы их прокормить нужно много меда, и они погибают.
Рабочие пчелы. (Слайд 9).
Пчелы работают в течение всего лета. Они должны заложить огромные запасы меда и пыльцы, чтобы прокормить большую пчелиную семью: в одном улье живет от сорока до восьмидесяти тысяч пчел. (Слайд 10). Работницы занимаются различными видами деятельности: в соответствии со своим возрастом. В течение первых трех дней своей жизни они чистят улей. С четвертого по двенадцатый день они кормят личинок и царицу пчелиным молоком. С тринадцатого по восемнадцатый день своего развития они строят из воска соты. Затем они три дня охраняют вход в улей и под конец жизни вылетают на сбор нектара и меда.
Вот пчела-сборщица, (слайд 11) вернувшись домой со вспухшими на задних ножках цветными комочками цветочной пыльцы, поднимается на соты; перебегая от одной ячейки к другой, она отыскивает свободную и ловко, одним движением сбрасывает в нее принесенный корм. Следом сюда же подходит другая, вся в цветочной пыльце, и, уцепившись ножками за края ячейки, начинает головой трамбовать корм. (Слайд 12). Но они не летают ночью и в дождливую погоду.
Выбиваясь из сил (слайд 13) тащит из глубины гнезда труп осы пчела-санитар. Вот другие пчелы – уборщицы – веерами крыльев подметают дно улья, которое безукоризненно чисто и блестит, как натертое.
Еле слышный шорох тысяч насекомых прерывается вдруг визгливой, ноющей ноткой, которая через мгновение замирает, сменяясь по- прежнему ровным гулом. Это пчелы, вентилирующие гнездо. Они стоят, вытянув ножки и слегка приподняв конец брюшка. Четыре крыла каждой пчелы-вентиляторщицы трепещут так быстро, что они совсем невидимы.
В каждом уголке гнезда жизнь кипит (слайд 14), но суматоха на сотах, если терпеливо присмотреться к ней, перестает казаться беспорядочной. В коне концов становится понятно, что тысячи насекомых в этом скопище связаны какими-то взаимными отношениями.
- Каково же значение пчел в природе и жизни человека? Вам нужно выйти и найти соответствующую карточку. Сначала заполним схему «Значение пчел в природе», а потом «Значение пчел в жизни человека».
(Работа со схемой на доске).
- Пчела является не только единственным насекомым (слайд 15), но и единственным живым существом, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счет кого-то или чего-то, а исключительно за счет нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.
Пчелиный мед – одно из самых первых лекарств, используемых человеком. Для получения ложки меда 200 пчел должны все время собирать нектар в течение дня. В теплое лето улей может произвести 80 кг меда. Собственная потребность улья в меде составляет 25 кг в год.
Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Даже страшный пчелиный яд является эффективным лекарством.
Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчел) делают лекарство.
- А что такое прополис? (Прополис – это пчелиный клей, пчелы используют его для замазывания щелей и отверстий в улье. Является также эффективным лекарством.
- Посмотрите, какая огромная польза от пчел. Какие экологические знаки можно разместить вблизи улья? ( Не рвать цветы).
- А какие правила поведения мы должны соблюдать вблизи улья? (Слайд 16).
(Правила поведения вблизи улья).
- Теперь рассмотрим некоторые особенности жизни пчелиной семьи.
Показать отрывок 1 из м/ф «Винни-Пух» (…это ж-ж-ж-неспроста…). (Слайд 17).
- Если даже маленький мишка может логически рассуждать, значит, мы сможем тем более. Мы будем работать группами, сообща как пчелки.
Каждой группе будет предложена проблемная ситуация, посовещавшись 2 минуты, вы должны будете дать ответ.
Показать отрывок 2 из м/ф. (Слайд 18).
1 ситуация. (Слайд 19, 1 щелчок).
В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения.
Ответ (Слайд 20): медведи взбираются по стволу там, где нет сучков. С этой стороны дерева ниже улья подвешивали тяжелые чурки. Добравшись до нее, медведь лихо отталкивает «препятствие». Бревно тут же возвращало удар мишке: чем сильнее толкнешь – тем сильнее ударит. Наконец, обессиленный медведь сваливался на землю.
2 ситуация. (Слайд 19, 2 щелчок).
Укус пчелы – неприятное событие. А укус гигантской пчелы? Так вот, гигантские пчелы живут в Индонезии. Насекомые эти крайне опасны – их укус смертелен, но меда они приносят очень много. Гнезда пчел величиной до полутора метров подвешены к ветвям деревьев. Местные жители, несмотря на опасность, ухитряются собирать мед без жертв. Как добыть мед и остаться живым (неукушенным)?
Ответ (Слайд 21): Пчеловодам хорошо известен нрав насекомых. Некоторые из сборщиков действуют ночью или на рассвете. Другие – в очень влажную погоду, когда пчелы не летают.
3 ситуация. (Слайд 19, 3 щелчок).
Часто можно наблюдать, как над сотами улья пчела исполняет некий замысловатый танец. Какое значение имеет танец?
Ответ (слайд 22): Необходимость поделиться со своими собратьями – рабочими пчелами информацией о местонахождении цветов, богатых пыльцой и нектаром, привела к возникновению у медоносных пчел замечательной системы общения. Пчела сообщает точное местонахождение сада или луга для сбора нектара и пыльцы. Как она это делает?
Круговой танец (слайд 23) – сигнал о том, что источник нектара или пыльцы находится в радиусе 5-100 м от улья. Более сложным виляющим танцем пчела сообщает о том, что медоносы растут на расстоянии более 100 м от улья, а также указывает им направление полета.
Пчела обладает сложным инстинктивным поведением.
- Ребята, сегодня на занятии у нас прозвучало много терминов: инстинкт, опыление, рой и другие. Давайте же узнаем, что они обозначают. Одна группа 6 человек подходит к столу и берет карточку с определением, а другая – карточку, что это определение обозначает. За одну минуту вы должны построиться парами, чтобы термин и его понятие совпадали.
Пасека – это место, где размещаются пчелиные домики.
Пасечник – человек, который заботится о пчелах на пасеке.
Опыление – перенос цветочной пыльцы с одного растения на другое.
Рой – это семья пчел, образующих во главе с царицей обособленную группу.
Роение – это процесс образования роя.
Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.
Физ. мин.
- Ребята, насекомые очень маленькие существа. Услышав, или увидев человека, они сразу замолкают и прячутся. Вот и здесь было очень много насекомых до нашего прихода, давайте их найдем. Только как надо действовать? (Очень осторожно).
- Посмотрите, сколько насекомых здесь спряталось. Давайте поселим их там, где они обитают. (У доски оформление участка луга, дети приклеивают насекомых).
- А кого же не хватает на полянке? (Пчел).
- А пчел мы сделаем своими руками. Посмотрите на технологическую карту. (Слайд 24-25). Кто сможет рассказать технологию изготовления пчелки из капсул киндер-сюрпризов?
(Дети рассказывают, а затем изготавливают под музыку).
Индивидуальная помощь педагога.
- Ребята, у нас получились пчелы все абсолютно одинаковые. А мы говорили, что у каждой пчелы своя роль. Я приготовила карточки с названиями этих ролей. После того, как вы вытянете карточку, (подходит педагог), вы должны найти соответствующий атрибут и приклеить его к своей пчелке (дети выходят сами).
- Теперь пришло время заселить пчелиную семью в улей.
- Давайте вспомним, на какие группы делится пчелиная семья.
1. Царица. У кого? Почему одна? Где она должна находиться? (В улье).
2. Трутни. У кого? Для чего они нужны? А где мы их разместим? (Рядом с царицей).
Рабочие пчелы. Их больше всех. Разместите их в соответствии с тем, чем они занимаются. (На цветах).
- А теперь давайте вернемся к вопросу (слайд 26), откуда появилось выражение, что пчелы, как люди? (Пчелы живут семьей, все обязанности четко распределены).
- А назовите еще таких насекомых, которые живут семьями. (Шмели, осы, муравьи). (Слайд 27).
- Как называют таких насекомых? (Общественными. Прочитайте. Слайд 28).
Рефлексия:
- Ребята, что вам понравилось больше всего на занятии? Если работать самостоятельно, искать информацию о пчелах, то возьмите капельку липового меда. (Капельку из бумаги желтого цвета).
Если выступать с докладами – капельку цветочного меда (оранжевого цвета).
Если больше понравилось работать практически, изготавливать пчелку, возьмите капельку таежного меда (коричневого цвета).
А если понравились все виды деятельности, то возьмите три капельки и положите их в бочонок.
- А пчелки, в знак своей благодарности, дарят вам медовое печенье. (Слайд 29).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по воспитательной работе
Игра "Что? Где? Когда?", посвященная фольклору....
Торжественная линейка, посвящённая открытию месячника военно-патриотической работы
Сценарий торжественного открытия месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Общественные насекомые"
Конспект открытого урока.Выполнила: учитель начальных классов Питеримова Е.В.Класс: 1Предмет: окружающий мирТема урока: «Общественные насекомые»УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой...
Открытый урок по математике "Работа над ошибками".
Открытый урок по математике "Работа над ошибками", 2 клас 8 вид....
Конспект проведения открытого занятия по теме: «Работа с бумагой. Подсолнух»
Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с аппликацией – «Подсолнух». Задачи:образовательные: совершенствовать навыки вырезание из бумаги, работа с шаблоном, ножн...
План-конспект открытого занятия по теме "Работа над песней".
План-конспект открытого занятия составлен на основе методических разработок и адаптирован для разновозрастной аудитории в сфере ДОД....
Конспект открытого урока по технологии «Работа с бумагой. Техника оригами. Объемная композиция «В лесу».
Технологическая карта урока...