Элементарная творческая проектная деятельность
план-конспект урока по технологии (2 класс)
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementarnaya_tvorcheskaya_i_proektnaya_deyatelnost.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста».
Цели | Расширить представления учащихся о профессиях (познакомить с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивать навыки лепки; учить сравнивать материалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; развивать эстетический вкус, умение сочетать цвета |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер |
Наглядно-демонстрационный материал | Соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (а также фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста; таблицы «Приемы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных материалов» |
Оборудование | Учебник, солёное тесто, доска для лепки, стека, клеенка, фартук, салфетки. |
Планируемые | Личностные: проявляют интерес к предметно-практической деятельности. Предметные: научатся различать основные профессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям. Метапредметные: ∙регулятивные – научатся определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; ∙познавательные – научатся осознанно и произвольно высказываться в устной форме о пластичных материалах, профессиях пекаря и кондитера; ∙коммуникативные – научатся вести диалог с учителем и одноклассниками |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Постановка учебной задачи | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. С самого рождения человек окружен различными интересными предметами. Изучая их взглядом, тактильно, люди развивают свои умственные и творческие способности. Одним из предметов познания всего прекрасного на свете для детей являются игрушки. Мы с вами на уроках родного языка уже обсуждали, из каких материалов делали игрушки в старину. Давайте вспомним, какие это материалы? (солома, глина, дерево). Правильно, из этих материалов делали игрушки в старину. А сейчас а магазинах изделия из каких материалов только не встретишь - пластмасса, дерево, глина и т.д. А мы сегодня на уроке попробуем сами изготовить игрушку из еще одного, очень известного, пластичного материала. По принесенным на урок материалам вы уже, наверное, поняли, что сегодня мы будем лепить из теста | Слушают учителя, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | Просмотр и оценивание поделок из пластилина. | Показ поделок | Индивидуальная | Коммуникативные: умеют адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач | Устные ответы |
Опрос учащихся | Задает вопросы: – Какие пластичные материалы вы знаете? – Керамические изделия – это изделия, выполненные из пластилина? – Как называют мастера, изготовляющего изделия из глины? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы | ||
III. Освоение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы о тесте, его применении. Просмотр мультимедийной презентации. | – Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Именно с появлением этих лепешек, выпекавшихся на горячих камнях, и началась на земле история хлебопечения. Расскажите, где применяется обычное кулинарное тесто. – Для приготовления теста необходима мука. | Слушают учителя, рассматривают рисунки, анализируют информацию, отвечают | Фронтальная | Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Устные ответы |
Знакомство с профессиями пекаря | Читает стихотворение: Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Чтобы хлеб к утру испечь. – О ком идет речь в этом стихотворении? Назовите профессию. Что вы знаете о профессии пекаря? А вот еще стихотворение. Послушайте! Дети, здрасьте! Вы любите сласти? – О ком это стихотворение? Знаете ли вы название этой профессии? – Если мама дома печет булку, то мы назовем маму (кем?) пекарем, а если – торт, то (кем?) кондитером. – Какими инструментами работают кондитеры и пекари? | Слушают учителя, анализируют информацию в учебнике, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении поставленных вопросов | Фронтальная | Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; анализировать информацию. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, составлять небольшое монологическое высказывание о профессиях пекаря и кондитера. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие красоты произведений пекарского и кондитерского искусства, уважительное отношение к труду пекарей и кондитеров | Устные ответы | |
Сравнение пластичных материалов по заданным критериям | – Перечислите известные вам пластичные материалы. (Пластилин, глина). Тесто также относится к ним. Одинаковы ли свойства этих материалов? Давайте сравним их по следующим критериям: цвет, пластичность, состав, приемы работы, применение | Участвуют в коллективном обсуждении свойств пластичных материалов по заданным критериям, анализируют информацию | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; логические – могут сравнивать различные материалы по заданным критериям, делать выводы. Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Устные ответы | |
Практическое задание | Выслушивает рассуждения учащихся, дополняет или корректирует ответ. | Индивидуальная | Заполняют таблицу | |||
Словесно-иллюстративный рассказ «Тестопластика». Просмотр мультимедийной презентации и образцов изделий | – Из теста выпекали не только хлеб, но и делали декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применяется для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проемах окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».. Вот и мы сегодня изготовим из соленого теста фигурку лошадки- это символ счастья, добра и радости в каждом доме. | Слушают учителя, рассматривают поделки, анализируют информацию, отвечают | Фронтальная | Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Регулятивные: принимают Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания | Устные ответы | |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | ||
IV. Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда | Организация рабочего места |
Беседа «Что и как мы будем делать». | Организует проведение группового анализа изделия по заданному плану, рассматривание рисунков, демонстрацию приемов работы | Анализируют конструкцию изделия, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы, наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют анализировать объекты, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки | Устные ответы | |
Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. – Выполните поделки из соленого теста | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, выполняют лепку | Индивидуальная | Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке. Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Познавательные: общеучебные – ориентируются на возможное разнообразие способов выполнения задания; умеют сравнивать между собой два объекта | Изготовление из соленого теста магнитика | |
V. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Выставка работ учащихся | Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ | Рассматривают выполненные поделки, оценивают оригинальность работ | Фронтальная | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – С каким материалом вы познакомились сегодня на уроке? – Все ли вам удалось выполнить? – Что не удалось? Почему? – Что можно изготовить таким способом? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Устные ответы | |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. – Испечь вместе с родителями какое-нибудь кулинарное изделие. Написать о своей работе и ее результатах, вложить фотографию своего кулинарного изделия в папку достижений | Слушают учителя | Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности
В данной работе описываются критерии работы над проектом...
Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...
Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности
В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся
В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...
Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»
В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...
Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»
Представление творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...