Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности
статья (4 класс) по теме
В данной работе описываются критерии работы над проектом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_proekt.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Набережноморквашская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонский муниципальный район
Республика Татарстан
Проектная деятельность
как основа обучения и развития активной творческой личности
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Набережноморквашская СОШ»
Кириллова Надежда Леонидовна
с.Набережные Моркваши 2010 г.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
- Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности.
- Работа над проектами должна быть ориентированна на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.
- В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы.
Что является критериями успеха работы над проектом?
- достигнут конечный результат.
- создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
- результат проекта может быть использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким; можно выделить краткосрочные (2 - 6ч), среднесрочные (12 - 15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала его анализа т.д.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практикоориентированные проекты.
Этапы проектной деятельности располагались в следующем порядке.
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проекта.
4. Реализация проекта.
5. Презентация.
Работу над темой начинали с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить разных подтем по интересам детей
Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети делали личный выбор того, что им интересно.
На данном этапе работы над проектом у детей формируются следующие коммуникативные умения:
- спрашивать и задавать вопросы учителю,
- отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других детей,
- аргументировать.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали их и готовили к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.
Во время работы над темой дети учились находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать её.
Основная задача учителей на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
В качестве источников информации выступали: книги, классные библиотеки, экскурсии, родители.
Завершался сбор сведений размещением всей найденной информации в одной информационной папке. Особая роль информационной папки связана с возможностью хранения с её помощью всего объёма информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребёнка по поиску информации. На этом этапе у детей формировались умения работать с другими источниками информации, работать с текстом, обобщать, выделять главное.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагал детям принять участие в реализации проекта. При этом он знакомил детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Составляя список проектов, ориентировались на местные условия и предоставляли детям разнообразные виды деятельности.
Дети работали индивидуально. Помощь оказывали родители и учитель.
В коллективных проектах дети выступали как “специалисты” по выбранным ими ранее аспектам темы.
Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми учитывались те умения, которые у них есть к этому моменту. На этом этапе учащиеся приобретают следующие умения: простоту и чёткость речевого высказывания, умение вступать в контакт с партнёром и собеседником, умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
На этом этапе дети готовили выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогали только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.
Каждый ребёнок имеет право:
- не участвовать ни в одном из проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать свой, новый проект.
Каждый проект и этап проекта доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогал детям соизмерять свои желания и возможности.
После завершения работы над проектом детям представилась возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В долгосрочных проектах выделялись промежуточные этапы, по результатам которых дети получили положительное подкрепление газеты.
В данном проекте решались многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Затрагиваются вопросы экологии, обогащаются литературоведческие, природоведческие знания. Развивается эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работ ребят. Развиваются трудовые и искусствоведческие навыки.
У моих детей отмечаю рост школьной мотивации. Веду отслеживание успехов учащихся и отмечаю рост качества знаний у отдельных учащихся. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост
По истечению второго года внедрения этой технологии, я увидела, что дети активнее включаются в работу над проектом, умеют вовремя оставить работу , с которой не смогут справиться, перейти в другую группу.
Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика.
Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектная деятельность. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”.
Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Проектная деятельность - метод организации обучения и развития младших школьников»
Статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной системе, чтобы добиться высокого результата в обучении, научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели...
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как условие творческой активности младших школьников
Структура занятий с применением технологий проектного метода помогает формированию готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закла...
Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"
Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...
Проектная деятельность – основа обучения и развития школьников
На современном этапе развития образования выдвигаются новые требования к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей. Общество пост...
Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"
Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....
Развивающая технология; "Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой личности школьника"
Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творчес...
Проектная деятельность как одно из условий развития творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы...
Комментарии
Мне очень понравилась Ваша
Мне очень понравилась Ваша работа, очень содержательная и актуальная. Спасибо за пополнение библиотеки нашей группы!
Работа очень интересная.
Работа очень интересная. Проектная деятельность сейчас актуальна.