Тема: "Оригами. Лисичка" (3 класс)
план-конспект урока по технологии (3 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по технологии. Тема: "Оригами. Лисичка" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami._lisichka_3_klass.docx132.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 14.10.2021 г.

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Класс: 3 «В»

Образовательная система: «Школа России»

Учебный предмет: Технология

Тема урока: Оригами. Лисичка

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: сознание условий для

  • знакомства учащихся с историей возникновения и традициями праздника «Всемирный день защиты животных»;
  • совершенствования технологических умений младших школьников при освоении приёмов техники «оригами».

Деятельностная: создание образа животного (лисичка)  в технике «оригами».

Задачи:

Обучающие:

1. Раскрыть социальное значение праздника «Всемирный день защиты животных»;

2. Познакомить с приёмами выполнения изделия в технике оригами (Лисёнок);

3. Формировать умение изменять образ создаваемого объекта в соответствии с собственным замыслом;

4. Совершенствовать конструктивно-художественные умения.

Развивающие:

1. Развивать умение осуществлять элементы целеполагания;

2. Развивать умение анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;

3. Развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

4. Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей ребёнка.

Воспитательные:

1. Воспитывать принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;

2. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Планируемые результаты обучения:

Формируемые УУД:

Предметные:

1. Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

2. С помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.

Личностные: 

1. Положительно относиться к учению;

2. Чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;

3. Бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

4. Под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

1. Готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

2. Выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы;

3. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

1. Ориентироваться анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные:

1. Слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Оборудование: клей, ножницы, карандаш, цветная бумага, шаблоны, цветные карандаши, образец, подкладные листы.

 

План урока:

1. Этап мотивации  – 4 мин.

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

2. Этап актуализации и пробного учебного действия – 7 мин.

3. Этап выявления места и причины затруднения – 7 мин.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения – 4 мин.

4.1. Определение темы урока

4.2. Определение цели урока

5. Этап реализация построенного проекта – 3 мин.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин.

6.1. Правила техники безопасности

6.2. Демонстрация приёмов работы

6.3. Целевые обходы учителя

7. Этап рефлексии учебной деятельности – 5 мин.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

- Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок технологии проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Тихонько сели девочки, ещё тише сели мальчики.

- Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку

- У вас на столах должны лежать: ножницы, клей, шаблоны, цветная бумага, подкладные листы.

- Я желаю, чтобы этот урок для вас прошёл интересно, чтобы каждый для себя на уроке открыл что – то новое, а трудности, с которыми вы встретитесь, чтобы непременно были преодолены.

Приветствуют учителя, садятся

Самоконтроль
взаимоконтроль

К1

Р1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Ребята, мы с вами сегодня отправимся в интересную и большую страну.

- А встречают нас необычные животные этой страны.

- Посмотрите внимательно, какие материалы использованы для их создания.

(1-4 слайды)

- Кто может назвать технику выполнения данных изделий? В какой технике они выполнены?

- А вы знаете, что такое оригами?  

(5 слайд)

- Оригами – это вид декоративно-прикладного искусства, заключающийся в складывании фигурок из бумаги.

- Где возникла эта техника? 

- Искусство оригами зародилось в Японии. Само слово «оригами» в японском языке состоит из двух иероглифов: «ори» – бумага и «гами» – складывание.

(5 слайд)

- Какая фигурка  оригами является национальным символом Японии? 

(6 слайд)

- Что она символизирует? 

- Признанным мастером оригами был Акира Йшизава.

(7 слайд)

Он придумал сотни фигурок.

- Оригами очень популярно во многих странах. А людей, которые занимаются оригами,  называют художниками - оригамистами. В области оригами немало интересных рекордов. Некоторые из  них попали в Книгу рекордов Гиннеса.

  • Самый маленький японский журавлик был сложен из квадрата со стороной 1х1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.

 (8 слайд)

  • Самый большой японский журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 метра.

(9 слайд)

  • В спортивном зале одной из афинских школ греческие школьники и студенты собрали символ Афин – сову. Её изображение было выложено из более чем пятидесяти тысяч бумажных цветов, выполненных в технике оригами. На работу было потрачено более девяти часов.

(10 слайд)

- Бумага

- Оригами

- Складывание бумаги

- В Японии

- Журавлик

- Счастье и долголетие

Самоанализ

К1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

- Знаете ли вы, какой праздник отмечают 4 октября?

- Каждый год 4 октября отмечается Всемирный день защиты животных. Этот праздник был учреждён в далёком 1931 году на международном конгрессе сторонников движения в защиту природы.

- Всемирный день защиты животных (или просто День животных) создан для того, чтобы обратить внимание человечества не только на свои проблемы, но и на животных, которые живут вместе с нами на планете уже долгие годы.

- Неутешительная статистика гласит, что каждый час на Земле исчезает 3 вида животных.

- Так мы уже никогда не увидим «багамского поползня».

(11 слайд)

- После тропического урагана Дориан, в 2019 году, на Багамах обнаружить данный вид птиц не смогли.

- Последняя особь гавайской древесной улитки погибла в январе 2019 года в возрасте 14 лет.

(12 слайд)

- На грани вымирания «золотой бамбуковый лемур», который обитает на Мадагаскаре.

(13 слайд)

- Активисты 4 октября предлагают защищать не только диких животных, но и домашних. Это связано с тем, что к зоозащитникам часто поступают заявки на жестокое обращение с животными в семьях.

- Во Всемирный день защиты животных в мире проходят различные просветительские мероприятия, благотворительные акции, известные люди записывают видеообращения, активисты общаются с руководителями крупных животноводческих хозяйств по вопросам гуманного содержания и забоя скота, а специалисты предлагают меры защиты вымирающих животных.

- Кого мы с вами будем сегодня мастерить в технике «оригами», вы узнаете, отгадав мою загадку:

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек  стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Очень хитрую (лису)

(14 слайд)

- Опишите лису, какая она?

- Где обитают лисы?

- Чем питаются лисы?

- Что делают лисы в случае опасности?

- Как лисы живут зимой?

- Что вы можете рассказать о лисе?

- Как вы думаете, считают ли лис полезными животными и почему?

- А как лису ещё называют?

- Всемирный день защиты животных

- Лисица – красивое животное. Тело её покрыто густой рыжей шерстью. У лисы роскошный пушистый хвост. У неё короткие ноги и острая мордочка. Глазки у лисы бусинками и светятся хитрым огнём.

- Лисы обитают по всему земному шару. Живут не только в лесах, но и в тундре, степях.

- Лисы питаются зайцами, мышами, птицами, рыбой, любит ещё полакомиться ягодами, фруктами, овощами.

- В случае опасности запутывают следы, перепрятываются в другие места. Из-за этого лису называют самым хитрым зверем.

- Зимой лисы норами не пользуются, а спят, свернувшись калачиком, прямо на снегу, прикрыв хвостом нос от мороза. У них отличный мех и мороз им не страшен.

- Лисы живут маленькой семьёй в норе, которую роют в лесу. У них острое зрение и обоняние. Лисы очень осторожны.

- Лисы считаются полезными животными, они поедают мелких грызунов.

- Лису называют «рыжей плутовкой», «лисичкой-сестричкой», «Лисой – Патрикеевной».

Самоконтроль, самоанализ

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

4.1. Определение темы урока

- Сформулируйте тему урока.

- Образ какого животного мы создадим?

- Что нам понадобится для работы?

- Какого цвета бумагу следует взять?

4.2. Определение цели урока

- Какую цель вы поставите перед собой?

- С какими трудностями мы можем столкнуться во время работы?

- Поделка в технике оригами

- Образ лис

- Цветная бумага, ножницы, клей

- Белая, чёрная, коричневая, жёлтая и т.д.

- Создание образа лисы в технике «оригами»

- Плохо проглаживая сгибы изделия, работа может получиться не эстетичной

Самоконтроль

К1

Пр2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

(15 слайд)

Демонстрация приёмов работы:

1. Сделайте базовую форму квадрата. Возьмите лист бумаги размером А4 вертикально. Правый верхний угол сгибаем к левой стороне. Ненужную часть листа бумаги отрезаем ножницами.

2. Заготовку кладём углом на себя и сгибаем пополам по диагонали.

3. Разворачиваем заготовку. Сгибаем ещё раз по диагонали.

4. Верхний и нижний углы загибаем к центральной линии сгиба.

5. Сгибаем получившийся ромб «горой», то есть от себя. Его нижняя грань должна состоять из трёх отдельных частей, сложенных «гармошкой».

6. Разворачиваем треугольник прямым углом к себе. Сторону с тройным краем загибаем примерно на ¼ заготовки.

7. Вкладываем палец по центру складки и раздвигаем её в стороны. Средняя часть начинает сама собой опускаться, образуя острую лисью мордочку.

8. Тщательно разглаживаем заготовку, чтобы передняя часть туловища лисы хорошо раскрылась.

9. С противоположной стороны, слева, загибаем хвостик. Он не должен выступать за пределы заготовки, иначе модель не сможет стоять на ровной поверхности.

10. Остаётся сделать зверьку глаза и нос. Носик и хвостик можно приклеить клеем, чтобы лучше смотрелось.        

Наблюдают за демонстрацией приёмов работы

Самоконтроль, самоанализ, взаимопроверка

Пр2

П1

К1

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях

6.1. Правила техники безопасности

- Прежде чем начать работу, нам необходимо вспомнить правила культуры труда и техники безопасности.

  • Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
  • Передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
  • Не держите ножницы лезвием вверх.
  • Использовать ножницы только по назначению.
  • Работу с клеем проводите на подкладном листе.
  • При работе пользуйтесь салфеткой, чтобы вытирать лишний клей.

6.2. Самостоятельная работа учащихся по технологической документации

- А сейчас, ребята, я предлагаю сделать каждому свою лисичку из бумаги.

- Но для начала нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Пошли пальчики гулять

(руки сжаты в кулаки, большие пальцы бегут по столу)

А вторые догонять

(по столу «бегут» указательные пальцы)

Третьи пальчики бегом

(«бегут» средние пальцы)

А четвёртые пешком

(«идут» безымянные пальцы)

Пятый пальчик поскакал

(касаться стола ритмично обоими мизинцами)

И в конце пути упал

(хлопнуть кулаками по столу).

- Давайте с вами приступим к выполнению работы.

- Проверьте наличие подкладного листа.

1. Сделайте базовую форму квадрата. Возьмите лист бумаги размером А4 вертикально. Правый верхний угол сгибаем к левой стороне. Ненужную часть листа бумаги отрезаем ножницами.

2. Заготовку кладём углом на себя и сгибаем пополам по диагонали.

3. Разворачиваем заготовку. Сгибаем ещё раз по диагонали.

4. Верхний и нижний углы загибаем к центральной линии сгиба.

5. Сгибаем получившийся ромб «горой», то есть от себя. Его нижняя грань должна состоять из трёх отдельных частей, сложенных «гармошкой».

6. Разворачиваем треугольник прямым углом к себе. Сторону с тройным краем загибаем примерно на ¼ заготовки.

7. Вкладываем палец по центру складки и раздвигаем её в стороны. Средняя часть начинает сама собой опускаться, образуя острую лисью мордочку.

8. Тщательно разглаживаем заготовку, чтобы передняя часть туловища лисы хорошо раскрылась.

9. С противоположной стороны, слева, загибаем хвостик. Он не должен выступать за пределы заготовки, иначе модель не сможет стоять на ровной поверхности.

10. Остаётся сделать зверьку глаза и нос. Носик и хвостик можно приклеить клеем, чтобы лучше смотрелось.

C:\Users\XXX\Desktop\лисичка.jpg

6.3. Целевые обходы учителя:

- Контроль организации рабочего места.

- Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы (операции сгибания осуществляются на столе, сгибы тщательно проглаживаются).

- Контроль, за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

- Оказание инструктивной, дозированной  помощи учащимся, испытывающим затруднения.

- Внимательно посмотрите на работы, что можно добавить, как можно изменить?

- Проверьте правильность выполнения работы друг у друга.

Самостоятельное выполнение работы на уроке, составление композиции

Самоконтроль, самоанализ, взаимопроверка

К1

П1

Р2

П2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

- А сейчас продемонстрируем работы, которые у нас получились.

- Сначала выходит первый ряд. Второй. Третий.

- В какой технике мы сегодня работали?

- Ребята, а какое применение мы можем найти нашей поделке?

- Кому понравилась получившаяся работа, поднимите, пожалуйста, руки.

- У вас на столах лежат листочки с нарисованным смайликом. Только ему чего-то не хватает. Если вы довольны своей работой, нарисуйте смайлику улыбку, а если вы наоборот не довольны работой, нарисуйте ему грустную улыбку.

- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу. Уберите свои рабочие места.

Критерии оценки:

- грамотное выполнение технологических операций: сгибание, складывание;

- выразительность образцов: подбор цветовых сочетаний, декорирование;

- завершенность работы;

- соблюдение правил и культуры труда.

Анализируют результат

- В технике «оригами»

- Подарок другу, украшение комнаты, закладка и т.д.

Самоанализ

взаимопроверка

К1

П2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии в первом классе. Тема "Оригами. Пчела."

Данный урок по технологии проводится в первом классе. Материал содержит подробный конспект, составленный по ФГОС, красочную презентацию и схему ОРИГАМИ.Техника оригами очень не сложна в первом классе ...

Тема "Оригами. Кораблик." (3 класс)

Конспект по технологии. 3 класс. Тема "Оригами. Кораблик."...

Урок технологии по теме "Оригами. Лисичка"

Очень часто встречаю данное оригами на просторах педагогических сайтов, но есть одно НО: во всех конспектах мы делаем обычную лисичку. А что если нам сделать настоящую огненную лисицу Кицунэ?)...

Технология.Тема : Оригами. Лисичка.

Данный урок позволяет узнать учащимся о том, как правильно изготавливать "лисичку" в технике оригами....

Конспект внеурочного занятия 1 класс Тема: Оригами.Зайка в технике оригами.

Тема: Оригами.   Зайка в технике оригами.Класс: 1 Цель:Создание условий для самореализации обучающихся в освоение одного из видов бумагопластики – оригами.Задачи:...