Дополнительная общеобразовательная программа
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Бушкова Светлана Вячеславовна

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 

 «Умелые руки»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 8 -11 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: художественно-эстетическая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительное образование122.75 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

   Программа «Умелые руки» является модифицированной дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой.

Программа составлена с учетом методических рекомендаций по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области (Приложение к письму Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016), а также в соответствии с обновлением нормативно-правовой базы и тенденций развития дополнительного образования согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

Данная программа призвана научить детей основным приемам работы с   бумагой, красками, карандашами, природными материалами, пластилином, тканью и чертежными принадлежностями, побудить творческую деятельность ребенка, найти себя в мире творчества и раскрыть свои возможности. Декоративно-прикладное творчество – одно из любимых занятий детей и взрослых. Оно позволяет реализовать потребность человека к созиданию.

            Направленность программы - художественно-эстетическая. В процессе освоения различных техник ручного труда у детей развиваются глазомер, мелкая моторика рук, аккуратность, усидчивость, терпение. Они учатся овладению различными ручными инструментами, знакомятся с различными материалами, используемыми в работе. Также декоративно-прикладное творчество способствует развитию мышления учащихся.

Нравственное воспитание учащихся осуществляется в процессе общения, взаимопомощи и организации совместной работы. Процесс создания изделий ручного труда способствует формированию у детей таких волевых качеств, как целеустремленность, ответственность, сосредоточенность, потребность доводить начатое дело до конца. Во время знакомства с различными предметами декоративно-прикладного искусства у детей формируются представления о красоте, богатстве и разнообразии различных видов творчества. У них формируется эстетический вкус, правильные представления о гармоничном сочетании цвета, форм, размеров, текстуры материалов.

 Актуальность программы в том, что она знакомит детей с традициями декоративно-прикладного творчества предыдущих поколений. Она помогает освоению различных приемов и техник творческой деятельности, способствует развитию свободы творческого мышления учащихся.

Духовное развитие человека совершенствуется всю его жизнь. В школьные годы этот процесс наиболее интенсивен, так как происходит развитие и становление личности. У ребенка особая острота восприятия.  То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие  красивого,  формирует у детей эстетическое чувство, уважение и  бережное отношение к искусству.

Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться, обладает эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Педагогическая целесообразность

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность. Поэтому так важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости

Цель программы: формирование и развитие творческих способностей учащихся в различных техниках декоративно-прикладного творчества.

. Задачи:

  • Знакомство учащихся с различными направлениями декоративно-прикладного творчества;
  • Знакомство с различными материалами и инструментами, необходимыми для работы в различных техниках;
  • Обучение учащихся различным техникам декоративно-прикладного творчества;
  • Приобщение учащихся к культуре и искусству, в том числе отечественным;
  • Формирование у учащихся высоких культурных и духовных ценностей и потребности в их дальнейшем обогащении;
  • Формирование у учащихся культуры общения, нравственного поведения, привитие норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
  • Развитие у учащихся способностей к самореализации в различных видах творчества, к объективной самооценке; формирование самоуважения;
  • Воспитание уважительных взаимоотношений в группе;
  • Воспитание ответственности, терпеливости, аккуратности, любви к ручному труду, формирование способности и потребности к саморазвитию;
  • Развитие целеустремленности для успешного достижения поставленных целей;
  • Развитие одаренностей и творческого потенциала учащихся;
  • Развитие у учащихся творческого мышления, воображения, внимания, глазомера, мелкой моторики рук.

            Отличительные особенности программы: Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, бросовым материалом, тканью, гофрированной бумагой и другими материалами как природного, так и синтетического происхождения. Работа кружка  будет организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой и другими материалами работа будет начата с более простых поделок, а для детей постарше – поделки в той же технике, но изделия более сложные.

Адресат программы.

Для обучения принимаются дети без ограничений, с разным уровнем способностей. Программа  кружка «Умелые руки» рассчитана на учащихся 8-11 лет, которые принимаются без специального отбора.

 Ведущая деятельность: Ребенок здесь имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Перед ним не только краски, карандаши, пластилин, но и картон, бумага, ткань, природные материалы. Во время работы дети режут, клеят, придают форму, рисуют.

            Новообразование: Чередование различных техник декоративно-прикладного творчества помогает самоопределению ребенка в том или ином виде деятельности, способствуя наилучшей реализации в одном (или нескольких) из них. Разнообразие видов рукоделия помогает расширить круг творческих интересов ребенка. Освоив различные техники, учащиеся получат возможность комбинировать их, создавая уникальные продукты творчества.

Вариативность практических занятий позволяет учащимся проявить творческие способности также в процессе репродуктивной деятельности. Интерес учащихся поддерживается возможностью практического применения умений и навыков (создание сувениров, подарков к праздникам)

Объем и срок освоения программы: Образовательная программа «Умелые руки» разработана на один год обучения (108 часов). Программой предусмотрено изучение необходимых теоретических сведений, их содержание согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На практическую часть отводится не менее 70% общего объема времени.

Темпы освоения программы и практические результаты каждого учащегося зависят от первичной подготовки и уровня творческого потенциала, поэтому являются индивидуальными показателями.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в разновозрастной группе, содержащей постоянный состав учащихся на протяжении всего срока обучения. В группу зачисляются дети по принципу добровольности. Наполняемость одной группы: 15учащихся.

 Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа с перерывом  и составляют 108 часов в год. Занятия проводятся во второй половине дня после занятий в школе.

Планируемые  результаты

           развитие:

  • творчества;
  • сенсорики, мелкой моторики рук;
  • пространственного воображения;
  • технического и логического мышления, глазомера;
  • способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

           овладение:

  • начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
  • опытом практической деятельности по созданию поделок;
  • способами планирования и организации досуговой деятельности;
  • навыками творческого сотрудничества.

           воспитание:

  • уважительного отношения к результатам труда;
  • интереса к творческой и досуговой деятельности;
  • практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Планируемый уровень подготовки. Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, крючок, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации;

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

Прогнозируемые результаты

   Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

   Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение  своих умений и навыков.

Формы аттестации: Контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и осуществляется в конце каждой темы в виде практической творческой работы;

Форма подведения итогов: конкурс поделок, выставка работ учащихся.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Журнал посещаемости, фото выполненных работ, отзывы детей и родителей.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Открытое занятие, итоговая выставка работ.

Материально-техническое обеспечение

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В наличии должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, работающий по данной программе.

Рекомендации по проведению занятий.

      Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии. 

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи руководителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ребёнок вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Руководителю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

На занятиях дети могут сидеть каждый за отдельным столом или все за одним. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а руководитель мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

       Техника и тема

Программное содержание

Оборудова-

ние

Теория

Практика

Всего

часов

Всего занятий

№ п/п,

дата

   1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что умеют наши руки? Знакомство с материалами

Знакомство с различными техниками изготовления поделок Техника безопасности при работе с ножницами. Развивать творческое воображение, фантазию ребёнка, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность и усидчивость при создании поделки.

         Различные виды материала для поделок:

картон,пластилин

разноцветная бумага,

клей ПВА,

краски,

кисточки,

нитки,

природный материал

1

2

3

1

1-3

январь

   2

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

 Знакомство с пластилинографией. Научить скатывать жгутики и шарики из Развивать творчество, фанта-

зию. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Учить продумывать готовый образ, закреплять навыки работы с бумагой, картоном, бросовым материалом. Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразова-

ния, цветоведения и декоративно-прикладного искусства. Продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм. Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке материалов. Приобретать навыки учебно-исследователь-

ской работы.

Пластилин, картон

1

8

9

3

4-12

январь-февраль

   3

Дела бумажные

Научить изготовлять поделки из бумаги. Закрепить и расширить навыки работы с бумагой. Закрепить правила работы с ножницами, клеем; умение готовить своё рабочее место к занятию, приводить его в порядок по завершении работы. Знакомство с моделями поделок из мятой, гофрированной бумаги и этапами изготовления. Воспитывать работоспособность, творческий интерес к выполняемой работе. Развивать

мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес, устную разговорную речь.

Белый и цветной картон,

обрезки обоев,

гофрированная бумага,

ножницы,

клей ПВА,

полоски для квиллинга

цветная бумага

6

30

36

12

13-48

февраль-апрель

   4

Превращения ниточки

 Обучать приемам работы с иголкой, ниткой, вязальным крючком. Развивать эстетическое восприятие, внимание, воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Нитки для шитья и вязания, иголки, ножницы, крючок для вязания

5

25

30

10

49-78

май-октябрь

    5

Для умелых ручек нет ненужных штучек

Развитие мотивации детей к бережливости, экономии, креативности. Научить практическим умениям и навыкам работы с бросовым материалом. Расширять познавательные процессы. Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук. Укрепить чувство собственного достоинства и умения слаженно работать в коллективе.  Развивать уровень мышления, внимания, художественной памяти, способности к пространственному анализу. Развивать творческий потенциал и стремление работать самостоятельно. Развивать художественный вкус, чувство меры и такта. Воспитывать активного участника в общественно-полезной деятельности. Вырабатывать социально-значимые навыки поведения на занятии.

Бросовый материал,

мелочи для украшения.

4

11

15

5

79-93

октябрь-ноябрь

6

Итоговые занятия

Обучать детей различным приёмам работы с бумагой и другим материалом, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.  Сформировать у детей  навыки завершения работы, исправления ошибок. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Картон,

бумага,

нитки,

иголки. бусины,

бантики,

липкая плёнка,

 аксессуары для украшения

2

7

9

3

94-102

ноябрь-декабрь

7

Оформление выставки

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию, в построении композиции произведений декоративно-прикладного характера. Развивать любознательность, воображение, творческое, техническое и художественное мышления, умение следовать устным инструкциям. Воспитывать любовь к близким людям, развивать способность видеть красоту природы. Воспитывать у ребят чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы. Развивать мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, соразмерность движений).

Картон,

цветная бумага,

клей ПВА,

вода,

ватман,

акварельные краски, кисточки,

гофрированная бумага,

проволока,

цветной картон.

2

4

6

2

103-108

декабрь

Итого

21

87

108

36

 СОДЕРЖАНИЕ

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья ребенка. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами  рукоделия. Однако, вся деятельность в кружке декоративно-прикладного творчества, кроме выше перечисленных, преследует основную цель: удовлетворение желаний ребенка творить в любых техниках и получать за свое творчество моральное удовлетворение в виде побед и грамот.

Этапы работы.

Весь обучающий цикл делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок

Программа состоит из 7 блоков.

       1. Вводные занятия. Введение. Чему мы научимся на наших занятиях. Цель и задачи. Знакомство с программой занятий; знакомство с используемыми для работы материалами;  показ образцов выполненных работ; назначение выполняемых работ. Инструктаж по ТБ.

       2. Работа с пластилином 

Используя разные способы работы с пластилином, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки в нетрадиционной форме. Любое изделие, выполненное руками ребёнка - это его труд, его достижения.

       3. Бумагопластика

Бумагопластика - это техника создания бумажных композиций. Бумага по праву является одним из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

 Допускается использование бумаги различной по толщине, фактуре, цвету, текстуре. Для аппликации используют цветную бумагу, бархатную, картон.

 При выполнении работ со складыванием, используют более тонкую писчую или цветную бумагу. Картон, полукартон или плотная бумага чаще всего применяются для изготовления различных конструкций.

Существуют различные типы изделий из бумаги:

  • изделия из полосок;
  • изделия в технике аппликации;
  • изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров;
  • изготовление макетов и конструкций.

Работа строится на имеющихся у детей навыках, полученных на занятиях аппликацией, оригами: складывание бумаги в разных направлениях, способы обрывания, симметричное, силуэтное, контурное, многослойное вырезывание, склеивание и т. д.

Изготовление аппликации – достаточно лёгкое и очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объёмность предмета на аппликации из различных фигур за счёт приклеивания деталей к основному листу.

На занятиях дети могут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя техники бумагокручения и бумагопластики.

Теория. Работа с бумагой и картоном. Картинки  из геометрических фигур. Что можно сделать  из  мятой бумаги? История возникновения бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги и картона. Способы разметки.

Пр. р. Сгибание, резание и склеивание бумаги.

Пр. р. Упражнения на развитие  глазомера.

  Возникновение техники квиллинга (бумагокручение)

Возможности корейской бумажной пластики. Связь бумажного искусства с жизнью. Историческая справка о древнейшем искусстве бумагокручения. Первые музеи бумажного искусства. Искусство бумагокручения в Европе, Америке, Корее.

Тема 1.2 Элементы дизайна

Тема 1.3 Материалы и принадлежности. Образовательные ценности:

Использование композиций в оформлении интерьеров и помещений. Дизайн подарочных вариантов.

Сорта, фактуры, плотность и толщина бумаги. Приспособление для закрутки бумаги. Пинцет, его назначение. Маленькие, с острыми концами ножницы. Канцелярский нож для бумаги. Линейка для нарезания полос и измерения. Плотный и средней толщины картон. Зубочистки, игла, шило. Клеи (ПВА, герметик, супер – момент). Возможные варианты хранения мелких элементов, заготовок и полос.

Тема 1.4 Цветоведение.

Основные и дополнительные цвета. Контрасты и нюансы. Гармония в композиции и в цвете.  Ограничение цветовой гаммы несколькими цветами. Смешение пастельных оттенков бумаги, создание мягких переходов от одного цвета к другому. Традиционные цветосочетания, использование пастельной и контрастной бумаги для моделировки форм, декоративных элементов и фона.

      4. Работа с нитками

Теория .Основы вязания. История вязания. Виды вязания, различные техники. Приспособления и материалы. Изготовление кисточек из цветных ниток.

Тема 1.2 Элементы дизайна

Тема 1.3 Материалы и принадлежности. Образовательные ценности:

Использование композиций в оформлении интерьеров и помещений. Дизайн подарочных вариантов.

 Пр. р.  Украшение закладок кисточками.

 Пр. р. Рисование нитками.

 Изделия: закладка с кисточкой; аппликация. Изготовление предметов для дома (прихватка для горячих предметов, подстилка для стульчика ,подставка под горячую кружку)

Изделия: салфетки, коврик, прихватка, подставка,мандала

       5. Работа с бросовым материалом 

    Бросовый материал даёт огромные возможности для осуществления фантазий. Самое интересное, что такой материал для поделок в этом случае находится под рукой. Для того чтобы смастерить что-то занятное, не нужно идти в магазин, ехать в лес или идти в парк и собирать природный материал.  Яичные контейнеры, скорлупа, пластиковые и стеклянные бутылки, твердые пакеты из-под молочных продуктов и соков, диски и многое другое являются прекрасным, бесплатным поделочным материалом. Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству; предусматривает развитие навыков ручного труда; развивает творческое воображение и конструктивное мышление; знакомит с приёмами работы различными инструментами, подходящими именно к тому материалу, с которым в данный момент работают; учит осторожному обращению с ними; способствует развитию координации движений пальцев; развивает мелкую моторику пальцев; воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы руководитель берёт на себя.

 Таким образом, поделки из бросового материала помогут детям ценить каждую мелочь. И главное — включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать ту или иную мелочь. Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:

• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

• тщательно промытым и высушенным;

• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)

Теория. Что такое «бросовый материал». Виды бросового материала (БМ). Использование БМ. Как превратить самые обычные вещи в необычные.

Пр. р.  Учимся работать со скорлупой.

Пр. р.  Аппликация из пластмассовых соломинок

Пр. р.  Изготовление панно из пенопласта. Печати из поролона

Изделия: пасхальное яйцо; аппликация «Дерево»; печать. Изготовление поделок из бросового материала (яичная скорлупа, полимерная плёнка, ткань и др.)

Изделия: композиция «Новогодняя»,  картинки  из яичной скорлупы, композиция  «Весна».

 6. Итоговые занятия

Подведение итогов. Доработка изделий. Анализ приобретённых навыков и умений.

  7.Оформление выставки

Подведение итогов. Творческий отчет.

 Методическое обеспечение программы:

Методы обучения: словесный,  наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный.

Форма организации образовательного процесса: групповая, с личностно-ориентированным подходом

Формы организации учебного занятия. Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных форм работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная, дифференцированно-групповая, досуговая, интерактивная.

     Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников.

       Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.

      Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос  или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы . Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

       Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков. Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения работ. Результативность участия  в конкурсах различного уровня  позволяет реализовать «ситуацию успеха».

      Коллективно-творческое дело (КТД) -  основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.

   Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации

(Г.К. Селевко, Н. П. Гузик), групповая  технология (В.К.Дьяченко, И.Б.Первин), информационно-коммуникационные технологии. ( Г.К. Селевко, И.В. Роберт,  В. П. Беспалько), игровые технологии (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин).

Алгоритм учебного занятия

Учебное занятие представлено в виде последовательности следующих этапов: организационного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного (самоанализ).

Процесс освоения каждой техники декоративно-прикладного творчества состоит из нескольких этапов.

1этап - организационный.На первом этапе происходит знакомство с техникой, необходимыми материалами и инструментами, а также с фотографиями и образцами готовых работ. Под руководством учителя учащиеся анализируют и сравнивают различные приемы, композиционные решения, представленные на образцах.

II этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового

содержания). Задача: мотивация и принятие детьми цели творческой деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

 III этап-основной В качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие моменты: усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление, обобщение и систематизация знаний. 

На этом этапе учащиеся осваивают и отрабатывают основные приемы данной техники, выполняя работу по заданному образцу. В процессе этой работы они учатся сочетанию элементов данной техники, вырабатывают навыки работы с инструментами и материалами. Основной вид деятельности учащихся на данном этапе – репродуктивный.

 IV этап – контрольный.  Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их    коррекция. На этом этапе у детей появляется возможность проявить свои творческие способности в данном виде деятельности. Они самостоятельно разрабатывают эскизы, продумывают композиционные и цветовые решения, осуществляют подбор материалов.

V этап итоговый.  Задача: дать анализ и оценку успешности  достижения цели и наметить перспективу последующей работы.  Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VI этап рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Оценивается работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. Заключительной частью данного этапа является выставка готовых работ учащихся.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

• для игр детей;

• для украшения интерьера детского учреждения, дома;

• их можно использовать в качестве подарков.

 Дидактический материал

       Для успешной реализации программы кружка используется методический и раздаточный материал, необходимый для освоения программы. Использование материалов из Интернета, методической литературы, иллюстрации, репродукции, видео  и аудиоматериалы, задания, упражнения, мультимедийные презентации - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. 

Оборудование и инструменты:

- цветная бумага, гофрированный картон, картон белый и цветной, пластилин, клей ПВА, бумага и палочка для квилинга, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка, вязальный крючок и нитки для вязания

Механизм оценки результативности освоения программы:

       Результатом реализации данной программы являются конкурсы, выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для  родителей и украшения детских уголков и комнат

Все эти формы предполагают оценку теоретического или практического задания.

 Нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:         

  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

•        Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),

•        Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”,

•        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41),

•        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),

•        О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),

•        Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),

•        Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),

•        Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).

•        Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

•        СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы от 10 сентября 2014 г.

•        Устав МОУ СОШ № 21

Список литературы

  1. Бычкова, Е. Р. Картина своими руками для домашнего интерьера: оригинальные решения [Текст]: практ. пособие / авт. – сост. Е. Р. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011. – 32 с.: ил.
  2. Митителло, К. Чудо – аппликация [Текст]: практ. пособие / К. Митителло. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 64 с.: ил.
  3. Проснякова, Т. Н. Технология. Творческая мастерская: Учебник для 4 класса. – 2-е издание, перераб. [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Проснякова. – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009,– 120 с.: ил.
  4. Румянцева, Е. А. Аппликация. Простые поделки [Текст]: практ. пособие / Е. А. Румянцева. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011. – 16 с.: ил.
  5. Чернова, Н. Н. Волшебная бумага [Текст]: практ. пособие / Н. Н. Чернова. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с.: цв. ил.
  6. С. В. Колесник. Азбука мастерства. 1-4 класс. – Саратов: Лицей, 2004.
  7. Интернет-ресурсы:

Оригами:

Квиллинг

Объемная аппликация

                                                                                                                                                                                               Утверждаю:

                                                                                                                                                                                                     Директор МОУ СОШ  №21

                                                                                                                                                                                              ________/А.В.Зюзин/

                                                                                                                                                                                             «___»  декабря 2019г.

Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная  программа - дополнительная общеразвивающая программа «Умелые руки»

(стартовый уровень)

   

   Время проведения занятия: четверг 14.00-17.00

   Педагог: Бушкова С.В.

п/п

Месяц

Число

Форма организации образовательного процесса

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

январь

групповая

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что умеют наши руки? Знакомство с материалами

МОУ СОШ № 21

Беседа. Теоретическое занятие

январь

групповая

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что умеют наши руки? Знакомство с материалами

МОУ СОШ № 21

Теоретическое занятие

январь

групповая

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что умеют наши руки? Знакомство с материалами

МОУ СОШ № 21

Теоретическое занятие

январь

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

январь

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

январь

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

январь

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

январь

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

январь

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

январь

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Волшебный пластилин

Изготовление индивидуальных картин и общего панно

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

февраль

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

март

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие.

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

апрель

групповая

1

Дела бумажные

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие 

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки ы.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие 

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

май

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки ран.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

сентябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Превращения ниточки оссии

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Превращения ниточки.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Превращения ниточки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

октябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек и

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Для умелых ручек нет ненужных штучек

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Итоговые занятия

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Итоговые занятия

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

ноябрь

групповая

1

Итоговые занятия.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Итоговые занятия

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Итоговые занятия

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Итоговые занятия

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Итоговые занятия

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Итоговые занятия

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Итоговые занятия.

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Оформление выставки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Оформление выставки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Оформление выставки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Оформление выставки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Оформление выставки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие

декабрь

групповая

1

Оформление выставки

МОУ СОШ № 21

Практическое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Поколение NEXT"

Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный ...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...