Программа внеурочной деятельности "Кладовая мастеров"
рабочая программа по технологии (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Кладовая мастеров» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. (модифицированной), с учетом Учебного плана МБОУ «ТСШ №2» и утверждена приказом директора МБОУ «ТСШ №2» Архиповой Н.В.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Актуальность программы: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,
воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_kladovaya_masterov_6b_klass.docx | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей начальных классов Протокол №___ от «___» ______20 _г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ____________/_________/ «___»___________20 __г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ /__________/ «___»___________20 __г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Кладовая мастеров»
Направление деятельности:
общекультурное
«6 Б» класс
Учитель: Шадрина
Юлия Андреевна
Квалификационная категория:
нет
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Кладовая мастеров» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. (модифицированной), с учетом Учебного плана МБОУ «ТСШ №2» и утверждена приказом директора МБОУ «ТСШ №2» Архиповой Н.В.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Актуальность программы: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,
воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Особенности организации учебного процесса
Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на год обучения. В шестом классе 70 часов (2 часа в неделю). Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Подведение итогов работы проводится в виде выставки работ учащихся.
Планируемые результаты
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
• интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
• выраженной познавательной мотивации;
• устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные
Обучающийся научится:
• планировать свои действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
• проявлять познавательную инициативу;
• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
• допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• владеть монологической и диалогической формой речи;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• высказываться в устной и письменной форме;
• анализировать объекты, выделять главное;
• осуществлять синтез (целое из частей);
• проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения об объекте.
Коммуникативные
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Содержание | Теория | Практика | Всего | ||||
1 | Рисование. | Инструктаж по ТБ. Слушание. Знакомство с техникой рисования в карандаше. Практические занятия Практическая художественная деятельность. Создание композиции с осенними листьями. | 2 | 8 | 10 | ||||
2 | Флористика | Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций. Основы художественной композиции. Пропорции, фон, текстура во флористике. Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Правила создания и хранения флористической работы. | 2 | 4 | 6 | ||||
3 | Бисероплетение. | Ознакомление с видами плетения. Плетение простых цепочек. Ознакомление с принципом плетения в 2 нити. Плетение жгута. | 2 | 6 | 8 | ||||
4 | Нетрадиционные формы изображения | Батик, ниткопись. Правила безопасной работы с инструментами. | 2 | 8 | 10 | ||||
5 | Работа с бумагой. | Технология работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Разнообразие техник работ с бумагой. | 2 | 10 | 12 | ||||
6 | Учись мастерить | Исторический экскурс. Моделирование динамических игрушек. Изготовление поделок из бросового материала. | 2 | 10 | 12 | ||||
7 | Работа с иголкой и не только | История появления техники макраме. Знакомимся с техникой макраме. Народная игрушка Выставка работ учащихся за год работы | 2 | 10 | 12 | ||||
Итого | 14 | 60 | 70 |
Календарно тематическое планирование 6 Б класс (70 часов)
№ | Тема | Формы организации | Вид деятельности | Дата проведения | |||||
По плану | По факту | ||||||||
Рисование. (10 ч) | |||||||||
1-2 | Знакомство с техникой рисования | Практическое занятие | Слушание. Практическая художественная деятельность. | ||||||
3-4 | Создание композиции с осенними листьями. Панно. | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
5-6 | Рисование в технике граттаж (воскография) | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
7-8 | Рисование нитками, гуашь | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
9-10 | Рисование в технике разбрызгивания | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
Флористика. (6 ч) | |||||||||
11-12 | Работа с засушенными растениями | Практическое занятие | Слушание. Самостоятельная работа | ||||||
13-14 | Объемные композиции | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
15-16 | Работы из соломы и бересты | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
Бисероплетение. (8 ч) | |||||||||
17-18 | Вводное занятие. Знакомство с историей создания бисера. | Теоретическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
19-20 | Ознакомление с видами плетения. | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
21-22 | Ознакомление с принципом плетения в 2 нити | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
23-24 | Игольчатое плетение. | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
Нетрадиционные формы изображения(10ч) | |||||||||
25-26 | Рисование в технике пуантилизм | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
27-28 | Ниткопись | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
29-30 | Рисование солью | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
31-32 | Рисование в технике грифонаж | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
33-34 | Рисование по стеклу | Практическое занятие | Практическая художественная деятельность. | ||||||
Работа с бумагой. (16ч) | |||||||||
35-36 | Объемная аппликация | Практическое занятие | Моделирование. | ||||||
37-38 | Торцевание из салфеток | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
39-40 | Цветы из бумаги и букеты | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
41-42 | Шары кусудама | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
43-44 | Модульное оригами | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
45-46 | Вытынанки | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
47-48 | Квиллинг | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
49-50 | Плетение из газетных трубочек | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
Учись мастерить. (12 ч) | |||||||||
51-52 | Изготовление шкатулки для мелочей | Практическое занятие | Моделирование. | ||||||
53-54 | Поделки из старых дисков | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
55-56 | Изготовление фоторамок | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
57-58 | Изготовление подставки для ручек. | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
59-60 | Изготовление копилки | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
61-62 | Поделки из пластиковых булылок | Практическое занятие | Конструирование. | ||||||
Работа с иголкой и не только. (14 ч) | |||||||||
63-64 | Знакомимся с техникой макраме | Практическое занятие | Слушание. Практическая деятельность. | ||||||
65-66 | Вышивка лентами | Практическое занятие | Практическая деятельность. | ||||||
67-68 | Изучаем ручное шитье | Практическое занятие | Практическая деятельность. | ||||||
69-70 | Выставка работ учащихся за год работы | Практическое занятие | Практическая деятельность. |
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса:
Обучающиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;
- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;
- основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;
- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;
- историю русского народного костюма;
-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;
- оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.
Обучающиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
-выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль
Литература для педагогов
- Витвицкая М.Э., Икебана, аранжировка, флористика. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2008.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: ВЛАДОС, 2000.
- Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. - ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997.
- ДурасовГ.П., Изобразительные мотивы русской народной вышивки. – М.: Просвещение, 2003.
- Детям – о традициях народного мастерства. В 2 ч. /Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С., Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И., Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М.: Школьная пресса, 2001.
- Молотобарова О.С., Учите детей вышивать. – М.: ВЛАДОС, 2003.
- Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
- Ячменёва В.В., Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Литература для детей и родителей
- Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. - ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997.
- ДурасовГ.П., Изобразительные мотивы русской народной вышивки. – М.: Просвещение, 2003.
- Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С., Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
- Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
- Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
Интернет ресурсы:
- http://ped-kopilka.ru/- Учебно-методический кабинет
- http://allforchildren.ru/ - Всё для детей
- http://dekor.nm.ru/ Презентационный сайт по декоративно- прикладному искусству.
http://www.rukukla.ru/ Народные куклы. Народные игрушки
http://glina.teploruk.ru - Лепка из глины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Программа внеурочной деятельности "Город мастеров"
Данный материал содержит программу по внеурочной деятельности "Город мастеров". В программу включена пояснительная записка, содержание курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, тем...
Программа внеурочной деятельности "Школа мастеров"
Программа для 2 класса....
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по городу Мастеров"
Программа внеурочной деятельности «Путешествие по городу Мастеров» реализует направление «Общественно-полезная и проектная деятельность» в рамках федерального госу...
Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса
Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...
Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса
Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...
программа внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер"
программа по внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер" содержит пояснительную записку, содержание данного курса, требования к умениям и знаниям, учебно-тематический план, ценностные орин...