Проектная деятельность как основа обучения и развития активной творческой личности
статья (4 класс) по теме
В данной работе описываются критерии работы над проектом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Набережноморквашская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонский муниципальный район
Республика Татарстан
Проектная деятельность
как основа обучения и развития активной творческой личности
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Набережноморквашская СОШ»
Кириллова Надежда Леонидовна
с.Набережные Моркваши 2010 г.
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
- Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности.
- Работа над проектами должна быть ориентированна на развитие познавательных интересов, исследовательских умений, на углубление и расширение знаний, на формирование таких качеств мышления, как целесообразность, конструктивность, вариативность, критичность.
- В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы.
Что является критериями успеха работы над проектом?
- достигнут конечный результат.
- создана активная команда участников проекта, способная продолжать работу в будущем.
- результат проекта может быть использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
Получено удовольствие от своей деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким; можно выделить краткосрочные (2 - 6ч), среднесрочные (12 - 15 ч), долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала его анализа т.д.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, информационные и практикоориентированные проекты.
Этапы проектной деятельности располагались в следующем порядке.
1. Выбор темы.
2. Сбор сведений.
3. Выбор проекта.
4. Реализация проекта.
5. Презентация.
Работу над темой начинали с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить разных подтем по интересам детей
Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).
Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети делали личный выбор того, что им интересно.
На данном этапе работы над проектом у детей формируются следующие коммуникативные умения:
- спрашивать и задавать вопросы учителю,
- отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других детей,
- аргументировать.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали их и готовили к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.
Во время работы над темой дети учились находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать её.
Основная задача учителей на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.
В качестве источников информации выступали: книги, классные библиотеки, экскурсии, родители.
Завершался сбор сведений размещением всей найденной информации в одной информационной папке. Особая роль информационной папки связана с возможностью хранения с её помощью всего объёма информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребёнка по поиску информации. На этом этапе у детей формировались умения работать с другими источниками информации, работать с текстом, обобщать, выделять главное.
После завершения этапа сбора информации учитель предлагал детям принять участие в реализации проекта. При этом он знакомил детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. Составляя список проектов, ориентировались на местные условия и предоставляли детям разнообразные виды деятельности.
Дети работали индивидуально. Помощь оказывали родители и учитель.
В коллективных проектах дети выступали как “специалисты” по выбранным ими ранее аспектам темы.
Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми учитывались те умения, которые у них есть к этому моменту. На этом этапе учащиеся приобретают следующие умения: простоту и чёткость речевого высказывания, умение вступать в контакт с партнёром и собеседником, умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
На этом этапе дети готовили выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогали только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.
Каждый ребёнок имеет право:
- не участвовать ни в одном из проектов;
- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;
- выйти в любой момент из любого проекта;
- в любой момент начать свой, новый проект.
Каждый проект и этап проекта доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогал детям соизмерять свои желания и возможности.
После завершения работы над проектом детям представилась возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
В долгосрочных проектах выделялись промежуточные этапы, по результатам которых дети получили положительное подкрепление газеты.
В данном проекте решались многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Затрагиваются вопросы экологии, обогащаются литературоведческие, природоведческие знания. Развивается эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работ ребят. Развиваются трудовые и искусствоведческие навыки.
У моих детей отмечаю рост школьной мотивации. Веду отслеживание успехов учащихся и отмечаю рост качества знаний у отдельных учащихся. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.
Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост
По истечению второго года внедрения этой технологии, я увидела, что дети активнее включаются в работу над проектом, умеют вовремя оставить работу , с которой не смогут справиться, перейти в другую группу.
Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика.
Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектная деятельность. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”.
Единение детей и взрослых на основе общих интересов делает их равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/19/picture-206845-1361252798.jpg)
« Проектная деятельность - метод организации обучения и развития младших школьников»
Статья об использовании проектной деятельности в урочной и внеурочной системе, чтобы добиться высокого результата в обучении, научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-246390-1540226490.jpg)
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как условие творческой активности младших школьников
Структура занятий с применением технологий проектного метода помогает формированию готовности и способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закла...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/20/picture-65977-1466446180.jpg)
Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"
Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827963-1476025698.jpg)
Проектная деятельность – основа обучения и развития школьников
На современном этапе развития образования выдвигаются новые требования к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителей. Общество пост...
Выступление на научно-практической конференции "Воспитание социально-активной творческой личности школьника через включение в проектную деятельность"
Материал содержит выступление и презентацию на научно-практической конференции педагогов по теме - Проектная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-89418-1510163657.jpg)
Развивающая технология; "Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой личности школьника"
Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творчес...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1290002-1615902756.png)
Проектная деятельность как одно из условий развития творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы...
Комментарии
Мне очень понравилась Ваша
Мне очень понравилась Ваша работа, очень содержательная и актуальная. Спасибо за пополнение библиотеки нашей группы!
Работа очень интересная.
Работа очень интересная. Проектная деятельность сейчас актуальна.