Лепка из соленого теста. 3 класс
план-конспект урока по технологии (3 класс)

Шайхуллина Зульфия Анасовна

Конспект урока по технологии в 3 класс. лепка из соленого теста " Сувенир маме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_tehnologii.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

                     Конспект урока по технологии 

             Лепка из соленого теста «Сувенир для мамы».

Цель урока: Изучение технологии изготовления декоративного изделия ( сувенир для мамы ) из соленого теста.

Задачи урока:

Воспитательные:  - воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, усидчивость и аккуратность при выполнении поделок из солёного теста;

Обучающие: - о солёном тесте и технике «тестопластика»;

- обучить технологии изготовления поделок из солёного теста методом работы по образцу;

- пробудить интерес детей к творчеству;

Развивающие: - развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

- развивать навыки качественного изготовления изделий;

Формы организации работы: Комбинированная (традиционное занятие + практическое занятие с использованием мультимедийного оборудования).

Оборудование: фигурки и фотографии сувениров, картин из соленого теста; клеёнки, соленое тесто, стаканчики с водой, скалка, доски для лепки, влажные салфетки.

Проектор, экран, презентация.

Планируемые результаты:

Личностные.

- проявлять  интерес к изучению темы;

-  ответственность при выполнении учебного задания;

-  понимание успешности при освоении темы.

Предметные.

- использовать различные приёмы и способы работы с солёным тестом:

- разрезать и надрезать стеком, отщипывать, формовать тесто,

- для придания формы тесту раскатывать в ладонях или на столе, сплющивать, вытягивать и сгибать,

- при оформлении изделия дополнять изделия мелкими деталями (налепами).

Метапредметные.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятия «тестопластика»;

— определять форму и размеры для использования в технике «тестопластика» и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

— адекватно представлять результат собственной деятельности.

  1. Организационный момент. 

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

 Проверить готовность к уроку

Я надеюсь, что у вас прекрасное настроение. Давайте друг другу улыбнемся. 

( Приветствие учителя и гостей.)

 II  .Актуализация знаний.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

- А какой  праздник у нас приближается?   /День матери/ слайд 1

  В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина            № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

- И сегодня мы сделаем подарок. Это будет оберег (талисман, амулет ) для мамы. Оберегом может быть любая вещь, любой предмет.

 III  . Введение в тему. 

       Мы сегодня с вами на уроке продолжим осваивать новую технику лепки. Лепка – любимое и увлекательное занятие детей с младшего возраста. На уроках технологии появилась возможность совместить лепку и тесто. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками. Сувениры, сделанные своими руками становятся особо ценными.

- Немножко истории. Рассказ учеников

1. Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

2. В Европе в древности фигурный хлеб делали только руками, без вспомогательных инструментов. На Руси еще в IX веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для всех праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок.

3. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать.

4. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Одно время в России выпекалась пряничная азбука – таким “сладким” образом детей приобщали к чтению.

5. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяют людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.

6. Один из художественных народных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. В Скандинавии фигурки делают из связанных в снопы колосьев; а на западе Испании на торжества в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки. В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделенные пышными орнаментами.

7. В Восточной Европе изделия из теста не окрашивают; типичный коричневый тон выпечки считается особенно красивым. В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста. . Кукол-марионеток из солёного теста стали делать в Китае ещё в 18 веке

8. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Спасибо, ребята.

- Мы познакомимся с приемом работы, который  называется ТЕСТОПЛАСТИКА.

- Может быть кто-нибудь объяснит, что это значит? (ТЕСТОПЛАСТИКА – лепка  изделий из солёного теста.)

- на доске ТЕСТОПЛАСТИКА.

- А проблематично ли приготовить тесто для лепки?  (да)

-Сравните продукт из теста для пирожков и из соленого теста. (сравнивают и приходят к выводу, что тесто для пирожковвоздушное, пышное, а соленое тесто элостичное, крутое )

- От чего это зависит? ( от ингредиентов и их кол-ва )

IV. Алгоритм  изготовления изделий из соленого теста.  Слайд  4
1.Замес 
2.Лепка

3. Сушка 
4. Раскраска 
5. Лакирование.
1. Замес – смешать в подходящей посуде все ингредиенты, тщательно вымесить тесто. Оно должно получиться однородным, эластичным, крутым.

мука пшеничная 1стакан смешиваем с 1стаканом соли «Экстра», добавляем одну столовую ложку крахмала, всё еще раз перемешиваем, добавляем 0.5 стакана ледяной воды, по одной столовой  ложки  клея ПВА и растительного масла. При вымешивании густоту теста можно регулировать:

-если тесто начинает крошиться, в него добавляют воду;

-если получается мягким, досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции.

  Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым.
2. Лепка – лепить или вырезать изделия, фигурки нужно сразу на твердой поверхности

( разделочной доске), тогда обратная сторона изделий останется ровной и не будет деформироваться.

        Техника лепки

■ Если вы будете сушить поделки на воздухе, то работать нужно на деревянной или пластмассовой дощечке.

■ Если сушить будете в духовке, то на подносе или жаростойкой посуде.

■ Прежде чем начать лепить, разомните в руках кусочек теста.

■ Тесто, с которым вы в данный момент не работаете, положите под пленку или целлофановый пакет, чтобы оно не подсыхало. (Если вы работаете с цветным тестом, то каждый цвет нужно накрыть отдельно.)

■ Если вы хотите украсить поделку отпечатками, то сделайте это сразу же после лепки, иначе тесто покроется сухой корочкой и украшение не получится. Для отпечатков можно использовать любые предметы.

■ Части поделки из соленого теста хорошо прилипают друг к другу, но желательно место соединения предварительно смочить водой. Это можно сделать с помощью небольшой кисточки.
3. Сушка и обжиг – способы сушки: в духовке электроплиты или газовой плиты, на воздухе, комбинируют. Сушат на белых и черных противнях. Просушивают изделия на малом огне до зарумянивания, затем противень перемещают с верхней полки на среднюю.  Мы будем сушить при комнатной температуре на подоконнике /на листочках бумаги/. Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий.
4. Раскрашивание – перед тем как раскрашивать изделие, их обычно грунтуют белой масляной краской, после высыхания красят гуашью.
5. Лакирование – используют как жидкий, так и густой прозрачный лак. Под защитным слоем лака краски не будут осыпаться, крошиться, выцветать.

- Какие из этих действий мы сможем выполнить на уроке? (замес, лепка, сушка)

- А на следующем занятии мы раскрасим наши сувениры.

V.Физкультминутка 

VI. Правила техники безопасности.  слайд 5

-Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила техники безопасности:

- передавать колюще-режущие предметы тупым концом вперёд, нельзя ими баловаться и размахивать. Быть осторожными и внимательными.

-солёное тесто не есть, это не продукт питания, а материал для лепки, состоящий из соли! 

Правила личной гигиены:

1. Работать надо на доске для лепки.

2. Следите за чистотой рук, вытирайте их влажной салфеткой или тряпочкой.

3. После работы тщательно убрать своё рабочее место, вымыть руки.

VII. Практическая работа.   слайды 6-10

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Практическая работа.

- А сейчас выполняем 1 действие. Это ЗАМЕС. /слайд 6/

Посмотрите на слайд и выполните. У вас получилось тесто? /нет, почему? Что нужно сделать? /добавить муки или воды/

- Действие 2: ЛЕПКА. Сейчас мы будем лепить сувенир  по алгоритму (слайды №7,8,9,10)

Слайд 7 : выбираем и делаем форму сувенира / может быть сердечко, звезда, цветок и т.д./

Слайд 8 : делаем дырочку для подвески

Слайд 9 : если хотите украсить изделие отпечатками, то лучше это сделать сразу, пока тесто не подсохло / для работы подойдут любые предметы – зубочистки, стержни, пуговицы, колпачки от фломастеров, пуговицы  и т.д./

Слайд 10 : если будете украшать более мелкими деталями из теста, то места соединения лучше смочить водой, т.к. детали из соленого теста хорошо прилипают друг к другу.

VIII.Рефлексия. 

- Вам понравилось на уроке?

На партах лежит набор прищепок  и  картинки. Назовите, что на них изображено. (Солнышко и тучка).Если вам понравился урок- при помощи прищепок сделайте лучики солнышку и покажите всем. Если урок не понравился – прикрепите капельки дождя на тучку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеучебному занятию "лепка из соленого теста"тема: "Новогодние блюда "

Внеучебное занятие в условиях введения ФГОС по авторской программе "лепка из соленого теста". Тема: «Новогодние блюда»  (Яйчница , торт.)       Цели: Закреплять...

Мастер - класс "Лепка из соленого теста"

Лепка из солёного теста позволяет создавать красочные, индивидуальные подарки  для друзей и родственников, развивает интерес к искусству....

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления "Лепка из соленого теста"

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного  направления "Лепка из соленого теста" для начальных классов...

Конспект урока по занимательному труду в 4 классе (сложная структура дефекта). Лепка из соленого теста.

Учить детей раскатывать тесто круговымии прямыми дважениями; преобразовывать форму шара в конус, столбик, сплющивать, раскатывать. Формировать умение передавать выразительные особенности, прпорциональ...

Мастер-класс по лепке из соленного теста.

Методическая разработка по работе с соленным тестом....

Технологическая карта урока технологии "Лепка из соленого теста. Изделие брелок для ключей" 3 класс

Тип урока: открытие «нового» знания Цель деятельности учителя: Изучить технологию лепки из соленого теста. Задачи урока:Дидактические: 1. Изучить технологию лепки из соленог...