рабочая программа для 1 класса по ручному труду
рабочая программа по технологии (1 класс)
Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:
— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_fgos2_1kl.docx | 50.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Ручной труд
Пояснительная записка
Программа учебного предмета составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:
— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен- ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
— Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
— Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;
— Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью БОУ ЧР «Ибресинская школа-интернат» Минобразования Чувашии;
— и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Цель программы обучения:
развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Общая характеристика учебного предмета.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
· работа с глиной и пластилином;
· работа с природными материалами;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами;
· работа с проволокой и металлоконструктором;
· работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.
На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:
· выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
· воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
· обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.
В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).
Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.
В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).
Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
· значение производства товаров для жизни людей;
· сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
· демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
· соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
· знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Место учебного предмета.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Трудовое обучение» изучается в 1 классе 2 ч в неделю. Итого: 33 недели, 66 уроков.
Результаты изучения учебного предмета.
Минимальный уровень:
● знание правил организации рабочего места;
● знание видов трудовых работ;
● знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда, правил их хране-
ния, санитарно-гигиенических требований при работе с ними с помощью учителя;
● знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими режущими инструментами с помощью учителя;
● знание приемов работы (разметки деталей) используемые на уроках ручного труда с помощью учителя.
Достаточный уровень:
● умение работать с разнообразной наглядностью;
● выполнять общественные поручения по уборке класса;
● умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя.
Личностные результаты:
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной трудовой деятельности;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей работы;
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Развитие образного восприятия и освоение способов творческого самовыражения личности;
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах декоративно-прикладного искусства;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
Развитие умений и навыков познания и самопознания через накопление опыта эстетического переживания;
Умение познавать окружающий мир и свою роль в нем как преобразователя, через учебную трудовую деятельность.
Содержание учебного предмета.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ. Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами.Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета.Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ. Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка.Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации.Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.Правила составления растительного орнамента.Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ. Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение.Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Календарно-тематическое планирование
( 66 ЧАСОВ)
I четверть
№ п/п | Название раздела | Тема урока | Количество часов | Дата | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий) | Элементы содержания | Виды деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Форма контроля. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Вводное занятие. Беседа о труде и профессиях. Выявление знаний и умений учащихся. | 1 | Урок введения новых знаний. | Беседа о труде и профессиях. Требования к поведению во время урока труда. | Умение слушать учителя | Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. | Текущий. Беседа. | ||
2. | Работа с глиной и пластилином | Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и ширины. | 1 | Урок введения новых знаний. | Процесс труда: планирование, организация рабочего места, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатом деятельности. | Уметь содержать в порядке рабочее место. | Знать вид материала: пластилин, его название и назначение; ручной инструмент: стека; технологическую последовательность изготовления изделия. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
3. | Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Овладение навыками работы с пластилином. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | Уметь выслушивать и повторять за учителем анализ образца изделия; пооперационно выполнять за учителем работу по словесной инструкции. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
4. | Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Овладение приемами работы стекой. Выполнение объемного изделия. Лепка предметов шаровидной формы. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | Уметь раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями в ладонях, вдавливать поверхность. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
5. | Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Предметы овальной формы: сливы, огурец, картофель. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь составлять композицию на тарелке. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
6. | Работа с природными материалами | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | 1 | Урок введения новых знаний. | Сбор листьев, цветов, семян-крылаток клена, шишек, сучков и др. | Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, хрупкость засушенных листьев. | Текущий. Беседа. | |
7. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький). | 1 | Урок развития умений и навыков. | Наклеивание на под-ложку из цветной бумаги засушенных листьев. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь аккуратно наклеивать на плотную бумагу сухих хрупких листьев. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
8. | Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Наклеивание на под-ложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги. | Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые композиции из листьев и цветов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
9. | Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку. Составлять простые композиции из листьев и цветов. | Текущий. Практическая работа. | ||
10. | Работа с бумагой | Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. | 1 | Урок введения новых знаний. | Изделия из бумаги. | Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | Уметь сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям. | Текущий. Практическая работа. | |
11. | Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Изделие для работы с разрезной азбукой и цифрами. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
12. | Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Изготовление изделия по образцу. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. | ||
13. | Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными супеобложками, бумагой. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Изготовление по образцу шапочки из газетной бумаги. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. | ||
14. | Изготовление по образцу стаканчика для семян. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Технология изготовления изделия из бумаги. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. | ||
15. | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Уметь складывать с угла на угол и по средней линии, приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям; скруглять углы квадрата и прямоугольника. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
16. | Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного синего цветов. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. | Следить за правильной осанкой. Оценивать свою деятельность. Отчитываться о выполненной работе. | Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
17. | Вырезание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
18. | Скругление углов квадратов и прямоугольников на глаз. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы, резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники из цветной бумаги. | Уметь пользоваться технологической картой. | Уметь правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать бумагу по прямым и кривым линиям. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
II четверть
19 | Работа с глиной и пластилином | Лепка по образцу: морковка, перец, груша. | 1 | Урок введения новых знаний. | Изготовление изделий овальной формы. | Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, предложенными учителем. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | |
20. | Лепка по образцу букв и цифр на подложке. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Лепка двумя способами: из целого куска глины и составление из двух половинок шара. | Уметь пользоваться технологической картой. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | ||
21. | Изготовление по образцу ежа из пластилина. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха. | Уметь контролировать и оценивать деятельность. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
22. | Изготовление по образцу цветка. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Использовать дополнитель-ный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха. | Уметь контролировать и оценивать деятельность. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | ||
23. | Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Использовать дополнительный природный материал: крылатки клена, сосновые иглы, веточки, шелуха подсолнуха. | меть анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Уметь организовывать рабочее место. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | ||
24. | Изготовление по образцу рыбки из сосновой шишки или еловой шишки. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Изготовление поделки из еловой шишки, хвост и плавники из пластилина. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. Оцени-вать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя. | Текущий. Практическая работа. | ||
25. | Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Изготовление поделки из желудя и пластилина. | меть анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Уметь организовывать рабочее место. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. | Текущий. Практическая работа. | ||
26. | Изготовление по образцу утенка из желудей. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Изготовление поделки из желудя. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать дета-лей, соблюдать пропорции и размеров. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
27. | Изготовление по образцу гриба из плодов каштана и пластилина. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Ознакомление с натуральными объектами; сочетание цветов пластилина и природного материала. | меть анализировать. Критически оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Уметь организовывать рабочее место. | Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
28. | Работа с бумагой ( с применением клея) | Ёлочные гирлянды (цепочка). | 1 | Урок развития умений и навыков. | Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь пользоваться ножницами и клеем. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
29. | Гирлянда «Змейка». | 1 | Урок развития умений и навыков. | Групповая работа. Изготовление поделки из полос цветной бумаги. | Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | Уметь пользоваться ножницами и клеем. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
30. | Аппликация «Флажки». | 1 | Урок развития умений и навыков. | Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | Уметь пользоваться ножницами, клеем; сочетать цвета бумаги. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
31. | Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнение в резании по размеченным прямым и кривым линиям. | Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. | Уметь ориентироваться в задании. Сравнивать изделие с натуральным объектом. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
32. | Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Уметь слушать объяснения и рассказ учителя. | Знать правила безопаснос-сти с режущими инструментами и клеем. Уметь симметрично вырезывать детали. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
III четверть
33. | Работа с пластилином | Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Рельефы букв и цифр на подкладной доске. | Привычно готовить рабочее место. Уметь осуществлять поэтапный и итоговый контроль качества в сравнении с образцом. Отчитываться о выполненной работе. | Знать вид лепки: на плоскости (рельеф). Уметь рационально использовать пластилин. Располагать цифры и буквы на доске. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
34. | Лепка по образцу стилизованной фигуры человека. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Технология изготовления фигуры человека. Определение формы, размеров, последовательности изготовления по показу учителя. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | Знать вид лепки круглая (скульптура). Уметь лепить двумя способами: из целого куска и присоединение отдельных деталей. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
35. | Работа с природными материалами (многодетальные изделия) | Изготовление по образцу птички из шишки ели, пластилина, веточек. | 1 | Урок введения новых знаний. | Поделка из шишки ели, пластилина и веточек. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. | Знать свойства материалов, используемые для работы. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
36. | Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Изготовление по образцу из скорлупы грецкого ореха, ракушек, сосновой коры. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
37. | Изготовление по образцу совы из шишки ели, бумажных деталей. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. | Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
38. | Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов. | Уметь называть материалы для работы и характеризовать их свойства. | Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. | Текущий. Практическая работа. | ||
39. | Изготовление по образцу пингвина из шишек ели, крылаток клена. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов. | Уметь работать в заданном темпе, осуществлять необходимые контрольные действия. | Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. | Текущий. Практическая работа. | ||
40. | Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Отработка навыков пользования инстру-ментами, использование подручных материалов. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | Знать свойства материалов. Уметь соединять детали с помощью пластилина. | |||
41. | Работа с бумагой (аппликация) | Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик). | 1 | Урок введения новых знаний. | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | Текущий. Практическая работа. | |
42. | Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по форме, цвету. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | Текущий. Практическая работа. | ||
43. | Самостоятельное изготовление по образцу орнамента в квадрате. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. | Планировать текущую работу с опорой на предметную, инструкционную карту. | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | Текущий. Практическая работа. | ||
44. | Составление по образцу композиций | 1 | Урок – закрепление. | Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в аппликации. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | Знать оттенки цветов бумаги. Сочетать цвета бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации. Смазывать детали аппликации клеем и наклеивание их. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
45. | Работа с нитками | Знакомство со свойствами ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. | 1 | Урок введения новых знаний. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
46. | Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на кртонку. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Выполнять инструкции, точно следовать образцу. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. | ||
47. | Составление коллекции ниток – наклеивание на подложку из плотной бумаги. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. | ||
48. | Витье шнура из толстых цветных ниток. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. | ||
49. | Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Уметь составлять план с помощью учителя. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. | ||
50. | Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Упражнения в разрывании, резании, связывании, наматывании цветных ниток в клубок и на картонку. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | Знать применение ниток; свойства и особенности ниток: толстые, тонкие; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются. Уметь завязывать узелки, бантики. | Текущий. Практическая работа. |
IV четверть
51. | Работа с глиной и пластилином (макеты) | Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему « За грибами» | 1 | Урок введения новых знаний. | Коллективная работа по образцу и представлению. | Уметь составлять план с помощью учителя. | Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
52. | Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему « Снегурочка в лесу» | 1 | Урок развития умений и навыков. | Коллективная работа по образцу и представлению. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | Текущий. Практическая работа. | ||
53. | Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему сказки « Колобок» | 1 | Урок развития умений и навыков. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке. | Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
54 55 | Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему «Весна» | 2 | Урок – закрепление | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в лепке. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
56 57 | Лепка по образцу и представлению деталей для макета на тему сказки «Репка» | 2 | Урок – закрепление | Отработка навыка лепки фигуры человека. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | Уметь работать коллективно, располагать предметы на подставке в определенной последовательности. Закреплять детали на подставке; рационально использовать подручный материал. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
58 | Работа с бумагой (аппликации) | Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе | 1 | Урок развития умений и навыков. | Составление геометрического и растительного орнамента. | Работать в заданном темпе. Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи. | Знать правила составления орнамента. Уметь размещать на листе бумаги элементы аппликации, наклеивать их. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | |
59 | Работа с нитками (шитье по проколу) | Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». | 1 | Урок введения новых знаний. | Упражнения по вдеванию нитки в иголку, закрепление нитки в начале и в конце строчки. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам. | Текущий. Практическая работа. | |
60 | Изготовление закладки для книг. | 1 | Урок введения новых знаний. | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
61. | Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Уметь правильно держать инструменты, пользоваться наперстком. Вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. | Текущий. Практическая работа. | ||
62. | Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием. | 1 | Урок развития умений и навыков. | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам. | Текущий. Практическая работа. | ||
63 64 | Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. | 2 | Урок развития умений и навыков. | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки. | Уметь самостоятельно готовить рабочее место. Уметь объяснять, оказывать помощь товарищу. | Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
65 | Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем. Вышивание в два приема. | 2 | Урок развития умений и навыков. | Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз». Самостоятельное прокалывание с последующим раскрашиванием. У детей разные рисунки. | Уметь ориентироваться в задании, планировать работу при изготовлении изделия, контролировать, сравнивать с образцом. | Знать свойства ниток, инструменты для работы с нитками и их назначение. Уметь вдевать нитку в иглу и закреплять нитку повторением стежков на одном месте. Шить по проколам. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. | ||
66 | Повторение пройденного в 1 классе. Выставка изделий. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
Печатные пособия:
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (Н. Н. Павлова) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.
2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
3. Л.А. Кузнецова «Технология. Ручной труд» 1 класс, С.-Петербург Филиал издательства «Просвещение», 2014.
4. Л.А. Кузнецова «Методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 2014.
ИКТ – средства: презентации, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Демонстрационные пособия: предметные и сюжетные картины
Литература для обучающихся
Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» 1 класс, С.-Петербург Филиал издательства «Просвещение», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Ручной труд" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ.
Рабочая программа по учебному курсу "Ручной труд" в 1 классе для обучающихся с ОВЗ. Приложение к АООП.Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умств...
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» 1 - 4 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» на 4 года...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможно...
Рабочие программы 1 класс по ручному труду
Аннотация к рабочей программе...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...
Рабочая программа 3 класс ручной труд
Рабочая программа по ручному труду предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" (вариант 1) 1 (доп.) класс
Предмет «Ручной труд» имеет исключительно важное коррекционно – развивающее значение для развития детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уроки трудово...