Технологическая карта урока технологии "Полезные ископаемые" (УМК "Перспектива", 4 класс)
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цель урока: создание условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о мозаике;
  2. Уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина;
  3. Изготовить изделие «Малахитовая шкатулка».

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и активность;
  2. Развивать память воображения, творческие способности, художественный вкус и т.д.

Воспитательные:

       1. Воспитывать аккуратность с помощью выполнения изделия на уроке технологии;

       2. Формировать интерес к материалу урока, эстетическое отношение к миру, получение удовольствия от своей работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 05.10.21г.

Школа: МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска»

Класс: 4 «м\х»

Урок: 2

Время: 08:55-9:35 Кабинет: 212

Студент: Кладова Анна

Группа: 41

Учитель: Балдина В.А.

Руководитель практики: Бондарь Е.Б.

Тема урока «Полезные ископаемые»

Изделие «Малахитовая шкатулка»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания о мозаике;
  2. Уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина;
  3. Изготовить изделие «Малахитовая шкатулка».

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес и активность;
  2. Развивать память воображения, творческие способности, художественный вкус и т.д.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность с помощью выполнения изделия на уроке технологии;

2. Формировать интерес к материалу урока, эстетическое отношение к миру, получение удовольствия от своей работы.

Оборудование: учебная презентация, пластилин, коробочка, стека.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом  уровне

Словесный: беседа, психологический настрой

Фронтальная

1. Приветствует.

2. Проверяет готовность учащихся к уроку.

3. Создает эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

-Меня зовут Анна Михайловна, сегодня я проведу у вас урок технологии. Присаживайтесь.

1. Приветствуют учителя и настраиваются на работу

2. Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Побуждает к высказыванию своего мнения.

2. Подводит к новой теме урока.

-Ребята, на слайде вы видите народную мудрость. Прочитайте её.

-Как вы ее понимаете?

-Сегодня на уроке я предлагаю вам следовать этой народной мудрости.

-Ребята, давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

-На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

-Ребята, на слайде перед вами представлены понятия, имена. Ваша задача объяснить их.

П.П. Бажов- известный советский писатель, автор популярных уральских сказок.

Малахит- это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок.

Урал- географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. 

Хозяйка медной горы- сказка Павла Бажова, которая открыла многим детям очарование легенды уральской земли.

-Как вы думаете, что объединяет все эти слова?  

-Верно. Что такое шкатулка? Для чего она используется?

-Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

-По моей просьбе дома в толковом словаре В. И. Даля ваша одноклассница нашла, что такое малахит и сейчас прочитает нам. Давайте послушаем.

1. Читают народную мудрость.

«Труд, сделанный с душой, и себе, и людям в радость».

2. Отвечают на вопросы.

-Это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды.

-Твёрдые, жидкие, газообразные.

3. Объясняют значение всех понятий.

4. Отвечают на вопросы.

-Малахитовая шкатулка.  

- Шкатулка-это ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

-Из сборника уральских сказок Павла Петровича Бажова.

П: Выделение известной информации и структурирование знаний;

П: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Учебная презентация

-Малахит-минерал ярко-зелёного цвета, используемый для различных поделок или как сырьё для получения меди. Этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень. Изумрудный и тёмно-зелёный малахит получил название из-за сходства своего цвета с цветом листьев мальвы. Интересно, что уральский малахит, чья красота воспета П.П. Бажовым в «Малахитовой шкатулке» и известный сегодня как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 г. использовался лишь в качестве медной руды.

-Ребята, скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? 

-Рассмотрите, пожалуйста, замечательные узоры малахита, созданные природой.

-Ребята, а вы знаете, как называется и где находится самое известное архитектурное создание из малахита.

-Ребята, посмотрите на экран, на нём изображена Малахитовая гостиная Зимнего дворца в городе Санкт-Петербурге.

-Ребята, посмотрите на экран. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

-Как можно назвать подражание чему-либо? 

-Итак, сегодня мы будем изготавливать имитацию малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-Давайте определим тему нашего урока.

- Какую цель на урок поставим?

5. Слушают сообщение одноклассницы.

-Из камня.

-Мозаика.

-Имитация.

-Тема: «Малахитовая шкатулка».

-Цель: познакомиться с изделием шкатулки; выполнить изделие «Малахитовая шкатулка».

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: проявление активности в общей работе;

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

-Посмотрите на образец изделия «Малахитовая шкатулка»

-Как вы думаете, каково назначение модели?

- Какова форма изделия?

- Можно ли сделать эту модель из другого материала? Если да, то из какого?

-Сложная эта модель или простая? Почему?

-Сколько деталей использовано в этой модели?

- Как и каким способом оформлена модель ракеты?

-Как мы еще можем с вами оформить данную модель?

1. Высказывают предположения.

-Украшение, декор.

-Конусообразная.

-Прямоугольная.  

-Картона, бумаги, ткани.

-Простая.

-1.

-Мозаика из пластилина.

-Вырезать украшения из бумаги, ручку для шкатулки и т.д.

П:самостоятельное формулирование темы и цели урока;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: проявление активности в общей работе;

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Организует работу над разъяснением новой темы.

1. Инструменты и материалы.

-Какие материалы вам понадобятся?

-Какого цвета понадобится пластилин? 

- Какие инструменты вы будете использовать?

-Давайте повторим правила работы с пластилином.

1. Работай на подкладном листе.

2. Перед лепкой смочи руки.

3. Разомни пластилин.

4.Упавший пластилин нужно немедленно поднять.

5.После работы протри руки тряпкой, затем вымой.

2. Разметка.

-В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).

-Повторим правила работы со стекой.

1. Стека должна лежать в правом углу парты.

2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.

3. Держи стеку как ручку.

-Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.

3. Заготовка. 

-После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.

-Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем, их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.

-Пластилин.

-Зелёный цвет разных оттенков, белый, черный.

-Стека, подкладная доска, тряпочка, коробка.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П:структурирование знания;

К:инициативность в общем поиске нового знания;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов;

П: структурирование знаний

П: обобщение и структурирование знаний в речи

К: готовность слушать собеседника и вести диалог

Учебная презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа, языковой анализ

Частично-поисковый

Наглядный: презентация

Фронтальная, парная

4. Сборка.

-Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.

5. Оформление.

-Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Перед вами на слайде представлены этапы выполнения нашего изделия, но они перепутались, ваша задача в правильном порядке их расставить.

1. Инструменты и материалы;

2. Разметка изделий;

3. Заготовка деталей;

4. Сборка изделия;

5. Оформление изделия.

-Сейчас вам необходимо самостоятельно выполнить изделие «Малахитовая шкатулка». Посмотрите, пожалуйста, на критерии выполнения работы:
- аккуратность
- законченность
- правильность

-Перед работой мы с вами немного отдохнём.

Динамическая пауза

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны)

Покрутили…

(Волнообразные движения)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли!

(Пальцы расцепились)

Л: понимание и выражение в речи цели задания;

Р: принятие учебной задачи к исполнению;

Р:саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Словесный: беседа

Практический: выполняют изделие

Фронтальная, самостоятельная

1. Проверяет готовность.

-Ребята, проверьте все ли материалы и инструменты у вас готовы к работе. Не забывайте про технику безопасности работы с пластилином и стеком.  

-оказание индивидуальной помощи

-организация взаимопомощи

-конструктивная критика

-поощрение

1. Самостоятельно изготавливают изделие согласно плану.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Фронтальная

1. Организует повторение материала.

-Как звучит тема нашего урока?

-Какую цель мы с вами поставили?

-Как вы изготавливали имитацию малахитовой шкатулки?

-Скажите, мы достигли с вами поставленной цели?

1. Отвечают на вопросы.

-Тема: «Малахитовая шкатулка».

-Цель: познакомиться с изделием; выполнить изделие «Малахитовая шкатулка».

-Из пластилина с техникой «русской мозаики».

-Да.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Наглядный: презентацияФронтальная

1. Проверка работы.

-Сейчас выйдите к доске со своими работами те, кто закончил свое изделие.

2. Осуществляет анализ работ.

-Ребята, давайте проанализируем их работы по нашим критериям выполнения изделия.

- аккуратность
- законченность
- правильность

Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы. Очень творчески подошли к проделанной работе.

3. Уборка рабочих мест.

- Приведите, пожалуйста, в чистоту свои рабочие места.

 

 1. Представляют и анализируют работы.

2. Уборка рабочих мест.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока математики во 2 классе. Тема урока:Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6.

Технологическая карта урока математики во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления на 4, 5, 6....

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: " Россия на карте". УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний обучающихся о карте. Задачи урокаДидактические:учить что такое карта и приёмам чтения карты;учить находить отличия г...