Элементарная творческая проектная деятельность
план-конспект урока по технологии (2 класс)
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста».
Цели | Расширить представления учащихся о профессиях (познакомить с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; развивать навыки лепки; учить сравнивать материалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; развивать эстетический вкус, умение сочетать цвета |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Пластичные материалы, тестопластика, пекарь, кондитер |
Наглядно-демонстрационный материал | Соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (а также фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста; таблицы «Приемы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных материалов» |
Оборудование | Учебник, солёное тесто, доска для лепки, стека, клеенка, фартук, салфетки. |
Планируемые | Личностные: проявляют интерес к предметно-практической деятельности. Предметные: научатся различать основные профессии кулинарного кондитерского искусства, виды пластичных материалов, применять технологию лепки из соленого теста; проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям. Метапредметные: ∙регулятивные – научатся определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий и вносить в них коррективы в случае отклонения; ∙познавательные – научатся осознанно и произвольно высказываться в устной форме о пластичных материалах, профессиях пекаря и кондитера; ∙коммуникативные – научатся вести диалог с учителем и одноклассниками |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Постановка учебной задачи | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. С самого рождения человек окружен различными интересными предметами. Изучая их взглядом, тактильно, люди развивают свои умственные и творческие способности. Одним из предметов познания всего прекрасного на свете для детей являются игрушки. Мы с вами на уроках родного языка уже обсуждали, из каких материалов делали игрушки в старину. Давайте вспомним, какие это материалы? (солома, глина, дерево). Правильно, из этих материалов делали игрушки в старину. А сейчас а магазинах изделия из каких материалов только не встретишь - пластмасса, дерево, глина и т.д. А мы сегодня на уроке попробуем сами изготовить игрушку из еще одного, очень известного, пластичного материала. По принесенным на урок материалам вы уже, наверное, поняли, что сегодня мы будем лепить из теста | Слушают учителя, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | Просмотр и оценивание поделок из пластилина. | Показ поделок | Индивидуальная | Коммуникативные: умеют адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач | Устные ответы |
Опрос учащихся | Задает вопросы: – Какие пластичные материалы вы знаете? – Керамические изделия – это изделия, выполненные из пластилина? – Как называют мастера, изготовляющего изделия из глины? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы | ||
III. Освоение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы о тесте, его применении. Просмотр мультимедийной презентации. | – Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Именно с появлением этих лепешек, выпекавшихся на горячих камнях, и началась на земле история хлебопечения. Расскажите, где применяется обычное кулинарное тесто. – Для приготовления теста необходима мука. | Слушают учителя, рассматривают рисунки, анализируют информацию, отвечают | Фронтальная | Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Устные ответы |
Знакомство с профессиями пекаря | Читает стихотворение: Встанем мы, когда вы спите, И муку просеем в сите, Чтобы хлеб к утру испечь. – О ком идет речь в этом стихотворении? Назовите профессию. Что вы знаете о профессии пекаря? А вот еще стихотворение. Послушайте! Дети, здрасьте! Вы любите сласти? – О ком это стихотворение? Знаете ли вы название этой профессии? – Если мама дома печет булку, то мы назовем маму (кем?) пекарем, а если – торт, то (кем?) кондитером. – Какими инструментами работают кондитеры и пекари? | Слушают учителя, анализируют информацию в учебнике, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении поставленных вопросов | Фронтальная | Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; анализировать информацию. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, составлять небольшое монологическое высказывание о профессиях пекаря и кондитера. Личностные: сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие красоты произведений пекарского и кондитерского искусства, уважительное отношение к труду пекарей и кондитеров | Устные ответы | |
Сравнение пластичных материалов по заданным критериям | – Перечислите известные вам пластичные материалы. (Пластилин, глина). Тесто также относится к ним. Одинаковы ли свойства этих материалов? Давайте сравним их по следующим критериям: цвет, пластичность, состав, приемы работы, применение | Участвуют в коллективном обсуждении свойств пластичных материалов по заданным критериям, анализируют информацию | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, активно слушать одноклассников, учителя, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; логические – могут сравнивать различные материалы по заданным критериям, делать выводы. Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале | Устные ответы | |
Практическое задание | Выслушивает рассуждения учащихся, дополняет или корректирует ответ. | Индивидуальная | Заполняют таблицу | |||
Словесно-иллюстративный рассказ «Тестопластика». Просмотр мультимедийной презентации и образцов изделий | – Из теста выпекали не только хлеб, но и делали декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применяется для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проемах окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол».. Вот и мы сегодня изготовим из соленого теста фигурку лошадки- это символ счастья, добра и радости в каждом доме. | Слушают учителя, рассматривают поделки, анализируют информацию, отвечают | Фронтальная | Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Регулятивные: принимают Познавательные: умеют анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания | Устные ответы | |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | ||
IV. Творческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места | Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда | Организация рабочего места |
Беседа «Что и как мы будем делать». | Организует проведение группового анализа изделия по заданному плану, рассматривание рисунков, демонстрацию приемов работы | Анализируют конструкцию изделия, узнают и называют освоенные материалы, их свойства, приемы работы, наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют анализировать объекты, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки | Устные ответы | |
Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. – Выполните поделки из соленого теста | Отбирают необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы, выстраивают последовательность реализации собственного замысла, выполняют лепку | Индивидуальная | Личностные: имеют желание работать; понимают значимость правильной организации рабочего места; знают правила поведения на уроке. Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Познавательные: общеучебные – ориентируются на возможное разнообразие способов выполнения задания; умеют сравнивать между собой два объекта | Изготовление из соленого теста магнитика | |
V. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Выставка работ учащихся | Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ | Рассматривают выполненные поделки, оценивают оригинальность работ | Фронтальная | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – С каким материалом вы познакомились сегодня на уроке? – Все ли вам удалось выполнить? – Что не удалось? Почему? – Что можно изготовить таким способом? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Устные ответы | |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. – Испечь вместе с родителями какое-нибудь кулинарное изделие. Написать о своей работе и ее результатах, вложить фотографию своего кулинарного изделия в папку достижений | Слушают учителя | Индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/27/picture-565.jpg)
Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности
В данной работе описываются критерии работы над проектом...
Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»
Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31497.jpg)
Организация проектной деятельности как средство эффективного развития творческой личности
В материале рассказывается об опыте организации проектной деятельности в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/29/picture-45007-1475160858.jpg)
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся
В своей работе обращаю большое внимание на проектную деятельность учащихся. Рекомендации по её организации даны в примерных программах начального образовательного стандарта второго поколения. Та...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/27/picture-63160.jpg)
Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»
В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695662-1445777972.jpg)
Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»
Представление творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"
Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...