исследовательская работа
проект по технологии (4 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шарагольская средняя общеобразовательная школа»
Техническое направление
ВОЛШЕБНЫЙ ВОЙЛОК
Автор работы:
Цыдыпылова Сэлмэг Зоригтоевна, ученица 4 класса
Руководитель: Ульзутуева Евгения Эдуардовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Шарагольская СОШ»
с. Шарагол
202_
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть ……………………………………………………...4
- Шерсть и ее свойства ………………………………………………………....4
- Способы валяния шерсти ……………………………………………………...4
Глава II. Практическая часть ……………………………………………………...5
2.1 Изготовление изделия …………………………………………………………5
Заключение ………………………………………………………………………...6
Список литературы ……………………………………………………………......7
Приложение …………………………………………………………………..........8
Введение
На зимние каникулы к нам приехала бабушка. Она привезла много разных подарков. Заинтересовали тапочки и стельки из войлока, которые бабушка сделала своими руками. И стало интересно, что такое «войлок». Она мне рассказала, как раньше валяли шерсть и что есть разные способы обработки шерсти.
Актуальность данной работы в том, что войлок, удивительный материал, тёплый. Изделия из него получаются комфортными, модными и неповторимыми. Мы выдвинули гипотезу, что если изучить способ валяния шерсти, то можно изготовить изделие собственными руками.
Цель работы: изучить способ валяния шерсти и изготовить изделие собственными руками.
Задачи:
- Узнать про шерсть и ее свойства;
- Изучить литературу о способах валяния шерсти;
- Применить полученные знания в изготовлении подарков к празднику.
Объект исследования: шерсть и способ его обработки.
Предмет исследования: валяние шерсти.
Были использованы следующие методы:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- изготовление изделия.
Работа выполнялась по следующему плану:
- Изучение литературных источников;
- Анализ и обобщение полученных материалов;
- Изготовление изделия.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Шерсть и ее свойства
Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер. Для многих народов, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода.
Шерсть единственный материал, из которого можно изготовить войлок. Лучше всего подходит шерсть овцы. Наиболее ценная белая шерсть. Её можно окрашивать в любой цвет.
Овечья шерсть обладает уникальным свойством. Покровный волос имеет чешуйчатый слой-кутикулу. Благодаря ему шерстяные волокна сцепляются друг с другом под воздействием горячей воды либо пара, давления и трения. На этом основан принцип валяния, с помощью которого изготавливается войлок. Шерсть впитывает влагу в семь раз быстрее, чем любое другое текстильное волокно, что позволяет телу оставаться сухим и теплым. Коэффициент теплопроводности у шерсти ниже, чем у многих текстильных волокон. Именно поэтому шерстяная постель является наиболее теплой. [1]
Шерсть во все времена ценилась за свои целебные свойства. Еще в старину люди избавлялись от зубной и головной боли, обматывая голову шерстяным платком.
Сегодня изготавливают замечательные изделия ручной работы: игрушки, аксессуары, предметы одежды, украшения интерьера и многое другое для себя или в подарок.
- Способы валяния шерсти
Существует две техники изготовления войлока – мокрое и сухое валяние. Рассмотрим каждый способ валяния в отдельности.
Мокрое валяние - валяние руками с помощью воды и мыла. При этом способе валяния - шерсть, разложенную слоями, пропитывают мыльным раствором и поглаживают (трут) руками, постепенно увеличивая усилия. Благодаря действию пара (воды), мыла и рук волокна шерсти плотно переплетаются, и получается войлок. С помощью способа мокрого валяния изготавливают различные изделия: украшения, цветы, сумки, одежду, обувь, головные уборы, ковры, валенки и т.д.
Сухое валяние - это создание изделий из шерсти при помощи специальных игл. На остром конце сделаны насечки, направленные сверху вниз. При втыкании иглы в шерсть насечки зацепляют и спутывают волокна, за счёт чего и происходит процесс уплотнения – сухого валяния. Но как вспомогательный инструмент можно взять толстую поролоновую губку высотой не менее 3 см, на которой будет располагаться работа (чтобы не обкалывать пальцы и стол). Технику сухого валяния используют для создания объемных изделий: мягких игрушек, украшений, сувениров и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие. [3] Одно из направлений сухого валяния стало одним из интереснейших творческих занятий для детей и взрослых - техники шерстяной живописи. [2]
Глава II. Практическая часть
2.1 Изготовление изделия
Изучив всю информацию о шерсти и способах изготовления войлока, решила сделать браслет в технике мокрого валяния шерсти.
Для работы мне понадобилось:
- шерсть цветная;
- жидкое мыло;
- крем для рук;
- тазик с теплой водой;
- полотенце (фото 1)
Нам нужно сделать шарики для нашего будущего браслета. Берем шерсть и отщипываем примерно 7 раз для заготовки (фото 2). Плотно сдавливаем края шерсти и скатываем в центр (фото 3). В итоге у нас получится вот такая заготовка (фото 4). Теперь тщательно пропитать теплой водой надо нашу заготовку (фото 5). Затем надо намылить заготовку (фото 6). И начинаем валять, сильно не надавливая (фото 7). Минут через 15 начинаем надавливать с усилием. Если шарик твердый, надавливается с трудом, то он готов. Осталось ополоснуть и просушить шарики (фото 8). Итак, у нас получились вот такие шарики (фото 9). Из них получился вот такой красивый браслет из 8 шариков. А из одного шарика можно сделать оригинальные брелки (фото 10,11).
Заключение
Войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он прост и многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук.
В результате проделанной работы можно сказать, что гипотеза подтвердилась. Я на личном опыте убедилась, что можно самим освоить технику валяния шерсти и изготовить подарок для своих близких и друзей.
Работать с войлоком могут и дети, и взрослые. Оно развивает внимание, терпение и усердие. Я считаю, что изделия из войлока могут стать оригинальным сувениром. На этом моя исследовательская работа не заканчивается, появилось желание заняться сухим валянием, наверное, сделаю игрушку своему братику.
Список литературы
- Занаев С.З. Декоративно-прикладное искусство бурят как средство трудового воспитания. Улан-Удэ: Бэлиг, 2003.
- Курчак, Е. Забавные самоделки из шерсти / Е. Курчак, Л. Заец. - М.: Эксмо, 2013. - 64 c.Дмитриева-Макерова, Е. М. Валяная игрушка / Е.М. Дмитриева-Макерова. - М.: Питер, 2008. - 104 c.
- Шинковская, Ксения Войлок. Все способы валяния / Ксения Шинковская. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2012. - 176 c.
- http://knitter.spb.ru/articl/felt/felt.php - Галина Горянова "История войлока"
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...
- Мне нравится (1)