рабочая программа для 1 класса по ручному труду
рабочая программа по технологии (1 класс)

Иванова Мария Николаевна

Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

 — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_fgos2_1kl.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ручной труд

Пояснительная записка

Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

 — Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

 — Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

 — Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью БОУ ЧР «Ибресинская школа-интернат» Минобразования Чувашии;

 — и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.

Цель программы обучения: 

развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Общая характеристика учебного предмета.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

·         работа с глиной и пластилином;

·         работа с природными материалами;

·         работа с бумагой и картоном;

·         работа с текстильными материалами;

·         работа с проволокой и металлоконструктором;

·         работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

·         выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

·         воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

·         обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.

В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).

Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.

В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).

Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

·         значение производства товаров для жизни людей;

·         сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

·         демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

·         соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

·         знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

  Место учебного предмета.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Трудовое обучение» изучается в 1 классе 2 ч в неделю. Итого: 33 недели, 66 уроков.

                                  Результаты изучения учебного предмета.

Минимальный уровень:

● знание правил организации рабочего места;

● знание видов трудовых работ;

● знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хране-

ния, санитарно-гигиенических требований при работе с ними с помощью учителя;

● знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими режущими инструментами с помощью учителя;

● знание приемов работы (разметки деталей) используемые на уроках ручного труда с помощью учителя.

Достаточный уровень:

● умение работать с разнообразной наглядностью;

● выполнять общественные поручения по уборке класса;

● умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.

Личностные результаты:

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;

Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;

Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;

Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;

Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.

Содержание учебного предмета.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами.Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

РАБОТА С БУМАГОЙ. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.Правила составления растительного орнамента.Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ.  Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение.Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.

Календарно-тематическое планирование

( 66  ЧАСОВ)

I  четверть

п/п

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Дата

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Виды деятельности

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Форма  контроля.  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Выявление знаний и умений учащихся.

1

Урок введения новых знаний.

Беседа о труде и профессиях. Требования к поведению во время урока труда.

Умение слушать учителя

Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами.

Текущий.

Беседа.

2.

Работа с глиной

и пластилином

Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и ширины.

  1

Урок введения новых знаний.

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности.

Уметь содержать в порядке рабочее место.

Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

3.

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки.

1

Урок развития умений и навыков.

Овладение навыками работы с пластилином.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

4.

Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина.

1

Урок развития умений и навыков.

Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия. Лепка предметов шаровидной формы.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

5.

Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля.

1

Урок развития умений и навыков.

Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь составлять композицию на тарелке.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

6.

Работа с природными материалами

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1

Урок введения новых знаний.

Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др.

Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев.

Текущий.  Беседа.

7.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

1

Урок развития умений и навыков.

Наклеивание на под-ложку из цветной бумаги  засушенных листьев.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

8.

Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

1

Урок развития умений и навыков.

Наклеивание на под-ложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги.

Работать в заданном темпе.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку.

Составлять простые композиции из листьев и цветов.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

9.

Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев.

1

Урок развития умений и навыков.

Составление по образцу  сюжетной картинки из засушенных листьев.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку.

Составлять простые композиции из листьев и цветов.

Текущий. Практическая работа.

10.

Работа с бумагой

Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

1

Урок введения новых знаний.

Изделия из бумаги.

Работать в заданном темпе.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям.

Текущий. Практическая работа.

11.

Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

1

Урок развития умений и навыков.

Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

12.

Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление изделия по образцу.

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

Отчитываться о выполненной работе.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа.

13.

Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными супеобложками, бумагой.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа.

14.

Изготовление по образцу стаканчика для семян.

1

Урок развития умений и навыков.

Технология изготовления изделия из бумаги.

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

Отчитываться о выполненной работе.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа.

15.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой.

Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

16.

Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного синего цветов.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги.

Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность.

Отчитываться о выполненной работе.

Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать

бумагу по прямым и

кривым линиям.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

17.

Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать

бумагу по прямым и

кривым линиям.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

18.

Скругление углов квадратов  и прямоугольников на глаз.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги.

Уметь пользоваться технологической картой.

Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать

бумагу по прямым и

кривым линиям.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

II четверть

19

Работа с глиной и

пластилином

Лепка по образцу: морковка, перец, груша.

1

Урок введения новых знаний.

Изготовление изделий овальной формы.

Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

Текущий. Практическая работа.

20.

Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

1

Урок развития умений и навыков.

Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара.

Уметь пользоваться технологической картой.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

Текущий. Практическая работа.

21.

Изготовление по образцу ежа из пластилина.

1

Урок развития умений и навыков.

Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.

Уметь контролировать и оценивать деятельность.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

22.

Изготовление по образцу цветка.

1

Урок развития умений и навыков.

Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.

Уметь контролировать и оценивать деятельность.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

Текущий. Практическая работа.

23.

Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена.

1

Урок развития умений и навыков.

Использовать дополнительный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха.

меть анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Уметь организовывать рабочее место.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

Текущий. Практическая работа.

24.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой шишки или еловой шишки.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

Текущий. Практическая работа.

25.

Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление поделки из желудя и пластилина.

меть анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Уметь организовывать рабочее место.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры.

Текущий. Практическая работа.

26.

Изготовление по образцу утенка из желудей.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление поделки из желудя.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать дета-лей, соблюдать пропорции и размеров.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

27.

Изготовление по образцу гриба из плодов каштана и пластилина.

1

Урок развития умений и навыков.

Ознакомление с натуральными объектами; сочетание цветов пластилина и природного материала.

меть анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Уметь организовывать рабочее место.

Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть);  соблюдать пропорции, размеры.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

28.

Работа с бумагой ( с применением клея)

Ёлочные гирлянды (цепочка).

1

Урок развития умений и навыков.

Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь пользоваться ножницами и клеем.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

29.

Гирлянда «Змейка».

1

Урок развития умений и навыков.

Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги.

Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Уметь пользоваться ножницами и клеем.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

30.

Аппликация «Флажки».

1

Урок развития умений и навыков.

Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

Уметь слушать объяснения и рассказ учителя.

Уметь пользоваться ножницами, клеем; сочетать цвета бумаги.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

31.

Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям.

Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом.

Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натуральным объектом.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

32.

Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

1

Урок развития умений и навыков.

Уметь слушать объяснения и рассказ учителя.

Знать правила безопаснос-сти с режущими инструментами и клеем.

Уметь симметрично вырезывать детали.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

III четверть

33.

Работа с пластилином

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

1

Урок развития умений и навыков.

Рельефы букв и цифр на подкладной доске.

Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. Отчитываться о выполненной работе.

Знать вид лепки: на плоскости (рельеф).

Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

34.

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

1

Урок развития умений и навыков.

Технология изготовления фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя.

Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства.

Знать вид лепки круглая (скульптура).

Уметь лепить двумя способами: из целого куска и присоединение отдельных деталей.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

35.

Работа с природными материалами (многодетальные изделия)

Изготовление по образцу птички из шишки ели, пластилина, веточек.

1

Урок введения новых знаний.

Поделка из шишки ели, пластилина и веточек.

Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия.

Знать свойства материалов, используемые для работы.

Текущий. Практическая

работа. Анализ

работ.

36.

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек.

1

Урок развития умений и навыков.

Изготовление по образцу из скорлупы грецкого ореха, ракушек, сосновой коры.

Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства.

Знать свойства  материалов.

Уметь соединять детали с помощью пластилина.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

37.

Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных деталей.

1

Урок развития умений и навыков.

Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов.

Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия.

Знать свойства  материалов.

Уметь соединять детали с помощью пластилина.

Текущий. Практическая

работа.

Анализ работ.

38.

Изготовление по образцу  поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина.

1

Урок развития умений и навыков.

Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов.

Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства.

Знать свойства  материалов.

Уметь соединять детали с помощью пластилина.

Текущий. Практическая

работа.

39.

Изготовление по образцу пингвина из шишек ели, крылаток клена.

1

Урок развития умений и навыков.

Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов.

Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия.

Знать свойства  материалов.

Уметь соединять детали с помощью пластилина.

Текущий. Практическая работа.

40.

Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

1

Урок развития умений и навыков.

Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

Знать свойства  материалов.

Уметь соединять детали с помощью пластилина.

41.

Работа с бумагой (аппликация)

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

1

Урок введения новых знаний.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы  аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.

Текущий. Практическая работа.

42.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету.

1

Урок развития умений и навыков.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы  аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.

Текущий. Практическая работа.

43.

Самостоятельное изготовление по образцу орнамента в квадрате.

1

Урок развития умений и навыков.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.

Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту.

Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы  аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.

Текущий. Практическая

работа.

44.

Составление по образцу композиций

1

Урок – закрепление.

Составление по образцу композиции из геометрических фигур.

Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации.

Уметь размещать на листе бумаги элементы  аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их.

Текущий. Практическая

работа.

Анализ работ.

45.

Работа с нитками

Знакомство со свойствами ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины.

1

Урок введения новых знаний.

Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

46.

Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на кртонку.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.

Текущий. Практическая работа.

47.

Составление коллекции ниток – наклеивание на подложку из плотной бумаги.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.

Текущий. Практическая работа.

48.

Витье шнура из толстых цветных ниток.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.

Текущий. Практическая работа.

49.

Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Уметь составлять план с помощью учителя.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.

Текущий. Практическая работа.

50.

Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

1

Урок развития умений и навыков.

Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку.

Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются.

Уметь завязывать узелки, бантики.

Текущий. Практическая работа.

IV четверть

51.

Работа с глиной и пластилином (макеты)

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему

« За грибами»

1

Урок введения новых знаний.

Коллективная работа по образцу и представлению.

Уметь составлять план с помощью учителя.

Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять  детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

52.

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему

« Снегурочка в лесу»

1

Урок развития умений и навыков.

Коллективная работа по образцу и представлению.

Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять  детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа.

53.

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему сказки « Колобок»

1

Урок развития умений и навыков.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке.

Работать в заданном темпе.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять  детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа.

Анализ работ.

54

55

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему «Весна»

2

Урок – закрепление

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять  детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

56

57

Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему сказки «Репка»

2

Урок – закрепление

Отработка навыка лепки фигуры человека.

Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять  детали на подставке; рационально использовать подручный материал.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

58

Работа с бумагой (аппликации)

Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе

1

Урок развития умений и навыков.

Составление геометрического и растительного орнамента.

Работать в заданном темпе.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Знать правила составления орнамента.

Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

59

Работа с нитками (шитье по проколу)

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

1

Урок введения новых знаний.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.

Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам.

Текущий.

Практическая работа.

60

Изготовление закладки для книг.

1

Урок введения новых знаний.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.

Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

61.

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

1

Урок развития умений и навыков.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Самостоятельное

прокалывание  с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте.

Текущий.

Практическая работа.

62.

Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

1

Урок развития умений и навыков.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Самостоятельное

прокалывание  с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.

Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам.

Текущий. Практическая работа.

63

64

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.

2

Урок развития умений и навыков.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Самостоятельное

прокалывание  с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки.

Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу.

Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.

Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

65

Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем. Вышивание в два приема.

2

Урок развития умений и навыков.

Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз».

Самостоятельное

прокалывание  с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки.

Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом.

Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение.

Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам.

Текущий. Практическая работа. Анализ работ.

66

Повторение пройденного в 1 классе. Выставка изделий.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Литература для учителя

Печатные пособия:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (Н. Н. Павлова)   под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.

2.   «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

3. Л.А. Кузнецова  «Технология. Ручной труд» 1 класс,  С.-Петербург Филиал издательства  «Просвещение», 2014.

4. Л.А. Кузнецова «Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 2014. 

ИКТ – средства: презентации, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Демонстрационные пособия: предметные и сюжетные картины

Литература для обучающихся

Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» 1 класс, С.-Петербург Филиал издательства  «Просвещение», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Ручной труд" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.

Рабочая программа по учебному курсу "Ручной труд" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умств...

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» 1 - 4 классы

Рабочая программа  по учебному предмету «Ручной труд»  на 4 года...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможно...

Рабочие программы 1 класс по ручному труду

Аннотация к рабочей программе...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...

Рабочая программа 3 класс ручной труд

Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" (вариант 1) 1 (доп.) класс

Предмет «Ручной труд» имеет исключительно важное коррекционно – развивающее значение для развития детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уроки трудово...